В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дайте вузам деньги или свободу! Назад
Дайте вузам деньги или свободу!
Обидно за лучших ректоров лучших государственных вузов Петербурга! Безупречно, безнадежно интеллигентные люди, специалисты высочайшего класса, сегодня они вынуждены заниматься тем, чем заниматься не умеют: воевать с чиновниками.

Всё началось с того, что Президент РФ в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию сказал: "Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским периодом прием в вузы и число поступивших в них фактически сравнялось с числом выпускников школ. Ну, кому это надо?".
В ответ ретивые чиновники "взяли под козырек", да так и не опустили руку. Они решили срочно провести реформу высшего образования. При этом не только не посоветовались с ректорами и специалистами в области организации высшего образования, но даже не сообщили им о своих планах!

Сочиненный чиновниками список поправок к Закону РФ "Об образовании" в июне попал к ректорам, по их словам, "неофициальным путем". Утечка произошла... И вот профессора, академики, члены-корреспонденты, а с ними и журналисты, как партизаны листовку, тиражировали и передавали из рук в руки единственный экземпляр документа о реформе государственных вузов, уже переданный к тому времени в Государственную Думу на рассмотрение.

Основных, самых опасных для существующей системы высшего образования в России поправок, по мнению ректоров, оказалось 20. Их общая цель - сэкономить бюджетные средства и отобрать у вузов право самостоятельно распоряжаться внебюджетными деньгами. Конкретно же предлагается лишить вузы налоговых льгот, валютных счетов, права участвовать в использовании основных фондов, права доплачивать преподавателям, права расширять по своему усмотрению научные лаборатории и предприятия социальной сферы и т.д.

По словам председателя Санкт-Петербургского Совета ректоров вузов Виктора Романова, это означает, соответственно, что вырастет цена образования, но не его качество. Прервутся вузовские международные контакты. Лучшие преподаватели уйдут в частные учебные заведения. Не будет решена проблема "омоложения" преподавательских кадров, потому что молодые преподаватели не пойдут на мизерные ставки. Сократятся исследовательские работы, что тоже снизит качество образования. Не смогут получать бесплатную медицинскую помощь в вузовских поликлиниках ни преподаватели, ни студенты. Снова будут на "голодном пайке" общежития, спортивные комплексы. В итоге нынешняя система высшего государственного образования в России будет разрушена. Но зато появится возможность приватизации вузов...

Что делать? "Надо срочно поднимать общественность, ведь данная проблема касается почти каждой семьи", - решительно заявила на пресс-конференции ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Но как поднимать? Построиться в каре на Сенатской площади? Выйти на Дворцовую? Есть другие проверенные способы: объявить голодовку, перекрыть какую-нибудь трассу, устроить забастовку, побить окна в министерствах или выкрасить черной краской их высокие заборы, забросать тортами или помидорами авторов поправок. Но это, согласитесь, совсем не ректорские методы...

Потому "поднимать общественность" было решено с помощью СМИ. Одна за другой прошли соответствующие пресс-конференции в "Росбалте" и "Интерфаксе". После чего общественность благополучно отправилась в тёплые края и на дачи.
Предлагался еще один, проверенный историей, вариант: отправить в Москву "ходока", авторитетного человека, который встретится с "самыми-самыми" и раскроет им глаза на опасный ход событий.

В июне высокое академическое собрание на "Алфёровском чаепитии" обратилось к его устроителю, лауреату Нобелевской премии, академику Жоресу Алфёрову, с вопросом, не может ли он, пользуясь своим авторитетом ученого и депутата Госдумы, наконец, дипломом нобелевского лауреата, срочно пройти в соответствующие кабинеты Минфина, Минобразования, Минэкономразвития, Госдумы и разъяснить их хозяевам опасность данных поправок.. Разъяснить до того, как их начнет обсуждать Госдума.

"Вы переоцениваете силу нобелевского диплома", - печально ответил знаменитый физик. Особенно в общении с чиновниками Минфина. По его словам, недавно, оттуда сообщили, например, что пора пересмотреть право академиков на ежемесячную постоянную стипендию. Мол, надо разобраться, кто из них внёс действительно большой вклад в науку, а кто - так себе. И оценивать научные заслуги академиков будет Минфин...

В итоге петербургские ректоры сочинили письмо "наверх". И вот 9 июля председатель Правительства РФ Михаил Фрадков принял руководителей 20 ведущих российских университетов, академий и институтов. Во встрече участвовали также руководители Российского союза ректоров, представители региональных Советов ректоров и ассоциаций ректоров вузов по различным направлениям профессионального образования, в том числе негосударственных вузов.

Обсуждали, как сообщила пресс-служба Правительства, "широкий спектр вопросов развития российского образования в свете Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию, принятия Государственной Думой пакета поправок в действующее законодательство в связи с разграничением полномочий между уровнями власти". А именно: уточняли вузовскую нормативно-правовую базу, говорили о расширении и укреплении автономии вузов, о потребности рынка труда в тех или иных специалистах, о расширении приема в вузы талантливой молодежи по итогам олимпиад.

Наконец (продолжение цитаты), "Министерству образования и науки, Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли предложено проработать вопросы расширения целевой поддержки высшего образования в бюджете 2005 и на последующий период, обратив при этом внимание на: выделение средств для существенного обновления библиотечных фондов вузов; увеличение средств на обновление оборудования в высших учебных заведениях; расширение и развитие фонда студенческих общежитий".
Тем временем, Госдума приняла поправки в первом чтении абсолютным большинством голосов: 296 против 116.

"Мы понимаем, что реформа высшего образования должна проводиться. В стране есть много слабых вузов. Мы понимаем, что законы в стране должны соответствовать друг другу. Но мы против скоропалительных решений непрофессионалов, против разрушения той самостоятельности вузов, которая создавалась с таким трудом и которая сегодня уже приносит пользу стране", - заявила после упомянутой встречи с премьером ректор СПбГУ Людмила Вербицкая.

"Философия поправок - сэкономить средства, которых у государства мало. Но когда нет денег, дают свободу их зарабатывать. Поправки же таковы: денег нет и свободы не будет тоже", - поддержал Вербицкую ректор Университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. По его словам, сегодня Правительство выделяет на одного студента 35-37% средств от необходимых для его обучения в университете. Где взять остальные примерно 60%? Заработать самим. "Но, в соответствии с поправками, эти деньги надо будет отдавать более умному, чем мы, чиновнику. А потом мы будем ждать от него милостыню. Моя главная претензия к авторам поправок - лишение нас свободы", -подчеркнул Васильев.

"Сегодня основная масса граждан России получает высшее образование в государственных вузах, по конкурсу и бесплатно. Если поправки будут приняты окончательно, то вузы физически не смогут этого делать", - заявил ректор Педагогического университета имени Герцена Геннадий Бордовский. И горько пошутил: "Тогда я прикрою невыгодные специальности и организую на месте университета какое-нибудь некоммерческое партнерство. Другие также поступят. Страна быстро почувствует итоги таких перемен. В первую очередь, пострадают сельские регионы страны, которые останутся совсем без учителей".

"Образование - это функция государства. Но проблему развития вузов надо решать с участием вузов, а не указаниями сверху", - говорит ректор Политехнического университета Михаил Федоров. По его словам, ректорам очень трудно разобраться в отношении властей к высшему образованию. Так, Президент в своем Послании много говорил о том, как важно развивать высшее образование. Правительство же пытается решить свои финансовые проблемы за счет вузов. Похоже, что Госдума легко "проштампует" злополучные поправки и во втором чтении"...

Тем временем произошла еще одна "утечка информации". На это раз - из глубин Федеральной службы по надзору в сфере высшего образования (ФСНСОН). 15 июля в "Комсомольской правде" под рубрикой "Завалили", под картинкой с черепом и костями появился "черный список" 11-ти вузов, у которых возникли проблемы с аккредитацией.

Их ректоры схватились за головы. У одних аккредитация отложена, другим отказано в аттестации, третьим отказано в аттестации той или иной специальности, у четвертых программы аттестованы только на год, пятому предложено убрать из названия важное слово... Например, отложена аккредитация Российского государственного торгово-экономического университета и его филиалов в нескольких крупных российских городах. На распутье остались филиалы различных вузов в Калининграде, Ростове, Тюмени, Тобольске, Сургуте, Нижнем Новгороде, Брянске, Калуге и т.д.

Петербургских вузов в чёрных списках пока нет. Есть лишь работающий в Петербурге Уральский филиал Института управления и экономики. Правда, в ректорате института всё назвали неправдой, возмутились и отправили "ходока" в Москву, обещая, что дело может кончиться обращением в суд.
Ни один из ректоров вузов, попавших в "чёрный список", не был извещен об этом . А сотрудники ФСНСОН объяснили журналистам, что бывают плановые проверки и внеплановые рейды. Министр же образования Андрей Фурсенко, комментируя "чёрный список", добавил, что это только начало. Осенью на вузы обрушится шквал "жёстких проверок". Многие филиалы будут вообще закрыты.

Возможно, на то действительно будут веские причины. Возможно, уменьшение числа филиалов и вузов приведет к концентрации преподавательских сил и учебных ресурсов и в итоге - к повышению качества образования. Но какое время выбрано для начала осуществления столь решительных мер - вступительные экзамены!

Абитуриенты сдают их сегодня в 600 государственных, более 3 тыс. негосударственных вузов и 2 тыс. филиалов. Только в государственные вузы Петербурга сейчас поступают более 120 тыс. юношей и девушек. Пока они считают проходные баллы в один вуз, может оказаться, что поступят совсем в другой, с другим названием или на другую специальность - с неясной перспективой и неопределенной суммой оплаты образовательных услуг.
Зато уже известно: выпускникам уцелевших филиалов будут писать в дипломах, что они выпускники именно филиалов. Метка такая...

Росбалт, 26/07/2004

Док. 621940
Перв. публик.: 26.07.04
Последн. ред.: 10.03.10
Число обращений: 0

  • Бордовский Геннадий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``