В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Владимира Шаманова в рубрике `точка зрения` N6-2006 Назад
Интервью Владимира Шаманова в рубрике `точка зрения` N6-2006
- Да, действительно, меня избрали президентом Российской Ассоциации Героев 14 октября 2005 г.

Задачи, которые сформулированы в уставных документах Ассоциации, реализовывались обновленным составом правления и структурными подразделениями Ассоциации. Это - патриотическое воспитание населения, особенно молодого поколения, социальная защита Героев, участие в различных мероприятиях, связанных с памятными датами истории государства, анализ реализации в центре и регионах законодательства о статусе Героев, вступившего в силу с 1 января 2006 г., и многое другое.
Мы принимаем активное участие в работе Российского организационного комитета "Победа", Центрального Совета по делам ветеранов при Минобороны России, в работе ветеранских организаций.

Особое внимание Ассоциация уделяляет поддержке вдов Героев, детей погибших Героев. Эта работа наряду с другими направлениями была лейтмотивом всей деятельности Ассоциации в 2006 г.

- Каков численный состав Ассоциации? Какова ее структура? Каков средний возраст Героев?

- В настоящее время мы уточняем персональный состав Ассоциации, объединяющей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. В ответ на наш запрос из субъектов Российской Федерации поступила информация о Героях, проживающих в регионах, вдовах Героев и детях погибших Героев. Сегодня выполнена только первичная обработка этой информации. В перспективе мы планируем использовать эту обширную базу данных о Героях - не только об анкетных данных, а главным образом об описаниях подвигов, совершенных Героями, - для патриотического воспитания населения Российской Федерации и воздания чести самым заслуженным людям нашего общества. По состоянию на 1 октября 2006 г., в Российской Ассоциации Героев состоит 1040 Героев: 33 - дважды Героя Советского Союза, 519 Героев Советского Союза, 341 Герой Российской Федерации, 147 полных кавалеров ордена Славы. Они проживают в 63 субъектах Российской Федерации. Самая крупная наша организация - Клуб Героев Москвы и Московской области недавно отметил свое 15-летие.

Средний возраст Героев Советского Союза на сегодняшний день - 80 лет. Это объясняется тем, что около 70% от всей численности составляют дважды Герои Советского Союза, Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы, получившие высокие звания за подвиги в Великой Отечественной войне. Самому старшему из Героев - 96 лет, самому молодому - 26.

Средний возраст Героев Российской Федерации составляет 52 года. В числе 341 Героя Российский Федерации есть люди, получившие эти звания в 1995, 2000 и 2005 гг. за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, есть также Герои, удостоенные высоких званий за подвиги, совершенные в Афганистане, на Северном Кавказе, за освоение космоса, испытание новой техники и др.

- Каковы основные проблемы, с которыми сталкивается Ассоциация в своей работе?
- Проблем у нас хватает. Основная из них заключается в том, что для решения благородных задач по патриотическому воспитанию населения, социальной под-держке людей, имеющих особые заслуги перед государством, Ассоциация не располагает какими-либо финансовыми средствами. Наша работа основывается на пожертвованиях организаций и предприятий.

В последнее время обострилась проблема и с размещением Ассоциации. Ассоциация не имеет возможности производить оплату занимаемых помещений по коммерческим расценкам, чего требует балансодержатель. Но в то же время законодательством предусмотрено предоставление общественным организациям Героев помещений и связи на безвозмездной основе.

Анализ информации, поступающей из регионов, показывает, что выявились серьезные проблемы в практике реализации закона о статусе Героев в части предоставления льгот Героям в пенсионном обеспечении. Стала совершенно очевидной необходимость внесения в законодательство изменений, на-правленных на устранение неоднозначности трактовок его отдельных положений.

- А сталкиваются ли Герои - имеются в виду, конечно, молодые Герои, прослужившие в Вооруженных силах или правоохранительной системе, - с проблемами трудоустройства и социальной адаптации к гражданской жизни?

- Эти проблемы для Ассоциации не стоят остро. Более 70% наших Героев находятся в возрасте старше 70 лет. Но молодым Героям Российской Федерации (около 150 Героев Российской Федерации моложе 50 лет) приходится решать вопросы социально-профессиональной адаптации к гражданской жизни.

Может, им гораздо легче решать эти проблемы, чем обычным офицерам, увольняемым из Вооруженных сил или правоохранительной системы. Однако для Героев могут возникать и дополнительные сложности в данной сфере. Важно, например, избегать риска стать "свадебным генералом" в той или иной фирме - такая опасность еще сохраняется в условиях существования "серых" или "полусерых" схем функционирования фирм, фондов и соответственно оплаты труда в них.

А в целом Героям, прослужившим в Вооруженных силах или правоохранительной системе, приходится сталкиваться с теми же проблемами в социально-профессиональной адаптации к гражданской жизни, что и обычным офицерам и прапорщикам.
Проблемы достойного трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, после жилищных проблем являются наиболее важными и подчас трудноразрешимыми.
Офицеры и прапорщики, отдавшие по 20-25 лет службе Отечеству, это дисциплинированные, ответственные, трудолюбивые, настойчивые и преданные люди. Имея богатый опыт руководства личным составом, высокий образовательный и интеллектуальный потенциал, они способны внести существенный вклад в экономическое процветание и регионов и России в целом.

Ситуация складывается таким образом, что чем больше и добросовестнее прослужил офицер, тем острее перед ним встают вопросы получения гражданской специальности, востребованной на современном региональном рынке труда, поскольку знания, полученные несколько десятков лет назад, морально устаревают.

Посмотрите на объявления о вакансиях - требуются специалисты, в основном, молодые; указываются ограничения в возрасте - не старше 30 лет, не старше 35 лет и т.д. А предельный возраст для военной службы старших офицеров в звании полковника или капитана 1 ранга по нашему законодательству - 50 лет, для майоров, подполковников - 45 лет. Ясно, что нашему брату военному после увольнения в запас не так-то просто найти достойную работу.

Я подчеркиваю - именно достойную работу. Это позор для нашего общества, когда офицеры запаса, командиры, имеющие богатый опыт руководства воинскими коллективами, устраиваются охранниками, сторожами и т.п. А со стороны государства требуется не так много. Надо организовать для увольняемых военнослужащих на завершающем этапе службы профессиональную переподготовку по гражданским специальностям, помочь в социальной адаптации к гражданскому обществу, оказать содействие в трудоустройстве.

- Но ведь российским законодательством, в частности, пунктом 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотрена бес-платная переподготовка увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей на последнем году военной службы. Как реализуется это право? Сохраняется ли это право за военнослужащими запаса, то есть за теми гражданами, кто не успел пройти переподготовку до увольнения в запас?

- С сожалением должен констатировать, что это право оказалось только декларативным. Право у военнослужащих есть, а за все годы действия упомянутого вами закона средств федерального бюджета на профессиональную переподготовку увольняемых военнослужащих выделено не было. Соответственно практическая реализация этого права осуществляется на неудовлетворительном уровне.
Федеральным законом N 122 2004 г., который известен всем как "закон о монетизации льгот", в данную важную государственную социальную проблему дополнительно привнесен "правовой вакуум". Так, этим законом из пункта 4 статьи 19 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" исключен абзац о том, что порядок финансирования переподготовки военнослужащих определяет Правительство РФ. Минфин России трактует это положение как запрет на использование средств федерального бюджета на переподготовку, реализуя тем самым сомнительную формулу "запрещено все, что не разрешено".
Что касается граждан, уволенных с военной службы, то здесь положение еще более запутанное. Закон "О статусе военнослужащих" лишь декларирует право этой категории граждан на бесплатное обучение без каких-либо разъяснений о механизме возмещения соответствующих затрат. Кроме того, этот закон указывает на возможность возмещения затрат по обучению предприятиями, направившими этих граждан на переподготовку. Данное указание не содержит в себе какого-либо смысла, поскольку, во-первых, это означает, что военнослужащий запаса уже трудоустроен, и, во-вторых, предприятия могут самостоятельно решать направлять или не направлять работающих у них военнослужащих запаса на профессиональную переподготовку.
Для военнослужащих запаса, уволенных с военной службы без права на пенсионное обеспечение, имеется возможность пройти профессиональную переподготовку по направлениям и за счет служб занятости. Однако для этого им надлежит зарегистрироваться в службе занятости в качестве безработных, что является во многих случаях непреодолимым психологическим барьером. Кроме того, базы данных по вакансиям служб занятости заполнены в основном рабочими специальностями, что не отвечает фактическим потребностям военнослужащих запаса из числа офицеров.

- Какова же реальная практика осуществления профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих по гражданским специальностям? Как выполнена Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002 - 2005 гг.?
- Вследствие отсутствия средств у федерального бюджета ежегодно только 4-8% увольняемых военнослужащих проходят профессиональную переподготовку по гражданским специальностям. Таким образом, они вынуждены решать проблемы социально-профессиональной адаптации в основном самостоятельно, без помощи государства.
Можно также сказать, что Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002 - 2005 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации N 729 от 15 октября 2001 г., фактически оказалась сорванной. Эта программа была нацелена, главным образом, на решение проблем социально-профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих и членов их семей, то есть на профессиональное ориентирование, профессиональную переподготовку по гражданским специальностям и содействие в последующем трудоустройстве. Программные мероприятия в основном выполнялись на средства благотворительных и международных организаций:
- Общероссийским Национальным Военным Фондом в 2003-2006 гг. переподготовлено около 7 000 увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в 29 субъектах Российской Федерации от Калинин-града до Дальнего Востока;
- по российско-британской программе, финансируемой Министерством обороны Великобритании, в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке ежегодно обучалось до 3000 увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в настоящее время - 1500 чел.;
- по программе сотрудничества Россия-НАТО с 2002 г. создан и успешно функционирует Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас из Вооруженных сил Российской Федерации, на базе которого в настоящее время ежегодно 400 чел. проходят профессиональную переподготовку;
- по российско-норвежской про-грамме, финансируемой Министерством обороны Норвегии, в городе Мурманске ежегодно обучалось 150-200 чел.;
- по программе Европейского Союза ТАСИС в 2003 г. в Тверской, Калужской и Воронежской областях обучено более 350 чел.

- Познакомившись с этой информацией, наши читатели, наверняка, удивятся - ведем речь о профессиональной переподготовке увольняемых военнослужащих и трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы в Российской Федерации, а спонсорами выступают, в основном, иностранные министерства обороны, НАТО, Европейский Союз.
- Видимо, никого в родном государстве не смущает данное обстоятельство.
Причем, лет 5-10 назад еще можно было как-то объяснить иностранцам, почему родное государство не выделяет средств на решение проблем переподготовки и трудоустройства увольняемых военнослужащих - экономические трудности, необходимость направления средств на цели становления рыночной экономики и т.п. Но сейчас наши партнеры по международному сотрудничеству в социальной сфере резонно замечают, что средства-то сегодня в государстве Российском есть. Из года в год растет стабилизационный фонд, а денег для социальных проблем увольняемых военнослужащих по-прежнему не выделяется.
Видя такое положение, иностранные партнеры начинают сворачивать свои программы переподготовки и содействия в трудоустройстве российских военнослужащих. Так, в 2006 г. сокращена вдвое, а с 1 июля 2007 г. полностью прекращается российско-британская программа. Сегодня это - основная программа переподготовки военнослужащих в Российской Федерации. Ежегодно по данной программе проходили переподготовку и затем успешно трудоустраивались более 3 000 увольняемых офицеров и прапорщиков и граждан, уволенных с военной службы. Причем в Санкт-Петербургском институте дополнительного профессионального образования, Самарском государственном экономическом университете, Дальневосточном государственном техническом университете в г. Владивостоке, Уральском государственном университете им. А. М. Горького в г. Екатеринбурге и Ростовском государственном строительном университете обучалось до 50% иногородних слушателей, которым британской стороной оплачивалось проживание в общежитиях и в арендуемых квартирах.
Реализация российско-британской программы переподготовки военнослужащих осуществляется 11 лет, она имела положительные отклики на самом высоком уровне - во время встреч Президента Российской Федерации В. Путина и Премьер-министра Великобритании Э. Блэра.

- А как решаются проблемы переподготовки и трудоустройства увольняемых военнослужащих в вооруженных силах партнеров по международному сотрудничеству, о которых вы упомянули?
- Имея собственный негативный опыт забвения социальных проблем увольняемых военнослужащих еще со времен "хрущевских сокращений", грех было бы не воспользоваться опытом решения проблем социально-профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих в граждан-ском обществе экономически развитых стран Европы - Германии, Франции, Великобритании и других.
Отмечу прежде всего общие черты, присущие всем указанным странам в рассматриваемой сфере.
Во-первых, эта работа проводится там заблаговременно - до увольнения военнослужащих (во Франции, например, офицеры имеют право до 6 месяцев на последнем году службы проходить обучение и стажировку на фирмах, где они предполагают последующее трудоустройство).
Во-вторых, организационно выполнение всего комплекса работ по профессиональной переподготовке, стажировке, защите бизнес-проектов и т.д. поручено министерствам обороны, которым выделяются необходимые целевые бюджетные средства. Другие заинтересованные участники - министерства труда, министерства образования выступают в качестве партнеров.
В-третьих, объем предоставляемых услуг конкретному военнослужащему в данной сфере напрямую зависит от его воинского стажа, то есть выслуги лет. Это является одним из факторов, принимаемых во внимание военнослужащим, когда он решает вопрос о продлении контракта на военную службу. Зачастую получить хорошее гражданское образование во время службы является для военнослужащих единственным вариантом, учитывая высокую стоимость образования.
Наконец, надежная социальная защита военнослужащих является одним из факторов привлекательности военной службы, одним из обязательных компонентов укрепления высокого имиджа человека в погонах. Многим, наверное, известно, каким уважением пользуются военнослужащие в Великобритании, где к самой возможности неустроенности бывшего военнослужащего относятся как к потенциальному чрезвычайному происшествию, способному нанести ущерб высокому престижу человека в форме.

- Как могут участвовать в решении проблем профессиональной переподготовки и трудоустройства увольняемых и уволенных военнослужащих региональные власти?
- Действительно, поскольку военнослужащие и члены их семей, определяющие место своего дальнейшего жительства в регионах после завершения службы, достаточно еще молоды и могут эффективно способствовать экономическому подъему жизни, региональные власти заинтересованы в содействии социально-профессиональной адаптации этих граждан.
В субъектах Российской Федерации, откликаясь на рекомендацию Правительства РФ, в рамках упомянутой ранее Госу-дарственной программы социальной адаптации увольняемых военнослужащих было принято около 15 региональных программ социальной адаптации военнослужащих (Брянская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Курская, Московская, Мурманская, Пермская, Саратовская, Тамбовская области, Краснодарский край и др.).
Дирекцией государственной программы в качестве образцовой была рекомендована программа Московской области, в которой реализация программных мероприятий на 85% основана на использовании средств областного бюджета. Губернатором Московской области Б. Громовым на профессиональную переподготовку военнослужащих был выделен 1 млн рублей, что позволило обучить и затем успешно трудоустроить около 130 чел. Весьма успешно работает в Московской области Областной центр социальной адаптации военнослужащих, располагающийся в г. Ногинске и имеющий сеть своих филиалов. В то же время основная часть региональных программ оказалась нежизнеспособной, поскольку реализовать мероприятия этих программ предполагалось главным образом на средства федерального бюджета.
В связи с вашим вопросом не могу не отметить явную юридическую неурегулированность вопросов финансового обеспечения профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих по гражданским специальностям. С одной стороны, это - проблема государственная, однако федеральный центр не выделяет на ее решение каких-либо средств. С другой стороны, не отрегулирована возможность выделения на эти цели своих ресурсов субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

- С вопросами профессиональной переподготовки увольняемых военно-служащих вроде бы разобрались. Нельзя ли более подробно остановиться на технологии поиска работы, на вопросах трудоустройства граждан, уволенных с военной службы?
Да, профессиональная переподготовка по гражданским специальностям наряду с предшествующими ей профессиональной ориентацией и профессиональным консультированием являются совершенно необходимыми и обязательными компонентами комплекса работ по социально-профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих, венцом которого является непосредственное трудоустройство граждан, уволенных с военной службы.
Как отмечают специалисты, поиск работы - это и сам по себе отдельный вид работы, это целая технология.
Увольняемые военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, но еще не решившие проблемы с трудоустройством, члены их семей могут взять на заметку информацию о том, что бесплатно проводят краткосрочные семинары по обучению технологии поиска работы для указанной категории граждан специалисты ЗАО "Мир профессионалов" при содействии Общероссийского Национального Военного Фонда. Справочную информацию по вопросам социальной адаптации военнослужащих - законодательству в этой сфере, возможностям профессиональной переподготовки и повышения квалификации, по трудоустройству можно также получить в упомянутом ранее Информационно-консультационном и учебном центре "Россия-НАТО" (Воинское братство N5-2006). Как показала практика, наиболее успешно содействие в трудоустройстве гражданам, уволенным с военной службы, оказывают бюро по трудоустройству, специализирующиеся на работе именно с этой категорией граждан. Такие подразделения созданы в центрах социальной адаптации военнослужащих, информацию о которых можно также найти в Центре "Россия-НАТО". Целесообразно также использовать базы данных по вакансиям, имеющимся в региональных органах занятости Минздравсоцразвития России.

- Какие предложения по совершенствованию системы переподготовки и социальной адаптации увольняемых и уволенных военнослужащих в нашей стране можно было бы сформулировать?
- Прежде всего, хотелось бы отметить, что в настоящее время в Российской Федерации созданы основы системы профессиональной переподготовки и социальной адаптации увольняемых военнослужащих. Имеется необходимая инфраструктура для проведения этой работы - около 70 учебных центров и других образовательных учреждений, имеющих учебно-материальную базу, профессорско-преподаватель-ский состав и опыт работы с указанной категорией граждан. Все центры прошли строгий конкурсный отбор международными комиссиями, либо рекомендованы руководством субъектов Российской Федерации по результатам регионального отбора.
Нормативная правовая база по организации профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждается в совершенствовании. Следует законодательно подтвердить задачу государства по решению этой проблемы и четко определить порядок финансирования профессиональной переподготовки по гражданским специальностям - через федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, определяемые как заказчики комплекса работ по социально-профессиональной адаптации военнослужащих.
Нерешенность вопросов финансового обеспечения стала причиной отсутствия четкого алгоритма организации профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих по гражданским специальностям, востребованным на современном региональном рынке труда.
На мой взгляд, целесообразно определить следующий порядок организации этой работы:
- формирование бюджетных заявок федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба;
- проведение конкурсного отбора образовательных учреждений для переподготовки военнослужащих;
- заключение контрактов с победителями конкурса;

- организация профессиональной переподготовки и отработка механизма контроля и содействия в последующем трудоустройстве.

Интервью подготовил
Владимир ОСЬКИН

http://voin-brat.ru/content/view/48/20/

Док. 622463
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Шаманов Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``