Контроль будет жестче, газета Транспорт России, Издательство Дороги
На прошедшей неделе руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков провел совещание с участием представителей крупнейших российских авиакомпаний. На нем прошла презентация проекта изменений и дополнений в Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" от 4 февраля 2003 г. N 11. Участники совещания также обсудили вопрос об организационно-методическом обеспечении контроля финансово-экономического состояния авиапредприятий.
Необычность совещания заключалась в том, что практически впервые в постсоветские времена полномочный государственный орган по руководству авиацией решил посоветоваться с представителями бизнеса по вопросу организации контроля за его же деятельностью. Причем посоветоваться на уровне разработки основных документов, выбора критериев оценки.
Как отметил в своем вступительном слове руководитель Росавиации, необходимость более тщательного контроля за деятельностью российских авиакомпаний напрямую вытекает из уроков летне-осеннего кризиса, в результате которого тысячи пассажиров были вынуждены по нескольку дней ожидать вылета своих бортов. Банкротство "Air Union", "Дальавиа" и ряда других более мелких компаний показало необходимость ужесточения государственного контроля за финансово-экономическим состоянием авиапредприятий. По словам Геннадия Курзенкова, осуществить это можно, лишь создав соответствующую законодательную базу, и в первую очередь внесением изменений в положение о Минтрансе России и в Федеральные авиационные правила - 11 (ФАП-11). Одновременно на основании проводимого финансово-экономического мониторинга будет введено категорирование авиакомпаний. При этом допуск к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов будет предоставляться перевозчикам, имеющим соответствующие лицензии и выполнявшим ранее регулярные внутренние воздушные перевозки пассажиров и грузов в течение не менее трех сезонов расписания ИАТА при условии достижения перевозчиком уровня регулярности выполнения рейсов за указанный отчетный период не менее 90%.
Об этих изменениях более подробно участникам совещания рассказал и.о. заместителя руководителя Росавиации Олег Клим. По его словам, если в нынешней редакции пункта 10 ФАП-11 эксплуатант лишь подтверждает наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники, то новая редакция предусматривает, что уполномоченный орган в области гражданской авиации вправе в любое время на основе отраслевой методики оценить финансовую деятельность эксплуатанта, получившего сертификат. Основываясь на результатах такой оценки, Росавиация может приостанавливать действие сертификата или аннулировать его в случае, если эксплуатант не выполняет обязательства в течение 6 месяцев.