В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реальный стратегический резерв Верховного главнокомандования Назад
Реальный стратегический резерв Верховного главнокомандования
Интервью Сергея Степашина в рубрике "актуальное интервью" N5-2006
    

СТЕПАШИН Сергей Вадимович

Председатель Счетной палаты Российской Федерации, председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Родился 2 марта 1952 г. В 1973 г. окончил Высшее политическое училище Министерства внутренних дел СССР, в 1981 г. - Военно-политическую академию, в 2002 г. - Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.
Доктор юридических наук, профессор, Государственный советник юстиции Российской Федерации. Владеет английским языком.
Воинское звание - генерал-полковник.
С 1973 по 1999 гг. - служба во Внутренних войсках МВД России.
С 1990 по 1993 гг. - народный депутат РСФСР, Председатель Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.
С 1993 по 1998 гг. на государственной службе: первый заместитель министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы безопасности, министр юстиции, министр внутренних дел России.
В 1999 г. - первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр внутренних дел, Председатель Правительства Российской Федерации. С апреля 2000 г. С. В. Степашин назначен Государственной думой на должность председателя Счетной палаты РФ.
В 2002-2005 гг. - Президент Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени, орденом Мужества, медалями "За отличие в воинской службе" I и II степени, "За отличную службу по охране общественного порядка" и др.

- Сергей Вадимович, недавно вас избрали председателем Попечительского совета Клуба военачальников Российской Федерации. В этом плане опыт у вас уникальный - вы возглавляли несколько важнейших силовых структур. Находясь во главе Счетной палаты Российской Федерации, не ощущаете себя в отрыве от вопросов военного строительства в стране?

- Конечно, возглавляя систему внешнего государственного контроля, я не являюсь военачальником. Но военнослужащим остаюсь в душе и буду ощущать себя им всегда. Я считаю, исполнение воинского долга - это высшая степень служения Отечеству.
Непосредственную связь с силовыми структурами, с Вооруженными силами поддерживаю буквально ежедневно, поскольку Счетная палата в рамках плановых контрольно-аналитических мероприятий постоянно проводит аудит законности и эффективности расходов, в том числе на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность.

Что такое аудит? В переводе на русский язык это означает "оценка правильности действий". Кому, как не военному человеку, понятна глубинная сущность этих простых на первый взгляд слов. От правильности действий людей, наделенных властными полномочиями и командно-распорядительными функциями, зачастую зависят судьбы людей и целых народов.

Счетная палата Российской Федерации - это конституционный орган, наделенный правами и ответственностью за оценку эффективности использования национальных ресурсов для достижения целей государственной политики.

Во времена существования Советской армии оценкой правильности военного строительства занимались группа главных инспекторов Министерства обороны (внутри Вооруженных сил) и военный отдел ЦК КПСС как внешняя контролирующая структура. В настоящее время эти функции отчасти выполняет Счетная палата.

- И все же первичной является экономика. Ведь от уровня ее развития зависят и оснащенность Вооруженных сил, и состояние правоохранительной системы...
- Да, это так. Причем в условиях глобализации экономическое соперничество между странами является не менее острым, чем военное, и ведется оно по всем правилам стратегического, оперативного и тактического искусства.
В своем послании Федеральному собранию Президент России фактически констатировал, что наша страна, решая задачи безопасного, устойчивого развития, в настоящее время фактически вынуждена находиться в состоянии экономической войны, которая называется конкуренцией на мировой арене.
Как известно, успех в любой войне зависит от целого ряда факторов - от уровня экономического искусства, включая стратегию, оперативное искусство и тактику, от наличия и профессиональной подготовки экономического генштаба, от состава и структуры средств экономической борьбы, от наличия достоверных разведданных, от материальных, финансовых и других видов ресурсного обеспечения.
Говоря и дальше военным языком, приходится констатировать, что на определенном этапе мы, к сожалению, растеряли имевшийся "боевой" потенциал в сфере экономики. Экономический генеральный штаб в лице Госплана канул в Лету. Стратегия и тактика, как целостная система национального экономического искусства, по крайней мере мне неизвестна. Мы не имеем достоверной "разведывательной" информации даже на своей территории. Данные государственной статистики давно не соответствуют реальному состоянию дел, не согласуются с системой бухгалтерского учета и отчетности.
При этом практически отсутствует полноценная система государственной регистрации активов страны, включая основные производственные фонды и природные ресурсы, не говоря уже о качестве бюджетирования и финансирования, проектного и программного управления ресурсами. Виды и рода экономических сил СССР в виде ключевых отраслей промышленности распущены и существуют в виде "партизанских" соединений различного масштаба. Новые, выдвинутые бизнесом командиры, как правило, "академиев не кончали" и ведут войну в силу собственных представлений о ее характере и целях исключительно на видовом театре военных действий, будь то тяжелое машиностроение, связь, авиапром или автопром.
При этом планирование "операций" зачастую ведется с привлечением экономических специалистов из конкурирующих штабов. А сами командующие основное время проводят на территории вероятного противника...
Система профессиональной подготовки младшего и среднего командного состава для отечественной промышленности почти полностью разрушена. В отсутствие квалифицированных техников и технологов, мастеров-наставников не приходится говорить о качественной подготовке наших рабочих как бойцов экономического фронта, способных выстоять и победить в конкурентной борьбе.
В результате, несмотря на кратное увеличение ресурсных возможностей, включая валютный "боезапас" и резерв Верховного главнокомандующего в виде стабилизационного фонда, наша страна похвастаться большими геополитическими успехами не может. Кроме рекапитализации Газпрома и наступления его на мировые рынки, я не могу вспомнить хотя бы еще один пример столь же успешной стратегической операции.
При этом ежегодные потери личного состава соизмеримы с потерями в годы Великой Отечественной войны, население страны стремительно сокращается. По оценке Всемирной организации здравоохранения, экономические потери России в силу сокращения населения к 2015 г. превысят 300 млрд долларов. И прежде всего поэтому Верховный главнокомандующий определил решение демографических проблем как важнейшую цель государственной политики.
Как известно, согласно Конституции России носителем суверенитета является народ, и чем меньше народа, тем меньше суверенитета. Поэтому жизнеспособность российского народа как этнокультурного исторического образования, пожалуй, не менее, а более важный критерий успешности государственной политики. Президент Российской Федерации абсолютно правильно ставит вопрос: ради чего, в конце концов, мы добываем нефтедоллары, создаем стабилизационные фонды и боремся за удвоение валового внутреннего продукта ? Да, экономический прогресс - важнейший фактор развития, если он идет на благо существующим и будущим поколениям российских людей, включая их здоровье и продолжительность жизни. Но пока мы можем похвастаться разве что увеличением числа российских членов клуба, формируемого журналом "Форбс", где представлены самые богатые люди планеты.

- Нарисованную вами картину трудно назвать оптимистичной...
- Все не так печально, как может показаться. Руководством страны в последние годы делается очень много в плане реформирования управления страной, образования, судебной системы, в области военного строительства. Нам благоприятствует конъюнктура цен на энергоносители.
Значительные возможности для развития также имеются благодаря интеллектуальному потенциалу страны, заделам в ряде высокотехнологичных отраслей, таких как ядерная энергетика, космическая промышленность, авиастроение, в сельскохозяйственном секторе и др. Для раскрытия и развития этих конкурентных преимуществ, в первую очередь человеческого потенциала, определены и реализуются приоритетные национальные проекты в здравоохранении, образовании, жилищной политике, сельском хозяйстве. Вместе с тем следует отметить, что выделяемых на их реализацию средств явно недостаточно и они составляют порядка 0,5 % ВВП, что сопоставимо со статистической погрешностью при его подсчетах.
Россия в настоящее время находится на развилке экономических траекторий. Выбор направления дальнейшего движения будет иметь далеко идущие последствия. Завершилась фаза восстановительного роста и начата выработка стратегии и механизмов для перехода к экономическому росту инвестиционного типа.
Собственно говоря, выбор уже сделан: взят курс на капитализацию имеющихся глобальных конкурентных преимуществ страны - энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Страна развивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейших стратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентных доходов, которые будут использованы для модернизации экономики. Установленная законом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей будет превышена к 2007 г. - почти на два года раньше, чем планировалось первоначально. Уже сейчас имеется критически значимая сумма для осуществления целенаправленной инвестиционной политики.
Теперь необходим следующий шаг - использование доходов от природной ренты для наполнения инвестиционных фондов, в том числе венчурного типа, которые могли бы заниматься проектами развития России совместно с союзниками и ближайшими партнерами.
Сегодня финансовые возможности России достигли своего пика за последнюю четверть века. Сейчас важно, чтобы объекты ее инвестирования соответствовали приоритетам стратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектное воплощение.
Хочу также отметить, что реально нашей стране сейчас приходится конкурировать с развитыми странами в трех сферах - целеполагания в государственном развитии, построения архитектуры для достижения целей и технологического обеспечения. В каждой из этих сфер требуется формирование семантики, логики и прагматики для образования трехмерного пространства, в координатах которого необходимо совершить модернизационный рывок и перевод страны в качественно новое состояние.

- А какие конкретно меры нужны, на ваш взгляд, сегодня? Каковы задачи органов экономического управления в условиях жесткой мировой конкуренции?
- Первым делом необходимо формирование суверенной экономической стратегии в условиях жесткой асимметрии ресурсных возможностей по сравнению с развитыми странами. Понятно, что взгляды на средства и способы ведения экономической войны должны быть так же асимметричны, как и взгляды на военное строительство в условиях колоссальной разницы боевых потенциалов Вооруженных сил России и наших оппонентов.
Да, конспиративность стратегии, возможно, важное, но - не единственное условие ее эффективности. Наряду с внятной стратегией, понятной народу, требуется строгая регламентация ответственности органов власти и должностных лиц за ее реализацию. Недопустима ситуация, когда государственный оборонный заказ визируют свыше 40 чиновников, и при этом никто не отвечает за результат.
В условиях асимметрии необходимы нестандартные подходы в поиске ответов на современные вызовы и угрозы. Подготовка молодых менеджеров в Нью-Йорке и Лондоне эту задачу, как мы понимаем, не решает. Мы не можем пользоваться услугами и методологией наших вероятных противников. Нам нужно мобилизовать собственный потенциал, носителем большей части которого по-прежнему являются представители старшего поколения. Поколения, которое в свое время без сверхмощных компьютеров сумело реализовать крупнейшие национальные проекты, такие, как создание ракетно-ядерного щита, освоение космического пространства, создание развитой инфраструктуры страны.
Клуб военачальников Российской Федерации - молодая общественная организация. И хотя она существует порядка полутора лет, уже имеет ряд интересных практических наработок. Так, в мае этого года прошел круглый стол "Интеллектуальный потенциал ветеранов-военачальников против современных вызовов и угроз", в котором приняли участие не только ветераны силовых структур России, но и представители Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении и Таджикистана.
В ходе состоявшегося обсуждения говорилось о том, что люди, всю жизнь носившие погоны и решавшие ответственные задачи на различных уровнях военного управления, способны сделать очень многое для противодействия современным вызовам и угрозам. В первую очередь это терроризм и экстремизм, торговля оружием, разжигание локальных военных конфликтов и т.д.
Опыт государственного и военного строительства, накопленный старшим поколением, является уникальным. Он особенно ценен сейчас, когда в России происходит переход от объектного к проектному управлению, программно-целевому планированию. Новые технологические возможности позволяют использовать этот опыт в условиях уже не плановой, а рыночной экономики.
Еще одним неоспоримым достоинством этого опыта является то, что он всегда строился на асимметричных решениях в соперничестве времен "холодной войны". Не обладая огромными ресурсами и суперсовременными технологиями, наша страна совершала технологические прорывы в космосе и на Земле, которые поражали воображение конкурентов. И может быть, наиболее яркое воплощение образованность, талант, величие нашего народа проявилось именно в военной области, потому что двадцатый век отличался соперничеством прежде всего в этой сфере.
Поэтому, я считаю, что военачальники, которые не один раз доказывали свое умение в сжатые сроки и в экстремальных условиях решать глобальные задачи, стоявшие перед страной, составляют реальный стратегический резерв Верховного главнокомандования при решении глобальных задач сегодняшнего дня, и только с их участием должны разрабатываться и приниматься важнейшие решения в этой области.

Материал подготовлен при содействии
Пресс-службы Счетной палаты РФ

http://voin-brat.ru/content/view/78/20/

Док. 622482
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``