В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О проведении экспертной оценки работ по созданию в Республике Узбекистан Национального института здоровья (НИЗ) консультантом ЕРБ ВОЗ проф. Комаровым Ю. М Назад
О проведении экспертной оценки работ по созданию в Республике Узбекистан Национального института здоровья (НИЗ) консультантом ЕРБ ВОЗ проф. Комаровым Ю. М
В связи с поступившим предложением от ЕРБ ВОЗ провести экспертную оценку материалов и работ по созданию НИЗ в Республике Узбекистан была проведена работа в три последовательных этапа:
1.Подготовка заключения на материалы, направленные Минздравом Республики Узбекистан в ЕРБ ВОЗ, о создании указанного института.
2.Проведение консультативных совещаний со специалистами ЕРБ ВОЗ.
3.Выезд в Ташкент и проведение серии встреч, консультаций и обсуждений с заинтересованными лицами по вопросам создания НИЗ.

Часть I. Заключение на представленные материалы по созданию Института здоровья.

С этой целью были изучены следующие документы и материалы:
1.Указ Президента Республики Узбекистан " О государственной программе реформирования здравоохранения Республики Узбекистан" N VII-2107 от 10 ноября 1998 года, в котором обозначена необходимость создания такого института.
2.Проект Положения Института здоровья Республики Узбекистан.
3.Проект организационной (по подразделениям) и штатной (по должностям) структуры Института здоровья.
4.Проект создания областных и районных филиалов Института здоровья с их организационными и штатными структурами.
5.Информационно - справочные материалы, характеризующие состояние здоровья и здравоохранения Республики Узбекистан в динамике, в том числе статистические отчёты за ряд лет " Обзор состояния здоровья и здравоохранения в Узбекистане" (1999г), Health Care System in Transition (Uzbekistan-2000) from European Observatory on Health care system, Uzbekistan Country Health Report - 1999 и другие материалы.

Из представленных материалов было очевидно, что в Республике Узбекистан есть намерение создать Институт с расширенными функциями санитарного просвещения и несколько сужеными функциями укрепления здоровья, что в целом не отвечает рекомендациям ВОЗ о межсекторальном подходе к охране здоровья. В то же время идея создания НИЗ сама по себе весьма привлекательна и, если этот институт организовать так, как это рекомендует ВОЗ, то он мог бы стать примером, достойным для подражания в других странах и, прежде всего в, СНГ.
Заключение было составлено и направлено в ЕРБ ВОЗ на русском и английском языках (Приложение 1).

Часть II. Проведение консультативных совещаний со специалистами ЕРБ ВОЗ.

В период 10-11 августа 2000года состоялся выезд в Копенгаген, где была проведена серия консультативных совещаний и изучены дополнительные материалы, в том числе отчёты проекта ТАСИС по совершенствованию системы профилактического здравоохранения в Республике Узбекистан, в которых были в полном виде представлены материалы по созданию Института здоровья. Исходя из этих материалов, подтвердилось первоначальное предположение о том, что фактически предлагается создать Институт здоровья и его филиалы на базе ранее существовавших "Домов санитарного просвещения, которые затем были преобразованы в "центры здоровья" с несколько расширенными функциями. Помимо санитарного просвещения и образования населения, пропаганды здорового образа жизни в эти функции были включены развитие физической активности населения, проведение массовых акций и. т.д."

Иначе говоря, функциями центров здоровья была профилактическая работа в очень усеченном виде без превентивных санитарно - эпидемиологических и медицинских мероприятий. При создании Института здоровья на этой базе предполагалось, что основной целью его деятельности будет " формирование здорового образа жизни, воспитание гармонично развитого поколения, выявление факторов риска и причинно - следственных связей заболеваний среди населения и проведение научно - исследовательской работы по этим направлениям". Институт здоровья предполагалось подчинить Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава Республики Узбекистан. Таким образом, очевидно, что речь шла о создании не Национального института здоровья, а, как уже отмечалось, об Институте укрепления здоровья или Институте санитарного просвещения с расширенными функциями.

В процессе проведения консультаций и совещаний со специалистами ЕРБ ВОЗ ( А. Лобанов - по телефону, П. Макарова, В. Чернявский, С. Литвинов), а также с руководством Liaison Office при Минздраве Республики Узбекистан д-ром Р. Янсуповым была обозначена четкая ориентация на развитие межсекторального подхода, на становление НИЗ, как научной базы для осуществления в Республике Узбекистан национальной политики в области охраны здоровья, выходящей за пределы собственно системы здравоохранения. На основании проведенной в ЕБР ВОЗ работы были составлены предложения по организации создания в Республике Узбекистан НИЗ, которые были одобрены в ходе заключительного совещания в ЕРБ ВОЗ 11 августа 2000г. ( Приложение 2)
Перед консультантом ВОЗ были поставлены следующие задачи:
1.Выяснить на месте, на каком этапе находится процесс создания НИЗ и отношение руководства здравоохранения Республики Узбекистан и заинтересованных лиц к обсужденным и одобренным в ЕРБ ВОЗ предложениям по созданию НИЗ
2.Дать необходимые рекомендации и консультации в соответствии с политикой ВОЗ.
3.Наметить перечень необходимых семинаров и других мероприятий для организации НИЗ.
4.Определить возможность для координации работ с ЕРБ ВОЗ и с различными международными организациями.

Часть III. Проведение серии встреч, консультаций и обсуждений разработанных предложений с заинтересованными лицами в Республике Узбекистан.

В период пребывания в Ташкенте с 21 по 25 августа с. г состоялись встречи в следующей последовательности с :
1.Заместителем министра, Главным Государственным санитарным врачом дмн Ниязматовым Бахтиером Ибрагимовичем совместно с Начальником Департамента Государственного Сан - Эпид. Надзора Атабековым Нурматом Сатаниязовичем.
2.Первым заместителем министра проф. Асадовым Дамином Абдурахимовичем.
3.Координаторами проекта WB "Здоровье", Мухамедияровой Розой Галиевной и Фузайковым Фарходом Зиятулаевичем.
4.Сотрудниками проекта ТАСИС по усовершенствованию системы профилактического здравоохранения в Республике Узбекистан Асей Султановой - директором проекта ( дочь Премьер - Министра) и двумя местными постоянными экспертами проекта ТАСИС - Фаутом Алиевым и Михаилом Козарезом.
5.Директором Республиканского информационно - вычислительного центра кмн Муталовой Зульхумор Джалаловной.
6.Первым заместителем министра здравоохранения Асадовым Дамином Абдурахимовичем ( повторно).
7.Министром здравоохранения проф. Назировым Ферузом Гафуровичем в присутствии заместителя министра Ниязматова Б.И и начальника Главного леч - проф. управления Ильхамова Ф.А.
8.Начальником Главного леч - проф. управления Ильхамовым Фаходом Абивичем.
9.Бывшим министром здравоохранения проф. Каримовым Шавкатом Ибрагимовичем, ныне руководителем хирургической клиники и зав. кафедрой факультетской и госпитальной хирургии Ташкентского мединститута.
10.Начальником Департамента Государственного Сан - Эпиднадзора Атабековым Н. С (повторно)
11.Бывшим начальником леч - проф. управления Минздрава Менликуловым Парахатом Рискуловичем, ныне директором НИИ кож - вен. заболеваний ( по его просьбе)
12.Начальником Департамента Госсанэпиднадзора Атабековым Н. С (по телефону).
13.Координаторами проекта WB Мухамедияровой Р. Г и Фузайховым Ф. З (повторно, по их просьбе).
14.Директором НИИ кож - вен. заболеваний Менликуловым П. Р (повторно, по его просьбе).
15.Начальником Департамента Государственного Сан - Эпиднадзора Атабековым Н. С.
16.Заместителем министра Ниязматовым. Б. И. , Начальником Департамента Госсанэпиднадзора Атабековым Н. С и начальником Главного леч -проф. управления Ильхамовым Ф. А
17.Координатором проекта WB Мухамедияровой Розой Галиевной (третично)
18.Министром здравоохранения проф. Назировым Ф. Г

Во всех встречах, даже в проекте ТАСИС, в котором фактически и были разработаны материалы, подвергшиеся экспертной оценке, предложения ЕРБ ВОЗ не встретили возражений, так как во-первых, они были ориентированы на пользу для страны, а во-вторых не ущемляли интересы разных организаций и лиц. Напротив, с созданием НИЗ по рекомендациям ВОЗ повышался статус и Минздрава, и должностных лиц. С учётом изложенного все официальные лица выразили своё удовлетворение, изучив представленные им предложения, а Министр, очень быстро оценив идеи ВОЗ, дал поручение переработать подготовленные ранее материалы по НИЗ и проект Постановления Правительства по этому институту. И этот проект был переработан, в него включены совсем другие направления деятельности НИЗ, в.т.ч
-научно - обоснованная политика в области охраны здоровья и подготовка соответствующих рекомендаций;
-подготовка ежегодных докладов Президенту страны о состоянии здоровья нации;
-организация и ведение системы мониторинга здоровья;
-развитие профилактической медицины и формирование здорового образа жизни;
-подготовка и усовершенствование медицинских кадров по основным проблемам здоровья населения.

Предусмотрена межсекторальность подходов, гибкость структуры института и поэтапное его развитие. Видимо, вначале он будет подчиняться непосредственно Министру, а затем по мере развития, может выйти за пределы Минздрава.
После того, Министерство здравоохранения подготовило обращение в ЕРБ ВОЗ с просьбой оказать техническое содействие в организации и развитии НИЗ (приложение 4).

Отчёт о проведенных встречах содержится в приложении 3.

Особую признательность хотелось бы выразить коллективу Liaison office за большую помощь в проведении миссии и за участие во всех официальных встречах.
Консультант ЕРБ ВОЗ,
Проф. Ю.М Комаров.

P.S Можно предвидеть, что и на 2-этапе создания НИЗ(подготовка положения, структуры, определения функций и задач, из каких реально существующих подразделений создавать НИЗ, как создать работающую комиссию и др.) могут возникнуть сложные вопросы, в которых помощь со стороны ВОЗ будет крайне необходимой.


Приложение 3
Отчёт
О проведенных встречах, консультациях, совещаниях по вопросу создания НИЗ в Республике Узбекистан.

21 августа.
1.Встреча с Ниязматовым Б. И и Атабековым Н. С.
Им была представлена позиция, выработанная в ЕРБ ВОЗ по вопросу о НИЗ. Даны пояснения, чем отличаются временные проекты от постоянного присутствия ВОЗ, а также те выгоды для страны и НИЗ, которые обусловлены поддержкой ВОЗ (в рамках обсуждаемых проблем со специалистами ЕРБ ВОЗ). Обозначена в НИЗ и роль сан-эпидслужбы, которая просматривается во всех основных направлениях деятельности НИЗ. Со всеми положениями и доводами они согласились и договорились, что после ознакомления с письменными предложениями состоится ещё одна встреча. Было подчёркнуто, что НИЗ можно начать создавать и в недрах системы Минздрава, но сразу - на правильной основе, постепенно развиваясь и расширяясь. Ниязматов спросил у Атабекова, на какой стадии находится подготовка Института здоровья по варианту ТАСИС. Оказалось, что проект Постановления Правительства уже готов, но они тут же заверили, что это не окончательно и что они постараются внести необходимые изменения.
2.Встреча с Асадовым Д. А (До должности Первого замминистра был ректором педиатрического мединститута и директором НИИ акушерства и гинекологии).
Выразился крайне негативно и в очень резкой форме в отношении идеи создания Института типа "санпросвет", заявил, что это один из способов "плодить бездельников от медицины". Его соображения о том, каким должен быть НИЗ практически полностью совпали с предложениями ЕРБ ВОЗ.
Договорились о повторной встрече 22.08, к тому времени он постарается изучить переданные ему предложения.
3.Работа в Liaison - office с материалами, договоренность о встрече с Ш. И Каримовым на среду 23.08.

22 августа.
1.Встреча в проекте Всемирного Банка " Здоровье" с координаторами проекта Мухамедияровой Р. Г и Фузайховым Ф. З.
Проект WB полностью поддерживает предложения ВОЗ о межсекторальности и комплексности подхода к созданию НИЗ, об организации национального совета, о том, что Институт с санитарно - просветительным уклоном создавать нецелесообразно. Со стороны проекта было подчеркнуто, что после ряда ознакомительных поездок по линии ТАСИС, участия в РК и ВАЗ Министр изменил, свои взгляды и попридержал продвижение документов о НИЗ и подумывает, не назначить, ли Ильхамова Ф. А. его директором. В беседе получила поддержку и идея более тесного сотрудничества различных международных организаций и ВОЗ. Сейчас эту функцию координации международных усилий пытается взять на себя USAID.
Помимо вопросов о НИЗ были, по инициативе проекта WB, обсуждены также проблемы выбора приоритетов, ПМСП, GP, качества медицинской помощи. Разговор этот начался с того, что они по линии WB только что получили некоторые наши наработки совместно с США по качеству - глоссарий.

Д-р Фузайхов - в прошлом военный врач, и поэтому с ним были обсуждены вопросы этапности сортировки пациентов и маршруты их движения. Проект WB готов в своей работе использовать идеи и наработки ВОЗ и экспертов ВОЗ.
В конце беседы было высказано пожелание более тесного сотрудничества по вопросам качества, особенно с учётом опыта России.
Позитивно было встречено предложение о проведении под эгидой ВОЗ серии семинаров для сотрудников НИЗ (по предварительно согласованным с ЕРБ проблемам).
2.Встреча в проекте ТАСИС с А. Султановой, Ф. Аливым, М. Козарезом. (В. Лебедев - в отпуске, Марк Бонель - отсутствует)

Встреча была непростой, поначалу даже агрессивной со стороны проекта, так как они направляли свои материалы повсюду, в т. ч. и в Liaison office, проводили конференцию, но ниоткуда не получили замечаний и предложений. Они, как заявили, работали в непростой обстановке, так как они хотели вывести НИЗ за пределы Минздрава, но Минздрав не позволил это сделать, и уводил их в сторону сан-эпид.
У них тоже есть идея создать Внешний (наблюдательный) совет. И существующие центры здоровья в областях и районах, это далеко не санпросвет, у них расширенные функции и они занимаются также оздоровительными мероприятиями. Но в процессе деликатной беседы была проведена мысль не об отрицании сделанного в рамках проекта ТАСИС, а о более рациональном использовании этого и приведения его в соответствие с представлениями ВОЗ. От этого может выиграть и дело, то есть система охраны здоровья, и сам проект ТАСИС, документы, которого могут получить соответствующую поддержку. В результате был достигнут консенсус и они договорились, что подумают, как можно сделать лучше, с учётом оставленных им предложений ВОЗ. В общем, настрой получился позитивным, тем более, что речь шла о реальной пользе для Республики Узбекистан.
3.Встреча с Директором РИАЦ кмн Муталовой З. Д
Были обсуждены предложения ТАСИС и ВОЗ по вопросу создания НИЗ. С её стороны было высказано позитивное отношение к предложениям ВОЗ. Она сейчас фактически главный статистик(хотя пока большого опыта не имеет) и ежедневно вечером докладывает Асадову Д. А о положении дел. РИАЦ ведет отчетность по статистике здоровья и здравоохранения, учёт всех случаев инфекционных болезней, кадровый регистр врачей, в нём занято почти 120 человек. По её просьбе были обсуждены также вопросы, связанные с МКБ - 10, по верификации статистики, её международной сопоставимости, по улучшению анализа статистических показателей. Особо были обсуждены вопросы, связанные с мониторингом здоровья, что имеет прямое отношение к создаваемому НИЗ.
4.Повторная встреча с Асадовым Д. А .
Переданный ему ранее вариант предложений ВОЗ был весь разрисован фломастерами, что говорит о внимательном изучении документа. Идеи ВОЗ он одобрил не только в целом, но и в частности, отметив, что это делается и в интересах Минздрава. Некоторый глобализм подходов ВОЗ полностью компенсируется поэтапной организацией и развитием НИЗ. Он выразил удовлетворение, что и проект ТАСИС, и проект WB, и Информационно - аналитический центр поддержали идеи ВОЗ и готовы участвовать в их реализации. Он изъявил желание, чтобы все это было сообщено Министру, а со своей стороны во время вечерней встречи с ними он ещё раз обратит его внимание на НИЗ и необходимость создания его на основе рекомендаций ВОЗ. Асадов предложил создать рабочую группу по доработке документов НИЗ.
5.Встреча с Министром Назировым Ф. Г в присутствии Ниязматова Б.И и Ильхамова Ф. А.
Министр быстро и правильно оценил предложения ВОЗ, повышающие статус Минздрава, усиливающие его координирующую роль, способствующие росту международного авторитета, привлечению инвестиций, подготовке кадров. Все проекты имеют начало и конец, а ВОЗ - это навсегда, однако, как он подчеркнул, не всегда известно, чем на самом деле занимаются различные международные проекты, другие организации и какую пользу они приносят. Он подчеркнул, что создавать такой НИЗ только в рамках сан - эпид. нельзя, его нужно организовывать в системе Минздрава, постепенно наращивая. Министр дал поручение Ниязматову Б. И и Ильхамову Ф. А переработать ранее составленные документы и внести в них предложения ВОЗ. Он высказал пожелания, чтобы этот институт координировал бы международные проекты и имел бы более тесные контакты с ВОЗ.
6.Встреча с Ильхамовым Фарходом Абидовичем.
Он также высказал негативное отношение к проекту ТАСИС по созданию НИЗ, подчеркнув, что в основе НИЗ должен быть системный подход. С ним был обсуждён перечень семинаров для будущего НИЗ.

23 августа.
1.Встреча с бывшим Министром здравоохранения проф.Каримовым
Он рассказал, что удалось и что не удалось сделать на посту Министра, а также об основной идее создания НИЗ, так как указ Президента от 1998г. готовился ещё при нём. Он подчеркнул, что в одном из своих выступлений Президент Республики выдвинул в качестве основной цели создания НИЗ - осуществление мониторинга за здоровьем населения, что корреспондирует с позицией ВОЗ. В целом проф. Каримов Ш. И одобрил проект создания НИЗ, как межсекторальной структуры, неодобрительно высказался об идее создания института типа "Санпросвет" и его подчинении Департаменту сан - эпид. Вместе с тем он отметил, что подобрать кандидатуру на пост директора такого института будет непросто, так как это должен быть и авторитетный, и понимающий проблемы, и системно мыслящий человек. Затем по инициативе проф. Каримова беседа ушла в стороны различных аспектов реформ здравоохранения и проблем здоровья.
2.Повторная встреча с Атабековым Н. С, которому Ниязматов Б.
И поручил доработку проекта постановления Правительства. ОН вначале рассказал о работе санэпидслужбы, об усилении санэпиднадзора, о работе по созданию НИЗ, о том, что в сентябре готовится защищать докторскую диссертацию.

В процессе длительного обсуждения численности, структуры и штатного расписания института было принято предложение консультанта - на завтра подготовить проект Постановлений из 4-х пунктов.
1)создать НИЗ.
2)Определить научный профиль( в соответствии с рекомендациями ВОЗ).
3)Поручить МЗ, Минэкономики, Минфину подготовить все необходимые документы(Положение, структуру, источники финансирования и т. д)
4)Создать комиссию.

Иначе говоря, нужно вначале создать НИЗ, а все спорные вопросы отнести на 2 этап. Это важно, так как было со стороны МЗ много предложений включить в НИЗ республиканский архив, музей истории медицины и т. д. Консультантом этот подход был полностью отвергнут.
3.Встреча с д-ром Менликуловым П. Р.
Состоялась в Liaison office. Он уже знал о цели визита консультанта и очень позитивно отнеся к предложениям ВОЗ в отношении НИЗ. Одновременно он попросил сделать замечания и предложения на план и аннотацию его докторской диссертации на тему : "Роль и место первичной медицинской помощи в Государственной системе здравоохранения" ( научный консультант - проф. Ф. Г. Назиров).

24 августа.
1.Уточняющий разговор с Атабековым Н.С (по телефону) с тем, чтобы всё, о чём мы договорились, было включено в проект Постановления Правительства по НИЗ.

2.Повторная встреча с координаторами проекта WB Мухамедияровой Р.Г и Фузайховым Ф.З ( по их просьбе).

Осуждение перспективы развития ПМСП и обеспечения качества в рамках проекта WB, вопросы подготовки учителей и обучения руководителей и врачей и др.

3.Повторная встреча с Менликуловым П.Р (по его просьбе). Были обсуждены варианты подготовки и улучшения его докторской диссертации.

4.Встреча с Атабековым Н.С, который принёс переработанный проект постановления Правительства. Этот проект пришлось полностью переделать и он ушёл к себе исправлять.

5.Встреча с заместителем Министра Ниязматовым Б.И, Начальником департамента Госсан - эпиднадзора Атабековым Н.С и Начальником Главного леч - проф. управления Ильхамовым. Ф.А.
В начале были обсуждены и расставлены все акценты по документам по НИЗ, в первую очередь проект Постановления Правительства. Ниязматов Б.И признал нецелесообразность создания НИЗ при сан - эпиднадзоре и предложил подчинить его непосредственно Министру. Далее все согласились с изложенными в рекомендациях ВОЗ направлениями деятельности НИЗ. Им было консультантом сообщено, что Министр направил письмо в ВОЗ с просьбой о техническом содействии НИЗ.
Как сформулировать вопрос о создании Комиссии, решили посоветоваться с Министром. Снова обсуждались подразделения (РИАЦ, РОНМИ и другие), которые могли бы войти в состав НИЗ, но по предложению консультанта эти вопросы отнесены на 2-й план, как пока не проработанные и не подготовленные.

25 августа.
1.Третья встреча с координатором WB Мухамедияровой Р.Г ( по её просьбе).
Более часа шло обсуждения различных современных подходов к непрерывному улучшению качества медицинской помощи. И здесь помимо общемировых тенденций и подходов были отмечены теоретические и практические наработки России в рамках:
-межправительственной комиссии между Россей и США;
-программы партнёрских отношений на двухсторонней основе;
-проекта американского международного союза здравоохранения.

В настоящие время осуществляется серия семинаров в регионах России по применению EBM в первичной медицинской помощи, в которых участвует 9-10 специалистов с большим опытом.
Один не может знать всё : и методы клинической эпидемиологии, и Кохрейновские библиотеки, и мета - анализ, и информационные технологии, и формулярные списки, и принципы работы в команде, и подходы к разработке протоколов и руководств, и как это все внедрять на уровне ПМСП и т.д.
Кроме того, детально были обсуждены вопросы общей практики и первичной медицинской помощи.
2.Встреча с Министром здравоохранения Назировым Ф.Г. Он выразил удовлетворение работой консультанта ВОЗ, поблагодарил за все встречи, которые состоялись и заверил, что всё будет выполнено в соответствии с достигнутыми договорённостями.
В промежутках между встречами проводилась работа по изучению материалов и документов, по планированию встреч, по записи бесед.


ПРОЕКТ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(УТВЕРЖДЕНО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА)

1.Правительственная Комиссия по охране здоровья граждан (далее именуемая - Комиссия) является координационным органом, созданным для координации республиканских и местных органов исполнительной власти, различных министерств, ведомств и организаций по вопросам реализации государственной политики в области охраны здоровья населения, имеющим общегосударственное значение. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовой формы, включая общественные и религиозные объединения.
2.Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами, указами и распоряжениями Президента республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Правительства, рекомендациями Всемирной Организации здравоохранения, а также настоящим Положением.
3.Основными задачами комиссии являются:
oПодготовка предложений по осуществлению единой государственной политики в области охраны здоровья;
oКоординация деятельности всех организаций, отмеченных в п 1, решающих в пределах своей компетенции вопросы охраны здоровья населения, а также координация мер по реализации государственной политики в области охраны здоровья
oРазработка рекомендаций и предложений по реализации комплексного подхода к решению вопросов обеспечения конституционных прав граждан Республики Узбекистан в области охраны здоровья.
oРазработка предложений по совершенствованию мер контроля за исполнением всеми органами исполнительной власти и другими организациями, отмеченными в п. 1, правовых и нормативных активов по охране здоровья населения.
oКоординация деятельности по формированию и реализации республиканских целевых программ в области охраны здоровья населения.
oКоординация деятельности и контроль за реализацией Государственной программы реформирования системы здравоохранения.
oСодействие сотрудничеству со Всемирной Организацией Здравоохранения.
oКоординация деятельности международных организаций на территории республики Узбекистан по различным проблемам охраны здоровья населения.
4.Комиссия для выполнения возложенных на нее задач:
-организует и контролирует работу Национального института здоровья
-анализирует ситуацию в здоровье населения и в области охраны здоровья
-рассматривает вопросы взаимодействия всех организаций и органов, представленных в Комиссии, при осуществлении ими функций в пределах их компетенции по вопросам охраны здоровья
-дает рекомендации организациям и органам в целях совершенствования их деятельности в области охраны здоровья и осуществляет контроль за их исполнением
-организует подготовку ежегодных докладов Президенту "О здоровье населения Республики Узбекистан" и "О реализации национальной политики в области охраны здоровья " ( с выделение проблемных вопросов), а также "О реализации Государственной программы реформирования системы здравоохранения"
5.Комиссия имеет право:
1.Запрашивать у всех органов и организаций, общественных организаций и должностных лиц необходимые документы и материалы по вопросам компетенции комиссии.
2.Заслушивать в установленном порядке руководителей всех органов, организаций по вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
3.Создавать рабочие группы по вопросам, входящим в компетенцию комиссии. в том числе, требующим оперативного разрешения или долгосрочных решений.
6.Рабочим органом комиссии, является Национальный институт здоровья. На него возлагается информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение работы комиссии. Директор этого Института является ответственным секретарем Комиссии.
oВ состав Комиссии входят руководители органов и учреждений, деятельность которых имеет отношение к сфере охраны здоровья населения, а также представительство ВОЗ при стране. Персональный состав Комиссии утверждается Президентом.
oЗаседания Комиссии проводятся по мере необходимости, а также в плановом порядке, но не реже 1 раза в 2 месяца. Заседания и принятые на нем решения считаются правомочными при присутствии не менее двух третей членов Комиссии.
oРешения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем открытого голосования и оформляются протоколом, который подписывается Председателем Комиссии. При необходимости решения Комиссии могут быть оформлены в виде проектов постановлений или распоряжений Правительства Республики Узбекистан.
oРешения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов и организаций, представленных в Комиссии, а также своей деятельностью оказывающих влияние на систему охраны здоровья населения.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
ИНСТИТУТА ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Поскольку политика в области охраны здоровья населения является комплексной, многогранной и межсекторальной т.е. выходящей за пределы собственно системы здравоохранения и вовлекающей в этот процесс различные министерства и ведомства, целесообразно создать Правительственную комиссию по охране здоровья граждан.

Учитывая имеющиеся тенденции в динамике здоровья, изложенные в документе "Uzbekistan - Health Care Systems in Transition" , здоровье следует считать важнейшим фактором национальной безопасности, а систему охраны здоровья - важнейшей системой жизнеобеспечения страны. На здоровье, как известно , оказывают существенное , определяющее влияние множество факторов, не имеющих прямого отношения к системе здравоохранения, в том числе окружающая природная среда (дефицит и загрязнение водных ресурсов, загрязнение воздуха в городах, накопление вредных веществ в почве и растениях, природные катаклизмы, метеоусловия, др.), социально-бытовые условия жизни, экономические условия жизни и доступность к качественному и полноценному питанию, получение необходимой медицинской помощи (за исключением случаев, отмеченных в Указе Президента Узбекистана от 10 ноября 1998 г. NVII - 2107), различного рода поведенческие факторы и образ жизни. Поэтому, как правило, выделяются два понятия:
oСистема здравоохранения, включающая функции медицинской профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и располагающая для этого необходимой сетью учреждений (свыше 4000 амбулаторно-поликлинических учреждений, около 1200 больниц различного типа и мощности, около 75 000 врачей и стоматологов, свыше 280 000 средних медработников и т.д.)
oСистема охраны здоровья, включающая в себя как систему здравоохранения, так и другие системы, оказывающие влияние на здоровье.

Если первая система отвечает за политику и развитие (реформирование) системы здравоохранения и оказание лечебно-профилактической помощи населению, то вторая - за осуществление Государственной политики в области охраны здоровья населения и взаимодействие различных министерств и ведомств по критерию здоровья.

Проект положения о Правительственной комиссии по охране здоровья граждан прилагается.
В Республике Узбекистан ее можно создать, преобразовав Чрезвычайную Правительственную комиссию по экстремальным ситуациям в Правительственную комиссию по охране здоровья и чрезвычайным ситуациям, или организовав самостоятельную комиссию, или реорганизовав Республиканскую комиссию по организации и контролю за реализацией государственной программы реформирования системы здравоохранения.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ (НИЗ)

Основной целью создания НИЗ является научное обоснование политики в области охраны здоровья населения и подготовка соответствующих рекомендаций для Правительства, Комиссии и Министерства здравоохранения.

Политика в области охраны здоровья должна основываться на обоснованных приоритетах в здоровье населения и здравоохранения. Существует специальная методика выбора приоритетов. Один из вариантов базируется на оценке тех проблем, по которым общество несет наибольшие потери в здоровье.
Например, наибольшие показатели смертности связаны с болезнями системы кровообращения, которые даже в возрасте до 65 лет превышают в Республике Узбекистан соответствующие показатели от болезней органов дыхания в 2,9 раза, от новообразований в 3,7 раза, от травм и отравлений в 3,9 раза, от инфекций в 7,5 раз. Вместе с тем, средний возраст умерших от болезней системы кровообращения превышает среднюю продолжительность жизни, а средний возраст умерших, к примеру, от инфекций значительно (на 30-35 лет) моложе. Поэтому, если число умерших от инфекций умножить на число лет их недожития до средней продолжительности жизни, то вырисовывается значительная проблема для общества, связанная с недопроизведенной продукцией в трудоспособный период. Или другой пример, с младенческой смертностью. При уровне 22.3 на 1000 родившихся живыми почти 30% всех случаев младенческой смертности приходится на перинатальные состояния и врожденные аномалии. Казалось бы, эти причины должны, исходя из их величины, быть в числе приоритетных. Однако они не являются легко предотвратимыми, и при сопоставлении с другими странами Европы оказывается, что по устранимым причинам младенческая смертность в Узбекистане намного выше (по инфекциям почти в 10 раз, а по болезням органов дыхания, на которые приходится почти 50% всех случаев смерти новорожденных, более чем в 30 раз). Вот это и есть приоритеты, если заниматься младенческой смертностью. Относительно низкий уровень смертности от врожденных аномалий и перинатальных состояний целесообразно сопоставить с перинатальной смертностью.

Затем в этих потерях определяется потенциально устранимая часть с выделением тех структур, которые за это ответственны. Кроме того, понимание приоритетов необходимо для создания целевых программ в области охраны здоровья (на республиканском и местном уровнях). Приоритеты в реформировании здравоохранения также должны быть научно обоснованными. Отсюда видно, какое большое значение должно придаваться правильному выбору приоритетов, особенно в условиях дефицита ресурсов. Поэтому в рамках разработки национальной политики в области охраны здоровья целесообразно проведение серии семинаров по:
oСовременным методам планирования политики и стратегии в области охраны здоровья;
oМетодологии выбора приоритетов (с использованием разных подходов, в том числе руководства, выработанного COHRED);
oМетодологии мониторинга здоровья и т.д.

ВОЗ может оказать необходимое содействие в организации таких 2-3 дневных обучающих семинаров с привлечением компетентных специалистов. Первый такой семинар уже можно провести в конце ноября сего года. Кроме того, для оказания технической поддержки в разработке и реализации Национальной политики в области охраны здоровья по желанию страны ВОЗ готова помимо семинаров организовать обучение перспективных кадров для Национального института здоровья, краткосрочные стажировки, визиты, непрерывное консультирование.

Еще в 1986 году в Оттавской Хартии были выдвинуты 5 приоритетов, не потерявших своей актуальности и до сих пор:
1.Создание политики в области здоровья (Эта работа выходит за рамки системы здравоохранения и должна быть заботой политиков во всех секторах и на всех уровнях).
2.Создание поддерживающей среды.
3.Усиление акцентов на небольших сообществах людей с установлением приоритетов.
4.Развитие профессиональных навыков и умений.
5.Переориентирование служб здравоохранения.

Как отмечалось, научное обоснование политики в области охраны здоровья, основанной на национальных приоритетах, рекомендациях ВОЗ и конкретных возможностях ее поэтапной реализации, должно быть возложено на Национальный институт здоровья.
При этом можно выделить несколько стадий разработки:
1.Создание концепции Национальной политики, представляющей собой набор взглядов и представлений.
2.Определение приоритетов.
3.Создание программы реализации Национальной политики.
4.Разработка конкретных проектов под конкретные задачи или комплексы задач.
Для реализации отмеченной цели НИЗ решает следующие задачи:
oРазработка системы мониторинга, оценки и анализа состояния здоровья с выходом на прогнозирование ситуации;
oИзучение влияния различных внешних факторов и условий на здоровье населения с выделением проблемных ситуаций (в терминах дефектов);
oРазработка научно-обоснованных приоритетов в здоровье и системе охраны здоровья;
oРазвитие научных основ профилактики болезней с учетом конкретных условий и укрепления здоровья;
oПодготовка и усовершенствование медицинских кадров, в том числе путем создания кафедры при Университете;
oПодготовка докладов Президенту страны;
oКоординация деятельности всех научно-исследовательских институтов и подразделений, связанных с изучением отдельных аспектов здоровья населения;
o    Оказание информационно-аналитической и организационно-технической поддержки работе Комиссии и Министерства здравоохранения.
Для решения намеченных задач в НИЗ должны применяться современные информационные технологии, методы системного и ситуационного анализа, моделирование.
Структура НИЗ должна быть неформальной и достаточно гибкой. При этом под выделенные приоритеты должны создаваться профильные подразделения и то в случае адекватной финансовой поддержки. Заодно эти подразделения могут быть основой для реализации различных международных проектов (WB, TACIS, Know How Fund и др.).

Постоянными подразделениями в НИЗ должны быть для:
oНаучного обоснования политики в области охраны здоровья;
oОбеспечения работы комиссии;
oДля обеспечения научной и практической деятельности НИЗ;
oДля организации международных медицинских связей.
Для работы в НИЗ необходимо провести отбор кадров (в виде селекции, конкурса и т.д.), причем не только медицинских специальностей. Желательно иметь в составе НИЗ политологов, социологов, экономистов, математиков, а также специалистов научного профиля из тех сфер деятельности, которые оказывают влияние на здоровье населения.

Иначе говоря, НИЗ должен быть комплексным.
Формирование и структуры НИЗ. и кадрового потенциала может и должно осуществляться постепенно, по мере появления для этого потребностей и возможностей.

Однако уже сейчас совершенно очевидно, что в числе важнейших проблем на нынешний момент являются "вода и здоровье", инфекционные болезни (часть из них), "наркотики и здоровье", здоровье матери и ребенка (но не в полном виде, а в какой-то их части).

В области здравоохранения - это акцент на первичной медицинской помощи (в ее понимании как в Алма-Атинской декларации) и на общеврачебной практике, на медицинской профилактике (иммунизация, вакцинация, раннее обнаружение заболеваний путем восстановления целевых и медицинских обследований и осмотров и диспансеризации больных), на обеспечении качества медицинской помощи (путем внедрения руководств и протоколов, основанных на Доказательной медицине, и минимизации медицинских ошибок), на улучшении финансирования (в том числе путем введения ОМС и привлечения инвестиций), на безусловном выполнении Указа Президента N VП-2107 от 10.11.98 года в части Государственных гарантий по отдельным видам медицинской помощи и по отдельных (льготным) контингентам пациентов.

Таким образом, если говорить о Национальном институте здоровья, как отражающем межведомственный (межсекторальный) подход к охране здоровья населения, то его целесообразно создавать под эгидой Комиссии.

Вместе с тем это не исключает возможность его становления и развития (на первых шагах) при Министерстве здравоохранения. Важно, чтобы изначально была заложена правильная основа для последующего развития НИЗ, т.е. его ориентирование на политику, стратегию и межсекторальный подход.

Кроме того, создание НИЗ не противоречит идее, изложенной в направленных в ВОЗ материалах (в том числе документах проекта TACIS) по организации нового института при Департаменте Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения. С учетом приведенных структур, функций и задач этот новый институт целесообразно обозначить как Институт укрепления здоровья, так как он фактически образуется на базе Республиканского центра "Здоровье", в прошлом - центра санитарного просвещения, сохранившего свои филиалы на местах.

Иначе может возникнуть диссонанс между принятым в международной практике пониманием НИЗ и созданной новой организацией.


Комаров Ю.М.
www.viperson.ru
05.03.2010


viperson.ru

Док. 621749
Перв. публик.: 05.03.10
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 0

  • Комаров Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``