В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Собянин отказал Думе и Кремлю Назад
Собянин отказал Думе и Кремлю
Почему депутатам заксобрания понадобились новые полномочия

Как стало известно "НГ", законопроект региональных парламентариев, устанавливающий контроль заксобраний над местной исполнительной властью, получил отрицательный отзыв правительства. Пикантность ситуации в том, что документ принят недавно Госдумой в первом чтении. И теперь "Единой России", если она не хочет ссориться с Белым домом и собственным лидером, придется дезавуировать свое прежнее решение. Эксперты "НГ" увидели в происходящем оживление политической борьбы в стране, связанное с обострением социально-экономических противоречий.

Проект Заксобрания Оренбургской области предлагает, как сказано в пояснительной записке, "установить контрольные полномочия законодательных органов госвласти в отношении исполнительных" - на уровне регионов.

Заметим: на федеральном идея воплощена - в виде ежегодной отчетности правительства перед Думой. Так что ничего революционного на первый взгляд оренбургские депутаты не предложили. Их проект прекрасно вписывался в концепцию главы государства, озвученную им на осенней встрече с политэлитой страны.

Напомним, президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию, как известно, предложил "уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне". Проконсультировавшись с представителями общественных организаций и политических партий, он счел необходимым среди прочего "в уставы и конституции субъектов Российской Федерации... включить статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России".

Законопроект не требовал заключения правительства, которое по закону сопровождает любую инициативу, требующую материальных затрат. Как правило, во всех аналогичных случаях Белый дом не отвлекается от работы, чтобы отписать бумагу на присланный из Думы документ. На этот раз все было иначе.

Отзыв пришел уже после одобрения проекта конституционным большинством ГД в первом чтении. И после того как спикер Госдумы Борис Грызлов публично отозвался о нем с похвалой, отметив инициативность своих региональных коллег. Сделал он это на Ассамблее российских законодателей 25 февраля, заметив, что оренбуржцы, конечно, предвосхитили президента, но в Госдуме все равно считают их проект направленным на реализацию Послания. "Я думаю, мы этот закон и дальше будем обсуждать", - заметил Грызлов.

Глава комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Виктор Усачев незадолго до этого заявил, что на уровень субъектов РФ просто переносится та же схема, которая уже сейчас действует на уровне федеральном. И сослался на неоднократные решения Конституционного суда о том, что "конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти". Более того, Усачев заявил о несомненной актуальности законопроекта - ведь нормы об отчете исполнительной власти перед законодательной уже есть в 12 субъектах. А завершил он свою речь вообще ударно: "Я еще раз хочу отметить, что предложенный законопроект направлен на реализацию положений Послания президента от 12 ноября 2009 года".

Рассмотрение документа было назначено на первую половину февраля - теперь оно отложено минимум на месяц. При этом непонятны маневры профильного думского комитета: Усачев еще на первом чтении заявлял, что кабинет министров вроде бы пересматривает свою жесткую позицию. Однако никакого официального подтверждения этой версии пока не обнаружено - отрицательный отзыв не отозван.

Сам этот документ, подписанный заместителем председателя правительства и главой его аппарата Сергеем Собяниным, по сути дела, обвиняет авторов проекта в покушении на существующий порядок вещей, представляющийся высокопоставленному чиновнику единственно правильным. На взгляд Собянина, сегодня "уже установлены и действуют нормы, регулирующие такой порядок взаимодействия и систему отчетности в различных формах". Приводится и пример - Республика Саха (Якутия), правительство которой "ежегодно или по требованию Государственного собрания (Ил Тумэн) представляет отчет о своей деятельности".

Вопрос: если такая форма отчетности не вызывает идиосинкразии у правительства, то почему бы не сделать ее обязательной для всех регионов, как предлагают оренбургские парламентарии и депутаты Госдумы, в первом чтении? Нет, нет и еще раз нет, отвечают им в правительстве: "Осуществление на федеральном уровне унификации системы отчетности и как следствие - порядка взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти может рассматриваться как вмешательство в компетенцию субъектов РФ".

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко увидел в происходящем "новую попытку создания системы противовесов на уровне администрации и однопартийной системы": "Прежняя абсолютно жесткая авторитарная система больше себя не оправдывает - особенно в условиях кризиса. Возможно, появляются какие-то другие группы интересов". Эксперт допускает связь новых явлений в политике с "безумной идеей" передела собственности: "Появляется третье поколение крупных бизнесменов. Первое, условно ельцинское, второе - путинское, а сейчас появляются молодые волки, которым по 40-45 лет и даже моложе, - это тоже какой-то передел. Никто не удовлетворен работой ЕР - партия стала серьезным раздражителем. Отсюда - дерганье выхухолей, отсюда - появление зюгановского патриотического фронта, появление ИнСоРа (медведевский Институт современного развития. - "НГ"). Это тоже палка, которую бросают в застоявшийся пруд. Возникает ощущение войны групп интересов".

И вот здесь, отмечает собеседник "НГ", появляется зазор для политической борьбы, в том числе на самом верху: "Может возникнуть ситуация, когда в заксобраниях оппозиция получит половину голосов". "И что же, - отмечает Малашенко, - губернаторы будут отчитываться перед таким заксом? Политики, находящиеся под крышей тандема и ЕР, пытаются найти баланс и волей-неволей вылезают из-под ковра. Правительство возглавляет Путин, он же возглавляет ЕР - абсолютно идиотская ситуация, когда оно будет отчитываться перед партией, лидером которой является премьер... Это разбалансировка системы".

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает ситуацию отражением внутренних конфликтов в элите: "Когда депутаты заксобрания получают возможность требовать ответа у губернатора - это форма контроля партии за главой региона. Последний сегодня является креатурой премьера, поскольку именно партия Владимира Путина представляет президенту списки кандидатов на пост. Белый дом выступает категорически против этого. Это очень интересный конфликт: объективно ЕР и Грызлов выступают на стороне Медведева. Может, премьер и президент "одной крови" - да сосуды разные".

Эксперт объясняет, почему, на его взгляд, депутатам заксобрания понадобились новые полномочия: "Их избиратели подпирают. Митинги с политическими лозунгами - вещь весьма сегодня распространенная". Однако, выступая против единороссов, власти, считает Делягин, "делают то же, что и Горбачев: они расшатывают фундамент однопартийной системы".

03.03.2010
Александра Самарина
www.ng.ru

Док. 621357
Опублик.: 03.03.10
Число обращений: 0

  • Собянин Сергей Семенович
  • Усачев Виктор Васильевич
  • Малашенко Алексей Всеволодович
  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``