В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О реализации антикризисных мер в гражданской авиации РФ Назад
О реализации антикризисных мер в гражданской авиации РФ
29 мая 2009 г. состоялось заседание коллегии Росавиации по вопросам реализации антикризисных мер в гражданской авиации. С основным докладом на заседании выступил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Олегович Клим. Он проинформировал участников заседания о мерах, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по поддержке авиакомпаний. Руководитель Росавиации Геннадий Кузьмич Курзенков подвел итоги проделанной работы и обозначил дальнейшие действия, направленные на реализацию антикризисных мер.

Международный опыт свидетельствует о том, что в условиях мирового финансового кризиса и глобальной конкуренции гражданская авиация России требует мощной и скоординированной поддержки государства. Это диктует необходимость скорейшего запуска комплексной программы реформ и усиления координации управления отраслью.

Основные производственные показатели отрасли, характеризующие объемы перевозок, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. в целом снизились более чем на 20%. Отмечено снижение пассажирских перевозок, а также перевозки грузов и почты. Во многом это обусловлено снижением спроса на авиаперевозки.

На фоне снижения производственных показателей особенно остро стоит проблема финансовой состоятельности авиаперевозчиков и их способность выполнять свои обязательства перед пассажирами. В течение 2008 г. ряд российских авиакомпаний попал в сложное финансовое положение. Для их поддержки Правительством РФ издано постановление от 20 декабря 2008 г. N 964, утверждающее Правила предоставления из федерального бюджета в 2008-2009 гг. коммерческим банкам субсидий в размере 30 млрд руб. В настоящее время Минтранс и Росавиация вышли с предложением в Правительство РФ о продлении срока действия данного постановления на 2010 г. Кроме того, Правительство РФ постановлением от 14 февраля 2009 г. N 103 утвердило Правила предоставления в 2009 г. государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на осуществление основной производственной деятельности". Данные Правила определяют получателей и порядок предоставления субсидий. Реализация данной меры осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации. На данный момент открыты кредитные линии для двух авиакомпаний: ОАО "Авиационная компания "Трансаэро"; ОАО "КД авиа".

8 апреля 2009 г. из-за долгов перед лизингодателями авиакомпания ОАО "КД авиа" приостановила перевозки пассажиров. Росавиация приняла решение передать часть перевозок авиакомпании другим перевозчикам, среди которых "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр"; для этого был составлен график по вывозу пассажиров ОАО "КД авиа", переданных на рейсы других авиаперевозчиков, маршрутные сети которых дублируют сеть калининградской авиакомпании. Аналогичная ситуация сложилась в августе 2008 г., когда было задержано более 20 рейсов компаний альянса "ЭйрЮнион". В общей сложности только в аэропорту "Домодедово" отправки ожидали около 2,5 тыс. пассажиров и еще около 1 тыс. - в региональных аэропортах. Однако до настоящего момента авиакомпании, осуществившие перевозку пассажиров, не получили соответствующей компенсации.

В связи с этим по предложению Минтранса и Росавиации Правительством Российской Федерации издано постановление от 13 апреля 2009 г. N 321, утверждающее Правила, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2009 г. авиаперевозчикам, взявшим на себя обязательства по перевозке пассажиров прекратившего операционную деятельность эксплуатанта, субсидий из федерального бюджета.

Системообразующие и связывающие функции гражданской авиации особо важны для ряда регионов, таких как европейский север, значительная часть Сибири и Дальнего Востока, где воздушный транспорт является безальтернативным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь этих территорий с другими частями России. Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики.

В целях обеспечения доступности для пассажиров воздушных перевозок с Дальнего Востока, районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей в европейскую часть страны постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 231 утверждены Правила предоставления в период летних каникул субсидий авиакомпаниям на такие перевозки, на что Правительством РФ выделено в 2009 г. 1 740 млн руб.

Росавиацией заключены договора с 7 авиакомпаниями на выполнение этих рейсов. Глубина продажи авиаперевозчиками билетов на такие рейсы соответствует сроку действия постановления Правительства Российской Федерации - до 15 сентября 2009 г. По состоянию на 20 мая 2009 г. продано более 75 тыс. билетов.

С целью защиты прав авиапассажиров и недопущению на рынок авиаперевозок недобросовестных эксплуатантов Росавиация предложила внести изменения и дополнения в приказ Министерства транспорта РФ от 4 февраля 2003 г. N 11 "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", касающиеся финансовой состоятельности эксплуатанта.

В целях обеспечения стабильности на рынке авиаперевозок и усиления контроля финансово-экономического состояния эксплуатантов коммерческой гражданской авиации Росавиацией создана рабочая группа с использованием технической и информационно-аналитической базы Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Целью создания этой рабочей группы является оценка финансовой устойчивости авиакомпаний, своевременное выявление неблагонадежного перевозчика и предупреждение невыполнения им взятых на себя обязательств перед пассажирами. Дальнейшее развитие гражданской авиации невозможно без обновления парка воздушных судов (ВС) российских авиакомпаний конкурентоспособной авиационной техникой. Нестабильность финансовой системы отрицательно сказывается на закупках новой техники.

Из имеющегося парка коммерческих магистральных и региональных воздушных судов, находящихся в эксплуатации, в количестве 2 665 ед., только 111 воздушных судов российского производства нового поколения.

Численность парка воздушных судов иностранного производства, находящихся в эксплуатации, составляет 447 ед., но на них выполняется более 50% всего объема перевозок пассажиров.

Для поддержки авиакомпаний в части обновления парка воздушных судов оптимизированы ввозные таможенные пошлинына воздушные суда иностранного производства, а также внесены изменения в Таможенный тариф Российской Федерации для:
o воздушных судов с количеством посадочных мест до 50 и свыше 300;
o воздушных судов с количеством посадочных мест более чем на 19 человек, но не более чем на 200 человек. На данный момент ряд авиакомпаний уже воспользовался льготными таможенными пошлинами:

ЗАО "Авиа Менеджмент Групп" - приобретено в лизинг 8 ВС Pilatus PC-12 (Швейцария);

ФГУП "ГТК "Россия" - приобретено в лизинг 3 Boeing 767-300 с количеством посадочных мест свыше 300. В 2009 г. поступят 2 самолета Airbus 319-200 (128 чел.) и 2 самолета Airbus 320-200 (180 чел.);

ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" - имеет в своем парке 13 самолетов Boeing 747 и 2 Boeing 777, приобретенных в лизинг и попадающих под сниженные таможенные пошлины.

Одной из важнейших задач в условиях кризиса является сохранение кадрового потенциала. По результатам мониторинга высвобождения работников гражданской авиации по состоянию на 8 апреля 2009 г. среднесписочная численность авиаработников составила порядка 126 тыс. человек, планируется к увольнению около 10,5 тыс. человек, что составляет 8,2% общей численности. С ноября 2008 г. по настоящее время уволено порядка 8 700 человек (6,9% общей численности), трудоустроено из ранее уволенных порядка 2 300 человек (27% числа уволенных). Часть работников авиакомпаний в количестве 610 человек находятся в отпуске без сохранения заработной платы, при этом задолженность перед ними составляет 909,9 млн руб.

Росавиация совместно с авиакомпаниями и аэропортами приняла ряд мер по сохранению, переучиванию и трудоустройству имеющихся кадровых ресурсов. Подготовлен проект распоряжения Правительства РФ "О подготовке пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в случае реорганизации авиакомпаний". Утверждение данного распоряжения позволит осуществить в течение 2009-2011 гг. подготовку порядка 1 000 пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в случае реорганизации авиакомпаний. Это позволит снизить социальную напряженность, сохранить опытные высококвалифицированные кадры, на подготовку которых ранее были затрачены значительные финансовые средства, будет способствовать частичной ликвидации дефицита пилотов в отрасли.

В результате принятых мер:
o количество переученных авиаработников составило 397 человек;
o численность авиаработников, переведенных в режим неполного рабочего времени по инициативе работодателя, - 5 116 человек.

В заключение следует отметить, что реализация комплекса антикризисных мер в отрасли гражданской авиации имеет свой положительный эффект, однако текущая ситуация говорит о том, что этого не достаточно для окончательного решения проблем, вызванных мировым финансовым кризисом. Требуется более тщательный подход для преодоления возникших трудностей и полная реализация всех мероприятий из антикризисной программы, а также выработка дополнительных мер с целью недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в отрасли.


Реализация антикризисных мер в гражданской авиации РФ

Коллегия отмечает высокую значимость своевременной и эффективной реализации антикризисных мер в гражданской авиации Российской Федерации в сложившихся условиях нестабильности мировой экономики и экономики страны.

Один из ключевых вопросов развития гражданской авиации - необходимость обновления парка воздушных судов российских авиакомпаний конкурентоспособной авиационной техникой.

Для поддержки авиаперевозчиков в плане обновления парка самолетов и вертолетов изданы постановления Правительства РФ от 10.11.2008 N 840; от 31.12.2008 N 1093; от 30.04.2009 N 379 и внесены изменения в Таможенный тариф Российской Федерации. Постановлениями установлено:
o беспошлинный ввоз воздушных судов иностранного производства с количеством посадочных мест до 50 человек;
o беспошлинный ввоз воздушных судов иностранного производства с количеством посадочных мест более 300 человек;
o изменены таможенные пошлины для гражданских самолетов с количеством посадочных мест более чем на 19 человек, но не более чем на 200 человек и гражданских самолетов с массой пустого снаряженного аппарата не более 20 000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек.

Сокращение объемов перевозок серьезно сказывается на деятельности авиаперевозчиков. Основные производственные показатели отрасли за период с января по апрель 2009 г. снизились относительно аналогичного периода в 2008 г. более чем на 20%.

Для поддержки авиакомпаний Правительством РФ приняты меры по предоставлению им субсидий:

o постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2008 г. N 964 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета коммерческим банкам субсидий в размере 30 млрд руб. на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита на 2008-2009 гг. На данный момент открыты кредитные линии для двух авиакомпаний (ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" и ОАО "КД авиа");
o авиакомпании не пользуются кредитами по данному постановлению в связи с тем, что имущество авиакомпаний уже заложено по ранее заключенным кредитным договорам с коммерческими банками. Кроме того, кредиты по данному постановлению предоставляются сроком на один год;
o постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 103 утверждены Правила предоставления в 2009 г. государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения";
o издано постановление Правительства РФ от 13 апреля 2009 г. N 321, утверждающее Правила, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2009 г. авиаперевозчикам субсидий из федерального бюджета. Общий объем выделенных на эти цели средств составляет 5 млрд руб.

Для обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 231 утверждены Правила предоставления в 2009 г. субсидий в размере 1,7 млрд руб. организациям воздушного транспорта.

Росавиацией заключены договора с 7 авиакомпаниями на выполнение этих рейсов. По состоянию на 15 мая 2009 г. продано более 75 тыс. билетов. Росавиация и руководители ряда регионов считают, что географию таких полетов надо расширять. Из действующих 329 аэродромов 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть гражданской авиации Российской Федерации, среди которых 70 допущено к международным перевозкам.

С целью поддержания и развития аэродромной сети разработан ряд программных документов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, предусматривающей в 2009 г. финансирование реконструкции 64 объектов.

Однако текущие налоговые ставки в отношении объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения в большинстве случаев превышают доходы от их деятельности. Инвестирование средств в реконструкцию аэродромных комплексов в рамках ФЦП увеличивает стоимость объектов аэропортовой инфраструктуры, что, как следствие, вызывает резкое возрастание налоговых обязательств предприятий при принятии на баланс реконструируемых аэродромов.

Отсутствует закон об аэропортах и аэропортовой деятельности, который давно ожидает Росавиация.

Часть мер, предусмотренных антикризисной программой, в данный момент не реализована. Для их исполнения требуется разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты. К таким мерам относятся:
o обеспечение недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливозаправочных комплексов; в аэропортах разработан типовой договор между нефтяной компанией и авиакомпанией на поставку авиационного топлива;
o обеспечение предоставления авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигатели) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате;
o увеличение размера возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм;
o внесение изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. N 11 "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" в отношении финансовой состоятельности эксплуатанта с целью защиты прав авиапассажиров и недопущению на рынок авиаперевозок недобросовестных эксплуатантов.
В целях реализации антикризисных мер, предусмотренных Программой Правительства РФ, Коллегия постановляет:
Обратиться в Минтранс с предложением о направлении в Правительство РФ обращения ускорить принятие постановления обобеспечении предоставления авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигатели) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. (Исполнитель: Махов К.А. Срок: сентябрь 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением о разработке и издании нормативного правового акта, предусматривающего увеличение размера возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга в 1,5 раза. (Исполнитель: Юдин В.И. Срок: декабрь 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением о направлении в Правительство РФ обращения об ускорении принятия распоряжения "О подготовке пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в случае реорганизации авиакомпаний". (Исполнитель: Дмитриев В.И. Срок: июнь 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением о внесении изменений в ФАП "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок". (Исполнитель: Махов К.А. Срок: октябрь 2009 г.)

Подготовить перечень дополнительных линий воздушного сообщения для перевозки пассажиров из отдаленных районов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 231, и направить предложение в Минтранс о предоставлении на данных линиях субсидий организациям воздушного транспорта. (Исполнитель: Клим О.О. Срок: сентябрь 2009 г.) Обратиться в Минтранс с предложением внести изменения в постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 231 с целью продления периода перевозки по специальному тарифу до окончания летнего расписания на 2009 г. (Исполнитель: Клим О.О. Срок: сентябрь 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением о внесении изменений, касающихся продления срока предоставления кредита более чем на один год, а также продлении на 2010 г. срока действия постановления Правительства РФ от 20 декабря 2008 г. N 964. (Исполнитель: Клим О.О. Срок: июнь 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением направить в Правительство РФ обращение ускорить выработку со стороны Федеральной
таможенной службы классификационного решения по отнесению воздушных судов к тому или иному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, позволяющей применить к ним льготный таможенный тариф, а также разъяснения порядка определения таможенной стоимости воздушных судов при выпуске их в свободное обращение в связи с изменением курса валют. (Исполнитель: Дмитриев В.И. Срок: июль 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением направить в Правительство Российской Федерации обращение по выработке решения относительно упрощения администрирования возмещения НДС при применении нулевой ставки при международных перевозках. (Исполнитель: Юдин В.И. Срок: август 2009 г.)

Обратиться в Минтранс с предложением об ускорении подготовки и принятия федерального закона об аэропортах и аэропортовой деятельности. (Исполнитель: Махов К.А. Срок: июнь 2009 г.)

Продолжить работу с главами субъектов Российской Федерации по либерализации налогообложения на имущество аэропортов. (Исполнитель: Махов К.А. Срок: ноябрь 2009 г.)

Председатель Коллегии, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Г.К. Курзенков


www.transafety.ru

29.05.2009

Док. 621058
Перв. публик.: 29.05.09
Последн. ред.: 01.03.10
Число обращений: 0

  • Курзенков Геннадий Кузьмич
  • Клим Олег Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``