Росстат сообщил средние зарплаты чиновников в 2016 году
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Олег Сергеев: Вертолетоносец `Мистраль`: рифы технологической несовместимость на пути к ВМФ России
Олег Сергеев: Вертолетоносец `Мистраль`: рифы технологической несовместимость на пути к ВМФ России
Сторонники приобретения российским ВМФ во Франции вертолетоносцев типа "Мистраль" ссылаются на продуктивность зарубежной постройки в царской Россией броненосцев и замалчивают сомнительный опыт закупки и включения в состав ВМФ СССР итальянских и немецких кораблей. Как и причины поспешного избавления от "иностранцев" после подрыва ЛК "Новороссийск".

Флагманский корабль эскадры Черноморского флота затонул из-за потери остойчивости, имея спасительный запас плавучести. Не использованный при отсутствии отработанной должным образом эксплуатационной документации.

Новое - хорошо забытое старое

Стало очевидным, что поддержание боеготовности трофейных кораблей в силу технологической несовместимости с отечественными - бремя, непосильное для ОПК. В первую очередь это относилось к уникальному даже по современным меркам, "Новороссийску", - как продукту глубокой модернизации в 1933 - 1937 годах итальянского ЛК "Джулио Чезаре".

Отечественные судостроители не владели передовыми технологиями модернизации линкоров нашей постройки - ровесников "Джулио Чезаре" и создания ему подобных тяжелых крейсеров новых проектов.

В докладе от 25 ноября 1955 г. начальник Главного штаба ВМФ Виталий Фокин сообщал: "Наши требования Минсудпрому выполнить кренование и отработать документацию были отклонены. До правительства об этом доведено не было". По этой причине аварии на ЛК "Новороссийск" возникали неоднократно.

Роковую роль при потере остойчивости сыграло распространении воды на броневой палубе по левому борту из-за отсутствия в течение всей службы в ВМФ СССТ крышек (лючков) в водонепроницаемых переборках в месте прохождения монорельса для транспортировки боезапаса.

Первый опыт весьма сомнительно свойства советские судостроители приобрели в сентябре 1935 года, когда с итальянской фирмой "Одеро-Терни-Орландо" (ОТО) был заключен договор о проектировании и постройке лидера эскадренных миноносцев и об оказании технической помощи при строительстве такого же корабля в СССР.

Договор предусматривал установку советского вооружения, в том числе новых 130-мм спаренных башенных установок, под которые итальянцы спроектировали соответствующие подкрепления. После согласования и доработки проекта 11 января 1937 года на верфи ОТО в Ливорно был заложен лидер ЭМ, получивший название "Ташкент". Спущенный на воду 28 декабря 1937 года.

Одновременно было принято решение строить в СССР еще три однотипных корабля со сроками сдачи в 1938 - 1939 годах. Подготовку, однако, прекратили в 1937 году из-за трудностей в переработке итальянских чертежей и различий в технологии постройки, что исключало выполнение технического задания.

Опыт реализации советских требований был использован итальянцами при создании легких крейсеров типа "Атилио Реголо" для собственного флота

Во второй раз на грабли технологической несовместимости советский ВМФ наступил в 1940 году при покупке в Германии недостроенного тяжелого крейсера "Лютцов". Его достройка велась под руководством немецких инженеров на Балтийском заводе в Ленинграде.

Мотивом приобретения данного корабля, также как и французского "Мистраль", послужило желание ускорить пополнение ВМФ, получить и изучить новые зарубежные образцы техники и вооружения. При этом все поставки должны были завершиться к 1 мая 1941 года, а вступление в строй ожидалось в 1942 году.

В предвоенные годы немцы с умыслом разоружить технологически СССР задерживали поставки механизмов и вооружения из Германии, необходимых для завершения постройки и ввода в строй купленного корабля целиком.

К началу войны готовность крейсера, получившего название "Петропавловск" (с 1944 года - "Таллин"), составляла 50-70%, что позволило использовать его в качестве несамоходной плавучей батареи с двумя 203-мм башнями. Правда, одно орудие носовой башни на 22 выстреле разорвало.

После окончания войны из-за причин технологического характера этот крейсер так и не был введен в состав ВМФ, хотя в 1945 году был захвачен недостроенный однотипный "Зейдлиц" - его механизмы можно было использовать на "Таллине". В течение семи лет с 1945 по 1952 год прорабатывались варианты достройки корабля с отечественным вооружением. Но все они не были реализованы, а корпус к 1961 году был разрезан на металлолом.

Кристаллы новых технологий

В начале ХХ века был полностью развеян миф о том, что "за границей все делается лучше, чем в России". Основным доводом послужили инженерные просчеты известной английской фирмы "Виккерс" при постройке броненосного крейсера "Рюрик" по отечественному проекту, отражающему передовой уровень развития кораблестроительной науки и судостроения.

Того же сорта технологические проблемы нынче преследуют модернизацию "Адмирала Горшкова" в авианосец для индийских ВМС.

Закупка и копирование зарубежных образцов оружия и военной техники - наиболее дорогостоящий и неэффективный способ преодоления технологического отставания. Лидеры ЭМ отечественной постройки уступали по качеству, в частности по мореходности, своему итальянскому прообразу - легендарному "Ташкенту". О чем нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов доложил И.В.Сталину в 1944 году.

Здесь стоит вспомнить о печальной участи копии каравеллы Колумба, не украсившей торжества по случаю 500-летия открытия Америки. Через две минуты после спуска на воду со стапелей она круто легла на борт и перевернулась, так и не повторив легендарное плавание через океан. Казалось, все было сделано по сохранившимся проектам профессиональными судостроителями. Когда же стали искать причины неудачи, то, как и сегодня, вариантов вдруг оказалось в избытке...
На перманентное технологическое отставание обрекает и приобретение лицензий, концентрирующих прошлый опыт зарубежного производства.

Выращивание кристаллов новых технологий и инноваций проводится, в основном, на теле отечественного опыта и традиций в рамках совместных с иностранными фирмами предприятий. Что всему миру продемонстрировано Китаем.

В фарватере этих тенденций следует лидер энергосберегающих технологий - ОАО "НПО "Сатурн", ведущий совместно с французской компанией Snecma разработку, производство и сервисное обслуживание газотурбинных двигателей для авиации и флота, генерирующих и газоперекачивающих установок.

Технологическое разоружение

Чтобы избежать нежелательных контактов с садовым инвентарем надо вспомнить, что развитие военного флота всегда шло в рамках систем оружия.

Кластер этих систем включает не только корабль, артиллерийский или ракетный комплекс и вспомогательное к нему оборудование, но и специализированные производственные мощности, КБ, научно-технологические институты, центры подготовки экипажей и профессионального образования.

Очевидно, что без докового, среднего, иного ремонта, модернизации оружия срок службы системы даже при наличии стапельных мест постройки корабля будет ограничен наименьшим временем жизни ее критических элементов и технологий.
При всех фантастических ресурсах промышленность СССР был не в силах поддержать боеготовность более двух систем оружия одного предназначения, остановить рост аварийности, дефицита комплектующих и сроков ремонта кораблей. Еще более остро эти проблемы встали перед ВМФ России.

Закупка ВМФ России "Мистраль" означает зависимость от инфраструктуры французской системы оружия не только данного корабля, но и перевод на технологические стандарты НАТО всего состава КУГ, без сбалансированности которой французский вертолетоносец становится круизным лайнером.

Поэтому план закупки построенного во Франции боевого корабля таит в себе угрозу отсечь отечественный ОПК от поддержания боеготовности ВМФ.

Отсутствие у руководства ВМФ исторической памяти загнало многострадальную "Булаву" в тупик технологической несовместимости, а бесплодные попытки выхода из него иссушают бюджет страны.

Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН, выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия



26.02.2010
www.viperson.ru

Док. 620889
Опублик.: 26.02.10
Число обращений: 0

  • Сергеев Олег Леонидович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``