В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обращение к участникам XX Пироговского съезда врачей. Назад
Обращение к участникам XX Пироговского съезда врачей.
Уважаемые коллеги, делегаты и участники ХХ Пироговского съезда врачей !

Здесь уже много говорилось об основных проблемах здоровья населения нашей страны. Многие из этих проблем имеют накопленный, т.е. длительный характер. Так, основы процесса депопуляции появились еще в середине 70-х годов, а на волнообразный характер демографических процессов, в том числе на меняющееся число женщин детородного возраста и связанное с ним число рождений все еще сказываются вторая мировая война и ее последствия.

Вместе с тем так называемые реформы начала 90-х годов усугубили эти процессы, а по некоторым показателям здоровья отбросили нашу страну на много лет назад. Не случайно в мире этот вопрос широко изучается в рамках проблемы "Государственная стабильность и здоровье". Кроме того,90-е годы, которые войдут в историю не только как годы переломного периода, но и как годы безнравственности и бездуховности, привнесли много новых проблем в здоровье населения, в ухудшение его качества. Эти достаточно известные проблемы могли быть еще более масштабными, если б не сдерживающая роль всего отраслевого и ведомственного здравоохранения и, особенно, санэпидслужбы.И тем не менее ситуация со здоровьем населения, как следует из материалов съезда и выступлений, чрезвычайно напряженная и даже угрожающая безопасности страны. А ведь здоровье-это основной капитал и, пожалуй, главная инвестиция и в экономику, и обороноспособность, и в целом в процветание. Пора всем осознать: не будет здоровья -не будет экономики и преобразований, больная нация не может дать здоровое поколение.

Сейчас не столько надо говорить о наших бедах и проблемах, сколько о том, что мы можем и будем делать, так как Съезд ,базируясь на всем прошлом опыте, устремлен в будущее.

Поэтому в сакраментальном вопросе :что делать и кто виноват, остановимся на его первой части- что же делать?

Во-первых, нужно отчетливо представлять, что есть система охраны здоровья, в которой прослеживаются роль и ответственность всех отраслей народного хозяйства и которая с системных позиций отражает государственную политику в области охраны здоровья и межсекторальный подход, и есть система собственно здравоохранения, значение которой возрастает, трансформируется ее роль и место в современном обществе. Эти системы органически связаны между собой и должны развиваться параллельно, что умножит их усилия, но они имеют разные цели, задачи и разные возможности.

Во-вторых, нужна , наконец, национальная программа "Здоровье для всех россиян",объединяющая усилия всех отраслей по критерию здоровья. Причем, эта программа должна быть не всеохватывающей и всеобъемлющей, как у нас это принято, а строго базироваться на приоритетах. Достаточно аргументированно эти приоритеты и их дерево представлены в работе экспертов проекта ТАСИС, выполненной по заказу Минздрава. В связи с этим целесообразно создание в стране Национального института здоровья, острая потребность в котором возникла в последнее десятилетие. Необходимо также существенно изменить структуру и содержание Государственного доклада о здоровье, перестать описывать одно и тоже из года в год одними и теми же словами и перейти от констатации фактов к подробному анализу ключевых для каждого года проблем здоровья с рекомендованными действиями для каждого уровня управления страной.

Что же можно сделать усилиями здравоохранения?

С одной стороны, мы создали уникально сложную и громоздкую систему здравоохранения. У нас насчитывается более 80 врачебных специальностей в других странах их менее 30, потому, что мы перепутали понятия "специальность" и "специализация"; у нас 113 различных типов учреждений в других странах их от 4 до 15, так как мы создавали их для отдельных контингентов населения и групп заболеваний; у нас имеется многоведомственная медицина, недостаточно взаимодействующая между собой; у нас не определены принципы взаимодействия медицинских учреждений разных уровней, то есть не определены маршруты движения пациентов в зависимости от заболевания и состояния и так далее. И ,конечно же, такую сложную, многотипную и мультиуровневую систему очень трудно реформировать и совершенствовать. К тому же не все кадры оказались соответственно подготовленными, а, как известно, кадры решают многое.

Систему надо упрощать ,но на научной основе, имея в виду, прежде всего, этапность оказания медицинской помощи. И как тут опять не вспомнить замечательную военно-медицинскую доктрину, реализованную в годы Великой Отечественной войны, и ее этапную сортировку раненых, больных и пораженных с тем, чтобы помощь им была оказана как можно быстрее и в адекватном месте. Эта система доказала свою высокую результативность, но в мирное время не получила, к сожалению, должного развития.

Мы создали уникальную систему медицинской статистики, основанную на сплошной регистрации обращаемости, смертности , ресурсов, деятельности разных учреждений здравоохранения. Однако, помимо того, что она не вполне достоверна даже статистика смертности, согласно проведенным исследованиям, не отражает истинную картин и ошибки между классами доходят до 20%, а внутри классов-до 50%, наша статистика в большом числе показателей не является международно сопоставимой. Все это имеет отношение к одной стороне проблемы- нужно наше здравоохранение упрощать и по возможности с учетом специфики приводить его к лучшим международным стандартам.

Вполне понятно, что вклад собственно системы здравоохранения в разные проблемы здоровья также различен: по одним проблемам -это информационно-сигнальная функция, по другим- роль колокола, по третьим- участие в мероприятиях социального характера, по четвертым- участие в комплексе профилактических мероприятий, по пятым- возможно раннее выявление заболеваний, их лечение, реабилитация и так далее.

Другая часть проблемы состоит в дальнейшем развитии, совершенствовании и реформировании здравоохранения. И здесь можно, на наш взгляд, выделить две ключевые проблемы:
акцентирование усилий на первоочередном развитии первичной медицинской помощи и на обеспечении качества амбулаторной и стационарной помощи. Как известно из Алма-Атинской Декларации 1978 года, первичная медицинская помощь-это зона первого контакта пациента с системой охраны здоровья ; поэтому она гораздо шире тех объемов работы, которые выполняются общеврачебной практикой и семейной медициной, и ориентирована на группу компактно проживающих людей, то есть на сообщество людей общину, коммуну .
От того, как сработает первичная медицинская помощь с ее профилактической ориентацией, в пределах которой можно решать до 75% всех проблем здоровья, полностью зависит эффективность всех остальных уровней и видов помощи, в том числе узкоспециализированных и высокотехнологических. Если туда будут поступать запущенные, недолеченные и пропущенные случаи, то толку от самых замечательных специалистов и самых современных технологий будет немного.

Минздрав России взял обоснованный курс на долгосрочное развитие общеврачебных практик, причем число врачей в них должно увеличиться в 25 раз. Разве плохо ,если у нас наконец появится врач, который в отличие от участкового терапевта или участкового педиатра будет не только более широко подготовлен и обладать более широким клиническим кругозором , но и нести ответственность за пациента, где бы тот не находился.

Поэтапное ускоренное развитие первичной медицинской помощи фактически приведет к реформированию всех остальных звеньев системы без каких-либо внешних вмешательств и символизирует как бы Ариаднину нить, с помощью которой можно распутать весь клубок накопленных лабиринтных проблем. Соответственно будет сокращаться число стационаров и коек, на которые будут госпитализироваться лишь те, кто нуждается в круглосуточном лечении и наблюдении, развиваться дневные стационары, дневная хирургия и так далее. И делаться это будет не по приказам или указаниям, а в соответствии с реальными требованиями и возможностями.
Второй аспект реформирования здравоохранения- это обеспечение высокого качества медицинской помощи. Методологическая основа этой работы уже практически сформирована, Это Доказательная медицина, позволяющая выбрать обоснованную , эпидемиологически и статистически доказанную технологию для каждого конкретного пациента, дающая наилучшие результаты, и стандарты ИСО серии 9000,
позволяющие минимизировать возможные ошибки. Даже в безвыходных ситуациях утверждения типа: "у меня был пациент, которому это помогло в такой же ситуации" или "я слышал, что там-то с успехом применяют это лекарство" или "все уже испробовали- терять нечего, давайте попробуем, авось поможет" и так далее сейчас абсолютно не принимаются во внимание и к ним за рубежом относятся как к анекдотам. Иначе говоря, медицина становится все более научно обоснованной ,технологичной и упорядоченной. Этому нужно основательно учиться, обязательно используя современные информационные технологии, обеспечивающие доступ к сокровищнице мирового опыта в клинической медицине и фармакологии.

Уважаемые делегаты!

В последнее время все чаще стали говорить о построении в России гражданского общества. Оно предполагает наличие административной власти, усиление которой происходит на наших глазах, и развитой общественности, которая по логике гражданского общества должна контролировать действия административной власти. Нельзя забывать о том, что демократия, в условиях которой мы пока еще не жили, строится не на прямой связи, то есть выборности власти, а на обратной связи, то есть на зависимости власти от народа, от общества. Именно в этом русле можно рассматривать направленность нашего съезда, определяющими вопросами которого являются защита интересов врачей, развитие их творческого потенциала, становление врачебного самоуправления. В напечатанном и устном докладе Президента Российской медицинской ассоциации этому уделено особое внимание и, в частности, отмечается, что Российская медицинская ассоциация, как выразитель интересов врачей, готова взять на себя решение профессиональных вопросов при условии передачи не только полномочий, но и возможностей по их выполнению. Это же звучало и в выступлениях делегатов съезда.

Личность-сообщество людей- нация- государство.

Нужно сделать так, чтобы противоречия между ними, которые всегда были и будут, сводились до минимума. Напротив, только в их тесном взаимодействии и при сбалансированности интересов возможно процветание страны. Но при этом в центре внимания должен быть гражданин , а это означает полный разворот всей системы ценностей в стране. Соответственно в центре внимания здравоохранения должны быть пациент и врач и основным критерием реформ тогда будет являться: хороши ли они для пациента и врача. Если нет, то такие реформы нам не нужны!

Сейчас появилось множество общественных движений, выдвигающих свои общенациональные идеи в виде лозунгов: "За сильную Россию", "За богатую Россию", "За нравственную Россию", "За демократическую Россию" и так далее. Понятно, что у этих лозунгов могут быть сторонники и противники, а вот к лозунгу " За здоровую Россию" и к соответствующим действиям, думаю , присоединятся все.

Спасибо за внимание.
Проф. Комаров Ю.М.

www.viperson.ru
05.03.2010

viperson.ru

Док. 621751
Перв. публик.: 05.03.10
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 0

  • Комаров Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``