В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
... Будто до него не играл никто! Назад
... Будто до него не играл никто!
"Он существует на сцене в манере землетрясения". Так писали об одном известном актёре. Так играет и Игорь Богодух: на пределе сил, в открытом всплеске эмоций.

Кажется, что ему всегда тесно в рамках привычного поведения. Душа рвётся ввысь, ей непременно надо излиться, и не обязательно кому-то конкретному, стоящему рядом. Это может крик небесам, обращение к богам, которые то ли есть, то ли их нет...

Понятно, когда так ведёт себя непрозорливый благородный Лир, ввергнутый дочерьми в позор и нищету. Но и гоголевский городничий у И.Богодуха неожиданно обретает трагические черты. Звучит почти чеховская нота: "Пропала жизнь...". Как увлекательно наблюдать игру актёра, снимающего многолетние наслоения с давно знакомой классической роли, воссоздающего её заново, точно до него никто ее не играл.

- Игорь Александрович, театральные завсегдатаи заметили, что в спектаклях Юрия Ерёмина вы заиграли по-другому.

- Думаю, да. Во-первых, работая главрежем ТЮЗ а, он видел все наши спектакли, и, когда пришёл руководить Театром имени Горького, ему не надо было изучать труппу. Он определился моментально. Требовал такой глубины проникновения в материал, что надо было просто вывернуться наизнанку.

А как он умел, не повышая голоса и не делая резких движений, держать всех в строгости! Достаточно было ему вступить на порог, как все уже знали: "Ерёмин в театре! Ерёмин в театре!". Все по своим местам. Несерьёзное отношение к работе вообще было исключено.

- Я помню вашего Михаила в "Последнем сроке" по Распутину. И помню, как зал замирал, когда вы стояли у колодца и глаза ваши медленно наливались слезами. Вообще весь спектакль - и ваша работа в нём - вызывает глубокие и сильные переживания.

И только зрители порадовались "новому" Богодуху, как он опять удивил их ролью Люса в "Весельчаках". При своих заметных габаритах, крупности и значительности Богодух-Люс оказался деликатным, трогательным, даже робким человеком.

Нет, ни в какие амплуа Игорь Александрович явно не вписывался. В "Кабале святош" он играл так, будто все страдания Мольера проходят чрез сердце Бутона.

Потом актёр поразил нас в "Бесах" Достоевского крученым - верченым Лебядкиным, немыслимо жалким, но ни в коем случае не желающем быть таковым. И, наконец, уйдя от ярких сценических характеристик, сыграл спокойного мудрого Соломона в "Кине IV" Горина - это было торжеством психологического театра, весь эффект которого - во внутренней жизни. И в этом же спектакле - филигранная роль Стражника: лаконичная, как мгновенный рисунок, сыгранная на одном летучем движении и тем не менее кажущаяся объёмной за счёт снайперской актёрской точности.

- Наверное, это самое сложное - играть безо всяких постановочных "подпорок"?

- Самое сложное - текст выучить (?! - Авт.). Тут мне моя Сашка - дочь помогает. Она знает тесты не только всех моих ролей, но и партнёров, которые связаны со мной по сцене.

- Она вообще у вас театральным ребёнком.

- Не то слово! После спектакля Саша обязательно пообщается с гримёрами, костюмерами, одевальщицами...А теперь говорит, что, по её наблюдениям, актёры имеют одни обязанности и никаких прав и что она постарается обосновать эти права как тему студенческой работы.
Самое удивительное, что Игорь Богодух не болел театром с детства. Он закончил "физвос" и работал тренером по баскетболу. И вообще в драму не ходил, разве что в оперетту. С тех пор прошло 35 лет - в одном театре, заметьте! Хотя звали работать в Москву, Минск, Самару...

- Да как же я мог уехать из Ростова, когда у меня здесь столько друзей - на всю жизнь... Как уехать, когда со мной в одной гримёрке сидел потрясающий актёр Пётр Григорьевич Лобода; за стенкой, рядом - Виллиан Зиновьевич Шатуновский! Николай Сергеевич Проворотов занял меня в "Пучине". Они учили и ремеслу, и жизни. Проворотов предостерегал и пророчествовал: "Тебе всё будет даваться с трудом. А ты не форсируй, имей выдержку. Будешь хорошим актёром".

Богодух и в кино оказался хорошим актёром. Снялся в 14 фильмах. Зрители наверняка эти фильмы вспомнят: "Миллион в брачной корзине", "В Крыму не всегда лето", "Блуждающие звёзды", "Каталажка", "Узник замка Иф", "Курьер на Восток", "Похищение Европы", трёхсерийный телевизионный фильм "Привал странников", "Морской волк" ...

Очень смешной фильм был "Каталажка". По сюжету в тюрьме рухнула стена, и заключённых расселяют по квартирам. Город в панике, его собираются целиком обносить колючей проволокой. В общем, масса забавных ситуаций...

- Гримёрша говорит: "Как же мне из вас зэка сделать?" Примериваем на меня телогрейку, ушанку. "А грим вам и не требуется", - говорит...
А кинодебютом был "Миллион в брачной корзине".
- Я привык к анализу пьесы в театре, к репетициям. А тут услышал треск камеры, сказал свой тест в темноту, партнёров рядом нет - кошмар какой-то. Вообще кропотливой подготовительной работой с актёром редкий кинорежиссёр занимается. Съёма - процесс загадочный...
- А экранные звёзды?
- Как правило, душевные и очень и простые люди. Мы снимали "Блуждающие звёзды" в Лондоне, и Софико Чиаурели была мне добровольным гидом и переводчиком.

На "Миллионе" ждали Ширвиндта. Ну, думаю, барин, сам весь из себя, небось, цены не сложит. Приехал, все к нему, заранее улыбаются - шутки ждут. Ему сказали, что я буду его партнёром, и он сразу же - ко мне, и оказался очень сердечным, доступным, без малейшего гонора.

Сейчас снять фильм у нас в стране - дело почти героическое, и, наверное, не так скоро мы снова увидим Игоря Николаевича на экране. А в театре, слава богу, жизнь ещё продолжается, и грядёт бенефис Богодуха, а за ним, будем надеяться, - новые спектакли.

И, может, снова удивит нас актёр, которого публика любит и за неистового атамана Разина, который пришёл дать нам волю, и за грандиозного Лира, и за купца Большова, произносящего важно: "...будучи уверены в честном поведении и достаточности нашего будущего зятя, что для нас оченно чувствительно, в рассуждении божеского благословления, то и назначаем его теперича в общем лицезрении".

Тут смакуется каждое слово. Уж поверьте, Игорь Александрович знает цену иронии. Вообще он человек весёлый. И профессия у него радостная.

Роли Игоря Богодуха :
"С любовью не шутят" - Дон Алонсо.
"Между ливнями" - Матрос Гуща.
"Камешки на ладони" - Арчил Татишвили.
"Я пришел дать вам волю" - Степан Разин.
"Моя профессия - синьор из общества" - Антонио.
"Опера нищих" - М.чкхит.
"Трудовой хлеб" - Матвей Потрохов.
"Банкрот"- Большов.
"Энергичные люди" - Аристарх.
"Ревизор" - Городничий.
"Кабала святош"- Бутон.
"Закон вечности" - Сапожник Булика.
"Бесы" - капитан Лебядкин.
"Последний срок" - Михаил.
"Ричард III" - Герцог Бекингем.
"Кин IV" - Соломон.
"Бешеные деньги" - Кучумов.

Роли текущего репертуара:
"Король Лир" - Лир.
"Американская комедия" - Сол Бозо .
"Мещанин во дворянстве" - г-н Журден

Роли в кино- и телефильмах
"Миллион в брачной корзине" - Антонио.
"Звездочет" - Людвиг фон Шверин.
"В Крыму не всегда лето" - Беньямин.
"Привал странников" - Алик.
"Каталажка" - Заключенный Калитка.
"Морской волк" - Луис.
"Дневник убийцы" - отец Андрей
Т/с "Таксистка" - Дядька

Посмотрите на фотографию Игоря Александровича Богодуха. Правда, его легко представить в роли "большого начальника"? Он и играл атамана, хозяина-купчину, городничего, наконец, короля.


www.dramteatr.rostov.ru

"НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА" N12 (84) МАРТ 1999 года Людмила Фрейдлин

Док. 621584
Перв. публик.: 04.03.99
Последн. ред.: 04.03.10
Число обращений: 0

  • Богодух Игорь Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``