Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Марианна Павлютенкова: Интернет-технологии в Государственно-административных реформах на постсоветском пространстве
Марианна Павлютенкова: Интернет-технологии в Государственно-административных реформах на постсоветском пространстве
Последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось двумя событиями мирового масштаба: распад СССР, всей мировой социалистической системы и стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, конвергенция информатизации и телекоммуникаций. События исторические по своему масштабу. В историзме первого сомнений нет. Второе же неизменно подводит общество, если ни к новой формации (стадии развития) - информационному обществу, то заметно трансформирует существующее, многократно усиливая роль информации в обществе. Большинство исследователей современности считают, что информация является основным фактором, влияющим на нашу сегодняшнюю жизнь. "Дело не столько в количественном росте информации, сколько в том, что она стала играть основную стратегическую роль в нашей деятельности, начиная с отдыха, включая деловую активность и работу правительств". Каковы же последствия наложения двух исторических событий для постсоветского пространства? Существует ли между ними взаимосвязь и взаимозависимость? Для ответа на эти вопросы обратимся к классикам современности.

Кризис моделей экономического развития как капитализма, так и социализма вызвал к жизни реструктуризацию, начатую в 70-х годах прошлого века. "В капиталистических экономиках фирмы и правительства действовали по различным критериям и различными методами, которые вместе привели к новой форме капитализма. Он характеризуется глобализацией видов деятельности, составляющих ядро экономики, организационной гибкостью и возросшими возможностями управления рабочей силой.

...Новые информационные технологии сыграли решающую роль в возникновении этого омоложенного, гибкого капитализма, обеспечивая сетевые инструменты, дистанционные коммуникации, хранение/обработку информации, координированную индивидуализацию работы, одновременную концентрацию и децентрализацию принятия решений". Практика показала, что реформирование, "перестройка" экономики социализма и социалистического общества в целом оказалась наиболее сложной и в конечном итоге катастрофической для социализма и его оплота - Советского Союза. СССР в силу тяжеловесности плановой экономики оказался не состоянии адекватно отреагировать на глобальные изменения в окружающем мире, в результате чего упали темпы экономического развития, возникли явления стагнации и застоя. Попытки реформирования советской системы, обеспечение доступа к информации ("перестройка" и "гласность"), обращение к гражданскому обществу за поддержкой вылились в открытое проявление национальных и культурных идентичностей, требование демократизации и в конечном итоге в распад Советского Союза. После ликвидации социализма как системы капитализм быстро распространился на постсоветском пространстве, несмотря на широкое разнообразие социальных и культурных условий. Однако, по мнению выдающегося ученого современности М. Кастельса, "это иная разновидность капитализма, отличная от той, что сформировалась во время промышленной революции ...Это форма капитализма, более жесткая в своих целях, но несравненно более гибкая в средствах, нежели любая из предшествующих ей. Это информациональный капитализм, для производства и выборочного присвоения благ, опирающийся на возрастающую за счет инноваций производительность и глобально ориентированную конкурентоспособность. Он более чем когда-либо, интегрирован в культуру и оснащен технологией. Но в настоящее время как культура, так и технология зависят от способности знаний и информации воздействовать на знания и информацию через рекуррентные сети глобальных взаимообменов". Как видим, связь между двумя грандиозными процессами оказалась непосредственной и взаимообразной.
Из вышесказанного вытекает, что в конце XX-го столетия правительства многих стран столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, которые оказались не адекватными информационным, экологическим, социальным, политическим, наднациональным вызовам времени:

сеть Интернет окончательно разрушила совпадение административных и информационных границ внутри государства и между государствами;

земной шар превратился в рынок товаров и услуг глобальных корпораций;

исследования по всему кругу актуальных научных направлений стали не под силу одной, даже очень богатой стране и др.

Следствием перечисленных и других явлений в государственном и частном секторах многих стран мира, явилась острая потребность в планомерном реформировании исполнительной власти и государственной службы, предполагающем, в частности, децентрализацию, удешевление и сокращение госаппарата, обеспечение непрерывности его деятельности с помощью современных бизнес-технологий, управленческих, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и технологий мобильной связи, хорошо зарекомендовавших себя в частном секторе. Решение общих для большинства стран мира проблем реформирования исполнительной власти и государственной службы (правительства), помимо отмеченного, видится в следующих направлениях:

признание неустранимости политической роли бюрократии и как следствие - поиск новых форм контроля над ней, оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации; уменьшение роли вертикальной иерархии, развитие функциональных органов, "плоских" оргструктур, создание организаций для решения возникающих проблем или задач (ad hoc organization), т.е. на ограниченное время, и др.;

ограничение значимости традиционной административной "лестницы чинов"; создание культуры государственного предпринимательства (government business), внедрение принципов менеджмента, применяемых в частном секторе, в деятельность госаппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования; придание бюрократии "прозрачности" и "отзывчивости" на общественные ожидания и требования, ее решительный поворот к гражданам (citizen centric government);

передача на контрактной основе (outsourcing) ряда функций государственных учреждений частным фирмам.

Современные представления о реформировании государственного управления наряду с такими концепциями как "новый государственный менеджмент", "governance" и др. включают и концепцию "электронного правительства" (e-government). Под "электронным правительством" (e-government) понимается система управления, которая использует на практике достижения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для осуществления всего спектра правительственных функций, нацеленных на обеспечение доступа граждан к достоверной официальной информации, на создание условий для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, а также на повышение эффективности и прозрачности государственного управления. Важно отметить, что, по мнению М. Кастельса, только в сетевых организациях использование ИКТ приводит к новой производительности и эффективности деятельности, в традиционных бюрократических организациях введение ИКТ еще более усложняет работу. Следовательно, при преобладании традиционных бюрократических организаций в обществе эффект внедрения ИКТ в систему государственного управления либо не наблюдается, либо может быть прямо противоположен ожидаемому, т.е. снижению эффективности государственного управления. Таким образом, чтобы "электронное правительство" заработало необходимо провести реструктуризацию системы государственного управления, заключающуюся в создании и развитии горизонтальных связей между органами государственной власти, бизнесом и структурами гражданского общества.

Процессы целенаправленного использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из движущих сил совершенствования государственного управления, начались несколько лет назад практически одновременно в ряде высокоразвитых стран и в значительной степени опережают происходящее в России.

Проанализируем, как достижения информационно-коммуникационных технологий используются Россией и странами постсоветского пространства для ответа на вызовы информационной эпохи. Концепция электронного правительства России представлена в Федеральной целевой программе "Электронная Россия 2002-2010 гг.". Программа ориентирована на преодоление технологической отсталости страны и превращения ее из сырьевого поставщика в экспортера программных информационных продуктов. Основные цели программы направлены на повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления, местного самоуправления, создание условий для реализации права граждан на свободный доступ к информации и получение необходимых услуг, касающихся регулирования их жизнедеятельности.

Однако по экспертным оценкам, 95% государственных информационных ресурсов России сегодня закрыты не только для широкого круга пользователей, но и для смежных государственных структур, в результате чего министерства и ведомства зачастую дублируют функции друг друга и работают неэффективно. Программа "Электронная Россия" предусматривает создание единой метабазы данных, объединяющей информационные ресурсы, что, как утверждается, позволит добиться экономии до 1млрд.$ бюджетных средств в год. Но транспарентность, контроль граждан за деятельностью госаппарата, открытость данных мониторинга деятельности правительства, как это предусматривает концепция и практика e-government, на этапе начала 2006 года осуществления ФЦП "Электронная Россия" еще не реализованы.

Поэтому по прошествии четырех лет реализации программы и отсутствии практически значимых результатов заговорили о ее новой редакции, переносящей акцент на построение в стране электронного государства. По мнению заместителя министра экономического развития и торговли РФ А. Шаронова "цель программы не столько в том, чтобы поставить информационные технологии на службу обществу, сколько в создании правовых условий для реформирования информационных отношений, ... что значительно повысит эффективность применения информационно-коммуникационных технологий". Новая редакция "Электронной России" принята на заседании Правительства РФ 15 сентября 2006.г. Одними из ее основных задач являются обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия, построение единой информационной вертикали государственного управления, повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, а также уровня квалификации профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ. В новой редакции ФЦП "Электронная Россия" предусматривается реализация мероприятий по 7 основным направлениям:

формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;

обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;

обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;

внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;

создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, а также Федерального Собрания РФ;

создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;

управление реализацией мероприятий программы.

По замыслу реформаторов реализация мероприятий Программы позволит также уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысить скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что, в свою очередь, положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. Запланированный объем финансирования Программы из федерального бюджета в период с 2007 по 2010 гг. составит более 13 млрд. рублей. Предполагается, что финансирование программы будет осуществляться в необходимом объеме, в то время как с 2002 года до настоящего времени объем финансирования мероприятий ФЦП "Электронная Россия" не превышал 25% от предусмотренного объема. С экономической точки зрения, по расчетам Мининформсвязи РФ, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы в период 2007-2010 гг. может составить около 74 млрд. рублей.

Однако новая редакция ФЦП "Электронная Россия 2002-2010 гг." никак не укладывается в концепцию "governance", в русле которой на сегодняшний день идет формирование электронного государства развитых государств Запада. Усилия российских чиновников направлены на наращивание эффективности деятельности самого государства, в то время как общемировые принципы в первую очередь подразумевают пересмотр его функций. В мире под e-government понимают открытость общественно значимой информации, контроль граждан за деятельностью госаппарата, создание максимально комфортных условий для взаимодействия бизнеса и населения с государством. Российская модель электронного государства не затрагивает, не реформирует взаимоотношений власти и населения, сосредотачивая внимание на оснащении новыми информационными технологиями в основном деятельность государства.
Если говорить о реализации проектов электронного правительства в странах постсоветского пространства, то здесь безусловным лидером является Эстония.
В 1990 году, когда страна получила независимость, не у всех эстонцев имелся стационарный телефон, а сегодня Эстония лидирует в Восточной Европе по числу абонентов мобильной связи, доступу к широкополосной сети, использованию онлайновых финансовых заявок и услуг электронного правительства. Как показывает исследование Генерального директората ЕС по технологиям информационного общества (EU`s Information Society Directorate), доля пользователей Интернета в общей численности населения Эстонии в 2004 году превысила 52%, в то время как в ЕС она составляла в среднем 46%, а в недавно вступивших в этот альянс Чешской Республике она равняется 33%, в Польше - 20% и в Венгрии - 18%. Прибалтийские соседи Эстонии - Латвия и Литва - имеют долю пользователей Интернета всего лишь 28 и 30%, соответственно. По этому показателю Эстония значительно опережает все другие страны Восточной и Центральной Европы, а также Италию, Испанию и Португалию. Ее ближайшими конкурентами являются такие страны, как Южная Корея, Новая Зеландия и Ирландия. В чем причина такого успеха? Правительство активно использует в государственном управлении новые информационные технологии. Государственная программа внедрения перспективных технологий "Прыжок тигра" была начата в 1996 году; в соответствии с ней были выделены крупные денежные средства на установку компьютеров и обеспечение доступа в Интернет в школах, на подготовку учителей. С 2000 г. все госучреждения перешли на электронный документооборот. Сроки обработки бумаг резко сократились, причем на всех уровнях власти. "Министры заранее согласуют документы в электронном виде, каждое предложение от ведомств фиксируется, и премьер сразу знает, кто из министров какую позицию занимает. Поэтому время заседаний эстонского правительства сократилось в 4 раза - с 2000 г. заседания кабинета правительства вот уже шесть лет больше чем на час не затягиваются. Сменявшие друг друга правительства Эстонии придавали приоритетную важность разработкам информационных технологий и выделяли ресурсы на их внедрение", - подчеркивает директор Эстонской E-Governance Academy И. Талло. На правительственном портале размещаются повестки еженедельных заседаний кабинета министров, и этот веб-сайт дает возможность общественности в интерактивном режиме обсуждать готовящиеся законопроекты Благодаря специальному указу о переводе кабинета министров на электронный документооборот государственная бюрократия довольно быстро превращается в электронную, внедрение в аппарате правительства компьютерных систем обработки документации только за один год сэкономило государственной казне немногим менее четверти миллиона долларов. Учитывая, что количество, размеры и бюджеты министерств и ведомств Эстонии несопоставимы, к примеру, с российскими, такая сумма представляется весьма существенной. В 2005 г. 60% налогоплательщиков страны воспользовались правительственным онлайновым порталом, чтобы подать свои налоговые декларации (на 35% больше по сравнению с предыдущим годом). По свидетельству "eEurope+", Эстония по этому показателю вышла на 3-е место в мире, после Дании и Нидерландов.

Эксперты Всемирного банка и специальной комиссии Организации Объединенных Наций в своем совместном докладе об итогах исследования процессов внедрения и использования Интернета в различных сферах социальной и экономической жизни стран со средним уровнем доходов населения утверждают, что из 53 государств планеты, представлявших собой объекты изучения, наилучшим образом подготовлены сейчас к существованию в электронном мире Эстония и Южная Корея. Представитель Всемирного банка Б. Лэнвин отметил, что широкомасштабное внедрение Интернета и других современных информационных средств в этих странах возведено в ранг государственной политики, а стало быть, считается ключевым компонентом экономического роста и прогресса. Весьма показательно, что итоги этого исследования продемонстрировали ведущее положение Эстонии по всем основным рассматривавшимся параметрам: массовой доступности Интернета, компьютерной грамотности населения, условиям функционирования электронного бизнеса, информационной безопасности и, наконец, роли государственных органов в обеспечении информационного развития страны. По результатам общенационального опроса, проведенного еще во втором полугодии 2002 г., 32% жителей Эстонии в возрасте от 15 до 74 лет прибегали к услугам Интернета с самыми разными информационными целями. В стране площадью 45 тыс. кв. км и двухмиллионным населением насчитывалось свыше 500 публичных web-терминалов, что само по себе стало европейским рекордом. Терминалы с бесплатным доступом к сети установлены практически во всех местах массового скопления народа, включая аэропорты, вокзалы, крупные торговые центры, кафе и рестораны. С марта 2003 года каждый житель Эстонии получил прямой доступ к правительственному сайту, на котором хранятся копии всех его личных официальных документов государственной регистрации. С этого сайта также можно напрямую выйти на серверы всех государственных структур, с которыми эстонцам так или иначе приходится иметь дело. По данным Всемирного экономического форума 2002 г., Эстония входит в первую десятку стран мира, жители которых активнее других используют глобальную сеть для индивидуальных нужд.

Действительность сегодняшней Эстонии свидетельствует о том, насколько эта маленькая страна за последние годы опередила всех своих соседей по бывшему Союзу в продвижении к "электронному государству". Причем главная роль в стимулировании этого движения, создании необходимых и достаточных для него условий принадлежит именно государству. И закладывая фундамент строительства такого общества, эстонские государственные органы начинают с собственного совершенствования, т.е. в Эстонии речь идет не о применении информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, а о том, что внедрение ИКТ было совмещено с изменением самой процедуры управления, т.е. с государственно-административными реформами. По сути, Эстония является примером государства, в котором сделан шаг к реализации концепции "governance".

Сегодня в Литве для создания полноценного электронного правительства делается уже немало, хотя необходимо учитывать тот факт, что на создание полноценного электронного правительства требуются большие финансовые затраты. В настоящее время компьютеризирован ряд государственных институтов и через специальную компьютерную сеть (VIKT) они имеют возможность обмениваться данными и подключаться к сети Интернет. В отдельных структурах уже внедрены системы контроля документации. Однако до сих пор нет надежной системы защиты компьютерных сетей, нет интеграции баз данных различных ведомств и т.д. Концепция электронного правительства в Литве создавалась с учетом инициативы Европейской Комиссии "Электронная Европа 2002. Информационное общество для всех", одной из основных задач которой является создание электронной власти, предоставление административных услуг посредством Интернета и других средств коммуникаций. Уже сейчас на сайте (http://www3.lrs.lt/pls/inter/w4_home.int_lie) Сейма Литвы представлен (http://www3.lrs.lt/pls/inter/w4_home.int_e_valdzia) список услуг, предоставляемых министерствами в онлайновом режиме. В большинстве своем это различные каталоги, статистические данные, а также услуги поиска информации. В рамках программы развития информационного общества на сайте Долгосрочной программы развития экономики Литвы (http://www.svarstome.lt/) открыты дискуссии по острым вопросам этого сектора, где граждане имеют возможность высказаться. Также действует консультационный Союз советников населения Литвы и др. Однако это еще первые шаги на пути создания моста между властью и населением. Задача для литовских властей стоит нелегкая: полноценное функционирование электронного правительства подразумевает доверие населения, прозрачность приема политических решений, открытый доступ к информации и вовлечение населения в политические процессы, что возможно лишь при политической и гражданской зрелости.

Правительство Латвии обнародовало планы по развертыванию в 2006 г. серии электронных услуг для граждан и бизнеса, в рамках государственной программы электронного правительства. По данным на февраль 2005 г. в Латвии пользовались Интернетом 29,1% жителей республики, что являлось худшим показателем в странах Прибалтики и седьмым из наиболее низких показателей в странах ЕС. Развитие электронного правительства в Латвии основано на концепции, принятой кабинетом министров в 2002 г. Однако из большинства услуг, которые открыты для населения, последнее пользуется всего двумя: поиск книг в электронных библиотеках (51 %) и поиск работы (48 %). Другие услуги, такие, как декларация налогов через Интернет, регистрация автомобилей, запрос личных документов большинством населения не используются - люди предпочитают использовать традиционный путь взаимодействия. Очевидно, что властям придется еще немало сделать и для того, чтобы предоставить населению заявленный пакет услуг. Предполагается, что уже в 2006 году гражданам и бизнесу будут доступны как минимум 25 электронных услуг. К 2009 году их число должно увеличиться до 60. В частности, в 2006 году при регистрации нового предприятия подавать заявки можно будет в электронном виде. Электронным способом можно будет отправлять в Регистр предприятий годовой отчет и получать уведомление о том, что документ принят и утвержден, либо - сообщение с перечислением ошибок, которые нужно исправить. Благодаря внедрению цифровой подписи можно будет отсылать через Интернет декларации о доходах и налогах без печатных аналогов и предварительных договоров, дистанционно представлять проекты, претендующие на софинансирование из структурных фондов ЕС.

Существенно облегчится процедура выдачи различных лицензий в органах местного самоуправления, чьи системы соединят с государственными реестрами и все необходимые для оформления документа сведения служащие местного самоуправления смогут получать практически мгновенно. Проще станет оплата государственных услуг: благодаря повсеместному внедрению электронных платежей отпадет необходимость предоставлять платежное поручение. Однако пока все это только в перспективе. Теперь остановимся на государственной программе "Электронная Беларусь".

Правительство Беларуси утвердило обновленную государственную программу информатизации на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". Соответствующее решение содержится в постановлении Совета министров N 1387. Замминистра связи и информатизации И. Рак подчеркнул, что изменения были внесены в связи с необходимостью завершения проектов, открытых к финансированию Национальной академией наук (НАН), бывшим госзаказчиком программы. Новый перечень включает 58 проектов общей стоимостью Br 40,3 млрд. Значительная часть проектов обновленной программы касается совершенствования деятельности госорганов на основе информационно-коммуникационных технологий. Большое внимание уделено развитию процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе созданию системы электронной торговли и логистики. Программа направлена на создание информационного пространства страны, в рамках которого будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Таким образом, основные проекты "Электронной Беларуси" будут сосредоточены на создании общегосударственной автоматизированной системы и формировании государственных регистров информационных ресурсов, а не на создании транспарентного, отзывчивого правительства, ориентированного на удовлетворение информационных потребностей граждан и оказание им услуг через Интернет.

Рассмотрев подходы к реализации концепции электронного правительства в России и отдельных странах постсоветского пространства, было бы интересно теперь сравнить уровни развития электронного правительства в рассмотренных государствах. Это можно сделать на основе "Индекса Готовности Сети" (Networked Readiness Index), в рамках которого анализируются параметры, характеризующие возможности государств мира в области использования информационных технологий и коммуникаций. При составлении рейтинга учитываются самые различные факторы от уровня преподавания точных наук в стране до цены на услуги телефонной связи. Всего в предлагаемом рейтинге 2004-2005 гг. были учтены данные по 104 странам мира. В первую пятерку наиболее продвинутых государств вошли Сингапур, Исландия, Финляндия, Дания и США. Эстония заняла 25-е место, Литва - на 43-й позиции, Латвия - на 56-й, Россия - на 62-й (ее соседями по итоговой таблице являются Коста-Рика и Пакистан), Украина - на 82-й. Иные государства бывшего СССР, и Белоруссия в их числе, в рейтинге не участвовали.

Подводя итог, можно отметить, что в странах Прибалтики утверждается новая модель государственного управления, ориентированная на граждан, население. В этих странах одновременно с реформами государственного управления активно развивается электронное правительство, электронная администрация. Опыт этих стран показывает, что если просто внедрять информационные технологии в деятельность правительства или государственное управление, не изменяя самой процедуры управления, удастся добиться немного, но если совмещать внедрение ИКТ с государственно-административными реформами, это принесет огромную пользу.

В концепциях электронного правительства России и Белоруссии на данный момент работа с гражданами, предоставление услуг населению лишь декларированы, им отводится второстепенное значение. Акцент же делается на формировании институтов электронного государства, стандартизации программного обеспечения и информационного регулирования.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем активнее и целенаправленнее государство проводит государственно-административные реформы, реализует принципы демократии и использует передовые информационно-коммуникационные технологии управления, тем более открытым и отзывчивым, ориентированным на граждан становится его электронное правительство.

Таким образом, степень развития электронного правительства и выполняемые им функции можно рассматривать как показатель того, насколько демократично общество и насколько в современных условиях совершенна сама система, в которой власть должна исходить от народа.

www.viperson.ru

Док. 622449
Опублик.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Павлютенкова Марианна Юрьевна

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``