В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин: `Органы госбезопасности служат не сиюминутным интересам` Назад
Сергей Степашин: `Органы госбезопасности служат не сиюминутным интересам`
Интервью Сергея Степашина в рубрике "актуальное интервью" N8-2007
    
Среди юбилейных дат различных министерств и федеральных структур профессиональный праздник органов госбезопасности, которые 20 декабря отмечают 90 лет со дня образования, занимает особую нишу. И прежде всего в силу специфики деятельности и закрытости людей, которые не афишируют себя. При этом роль органов госбезопасности, их вклад в укрепление государственности, в обеспечение национальной безопасности страны сегодня трудно переоценить. Как известно, за всю непростую историю существования органов безопасности эта служба претерпела множество реорганизаций и изменений, но своим главным принципам не изменила. Об этом в канун Дня чекиста мы беседуем с Председателем Счетной палаты Российской Федерации Сергеем Степашиным, который в 1994-1995 гг. возглавлял ФСК-ФСБ

- Сергей Вадимович, какие качества, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют понятие "чекист"? - Весьма точное определение дал еще Дзержинский. И сегодня, как и во все времена, чекисту необходимо иметь "горячее сердце, холодную голову и хрустальную чистоту". Впрочем, еще необходим высокий интеллект, для сотрудников органов госбезопасности это исключительно важно. Я бы сказал, что сегодня чекист - это всесторонне развитый человек с системным мышлением, мощным интеллектуальным ресурсом, прекрасно владеющий специальным оперативным искусством. В отличие от сотрудников правоохранительных органов и работников прокуратуры у чекиста должно превалировать профилактическое чутье: для него главное - не посадить кого-то в тюрьму, а предотвратить конкретные противоправные действия. И еще один чрезвычайно важный аспект. Превыше всего должны быть беззаветная любовь к Родине и национальные интересы, которые сотрудник органов безопасности призван отстаивать и защищать.

- Ваша деятельность во многом была связана с органами безопасности и правопорядка, это помогает в сегодняшней работе? - Безусловно. Спецслужба формирует человека, равно как и его отношение к ценностям жизни, к работе, людям, самому себе... Что касается моей деятельности на посту Председателя Счетной палаты, то могу сказать, что практически со всеми силовыми структурами у нас самое тесное взаимодействие. Так, подписаны и успешно реализуются соглашения о совместном сотрудничестве с МВД, ФСБ, Минобороны, Генпрокуратурой... Мы действительно проводим большое количество совместных мероприятий, в том числе по наиболее серьезным и оперативным направлениям. Поэтому точно могу сказать: прошлое чекиста и силовика серьезно помогает мне и сегодня. Вообще, я глубоко убежден, что военная служба еще ни одного нормального человека хуже не сделала.

- Как вы считаете, годы перестройки в СССР стали катастрофой для органов КГБ или, наоборот, дали толчок для их обновления и развития? - Я бы не стал столь категорично говорить о периоде перестройки. Первый закон о КГБ, кстати, был принят именно в то время - в 1989 г. Это был первый закон о специальных службах, который узаконивал их деятельность. Раньше все происходило на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров, да и КГБ, как вы помните, тоже был при Совете Министров. С точки зрения гражданского общества и защиты самих чекистов, это был, безусловно, очень важный шаг. Катастрофой то время я назвать не могу, хотя следует признать, что существовали серьезные проблемы, которые наложили отпечаток на деятельность Комитета государственной безопасности. Ко многим рекомендациям руководителей КГБ того периода политическое руководство страны и, в частности, президент Михаил Горбачев, мягко говоря, не всегда прислушивались. Хотя знаю, что оценка положения внутри страны и, особенно, прогнозирование экономической и военно-политической ситуации, последствий тех или иных мер были очень объективными. В том числе, и в отношении наших "больших" заокеанских друзей. Увы, Михаил Сергеевич шел по другому пути, ведомому только ему одному. Многие здравые рекомендации казались ему надуманными, и в результате он несколько оторвался от действительности. Естественно, это не могло не отразиться на настроениях и в самом КГБ. После того, как неоднократно на серьезные доклады руководителей КГБ "наверху" должным образом никто не отреагировал, у руководства этого ведомства, судя по всему, возникло настроение, что пусть все идет, как идет, но КГБ следует продолжать работать в привычном режиме, - придет время, и результаты деятельности органов госбезопасности все равно будут востребованы. Так и вышло. Большая часть разработок, которые тогда следовало реализовать немедленно, по сути, были отложены до новых времен. Свою негативную роль сыграла и излишняя политизация органов КГБ, который в то время называли не иначе, как авангардом партии. Этого категорически делать нельзя. И вчера, и сегодня, и завтра органы госбезопасности должны служить государству, Конституции и своим согражданам, а не интересам каких бы то ни было партий, движений и фракций. Их у нас было достаточно много, но вот Отечество-то одно. Я абсолютно убежден, что и ФСБ, и прокуратура, и МВД в любые времена не должны становиться под партийные знамена.

- Какие новые задачи появились у службы госбезопасности в постперестроечный период? - Это уже было при мне, когда я был сначала первым заместителем министра безопасности России, затем директором Федеральной службы контрразведки. Органам госбезопасности предстояло решать ряд сложных задач, но главное тогда было - выжить. Ни одна силовая структура в нашей стране не пережила столько реорганизаций. Сначала ее разделили на несколько частей - исключительно вынужденная мера, поскольку приходилось буквально спасать КГБ. Именно поэтому в мае 1991 г., при существующем еще СССР, был создан КГБ РСФСР. А спустя несколько месяцев, после ГКЧП, когда арестовали Крючкова и сняли с должностей многих руководителей Комитета, мне пришлось докладывать на Верховном Совете о ситуации в органах госбезопасности и о том, что чекисты России работали в рамках существующего закона, не выполняли чьих-либо распоряжений. Сегодня мало кто понимает, какое это имело значение. Я со всей ответственностью могу заявить, что именно тогда нам удалось сохранить структуру КГБ, несмотря на то, что ведомство шесть раз переименовывали. Замечу, все это происходило на фоне параллельной подготовки закона "О люстрации". Если бы тогда мы не заняли принципиальную позицию, закон был бы принят, и очень сложно сказать, в каком качестве сегодня служба государственной безопасности страны праздновала бы свой 90-летний юбилей. Кстати, именно тогда и произошел разгон Министерства безопасности. Я прекрасно помню официальный документ, где один очень известный сегодня господин написал собственноручно: "ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ должны быть ликвидированы" и расписался. К 1 июня 1995 г. нам удалось переломить ситуацию и реанимировать закон о безопасности, который был принят Государственной думой. Но самое главное - мы смогли добиться понимания в обществе того, что органы государственной безопасности чрезвычайно нужны. После принятия соответствующего закона и создания Федеральной службы безопасности мы вернули следствие, восстановили многие позиции, которые были утрачены во времена ФСК. Еще одной важной задачей, остро стоявшей тогда перед руководством службы, была задача сохранить костяк оперативного состава. И это удалось сделать. В первую очередь - потому, что чекисты никогда не относились к категории людей, которые служат сиюминутным интересам, в органах остались действительно профессионалы. Пошла, наконец, настоящая реальная работа. Тогда было проведено достаточно много активных мероприятий по борьбе со шпионажем, в частности, в отношении англичан и американцев. Совместно с BND, немецким аналогом нашей разведки, мы провели ряд принципиально важных комбинаций по ядерной тематике - речь шла о попытке покупки агентом плутония, и мы этого агента с самого начала вели. Удалось активизировать борьбу с экономическими преступлениями. Первыми, кто забил тогда в колокола об опасности курса приватизации, особенно в отношении нефти и газа, были органы ФСК-ФСБ. Помню, как жестко ставился вопрос и по так называемым финансовым пирамидам. И надо отдать должное, что уже в 1996 г. Борис Ельцин стал понимать, что со специальными службами нужно работать по-другому.
- Какие задачи стоят перед сегодняшними органами госбезопасности? И каков, на ваш взгляд, уровень уважения к ним в обществе? - Задачи диктуются временем, и сегодня главная из них, вне всякого сомнения, борьба с терроризмом. По сравнению с теми годами, когда само понятие "терроризм" для нашей страны было чем-то экзотическим, и когда мы были абсолютно не готовы к противодействию этому злу, сегодня ситуация изменилась кардинально. Но не настолько, чтобы уверенно сказать: проблем больше нет. С учетом мировых тенденций, это направление еще долго будет оставаться ключевым в деятельности органов государственной безопасности нашей страны. И не только нашей. Тут речь идет, скорее, не о силовых методах, сколько о еще более качественной агентурной работе. Не менее важным направлением является контрразведка, которая всегда была основой основ органов безопасности любой страны. Мир меняется, вместе с ним меняются наши западные партнеры, их отношение, которое стало более жестким. Совершенно очевидно, что к России сегодня проявляется немалый интерес, не всегда здоровый, поэтому вопрос противодействия внедрению иностранных разведок и влиянию на страну извне - очень важен. Третье направление, о котором мы всегда говорили с оглядкой в силу деликатности самой темы, связано с вопросами внутриполитическими. Понимаю, что тут могут возникнуть ассоциации с антидиссидентской деятельностью, но никто сегодня этим заниматься не собирается. Вместе с тем, борьба с экстремизмом внутри страны остается исключительно прерогативой органов государственной безопасности. Ни в коем случае нельзя допустить попыток раскачивания России, вмешательства в деятельность государственной власти. Такая линия, в том числе за большие иностранные деньги, сегодня наблюдается, и если мы говорим о безопасности нашей страны, то должны иметь в виду и безопасность органов власти и всех конституционных институтов. В этой связи надо по-новому выстраивать формат деятельности нынешних органов ФСБ, что, собственно, сейчас и происходит. Что касается престижа работы органов госбезопасности, по-моему, никогда, даже при советской власти, они не пользовались такой абсолютной поддержкой и доверием у руководства страны, как сейчас. И в первую очередь - благодаря профессиональному опыту президента страны Владимира Путина. Хочу отметить, что он не только лично пестует органы, помогает и, если надо, прикрывает их, но и очень строго спрашивает за результаты работы.
- Как вы оцениваете сегодняшний уровень социального и профессионального обеспечения сотрудников ФСБ? - За последние 6-7 лет этот уровень заметно повысился. У сотрудников и ФСО, и бывшего ФАПСИ, и службы внешней разведки сегодня вполне достойная заработная плата. Много делается в плане квартирного обеспечения, в том числе в Москве. Но, поскольку пределов для совершенства не существует, в этом вопросе, безусловно, можно и нужно добиваться еще большего. Скажем, использовать ту же схему, по которой сегодня действует Министерство обороны, только на еще более качественном уровне. Сразу предоставлять лейтенантам постоянную квартиру - пусть они на меня не обижаются - было бы неправильно, иначе через пять лет многие из них уйдут в бизнес или в иную сферу деятельности. Сначала должно быть выделено служебное жилье, затем, через 10-15 лет добросовестной службы, квартира должна переходить в собственность. Но обязательно нужно добиться, чтобы служебное жилье с первого дня у лейтенанта и его семьи было. Человек, который постоянно рискует жизнью, служит интересам государства, не должен думать, в каком углу ему ночевать и как прокормить семью. В профессиональном плане - знаю это доподлинно - тоже происходят немалые изменения. Полноценно работают ведомственные институты, идет, насколько мне известно, серьезная реконструкция Академии ФСБ. Очень заметные подвижки и в вопросах технической оснащенности. Помню первые чеченские события и то, как в техническом плане боевики нас постоянно обыгрывали. Сейчас подобное исключено. В целом, считаю, уровень социального и профессионального обеспечения органов ФСБ находится сегодня на неплохом европейском уровне.

- Что бы вы хотели пожелать сотрудникам и ветеранам госбезопасности в их профессиональный праздник? - Ветеранам, конечно же, крепкого здоровья и долголетия и чтобы они не были забыты, не только в материальном плане. Мы родились и выросли в великой стране, которая стала таковой во многом благодаря заслугам и этих людей.

Об этом нужно помнить всегда. Тем, кто сегодня служит Отечеству, хотел бы искренне пожелать, чтобы все они были живы и здоровы и чтобы никогда не было наград с припиской "посмертно". Желаю им всем испытывать искреннюю гордость за принадлежность к органам госбезопасности России, которой они честно служат.

Беседовал Виктор СИРЫК

http://voin-brat.ru/content/view/77/20/

Док. 622481
Перв. публик.: 16.08.07
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``