В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Николая Тулаева в рубрике `гость редакции` N4-2002 Назад
Интервью Николая Тулаева в рубрике `гость редакции` N4-2002
ФЛОТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
ЛЮБИТ ПОРЯДОК

На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель Комиссии по регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации Николай ТУЛАЕВ.

- Николай Петрович, скажите честно, мог ли четверть века назад лейтенант флота Тулаев представить, что взлет карьеры его ожидает не на палубе боевого корабля, а в большой политике?
- Лейтенант Тулаев, конечно, об этом и мечтать не мог. Стремление стать публичным политиком оформилось значительно позже. За плечами были двадцать два года календарной выслуги. Больше половины - на кораблях Балтийского флота. Служил в разных соединениях. Ходил в дальние походы. Трижды огибал Европу. Теперь есть о чем вспомнить. Я считаю, что имею право назвать себя корабельным офицером, и уверен, любая офицерская кают-компания примет меня как своего.

- Не страшно ли было закладывать столь крутой галс?
- Флот сформировал меня как личность. Без этого жизнь сложилась бы несколько иначе. В 1994 году, когда меня избрали депутатом Калининградской областной Думы, я уволился в запас. Это решение принял осознанно. Парламентарий - на региональном ли уровне ему приходится работать или на федеральном - должен выполнять свои обязанности профессионально.

- "Военно-морская фракция" в сенате есть?
- В Совете Федерации неплохое представительство силовиков. По моим данным, не менее 15 человек в прошлом были офицерами и генералами. Моряков четверо. "Фракцию", как вы ее назвали, возглавляет бывший командующий Северного флота адмирал Попов, избранный заместителем председателя Комитета по обороне и безопасности.
С адмиралом Куроедовым мы активно взаимодействуем. Нас приглашают на служебные совещания, заседания военного совета ВМФ. Чтобы быть в курсе проблем флота и армии, я и несколько моих коллег-сенаторов посчитали для себя обязательным пройти обучение на трехмесячных курсах высшего руководящего состава Вооруженных Сил при академии Генерального штаба. Учились, как говорится, без отрыва от производства.

- Что, и экзамены сдавали?
- А как же. На "отлично"! Вообще эти курсы штука полезная. Вот я 15 лет назад окончил академию. С той поры в военном деле произошли кардинальные перемены. Во время учебы на курсах нам лекции читали министр обороны, начальник Генштаба, все главкомы... Так что информация о проблемах Вооруженных Сил, перспективах их развития была из первых уст.

- Ну, а на корабле давно были?
- Ох, давно. Несколько лет прошло. Выходил как-то на катере по Калининградскому заливу. Но эта морская прогулка, конечно, не в счет. Особенно для человека, который в свое время, как говорится, из морей не вылазил и был на корабле вторым после командира.

- В Совете Федерации вам тоже доверили весьма ответственный пост...
- Думаю, что мне помог опыт предшествующей работы. С 1994 года фактически с чистого листа депутатом Калининградской областной Думы первого созыва пришлось строить региональный парламентаризм. Буквально все - от принятия регламента до первых опытов законотворческой деятельности. До этого в регионах никто никаких законов не принимал. Так что я оказался подкован и теоретически, и практически, когда в Совете Федерации началась реорганизация. Коллеги поручили мне возглавить группу по подготовке регламента - основного документа, по которому живет сенат. Регламент принят. Хотя, совершенно очевидно, что этот документ - не застывшая догма. Он будет постоянно дорабатываться, совершенствоваться...

- Николай Петрович, после того, как Совет Федерации перестал комплектоваться по должностному принципу, нашлось немало людей, заявивших, что теперь он утратил свое значение, что законодательной ветви власти можно и вовсе обойтись без верхней палаты...
- Совет Федерации тем и отличается от Госдумы, потому он и необходим в качестве верхней палаты Федерального Собрания, что олицетворяет сущность федерального устройства нашего государства. Мы представляем свои регионы, отстаиваем их интересы при разработке и принятии законов.

- Это вы можете подтвердить на своем примере?
- В том, что касается Калининградской области, безусловно. Наверное, есть толика моего труда в том, что на протяжении прошлого года удалось сформировать понимание необходимости выработки ясной и долгосрочной политики в отношении единственного субъекта Федерации, отделенного от остальной территории страны тремя границами. Это нашло подтверждение в решениях Правительства, Совета безопасности... Президент, по-моему, уже столько высказался по принципиальным вопросам Калининградской области, что Москва и Санкт-Петербург могут позавидовать такому вниманию главы государства к проблемам небольшой области.

- Может, это следует объяснять тем, что первая леди, как известно, родом из Янтарного края. Правда, сами калининградцы весьма своеобразно определяют отношение властей к их проблемам. Некоторые встревожились, когда теща Владимира Путина уехала в Москву, решив, что теперь область точно отдадут немцам...
- Я бы не верил в такие приметы. Есть факты, которые свидетельствуют совсем о другом. В частности, принята к исполнению Федеральная целевая программа социально-экономического развития Калининградской области. Ее преимущества - эффективность и реальное финансовое обеспечение. Упор сделан на обеспечение энергетической независимости. Так что Центр объективно заинтересован в развитии анклава и направляет туда инвестиции. Хотя я согласен, что проблемы существуют, а в связи с предстоящим расширением Евросоюза на восток могут еще более усугубиться. На глазах разрываются духовные, экономические и политические связи региона с Россией. Вдумайтесь, в Калининграде уже подросло поколение, которое ни разу в жизни не было на "материке". Съездить в Россию оказывается дороже, чем побывать в Польше, Германии... Во что это выльется, можно только предполагать.

- В четвертую балтийскую республику?
- Да во что угодно... То, что это грозит возникновением социально-экономической напряженности, сомнений у меня не вызывает. Я участвовал в подготовке новой редакции закона "Об особой экономической области", принимаю участие в разработке нового Таможенного кодекса. По линии Совета Федерации меня включили в две очень важные парламентские делегации Федерального Собрания: в парламентскую ассамблею стран НАТО и ПАСЕ. Когда-то там рождались знаменитые резолюции по Калининградской области явно антироссийской направленности. Россия пока является наблюдателем, но приобретает все больше и больше возможностей влиять на принятие решений. Сегодня нам удалось привлечь внимание зарубежных коллег-парламентариев к проблемам Калининграда, которые возникают в связи с расширением Евросоюза и Северо-Атлантического альянса на восток. Это затрагивает и безопасность, и гуманитарные вопросы, и экономические.

- Несколько слов о вашей работе в Комитете по обороне и безопасности.
- До того как возглавить Комиссию по регламенту, я был заместителем председателя этого комитета. Я и сейчас вхожу в его состав. Получилось, что уже в первый год были приняты крупные решения в области военной реформы, касающиеся перехода на контрактный принцип комплектования армии, изменения организационно-штатной и видовой структуры Вооруженных Сил, формирования боеспособных частей общего назначения, ну, и многое другое, не говоря о социальном блоке. Однако, скажем откровенно, не все они в полном объеме реализуются. Наиболее болезненный вопрос, с точки зрения законотворчества, - создание принципиально новой модели социальных гарантий и льгот военного человека. Переход от натуральных льгот на денежную компенсацию необходим, в противном случае мы окончательно загубим коммунальное хозяйство.

- Николай Петрович, не кажется ли вам, что Правительство в данном случае напоминает тех джентльменов, которые, как известно, если не в состоянии выигрывать по правилам, меняют эти правила? Как представляется, коммунальное хозяйство городов губят не льготы офицеров и военных пенсионеров, а крайне неаккуратная компенсация их из казны. И главное, нет гарантий, что потом чиновники в очередной раз не захотят сменить правила игры.
- Не допустить этого как раз и входит в компетенцию Федерального Собрания. Мы сразу усмотрели, что правительственный законопроект о реформировании денежного довольствия военнослужащих ущемляет их права. Вместе с Госдумой подготовили блок поправок. Большинство из них, кстати, было учтено и принято в окончательном варианте закона.

- Еще одна больная тема - закон об альтернативной службе. В Конституции такое право закреплено, но реализовать его невозможно.
- Я сторонник того, что если мы приняли на себя какие-то обязательства, то должны их выполнить. Оттого, что решение проблемы затягивается, хуже только государству. Ну, и гражданам, конечно. Впрочем, с принятием этого закона дело с мертвой точки наконец сдвинулось. Важно, чтобы он в полной мере соответствовал интересам личности и общества.

Беседу вел Игорь НАУМОВ

http://voin-brat.ru/content/view/70/20/

Док. 622475
Перв. публик.: 16.03.02
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Тулаев Николай Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``