В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью В. Шаманова в рубрике `актуальное интервью` N7-2005 Назад
Интервью В. Шаманова в рубрике `актуальное интервью` N7-2005
А. Шаманов родился 15 февраля 1957 г. в Барнауле. В 1978 г. окончил Рязанское воздушно-десантное училище. В 1989 г. - Военную академию им. Фрунзе. В 1998 г. - Академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

В 1978 г. начал военную службу командиром самоходно-артиллерийского взвода парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. 1985-1986 гг. - командир батальона 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. 1986-1989 гг. - слушатель Военной академии им. Фрунзе в г. Москве. 1990-1991 гг. - заместитель командира 300-го полка 98-й воздушно-десантной дивизии в Кишиневе (Республика Молдова). 1991-1994 гг. - командир 28-го полка (до 1993 г. - г. Кировабад Азербайджанской ССР, в 1993 г. полк выведен в г. Ульяновск). В 1994 г. переведен в Новороссийск на должность начальника штаба 7-й Новороссийской дивизии ВДВ.
В марте 1995 г. в разгар боевых действий В. А. Шаманова направляют в Чечню во главе оперативной группы 7-й Новороссийской дивизии ВДВ. В октябре 1995 г. он назначен заместителем командующего группировкой войск Минобороны в Чечне, заместителем командующего 58-й армией. С апреля по июль 1996 г. - командующий группировкой войск Минобороны РФ в Чечне. В 1996-1998 гг. - слушатель Академии Генштаба ВС. В 1997 г. в Академии приборостроения и информатики защитил кандидатскую диссертацию по социологии. 1998-1999 гг. - начальник штаба 20-й армии (г. Воронеж).
В июле 1999 г. назначен командующим 58-й армией Северо-Кавказского военного округа. С сентября 1999 г. - командующий Западным направлением Объединенной группировки федеральных сил на Северном Кавказе.
В декабре 1999 г. представлен к званию Герой России. В феврале 2000 г. присвоено воинское звание - генерал-лейтенант.
24 декабря 2000 г. победил в первом туре губернаторских выборов в Ульяновской области.
В ноябре 2004 г. назначен помощником Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова. В связи с этим назначением сложил с себя полномочия губернатора Ульяновской области. В октябре 2005 г. генерал-лейтенант В. А. Шаманов избран президентом Российской ассоциации Героев (РАГ).

Представлять читателям помощника Председателя Правительства РФ, Героя России, почетного гражданина столицы Дагестана - Махачкалы Владимира Анатольевича Шаманова, пожалуй, не имеет смысла.

Наша беседа с Владимиром Анатольевичем Шамановым состоялась в штаб-квартире Российской ассоциации Героев, размещенной на 20-м этаже новоарбатской высотки. Скромный кабинет и обычный рабочий стол человека, скорее привыкшего к суровым походным условиям чем к уюту кабинетной тиши.
- Владимир Анатольевич, редакция "Воинского братства" от всего сердца поздравляет Вас с избранием на столь ответственный пост и желает вам успехов в работе на посту президента Российской ассоциации Героев. Тем более что, выступая на отчетно-выборной конференции РАГ, вы сказали, что ассоциация должна всемерно поддерживать продвижение ее представителей в различных выборных кампаниях - в Госдуму, в законодательные собрания регионов и органы муниципальной власти. В связи с этим позвольте спросить, какую роль вы отводите Российской ассоциации Героев в политической жизни страны?
- Скажу прямо. Я возлагаю на человеческий потенциал РАГ и других ветеранских организаций большие надежды. Тем более сегодня, когда страна переживает далеко не простые времена. Любые выборы, проходящие в России, показывают, как цинично власти и партии манипулируют доверием пенсионеров, в том числе и из среды военнослужащих. Раздаются обещания, которые забываются сразу же после окончания выборной кампании. Наиболее ярким свидетельством этому является принятие так называемого закона "122-го калибра" (о монетизации льгот). Предварительные переговоры с председателем Российского комитета ветеранов войны и военной службы генералом армии Владимиром Леонидовичем Говоровым, президентом Клуба военачальников Российской Федерации маршалом Игорем Дмитриевичем Сергеевым показали, что настало время для координации усилий всех ветеранских организаций для продвижения в органы законодательной власти всех уровней своих кандидатов, которые впоследствии не будут уходить от ответа на вопрос, что конкретно сделано для избирателей. Причем мы готовы к сотрудничеству с ответственными политическими партиями. Мы заявляем о своей открытости для сотрудничества, но наше взаимодействие должно быть подкреплено конкретными соглашениями и договоренностями, действующими вплоть до следующей избирательной кампании. Уверен, что Герои России смогут достойно себя проявить, защищая коренные интересы избирателей.

- Заканчивается срок действия Государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 гг. Как вы ее оцениваете?
- Выскажу собственную точку зрения. Более хамского отношения к государственным программам, направленным на решение вопросов, связанных с увольняемыми в запас военнослужащими, в новейшей истории России не было.
Дело в том, что Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 гг. была нацелена главным образом на решение проблем социально-профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих, т. е. на профессиональное ориентирование, профессиональную переподготовку по гражданским специальностям и содействие в их последующем трудоустройстве.
Действительно, после жилищных проблем вопросы достойного трудоустройства офицеров и прапорщиков, отдавших многие годы служению Отечеству, являются основными. Офицеры и прапорщики, прослужившие по 20-25 лет своему Отечеству, -это дисциплинированные, ответственные, трудолюбивые, настойчивые и преданные люди. Имея богатый опыт руководства личным составом, высокий образовательный и интеллектуальный потенциал, они способны внести существенный вклад в экономическое процветание и регионов, и России в целом. Ситуация складывается таким образом, что чем больше и добросовестнее прослужил офицер, тем острее перед ним встают вопросы получения гражданской специальности, востребованной на современном региональном рынке труда, поскольку знания, полученные несколько десятков лет назад, морально устаревают.
Со стороны государства требуется вложение сравнительно незначительных средств, чтобы организовать для военнослужащих на завершающем этапе службы профессиональную переподготовку по гражданским специальностям, а также в целом помочь в социальной адаптации данной категории граждан в гражданское общество. Так, на государственную программу социальной адаптации требовалось 1 млрд 104 483 млн руб., в том числе 50% из федерального бюджета - 553 919 млн руб.
Основные расходы предполагались по разделу "профессиональная переподготовка" - 948 824 млн руб. (86%). Планировалось, что около 150 тыс. увольняемых военнослужащих и 30 тыс. членов их семей пройдут в рамках государственной программы профессиональную переподготовку и успешно трудоустроятся.

- Каковы же результаты реализации этой государственной программы?
- Предварительные оценки показывают, что по основному показателю государственная программа, мягко говоря, провалена - по состоянию на 1 августа профессиональную переподготовку прошли 36 тыс. военнослужащих, что составляет 24% от плановых показателей. Причем, если принять во внимание, что здесь учтены не только увольняемые военнослужащие, но и граждане, уволенные с военной службы в предыдущие годы, а также члены их семей, то итоговые показатели и того меньше: ежегодно только 4-8% увольняемых военнослужащих проходят переподготовку. Увольняемые военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, вынуждены решать проблемы социально-профессиональной адаптации в основном самостоятельно, без помощи государства.
Главная причина этого - абсолютное отсутствие средств из федерального бюджета. Государство не дало на реализацию программы ни копейки. Программные мероприятия в основном выполнялись на средства благотворительных и международных организаций - Общероссийского национального военного фонда (18%), Министерства обороны Великобритании (34%), НАТО (3%), Министерства обороны Норвегии (1%), Европейского союза (1%).
Конечно, то обстоятельство, что в программах переподготовки российских военнослужащих участвуют по договорам с Минобороны России министерства обороны Великобритании, Норвегии, экономический директорат НАТО, Европейский союз, позволило воспользоваться богатым опытом решения проблем социально-профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих в гражданское общество экономически развитыми странами Европы - Германии, Франции, Великобритании и др. Особенно теми аспектами, что эта работа проводится там заблаговременно - до увольнения военнослужащих (во Франции, например, офицеры имеют право до 6 месяцев на последнем году службы проходить обучение и стажировку на фирмах, где они предполагают последующее трудоустройство). Нам хорошо известно также, каким уважением пользуются военнослужащие в Великобритании, где к самой возможности неустроенности бывшего военнослужащего относятся как к потенциальному ЧП, способному нанести ущерб высокому престижу человека в форме.
Повторю, на решение этих важных проблем российских военнослужащих Правительство Российской Федерации не выделило ничего. Бюджетные заявки дирекции государственной программы (Минобороны России) составляли: на 2002 г. - 382 млн руб., на 2003 г. - 588 млн. руб., на 2004 г. - 519 млн. руб., на 2005 г. - 363 млн руб. Они не были выполнены.

- Как на это реагируют западные партнеры?
- Реакция соответствующая. Учитывая эти обстоятельства, западные партнеры Минобороны России планируют сокращение совместных программ переподготовки российских военнослужащих до их полного прекращения в ближайшем будущем.
Так, Министерство обороны Великобритании сообщило официальной нотой в адрес Минобороны России о своем намерении в течение года сократить вдвое объем своего финансирования переподготовки увольняемых военнослужащих, а к середине 2007 г. завершить действие программы. Следует отметить, что сегодня эта основная программа переподготовки военнослужащих в Российской Федерации. Ежегодно по данной программе проходят переподготовку более 3 000 увольняемых офицеров и прапорщиков и граждан, уволенных с военной службы. Причем учебу в Санкт-Петербургском институте дополнительного профессионального образования, Самарском государственном экономическом университете, Дальневосточном государственном техническом университете в г. Владивостоке, Уральском государственном университете им. А. М. Горького в г. Екатеринбурге и Ростовском государственном строительном университете проходят до 50% иногородних слушателей, которым британской стороной оплачивается проживание в общежитиях и арендуемых квартирах.
Реализация российско-британской программы переподготовки военнослужащих осуществляется более 10 лет, она имела положительные отклики на самом высоком уровне - во время встреч Президента Российской Федерации В. В. Путина и Премьер-министра Великобритании Э. Блэра. Фактически в настоящее время заявления британской стороны одновременно с ее предложениями российской стороне постепенно наладить собственное финансирование переподготовки увольняемых военнослужащих на гражданские специальности являются "лакмусовой бумагой" проверки истинного отношения государства к обеспечению законных прав увольняемых военнослужащих на социально-профессиональную адаптацию.

- Владимир Анатольевич, а как регулирует вопрос переподготовки граждан, уволенных с военной службы, российское законодательство?
- К сожалению, законодательством Российской Федерации вопрос о профессиональной переподготовке граждан, уволенных с военной службы, не урегулирован. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" лишь декларирует право этой категории граждан на бесплатное обучение без каких-либо разъяснений о механизме возмещения соответствующих затрат. Кроме того, этот закон указывает на возможность возмещения затрат по обучению предприятиями, направившими этих граждан на переподготовку, что не содержит в себе какого-либо смысла. Прежде всего потому, что, во-первых, это означает, что военнослужащий запаса уже трудоустроен, и, во-вторых, предприятия могут самостоятельно решать - направлять или не направлять работающих у них военнослужащих запаса на профессиональную переподготовку.
Для военнослужащих запаса, уволенных с военной службы без права на пенсионное обеспечение, имеется возможность пройти профессиональную переподготовку по направлениям и за счет служб занятости. Однако для этого им надлежит зарегистрироваться в службе занятости в качестве безработных, что является во многих случаях значительным психологическим барьером. Кроме того, базы данных по вакансиям служб занятости заполнены в основном рабочими специальностями, что не отвечает фактическим потребностям военнослужащих запаса.
Что касается увольняемых военнослужащих, то в российском законодательстве предусмотрено их право на бесплатную переподготовку по одной из гражданских специальностей в последний год службы. Эта норма указана в пункте 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Однако, как было уже отмечено, за все годы действия этого закона средств из федерального бюджета на профессиональную переподготовку увольняемых военнослужащих выделено не было. Соответственно, практическая реализация этого права осуществляется на неудовлетворительном уровне.
Федеральным законом N 122 в данную важную государственную социальную проблему дополнительно привнесен "правовой вакуум". Так, этим законом из пункта 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключен абзац о том, что порядок финансирования переподготовки военнослужащих определяет Правительство Российской Федерации. Минфин России в свою очередь трактует это положение как запрет на использование средств федерального бюджета на переподготовку, реализуя тем самым сомнительную формулу "запрещено все, что не разрешено".

- Сейчас Госдума принимает проект федерального бюджета на 2006 г. Какие средства запланированы в нем на финансирование профессиональной переподготовки увольняемых в будущем году военнослужащих?
- В настоящее время в Минобороны России подготовлена бюджетная заявка на финансирование профессиональной переподготовки увольняемых в 2006 г. военнослужащих на сумму 836 млн руб.
Кстати говоря, аналогичные бюджетные заявки должны сделать и другие силовые структуры, где законодательством предусмотрена военная служба.
Следует отметить, что со стороны Минобороны России предпринимались усилия по обеспечению бюджетного финансирования мероприятий государственной программы в 2002-2005 гг. Однако они не увенчались успехом.
В субъектах Российской Федерации, по рекомендации Правительства Российской Федерации, было принято около полутора десятков региональных программ социальной адаптации военнослужащих (Московская обл., Калининградская обл., Саратовская обл., Пермская обл., Тамбовская обл., Воронежская обл. и др.). Дирекцией государственной программы в качестве образцовой была рекомендована программа Московской обл., в которой на 85% реализация программных мероприятий основана на использовании средств областного бюджета. В то же время основная часть региональных программ оказалась нежизнеспособной, поскольку реализация мероприятий этих программ предполагалась главным образом на средства федерального бюджета.
Таким образом, налицо явная юридическая неурегулированность вопросов финансового обеспечения профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по гражданским специальностям.
С одной стороны, это проблема государственная, однако федеральный центр не выделяет на ее решение каких-либо средств. С другой стороны, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления законодательно не имеют права выделять на эти цели свои ресурсы.

- Владимир Анатольевич, как вы полагаете, нужна ли новая программа профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по гражданским специальностям?
- Она просто необходима. Как показывает практика, особенно проблемными являются регионы, расположенные за Уралом. Сегодня более 60% офицеров с семьями оттуда уезжает. Вместе с их оттоком в регионах все ощутимее чувствуется нехватка профессиональных кадров. Новая программа социальной адаптации военнослужащих позволит дать этим регионам недостающих специалистов. Мы можем дать многим секторам экономики людей, как сказал глава Правительства РФ, "способных трудиться круглосуточно и добиваться конечного результата". Для этого государству лишь требуется выделить некоторые средства. Тем более что сейчас в России деньги есть.

- Какие шаги в этом направлении намерена предпринять Российская ассоциация Героев?
- В рамках моей деятельности в Аппарате Правительства РФ уже в течение года ведется определенная работа. Причем мы начали не с чистого листа. Скорее всего, мы выйдем на законодательный уровень уже с конкретными предложениями. Скорее всего, новая программа будет носить федеральный целевой характер, в полной мере учитывать человеческий фактор, который пока в нашей стране занимает далеко не первое место.
- Участие бывших военнослужащих в разработке новой программы не только желательно, но и обязательно на уровне общественных объединений и ветеранских организаций - прежде всего Российского комитета ветеранов войны и военной службы, Клуба военачальников Российской Федерации, организаций, объединяющих ветеранов войны и труда, службы в правоохранительных органах и других силовых структурах.
Уверен, что, решая вопрос социальной адаптации бывших военнослужащих, мы коренным образом поменяем психологию и молодых сотрудников, военнослужащих, которые видят сейчас на примере своих товарищей, чем завершается военная служба. Решение этой проблемы стабилизирует ситуацию в звене младших офицеров, что существенным образом укрепит привлекательность военной службы.

Виктор ВОЛОДИН
http://voin-brat.ru/content/view/49/20/

Док. 622465
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Фрадков Михаил Ефимович
  • Шаманов Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``