В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Владимира Шаманова N3-2006 Назад
Интервью Владимира Шаманова N3-2006
- Владимир Анатольевич, как отразилось ваше новое назначение на изменении в обязанностях? Какие вопросы будут вами решаться на новом месте?
- Практически изменений в обязанностях произошло мало. Основные вопросы те же: социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; подготовка предложений для министра обороны Российской Федерации.
Возможно, в некоторой степени в функциональных обязанностях советника министра обороны, по сравнению с помощником Председателя Правительства РФ, уменьшается удельный вес региональной составляющей, хотя вряд ли найдется субъект Российской Федерации, в котором не затрагиваются социальные вопросы защитников Отечества и ветеранов войн и военных конфликтов.

- Как может отразиться это назначение на работе в Ассоциации Героев в качестве Президента и изменится ли в связи с этим работа самой Ассоциации?
- Учитывая, что Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы - это в основном выходцы из Вооруженных сил Российской Федерации, а Минобороны России - самая многочисленная из всех силовых структур, работа Российской Ассоциации Героев будет активизирована.
Задачи Ассоциации в основном остаются прежними - патриотическое воспитание населения нашей страны, социальная поддержка Героев, вдов Героев и членов их семей (особенно в части содействия обучению детей Героев в высших и средних образовательных учреждениях, назначения именных стипендий), борьба за историческую справедливость в оценке роли нашего государства в победе во Второй мировой войне, борьба против "лже-Героев" и "лжегероизма" и др.

- Что нового происходит сегодня в ветеранском движении?
- Налицо активизация ветеранского движения, повышение его сплоченности и организованности.
В частности, создан Центральный совет Минобороны России по делам ветеранов под председательством министра обороны Сергея Борисовича Иванова. В апреле 2006 г. прошло 2-е заседание Центрального совета, на котором состоялся серьезный разговор о социальных проблемах ветеранов Вооруженных сил и были выработаны важные предложения, реализация которых позволит повысить социальную защищенность военнослужащих и ветеранов.
Организационно сформировался Комитет по делам ветеранов Генерального штаба, который возглавил генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев.
Идут объединительные процессы в структурных подразделениях Российского комитета ветеранов войны и военной службы, возглавляемого Героем Советского Союза генералом армии Владимиром Леонидовичем Говоровым. Ветеранские организации готовятся к пятидесятилетию Комитета, которое состоится 30 сентября этого года.

- Прошло 15 лет с тех пор, как было образовано СНГ. Как вы восприняли распад СССР?
- Воспринял, как и все нормальные люди, с болью в сердце. В то время я командовал 328-м парашютно-десантным полком в 104-й воздушно-десантной дивизии, которая дислоцировалась в городе Гянджа Азербайджанской Республики.
Конечно, было обидно, что 84% народной воли, высказанной на референдуме, безответственными политиками было растоптано в прямом и переносном смысле слова.
Сегодня мы видим, как тяжело складываются процессы по созданию объединенной Европы. А у нас это уже было и мы не смогли этого сохранить!
Как это можно оценивать? Как огромную потерю, от которой пострадали практически все!
И к сожалению, прежде всего просчитались российские политики, ибо сегодняшняя действительность показывает, что, несмотря на то что нет СССР, наблюдается огромный поток беженцев - иммигрантов из ближнего зарубежья. И этот процесс будет только усиливаться.
С одной стороны, это является позитивным моментом, что рынок малоквалифицированной рабочей силы заполняется людьми, говорящими на русском языке, с другой - мы сегодня видим определенное нагнетание межнациональной розни в обществе, не отрегулированы вопросы миграции. К сожалению, почему-то малозащищенным оказывается русскоязычное население в Прибалтике, в ряде Среднеазиатских республик. Это явный показатель того, что то, что произошло, было сделано в спешке и с полной безответственностью.
Сам институт СНГ еще тогда вызывал большие сомнения, а сегодняшнее его состояние - это "хорошая мина при плохой игре". Мы видим, куда "движется" Украина, куда "движется" Грузия. Совсем недавно мы видели, куда "двигался" Узбекистан, который сейчас опять сблизился с Россией. Непредсказуемая ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта, события в Приднестровье, в Абхазии и Южной Осетии - все это последствия тех безответственных политических решений.

- Таким образом, можно считать, что СНГ - это была вынужденная мера по сохранению стабильности в регионе?
- Безусловно, создание СНГ - это вынужденная мера по сохранению стабильности на постсоветском пространстве. И несмотря на то, что у этой структуры есть определенные институты, реальная жизнь и реальная политика показали, что здесь нужна целенаправленная кропотливая совместная работа, а ее, к сожалению, нет.
Разность интересов стран, разность проблем в самих странах, неравнозначность экономик и многое другое не позволяют на сегодняшний день соединить несоединимое. И в реальной действительности наибольшую тяжесть этих отношений приходится нести России.
Сегодня актуально построение единого экономического пространства - как первоосновы (мы всегда говорим, экономика - это основа основ!). В жизни всегда действуют элементарные законы: слабый тянется к сильному!
И задача России прежде всего возродить собственную экономику, добиться достойного жизнеобеспечения своих граждан и по мере возможности оказывать помощь другим странам. Первые шаги в этом направлении сделаны: по наиболее нашумевшей проблеме конца 2005 г. и начала 2006 г. - это сотрудничество стран СНГ в обеспечении газом. Абсолютно взвешенная позиция руководства наших крупнейших компаний почему-то вызывает истерию у некоторых стран, особенно у Грузии!
Странное дело: Грузия всем открыто показывает, что она ориентируется отнюдь не на Россию, что у нее совершенно другие друзья. Тогда давайте переведем это в бытовую плоскость отношений между Россией и Грузией и попробуем спокойно, по-людски разобраться во взаимоотношениях между двумя соседями. Если вы поругались с соседом и плюнули ему в лицо и после этого сами же повернулись к нему спиной, а через 10 минут снова к нему обращаетесь и просите дать взаймы?.. Любой, кто себя уважает, даже дверь не откроет такому "соседу"!
И нужно правильно понимать долготерпение России. Это продолжение той исторической миссии, которую она несла многие века, для поддержания мира и стабильности в регионах, даже порой в ущерб собственным интересам. Но такое долготерпение не может быть вечным! Россия не может поощрять интересы определенной группы политиков в соседней странеи оправдывать их действия, направленные на "очернение" России, и постоянные словесные провокации. Достаточно цивилизованный подход к такому соседу - это так же переход с ним на рыночные отношения.
Несколько слов о Белоруссии. Несмотря на то что процесс создания Союзного государства идет непросто, Белоруссия в силу своего геополитического положения уже сегодня играет существенную роль - она ослабляет давление блока НАТО на Россию.
Система ПВО Белоруссии - в единой системе ПВО Союзного государства. Целый ряд задач экономического и политического взаимодействия мы решаем совместно, и понятно, что отношения с таким государством должны быть, используя опять же бытовую терминологию, не просто добрососедскими, а братскими.
Огромную озабоченность вызывают события на Украине.
В последнее время явно показано, что значительная часть находящейся у власти элиты не заинтересована в установлении долгосрочных стратегических отношений с Россией.
Приведу конкретные факты: из пакета документов по единому экономическому пространству руководство Украины готово подписать лишь отдельные документы, которые выгодны только ему, на что абсолютно правильно отреагировал Президент Российской Федерации В. Путин. Полномасштабное сотрудничество развернется только после принятия всего пакета документов - мы одолжений делать никому не собираемся.
Второй факт, его нельзя расценить иначе, как нонсенс!
Победившая политическая партия искусственно, при сговоре трех политических сил, отброшена на позиции политической оппозиции. Где же логика, где же те самые пресловутые "демократические" принципы?!
И многое другое...
Нам предстоит еще очень много сделать для того, чтобы отделить зерна от плевел.
Затрагивая вопрос о едином экономическом пространстве, которое создают Россия, Белоруссия и Казахстан, должен отметить высокий потенциал экономик этих государств и развитую инфраструктуру еще советской экономики, когда была высокая степень интеграции.
Казахстан имеет большие сырьевые преимущества в области производства хлопка и целого ряда другой продукции. Белоруссия сохранила высокотехнологичную промышленность, которая активно развивается и сегодня. О нашем потенциале я вообще не говорю - у нас огромные возможности.
Создав режим наибольшего благоприятствования при решении прежде всего внутренних проблем - для поднятия жизненного уровня населения, организации новых рабочих мест, я думаю, мы создадим значительную привлекательность нашей экономики, соответственно к России потянутся и другие страны - члены СНГ. Сегодня простыми посылами уже никого к себе не привлечешь - только конкретными достижениями! Такой потенциал у стран ОЭП есть!

- Как военные восприняли распад СССР, как на них реально отразился этот распад?
- Военные оказались наиболее пострадавшими от такого политического решения!
Например, военнослужащие нашей группы войск в Германии, Центральной группы войск, Северной группы войск - ведь их вывели в Союз в основном в чистое поле, когда самые современные танки выводили в Самарскую область, скажем в г. Чайковский, по ступицу в грязь.
Негде было жить!
10-я танковая дивизия оказалась близ г. Богучар (Воронежской области) в чистом поле на трассе Москва - Ростов в 50 км от железнодорожной станции, что для танковой дивизии недопустимо! Сохранение ограниченного моторесурса - главная забота любого командира и командующего, так нет, приехали расквартировщики, сказали: "Здесь будет 10-я танковая дивизия". А ведь это легендарная танковая дивизия еще со времен Второй Мировой войны!
Вспомните, что происходило на Украине. Первым условием было принятие украинской присяги. Многие офицеры, в том числе и украинцы по национальности, не желающие принимать вторую присягу в жизни, были вынуждены приехать в Россию и искать свое место в Российских Вооруженных cилах. И что отрадно, подавляющее большинство офицеров были приняты Россией. А тех, кто решил остаться на Украине, постепенно вытеснили со всех мало-мальски руководящих должностей.
Все эти сложности переходного периода я почувствовал на себе, потому что дивизия находилась в Азербайджане и вышла оттуда в мае 1993 г. и 2 года мы находились в положении, когда России мы были еще не нужны - а Азербайджану уже не нужны!
Были такие периоды, когда запасов продовольствия оставалось только на 1-2 дня. Все доставлялось только по воздуху. Мы помним то время, когда национализм бушевал в Чеченской Республике, когда грабили эшелоны, а по железной дороге ничего не доставлялось в Азербайджан. И с каким трудом мы потом осуществляли передислокацию в Ульяновск.
Военные до настоящего времени пожинают "плоды" тех скоропалительных решений - прежде всего по вопросам обустройства частей и соединений на новых местах, а ведь оставили и бросили прекрасные военные городки, развитую военную инфраструктуру, аэродромную сеть и т.п.
Не меньший разрушительный эффект имели и неквалифицированные действия дипломатов "козыревской эпохи". Почему не было зафиксировано четко и ясно, что после нашего ухода не будет продвижения НАТО на Восток? Ведь это упущение дипломатов! Причем дипломатов "козыревского набора", которые и сегодня мелькают на телеэкранах и пытаются убедить нас (видимо, и себя тоже), какой он (Козырев) был великий, и как он "много сделал" для России! Должен подчеркнуть, что военные восприняли все эти вопросы крайне негативно, и эта боль останется у них до конца жизни.

- Какие вопросы особенно тяжело решаются - вопросы военных пенсионеров, ветеранов воинской службы? Что особенно остро стоит на повестке дня в социальной сфере военнослужащих и ветеранов служб?
- Первый и основной вопрос, который волнует ветеранов, - все увеличивающийся разрыв между денежным содержанием действующих военнослужащих и размером военных пенсий. К сожалению, государство здесь показывает отрицательный пример по части выполнения существующего законодательства.
Есть норма о компенсации за продовольственный паек. И сегодня этот вопрос уже превратился в политический! Потому что реальная стоимость пайка на 1 апреля составляла 73 руб., а компенсация - только 20 руб.
Как я уже сказал, разрушена стройная система взаимозависимости денежного содержания военнослужащих и военных пенсий. Минфин России пошел по пути повышения денежного довольствия через различные надбавки, не учитываемые при исчислении пенсий.
Поэтому совершенно справедливо ветераны военной службы, отдавшие лучшие годы защите Отечества на благо остальных членов общества, задают вопрос: "Когда будет наведен порядок и государство начнет выполнять свои обязательства?!"
Только сейчас, с 1 января 2006 г. произошла индексация на 15%.
Третий немаловажный вопрос - это реализация закона о статусе военнослужащих, ветеранских законов. Полномочия по этим вопросам переданы на исполнение в регионы. Полномочия передали, а финансы, как показывают многочисленные жалобы и обращения, не удосужились передать. Тем самым была нарушена политическая воля Президента Российской Федерации!
Кажется, все просто: передаешь полномочия - обеспечь финансовыми ресурсами! А Минфин сегодня прячется за простой фразой: "Все учтено в трансфертах". А на самом деле, в трансферты входят все проблемы - и здравоохранения, и образования, и другие проблемы. Вот и получается, что, во-первых, проблемы ветеранов военной службы могут оказаться под воздействием "остаточного" принципа, и во-вторых, социальное положение военнослужащих запаса будет напрямую зависеть от экономической успешности регионов. И что же, военные должны теперь стараться избирать местом прохождения службы успешные регионы, а не те, где Родина прикажет? И что им делать, если более 70% регионов - дотационные?
И еще один важнейший вопрос - это нерешенность жилищных проблем. Наличие более 100 000 военнослужащих без квартир, конечно, не прибавляет привлекательности армейской службе.
Хотелось бы видеть четкий план решения этой проблемы в ближайшей перспективе - трех-пяти лет. И не по показателям квадратных метров, а конкретно по числу требуемых одно-, двух- и трехкомнатных квартир. И не общим валом, а реально - по субъектам Российской Федерации.
Проблемных вопросов конечно же гораздо больше.
Например, фактически сорвана программа социальной адаптации увольняемых военнослужащих на 2002-2005 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 729. Право увольняемых военнослужащих на бесплатную профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей не обеспечивается.
Но хотелось бы, чтобы в первую очередь были решены четыре названные ранее основополагающие проблемы.
Для действительно существенного улучшения материального положения военнослужащих и ветеранов военной службы необходимо в разы (минимум в 2-3 раза) увеличить размеры денежного довольствия и пенсий.
Должен отдельно подчеркнуть, что это предложение только на первый взгляд может показаться нереальным. Давайте в этом разберемся, не избегая некоторых математических оценок.
Президентом Российской Федерации поставлена задача - за 2006-2008 гг. повысить реальное денежное довольствие военнослужащих (следовательно, и военных пенсионеров) в 1,5 раза - без учета инфляции.
Думаю, что читатели журнала понимают эту задачу как повышение реальных доходов военнослужащих и военных пенсионеров, а не как простое точечное повышение денежного довольствия - например, одномоментное непосредственно перед 2008 г. повышение в 1,5 раза.
Минфином России продекларирован следующий план повышения денежного довольствия (ДД) военнослужащих (соответственно и пенсий военнослужащих запаса):
- с 1 января 2006 г. увеличено денежное довольствие на 15%;
- с 1 января 2007 г. ДД увеличится еще на 10%;
- с 1 ноября 2007 г. - на 15%;
- с 1 сентября 2008 г. еще на 15%.
Действительно, по данному плану в декабре 2008 г. военнослужащий будет получать денежное довольствие на 67% большее, чем в декабре 2005 г. (1,15 х 1,10 х 1,15 х 1,15 = 1,67). Если при этом за три года инфляция не превысит 17%, что относится к оптимистическим прогнозам экономического блока, то денежное довольствие повысится ровно на 50%!
Однако, то, что моменты повышения денежного довольствия приближены к окончанию срока выполнения задания, приводит к тому, что реально доходы военнослужащих и военных пенсионеров повысятся в пересчете на календарный год в следующих размерах:
- на 15% в 2006 г.,
- на 10,8% в 2007 г. (10% х 10 + 15% х 2)/12 = 10,8%
- и только на 5% в 2008 г. (15% х 4) /12 = 5%.
Соответственно за три года реальные доходы военнослужащих повысятся только на 34% (1,15 х 1,108 х 1,05 = 1,34). Если же мы вычтем отсюда предполагаемую инфляцию при той же оптимистической оценке - 17%, то получаем показатель роста реальных доходов военнослужащих и военных пенсионеров за 2006-2008 гг. 17%.
Если же в действительности инфляция окажется выше расчетной, то существенного повышения доходов военнослужащих по предложенному плану не произойдет.
Другое замечание касается целесообразности наряду с показателем повышения реальных доходов военнослужащих и военных пенсионеров рассматривать и такой показательный критерий, как уровень доходов семей военнослужащих. В условиях, когда зачастую жены военнослужащих не могут трудоустроиться по имеющимся у них специальностям в отдаленных военных городках и гарнизонах, и учитывая, что в среднем семья военнослужащего состоит из трех человек, только существенное (в 2-3 раза!) повышение денежного довольствия военнослужащих может привести к прорыву в системе оплаты ратного труда. А следовательно, к реальному повышению престижа воинской службы.

Материал подготовлен при содействии
пресс-службы Ассоциации Героев

http://voin-brat.ru/content/view/47/20/

Док. 622464
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Шаманов Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``