В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Молодая Гвардия` против сект Назад
`Молодая Гвардия` против сект
Сектантство - давняя проблема сибирских городов, но в последнее время она становится еще более острой. Известно, что псевдорелигиозные организации активизируются в тех местах, где наблюдается экономический и социальный рост. На этот раз к проблеме сектантства обратился новосибирский штаб "Молодой Гвардии Единой России". 10 июня "молодогвардейцы" планируют провести "круглый стол" с участием различных ведомств и средств массовой информации, посвященный проблеме сектантства. Сегодня мы предлагаем читателям материал, который положит начало разговору о псевдохристианских сектах и их влиянии на людей.

Псевдохристианство

Оценить масштабы деятельности сектантских организаций в Новосибирской области сложно. По некоторым оценкам, их насчитывается больше сотни. К примеру, по запросу "церковь" городская информационная система ДубльГИС выдает семь официально действующих на территории Новосибирска "церквей", внесенных в справочник Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского как псевдохристианские секты. При этом свою сектантскую принадлежность они полностью отвергают. И, как ни странно, закон здесь бессилен.

- Представители псевдорелигиозных культов, как правило, ориентируются на молодежь, предпринимателей, интеллигенцию, - говорит лидер "молодогвардейцев" Антон Бочаров. - На заседании Регионального молодежного собрания, объединяющего молодых депутатов органов местного самоуправления региона, в апреле этого года некоторые депутаты высказали озабоченность тем, что в районах активно развиваются различного рода культовые организации. Проблема в том, что абсолютно непонятно, с кем обсуждать этот вопрос и кто из органов местного самоуправления или исполнительной власти контролирует распространение сектантства.

Юрист, директор агентства социальной юстиции Сергей Барышев говорит, что даже в мировом праве нет исчерпывающего понятия секты и деструктивного культа. Поэтому и агентство, которое он возглавляет, указывает в списке сфер деятельности: "юридическая помощь при мошенничестве и сделках с пороками воли, деструктивной зависимости и созависимости, консультации по неорелигиозным, оккультным, парапсихологическим, псевдокоммерческим и прочим обществам фанатов". И ни слова о культах и сектах...

До первой жертвы

До тех пор, пока не появятся жертвы, экспертиза сект воспринимается как нарушение свободы совести и вероисповедания. Моральное и юридическое право преследовать деструктивные культы у органов власти и правопорядка появляется после наиболее вопиющих случаев - например, со смертельным исходом.

В октябре прошлого года Новосибирск потрясла новость: с девятнадцатого этажа гостиницы "Новосибирск" выбросилась Ирина Шипулина, владелица сети цветочных салонов "Сибирская орхидея". За день до этого она посетила мероприятие секты "Радостея" Евдокии Марченко. Впервые Ирина столкнулась с "Радостеей" в 2001 году, когда была приглашена для оформления сцены для сектантского праздника. Администратор гостиницы в показаниях отметил, что погибшая все время искала предзнаменования в числах и обрадовалась, когда усмотрела в чем-то восьмерку: восьмерка была для нее символом вечности. Но и здесь доказать факт доведения до самоубийства крайне сложно, ведь суицид - "добровольное" действие.

- Самоубийство, как часть сектантской идеологии, используется для утилизации "отработанных" адептов: если человек исчерпался, отдал все деньги, он больше не нужен, - говорит психолог Татьяна Тверье. - Лидеры сект активно используют известные манипулятивные приемы. Играют на эмоции страха: "только у нас ты будешь среди единомышленников", "будешь жить вечно", "избежишь конца света". Главное - добиться, чтобы человек отключил контроль сознания. К примеру, если непрерывно говорить 10-15 минут, то слушающий теряет "нить повествования" и начинает бессознательно воспринимать любые установки. Применяется гипноз и глубокий транс. В этом состоянии пострадавший легко поддается внушению и может, получив установку, со временем покончить с собой. Поэтому следует придерживаться критического мышления и главного принципа иммунитета (в том числе психологического) - "ничего с улицы".

Именно на улице чаще всего происходит вербовка адептов. Последнее время все чаще к жителям Новосибирска с предложением бесплатно поучить английский язык подходят опрятно одетые молодые люди. Если сам факт бесплатного изучения языка человека не смущает, то со временем слушатель курсов станет кандидатом в "Церковь святых последних дней". Эта мормонская организация замечена в целом ряде случаев сбора сведений в пользу США, а зоны активной миссионерской деятельности удивительным образом совпадают с зонами распространения стратегических интересов Соединенных Штатов.

Мормоны являют собой образцовый пример того, как можно легализовать свой статус. Секта всегда стремится узаконить себя. Это делается не из благодушия, а из стремления вовлечь новых последователей и замаскироваться от светских органов власти. На этот счет они имеют целый арсенал "овечьих шкур", будь то экология и здоровье, проблемы семьи и детства, священное писание и наука (Григорий Грабовой вслед за основателем сайентологии Роном Хаббардом называет себя доктором наук - ни тот, ни другой никогда не защищали докторских диссертаций). Очевидно, что следующим шагом для наиболее богатых и дерзких сект станет создание антисектантских центров при собственных организациях.

В плену идей

В декабре прошлого года нетрезвого Александра И. ничего не подозревавшие родственники отвезли в центр с воодушевляющим названием "Успех", чтобы он мог излечиться от пьянства. После чего связь с Александром была потеряна. Как рассказывает сам пострадавший, всех пациентов (около пятнадцати человек, в основном наркоманов) держали в антисанитарных условиях в одном помещении. Они спали на матрасах, питались кашей и супом, в туалет ходили под конвоем, любой контакт с внешним миром жестко пресекался. Курс реабилитации включал постоянное чтение Библии, коллективную молитву, за несоблюдение назначался "пост", означавший полное лишение еды. После попытки Александра вырваться из секты его связали и заклеили рот. В конце января пострадавшему удалось бежать из "Успеха", располагавшегося на тот момент в поселке Огурцово. А через день он был вновь похищен сектантами. Вызволить Александра удалось лишь после того, как родственники обратились в РУБОП. Однако дело было замято, так как пострадавший побоялся, что под удар правосудия могут попасть его родственники, устроившие на "реабилитацию".

Нередко человек, "наставленный на путь истинный", лишает своих домочадцев имущества. Аналогичная история случилась с Надеждой П., жительницей Искитима. Обращенный в неизвестную секту муж уже лишил семью двух автомобилей, двух снегоходов, моторной лодки, шубы, драгоценностей, бытовой техники и электроники, а сейчас готовится забрать дом. История с семейным рейдерством тянется год. За это время, по словам Надежды, она обращалась в прокуратуру г. Искитима, в областную прокуратуру, милицию, везде получая отказы. Пострадавшая утверждает, что за ней ведется постоянная слежка, в ее адрес поступают угрозы, на суде выступают лжесвидетели.

Председатель регионального молодежного собрания депутатов Юрий Бойко уверен, что ключевую роль в борьбе с сектантством могут сыграть органы местного самоуправления:

- Мы постоянно сталкиваемся с просьбами сомнительных религиозных организаций предоставить им помещение или выделить землю для строительства. Бороться здесь можно только через активную просветительскую работу. К примеру, сейчас обсуждается идея составления паспорта сект Новосибирской области по каждому району. Свою роль может сыграть и милиция общественной безопасности.

Заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Новосибирского областного Совета депутатов Александр Илющенко, в свою очередь, считает, что, пока законодательная база бессильна в идентификации сект, есть только один способ - проявление бдительности:

- В наш комитет периодически обращаются различные группы с предложением о запуске программ реабилитации наркоманов. Каждое такое обращение мы тщательно анализируем на предмет методов деятельности, чтобы в результате подобной реабилитации люди не оказались в деструктивных организациях. Хотя должен оговориться, что пока у нас нет надежных способов определять, что является сектой, а что - нет. Поэтому мы отталкиваемся от самого характера методик реабилитации.

Представители "Молодой Гвардии" надеются, что проблему удастся обсудить на региональном уровне, с привлечением экспертов из разных областей и средств массовой информации. Возможно, что итогом этой деятельности станет создание региональной депутатской комиссии по вопросам деструктивных культов и сект. Однако даже простое широкое обсуждение этого вопроса должно дать свои положительные плоды.

Предлагаем обсудить эту тему и читателям газеты "Ведомости". Если вы сталкивались со случаями вербовки в секты, либо сами являетесь жертвой подобной деятельности, либо это произошло с вашими знакомыми, напишите об этом в редакцию с пометкой: "секты". Есть также телефон, по которому вас могут выслушать и помочь: 223-83-49. Это телефон информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого князя Александра Невского.

Петр ПАВЛОВ.
Коллаж Натальи ЖУРАВЛЕВОЙ.

*
Комментарий специалиста

Чужое влияние

Основой нашей жизни в обществе является конформность, или стремление соглашаться с мнением группы. Благодаря этой способности, мы находим взаимопонимание с окружающими, добиваемся поставленных целей: получаем образование, находим работу, создаем семью, сохраняем собственную жизнь.

Но конформность имеет две стороны. И одна из них заключается в том, что человек, подвергаясь давлению некоего лица или группы людей, теряет свою собственную индивидуальность. Чем может быть опасно вовлечение в различного рода секты? Как правило, любая секта или братство преследуют корыстные цели. В виде получаемой выгоды могут выступать как материальные блага, так и безграничная власть над личностью человека.

Что же вынуждает людей подчиняться групповому воздействию? Возможно, желание быть принятым большинством и избежать отвержения. Или стремление уйти от ответственности за собственные действия, когда эта ответственность перекладывается на группу, на бога, на учителя. Наконец, низкая или, наоборот, сверхвысокая самооценка.

Вовлечение в секты по преимуществу строится на чувстве вины. Поэтому так важно с этим деструктивным чувством бороться. Конформность может развиваться как следствие неопределенной реальности: появляется потребность в информации и человек, обладающий намерениями подчинить себе большинство, становится источником "правды".

Если вы неравнодушны к тому, что происходит с вашими родными, друзьями и близкими, если вы хотите помочь им выбраться из кабальной зависимости секты или братства, вы можете повлиять на них, используя тот же самый механизм доверия. Кому мы обычно доверяем? Человеку, которого можно назвать экспертом в определенной области познания. Значит, надо быть готовым ответить на вопросы, имеющие особую важность для человека, находящегося под чужим влиянием. Предоставить неоспоримые и объективные свидетельства того, что вам можно верить. Наконец, создавайте видимость того, что вы никак не пытаетесь повлиять на аудиторию. К примеру, инсценируйте разговоры, которые могут быть якобы случайно услышаны.

И помните: изменения системы ценностей - процесс трудоемкий и не всегда дающий желаемые результаты. Помогите вашим детям не попасть под влияние сомнительных лидеров: расскажите им о механизмах влияния на людей с использованием примеров из жизни (проигрывая ситуации), формируйте у них адекватную самооценку, учите принимать ответственность, снижайте чувство вины, создавайте и охраняйте чувство свободы и независимости личности.

Татьяна НЕСТЕРЕНКО, психолог Центра медицинской профилактики.

vedomosti.sfo.ru

05.06.2008

Док. 621863
Перв. публик.: 05.06.08
Последн. ред.: 10.03.10
Число обращений: 0

  • Илющенко Александр Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``