В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Памятник великой доброте Назад
Памятник великой доброте
До назначения на должность генерального директора санатория "Марьино"
Олег Подолько работал в администрации Президента РФ,
а ранее почти два десятилетия находился в странах Центральной и Южной Америки в качестве торгового представителя Российской Федерации, пребывал на дипломатической работе.

За 18 лет Олегом Ефимовичем было немало сделано для укрепления православия в этом регионе, за что в 2000 году Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II он был награжден орденом Даниила Московского, а еще ранее - патриаршей грамотой. В 2004 году, поздравляя О. Подолько с 55-летием, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл писал ему в поздравительной телеграмме: "...Вы преданно любите православную церковь и верно служите нашему Отечеству. Без ваших усилий и поддержки невозможно было бы открыть приход Московского патриархата в столице Кубы - Гаване. Благодаря вашим трудам, наши соотечественники могут вести полноценную духовную жизнь вдали от Родины, а в ближайшем будущем, Бог даст, и молиться в собственном храме..."

И вот 19 октября 2008 года эта мечта осуществилась. А Подолько был приглашен на торжественную церемонию открытия православного храма в Гаване - собора Казанской Божией Матери. Мы попросили Олега Ефимовича более подробно рассказать читателям "Курской правды" о предшествующих этому знаменательному событию моментах - ведь именно с его участием закладывался первый камень будущего храма.

- Олег Ефимович, говорят, что вас лично пригласил нынешний председатель Госсовета страны Рауль Кастро...

- Да. И с одной стороны, в этом вроде бы ничего удивительного - мы знакомы с ним почти двадцать лет. А с другой... Я был тронут до глубины души: несмотря на то, что в последние три года я живу вдалеке от обеих столиц и занимаюсь работой совершенно иного рода, обо мне вспомнили как о человеке, внесшем определенную лепту в развитие православия на Кубе и укрепление российско-кубинских отношений. А открытие храма - поистине большой праздник для всех наших соотечественников. Ведь в Гаване только с российскими паспортами проживает около 10 тысяч человек.

- Наверное, ваше личное впечатление от этого праздника усилилось и тем, что вы получили еще одну награду Московского патриархата - орден Сергия Радонежского.

- Не я один - награждены восемь человек, среди которых пять кубинцев. А с российской стороны этой высокой чести удостоены также главный архитектор храма Воронцов и его настоятель отец Владимир. Награды в посольстве России на Кубе вручал митрополит Кирилл, он же и освятил собор. Именно с ним мы начинали большую и продолжительную работу, которая, доведенная до своего логического завершения, и позволила открыть этот храм. А вести ее в 90-е годы было непросто. Многие, даже из числа высших дипломатических лиц, утверждали, что это совершенно ненужная затея. Время такое было - неопределенности взглядов и дел, и зачастую мы сталкивались с нескрываемым непониманием и неприятием наших идей. Сегодня об этом уже можно сказать открыто: до прихода к власти В.В. Путина было очень сложно. Это уже потом все безбожники вдруг сразу стали верующими, а до этого они подавали громкий "протестующий голос". Но надо отдать должное владыке Кириллу, его компетентности абсолютно во всех сферах деятельности, его такту и, я бы сказал, одержимости. Нам все-таки удалось открыть православный приход!

- И вы были избраны его почетным председателем?

- Меня попросили об этом. И одновременно это была для меня большая честь. Еще раз хочу акцентировать внимание на том, что 90-е годы были не только временем "демократизации и реформ", но и периодом разброда и шатания. Я, как дипломат, должен был достойно представлять свою страну, не позволяя себе никаких ошибок. Но вместе с тем, как человек верующий, я всецело поддерживал идею владыки Кирилла о строительстве православного храма на Кубе. Это в первую очередь нужно было для духовного объединения наших соотечественников, по разным причинам проживающим вдали от родины.

В Гаване до революции была православная церковь. Потом храм закрыли и открыли театр. Когда я в 1996 году с председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом стал обсуждать вопрос о возможном возвращении храма в лоно православной церкви, он сказал: "Нет, Олег, это может вызвать волнения среди кубинцев, в частности, среди молодежи, у которой отбирают театр. Лучше мы построим свой православный храм".

- Оставалось добиться только согласия кубинских властей?

- На протяжении нескольких лет идею о необходимости строительства православного храм мы обсуждали с Фиделем Кастро. И вот в 2000 году кубинский лидер принял, можно сказать, судьбоносное решение: он пригласил главного историка страны Эусебио Леаля и велел ему выбрать участок для строительства. В 2003 году состоялась закладка первого камня будущего православного храма.

Владыка Кирилл вспоминал потом, что Фидель Кастро, принимая его, сказал: "Я поддержал эту идею потому, что русский православный храм будет памятником советско-кубинской дружбы и залогом развития российско-кубинских отношений в полном масштабе и с новым содержанием". Построен этот прекрасный храм на средства кубинцев и кубинскими специалистами. На торжественную церемонию по случаю открытия собора пришло очень много людей, были представители различных государств, аккредитованные на Кубе, присутствовала наша российская делегация. Даже как-то не сразу поверилось, что все это происходит в католической стране.

- Кроме официального приема, у вас была еще и личная встреча с Раулем Кастро?

- На Кубе сейчас большие трудности экономического плана, вызванные в том числе и природными катаклизмами. Рауль очень занят. Но, несмотря на это, я получил приглашение. Встреча была запланирована на 30 минут, а проговорили мы без малого два часа. Я заметил, что Рауль в отличной форме, а он улыбнулся и сказал: "А ведь мне уже семьдесят семь..." О чем говорили? Да практически обо всем: о политике, мировом кризисе, о семьях, о том, как живут наши уже взрослые дети.

- Вы общались на русском языке?

- Рауль Кастро не очень хорошо говорит по-русски, хотя, приветствуя россиян, обычно произносит свою любимую фразу: "Здравствуйте, товарищи!" Мы общались на испанском. И во время этого разговора я лишний раз убедился, что братья Фидель и Рауль не просто политики, они государственные деятели от Бога, умеющие направлять усилия своего народа в духе потребности эпохи. И в то же время это очень душевные, сердечные люди, помнящие обо всех, кто когда-то сделал им добро. Вот тому пример: бывшие госчиновники Советского Союза, которые уже в возрасте и давно не у дел, отдыхают и лечатся на Кубе бесплатно. Кстати, на Кубе очень неплохо развито здравоохранение. Куба является единственным в мире производителем вакцины против менингита, входит в четверку стран мира, производящих вакцины против гепатита В. Еще в 2004 году одна из известных американских компаний (несмотря на блокаду) заключила контракт на поставку для нужд Америки препарата против онкологических заболеваний, который разработан кубинскими медиками. Да и в сфере образования, науки у кубинцев тоже есть достижения.

Вместе с тем я помню то время, когда здесь помногу часов в сутки не было света, когда в 38-градусную жару не хватало воды, а кубинцам выдавали на день по одной булочке в 80 граммов. К экономической блокаде прибавлялась еще и моральная, которую устраивали американцы, разбрасывая с воздуха листовки. И оба кубинских лидера прекрасно понимают, что выстоять им в значительной степени помогла поддержка нашей страны. Поэтому такой вот подарок нашим соотечественникам как православный храм - это своего рода благодарная память о великой доброте русского народа.

- Олег Ефимович, вас связывают давние добрые отношения с митрополитом Кириллом. А с ныне покойным патриархом Алексием у вас тоже были личные встречи?

- Да. Я вообще с трепетом отношусь к нашим патриархам. Мне (еще будучи молодым человеком) посчастливилось встречаться с патриархом Московским и всея Руси (тогда еще Советского Союза) Пименом - Сергеем Михайловичем Извековым. На долю Алексия выпала историческая миссия объединения двух церквей. Очень мудро заметил наш президент, что патриарх не только великий религиозный, но и государственный деятель. У меня всегда было чувство, что Алексию было присуще божественное начало, которое притягивало. Удивительная доброта, спокойная манера разговора уже в первые минуты общения располагали к нему собеседника. Его уход - большая потеря... За 18 лет им было сделано очень много. Причем это были очень непростые годы: и возможность возникновения гражданской войны 1993 года, и выборы 1996-го, и дефолт 1998 года... Милосердие и умиротворение, исходившие от нашего патриарха, помогали людям верить, что придет время, когда страна начнет возрождаться и в полный голос заявит о себе...

Я нередко задумывался над тем, какой надо было обладать сатанинской нелюбовью к истории, культуре, русским традициям в целом, чтобы с дьявольской силой разрушать храмы, уничтожать священников... И дело здесь не в коммунистах вообще, а в тех людях, которые пришли к власти. Ведь в той же социалистической Польше строились церкви, на Кубе как существовали католические храмы, так они и стоят.

В наше сознание усиленно внедряли научный атеизм, но... Лет в тридцать мне посчастливилось посетить патриаршие покои и я с удивлением узнал, что ни один наш космонавт, начиная с Юрия Алексеевича Гагарина, не совершал свой полет без благословения патриарха... Так что нельзя внушить человеку то, во что он не верит, как и нельзя искоренить в нем веру - это великое чувство, которое объединяет народы, укрепляет их дружеские взаимоотношения, о чем, напомню, свидетельствует и строительство православного храма в Гаване.

Анна БЕЛУНОВА.

Снимки из архива

Олега Подолько.
N 763 (24604), 12 декабря 2008 года
http://pravda.kursknet.ru/news.php?article=6421

Док. 621345
Перв. публик.: 12.12.08
Последн. ред.: 03.03.10
Число обращений: 0

  • Подолько Олег Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``