В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Владимира Чижова, постпред России при ЕС Назад
Интервью Владимира Чижова, постпред России при ЕС
Н.АСАДОВА: Мы рады приветствовать в нашей студии Владимира Алексеевича Чижова, постоянного представителя РФ при Европейском Союзе. Здравствуйте.

В.ЧИЖОВ: Добрый день.

Н.АСАДОВА: Ну, в последнее время огромное количество сообщений идет об отношениях России и Евросоюза, и вот, в частности, на днях буквально глава российского МИДа выступил и сказал, что россияне, возможно, уже в ближайшее время смогут ездить в европейские страны без оформления виз. "Россия, - сказал министр, - готова перейти к безвизовому режиму хоть завтра". Вот, на чем основаны такие оптимистичные высказывания нашего министра, и, действительно ли, можно говорить о каких-то сроках, когда не будет визового режима между нами и странами Евросоюза?

В.ЧИЖОВ: Ну, ситуацию можно описать просто, а можно в деталях. Если просто, то для того, чтобы иметь возможность ездить в страны Евросоюза без виз, нужна готовность обеих сторон, в данном случае России и Европейского Союза. О готовности России министр уже сказал, об этом и президент говорил, и премьер говорил. Со стороны Европейского Союза пока аналогичной готовности высказано не было. Но, тем не менее, эта проблема является предметом наших переговоров. Мы ведем безвизовый диалог.

Мы прошли первый, может быть, самый трудный, может быть, один из трудных этапов. В 2006 году было подписано соглашение о визовых упрощениях, и на следующий год, в 2007-м оно вступило в силу.

Н.АСАДОВА: А что оно значит?

В.ЧИЖОВ: Оно значит то, что определена категория не людей, конечно, а категория поездок. Это касается официальных делегаций, это касается культурных обменов, спортивных, журналистских, если хотите, профессиональных обменов, а также гуманитарных случаев, когда люди едут либо лечиться, либо к родственникам, которые заболели.

Н.АСАДОВА: Либо учиться, наверное?

В.ЧИЖОВ: Либо учиться, да. Совершенно верно. Так что это первый шаг, конечно. Кроме того, этим соглашением предусмотрена процедура оформления российским гражданам многократных виз со сроком действия до 5 лет, чего раньше не было - раньше максимальная виза была 1 год.

Естественно, это делается не каждому встречному и не сразу, а после того как человек воспользуется однократной визой и потом еще постепенно, поэтапно. Но это все шаги в направлении к безвизовому режиму.

Н.АСАДОВА: Еще одним из барьеров, насколько я помню, к переходу на безвизовый режим было отсутствие соглашения (НЕРАЗБОРЧИВО). Но теперь у нас существует это соглашение.

В.ЧИЖОВ: Оно есть, да. Оно было подписано одновременно в пакете с соглашением о визовых упрощениях. Оно вступило в силу тогда же, в 2007-м, правда, у него трехлетний переходный период, оно распространялось только на граждан России и стран Евросоюза, а с 1 июня этого года оно будет распространяться и на граждан третьих стран.

Н.АСАДОВА: То есть если, например, житель Таджикистана через территорию России попал на территорию Евросоюза, то Россия берет на себя обязательство его назад принять и оплатить все расходы?

В.ЧИЖОВ: Ну, если будет доказано, что он приехал именно через территорию России, то да, действительно, это так.

Н.АСАДОВА: А какие еще преграды остаются? Почему страны Евросоюза и все ли так в едином порыве страны Евросоюза не хотят этого безвизового соглашения?

В.ЧИЖОВ: Я не сказал, что они не хотят. Вы знаете, на одном из саммитов Россия-ЕС была зафиксирована общая позиция о переходе к безвизовому режиму в долгосрочной перспективе. Правда, было это 7 лет назад.

Н.АСАДОВА: Уже долгосрочная перспектива нарисовалась.

В.ЧИЖОВ: У нас, естественно, возникает резонный вопрос, который мы задаем нашим партнерам, вот это long turn perspective, how long is long, как говорится? В общем-то, будем рассчитывать...

Н.АСАДОВА: "Как долго это долго?" - для тех, кто не говорит по-английски.

В.ЧИЖОВ: Да, конечно. Что такое "долгосрочный"? Насколько долгой является долгосрочная перспектива? Почему еще сейчас мы эту тему, как бы, заострили? Потому что только что буквально с декабря прошлого года без всякой долгосрочной перспективы Евросоюз отменил визы для граждан 3-х балканских стран - Сербии, Черногории, Македонии. Ну, при всем уважении к этим дружественным нам народам, наверное, россияне не представляют для Евросоюза большей миграционной опасности, чем жители Балкан.

Н.АСАДОВА: Так, а выдвигают они какие аргументы, вы можете сказать? Или они ничего не говорят?

В.ЧИЖОВ: Нет. Аргументы выдвигаются самые разные. Некоторые из них, как бы, технические. Это касается внедрения биометрических паспортов.

Н.АСАДОВА: Так, вроде у же у нас в России выдают биометрические паспорта.

В.ЧИЖОВ: Ну, пока еще не всем.

Н.АСАДОВА: Ну, всем желающим.

В.ЧИЖОВ: (смеется) Это первое. Второе, это более надуманное, это пограничный режим у России с неевропейскими соседями. Ну, про российско-казахстанскую границу столько сказано, она даже в книге Гиннеса, как известно, как самая длинная сухопутная граница в мире. Она даже длиннее известной в истории советско-китайской границы.

Но есть, безусловно, за всем этим и политические соображения. Ну, я вам так, если в упрощенном виде. Некоторые представители некоторых новых членов Евросоюза руководствуются по нашим наблюдениям логикой, что они вступали в Евросоюз и в НАТО, чтобы оказаться как можно дальше от России. И видеть Россию, пользующуюся безвизовым режимом, им, видимо, не очень хочется.

Н.АСАДОВА: Вы, наверное, намекаете на страны Балтии?

В.ЧИЖОВ: А я не буду называть. Но вы понимаете, во-первых, надо хорошо представлять себе, что означает безвизовый режим. Это не означает, что гражданин, ну, в данном случае России будет иметь возможность просто выехать и поселиться, работать там, пользоваться медицинским и прочим обслуживанием. Этого не будет, конечно, и при безвизовом режиме. Безвизовый режим - это режим для временного въезда, то есть на срок не более 3-х месяцев. И нарушение этого срока - оно автоматически будет приводить к закрытию въезда в страны Шенгена для этого человека. Это первое. Второе, разумеется, это выезд не на работу. Попытки трудоустроиться нелегально - ну, они будут преследоваться по местным законам. Поэтому надо представлять себе то, о чем мы говорим.

И самое главное, что это, конечно, режим будет взаимный. То есть мы должны будем аналогичный режим предоставить гражданам стран Евросоюза. Вот, Россия политически к этому готова. Так что дело за Евросоюзом.

В целом, и в этом, и во многих других вопросах могу со всей ответственностью сказать, что российская сторона готова идти по пути сближения с Евросоюзом так далеко, как к этому готов сам Евросоюз.

Н.АСАДОВА: Еще одна такая, новая во всех отношениях тема наших отношений с Евросоюзом, это то, что в Брюсселе разработали и предложили правительству РФ программу под названием "Партнерство по модернизации". Вот, что это за программа? Можете ли вы нам рассказать? И то, что у нас в прессе пишут, то, что в первую очередь европейцы считают, что для модернизации необходимо обеспечить в России верховенство закона. Как-то они уточняют, что конкретно имеется в виду?

В.ЧИЖОВ: Ну, вы знаете, наверное, эту бумагу называть "программой" было бы сильным преувеличением. Вообще-то, это даже не документ non-paper объемом в одну машинописную страницу. Там, действительно, перечислены 10 пунктов, и первым из них, действительно, идет верховенство закона. Но если говорить о самой инициативе, эта инициатива была выдвинута на последнем стокгольмском саммите, озвучена была. Это было в ноябре прошлого года. И обе стороны согласились в том, что в современную эпоху, когда мир вокруг нас, вокруг России, вокруг Евросоюза, мир меняется, есть прямой резон объединить наши усилия в направлении модернизации. Это задача, которая стоит, я считаю, в равной степени и перед Россией, и перед Европейским Союзом.

То есть важно понимать что? Что речь не идет и не должна идти о некоей программе самого Евросоюза - что Евросоюз придет и будет модернизировать Россию. Нет, этого никому не нужно и речь не об этом. Речь идет о том, чтобы нам совместно отвечать на те вызовы модернизации, которые есть в современном мире. Ну, вот, я в качестве примера могу назвать освоение космоса, да? Где у России известный непререкаемый авторитет и потенциал. Где у Европейского Союза есть попытки свою нишу занять. И понятно, ну, вот, если взять систему спутниковой навигации, да? GPS американская распространилась по всему миру. Тем не менее, в Евросоюзе есть своя программа, Галилео называется, в России своя программа ГЛОНАСС. Но реально занять конкурентное место в мире на рынке, где уже доминирует GPS, где доминируют США, можно только объединив усилия. Это прямая выгода и нам, и им.

Таких примеров довольно много. Это связано, конечно, с появлением динамично развивающихся игроков на мировом рынке - это Китай, это Индия - с необходимостью придать б?льшую конкурентоспособность нашим экономикам, а также использовать научно-технический потенциал, технологический для инноваций и модернизации. Вот именно на это и будут направлены наши усилия.

Н.АСАДОВА: Ну, то есть эта программа будет носить очень прикладной характер.

В.ЧИЖОВ: Совершенно прикладной, да.

Н.АСАДОВА: И тем не менее, то, что они делают упор на вот это "обеспечить в России верховенство закона". Как-нибудь это расшифровывается в документе?

В.ЧИЖОВ: Нет. Нет-нет. Там просто перечень такой. Я же говорю, одна страница. Это продукт Еврокомиссии, которая сейчас вбросила, нам дала и странам-членам Евросоюза. Но я бы не рассматривал это как нечто уже продвинутое и близкое к совершенству. Естественно, мы будем говорить. У нас будут свои предложения, эту тему мы с коллегами из разных министерств обсуждали.

Н.АСАДОВА: То есть мы готовим ответную программу. Она будет больше, чем 1 машинописный лист?

В.ЧИЖОВ: Я пока не буду говорить, сейчас момент не дошел до того, чтобы нашими двумя страницами ответить на их одну. Но, по крайней мере, активизация наших собственных усилий на этом направлении на лицо, и мы будем работать.

Н.АСАДОВА: Я напоминаю, что в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Алексеевич Чижов, постоянный представитель РФ при Европейском Союзе. Еще одна тема этой недели. Европейский Союз планирует ввести жесткие санкции в отношении энергетического и финансового секторов Ирана. Это такая, больная тема, и, вот, премьер-министр Израиля господин Нетаньяху недавно приезжал и все агитировал наше руководство, чтобы Россия тоже поддержала жесткие санкции в отношении именно энергетического сектора. Вот, ведутся ли переговоры с Европейским Союзом на эту тему? И если да, то какова наша позиция?

В.ЧИЖОВ: Ну, во-первых, о санкциях в энергетическом секторе Евросоюз не говорил никогда.

Н.АСАДОВА: Ну, вот у меня бумага, Интерфакса сообщение.

В.ЧИЖОВ: Ну, может быть, Интерфакс говорил, а Евросоюз нет.

Н.АСАДОВА: Со ссылкой на немецкий журнал "Шпигель".

В.ЧИЖОВ: Ну, тем более. Значит, "Шпигель" говорил. Но "Шпигель" - это еще не весь Евросоюз. Значит, что я вам скажу? Ну, господин Нетаньяху, конечно, хочет чем больше, тем лучше.

Н.АСАДОВА: Ну, это понятно. Ну, в общем-то, его поддерживают американские коллеги.

В.ЧИЖОВ: Что касается наших обсуждений с Евросоюзом, то да, тема иранской ядерной программы обсуждается. И не далее как вчера в ходе переговоров с баронессой Эштон, которая была в Москве с первым визитом, эта тема тоже фигурировала.

Н.АСАДОВА: Она тоже агитировала за жесткие санкции?

В.ЧИЖОВ: Нет. Но вопрос о возможности разработки каких-то санкций, конечно, обсуждается. Значит, что касается российской позиции. Ну, она неоднократно озвучивалась. Мы не считаем санкции очень эффективным средством в различных ситуациях, в том числе и в Иранской. Это первое. Мы считаем, что санкции как альтернатива, как концепция имеют право на существование. Но это, как говорится, последнее из средств, которыми может пользоваться в критической ситуации международное сообщество. Потому что вслед за санкциями только применение силы. А насчет применения силы устав ООН говорит достаточно четко, что оно может применяться лишь в порядке индивидуальной или коллективной самообороны, либо в рамках операции по принуждению к миру по мандату Совета безопасности ООН.

Н.АСАДОВА: Именно в энергетическом секторе? Это важно.

В.ЧИЖОВ: В любом секторе. Что касается санкций, то единственным источником права для таких санкций, опять-таки, является Совет безопасности ООН. Это не значит, что отдельные страны не могут или не пытаются ввести односторонние меры. Ну, США недавно против нескольких иранских компаний ввели. Но это не санкции, это рестриктивные меры, если хотите.

А что касается применения санкций в принципе, то очень важно представлять себе четко, инициируя этот вопрос, каков будет эффект - будет ли он желаемым или он будет зачастую противоположным? Кроме того, надо знать, как говорится, стратегию выхода из этого. То есть каждое решение по санкциям должно предусматривать и процедуру их отмены или пересмотра в случае достижения тех или иных целей.

Мы считаем, что в том, что касается Ирана, да, диалог с Тегераном ведется. К сожалению, он пока что не дал тех результатов, на которые рассчитывали мы, на которые рассчитывал Евросоюз, другие страны, в том числе участники формата шестерки. А это у нас вызывает сожаление, это заставляет и Москву, естественно, думать о варианте санкций. Что касается наполнения этих санкций, это будет предметом переговоров. Наша позиция достаточно хорошо известна, она четкая: мы за то, чтобы любые санкции, если и когда они будут вводиться, чтобы они преследовали конкретную цель, цель общую стран международного сообщества, цель - недопущение нарушения режима нераспространения ядерного оружия. Вот это и должно быть. А то, что вы намекаете применительно к энергетике, вы, видимо, имеете в виду нефтяное эмбарго?

Н.АСАДОВА: Да. И импорт бензина.

В.ЧИЖОВ: Ну, я сильно сомневаюсь, что кто-либо, будь то Европа, Америка или кто хотите, сейчас пошел бы на то, чтобы применить нефтяной эмбарго в отношении Ирана, который является одним из крупнейших поставщиков нефти и на европейский рынок, и на североамериканский, и на китайский, кстати говоря.

Н.АСАДОВА: Если говорить вообще об общей системе безопасности с Европой. Эту идею выдвигал и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Идет ли обсуждение и насколько активно идет сейчас обсуждение? И в контексте этого вопроса тоже хотелось бы сразу спросить по поводу размещения американской системы ПРО в Румынии и Болгарии.

В.ЧИЖОВ: Ну, известна инициатива нашего президента Дмитрия Анатольевича Медведева о Договоре европейской безопасности. Она была выдвинута еще 5 июля 2008 года в Берлине. С тех пор она конкретизирована. От идеи, от концепции мы уже дошли до проекта самого договора, который был в конце прошлого года направлен президентом России лидерам всех стран, находящихся на Евроатлантическом пространстве и Евросоюзу в том числе как организации. Так что говорить есть о чем.

Н.АСАДОВА: Ну, так, обсуждается это как-то активно? Новые предложения какие-то, наши европейские коллеги.

В.ЧИЖОВ: Это обсуждается. Первая реакция некоторых стран была достаточно осторожной. Они не отказывались обсуждать идею в принципе. То есть можно сказать, что российская инициатива была вполне своевременной и уместной, потому что никто не сказал "Нет". Ни одна страна не сказала "Нет, на эту тему не надо говорить". Могу сказать больше: что реакция моих партнеров в Брюсселе была такая, что да, это серьезная инициатива, которая заслуживает серьезной реакции.

Н.АСАДОВА: Ну, это все общие какие-то слова. Вот, в частности, говорим об общей системе безопасности, и тут - раз, американская система ПРО в Болгарии и Румынии. Как быть?

В.ЧИЖОВ: Это, кстати, лишнее подтверждение актуальности поставленной нами задачи о создании единой системы Евроатлантической безопасности. К сожалению, в современном мире вызовы, то, что мы говорим, вызовы XXI века для безопасности становятся все более глобальными. А ответы на них все стараются давать в рамках узких каких-то форматов, будь то НАТО или что-либо еще.

Что касается вашего конкретного вопроса о ПРО в Румынии Болгарии. Ну, я начну, пожалуй, с предыдущего проекта - ПРО в Польше и Чехии. Именно тогда, если говорит о Евросоюзе, мы, естественно, задали Евросоюзу вопрос: "Как же так получается? Вы торжественно провозглашаете общую политику в области безопасности и обороны, а тут отдельные страны-члены заключают некие договоренности со страной, которая не является членом ЕС, по такой теме, каковой является противоракетная оборона, фактически за вашей спиной"?

Н.АСАДОВА: Вы думаете, что с Румынией и Болгарией будет так же, как с Чехией и Польшей в итоге?

В.ЧИЖОВ: Не знаю, как будет в итоге. Пока что американцы, насколько я могу судить по официальным заявлениям, от Болгарии открестились и говорят, что с Болгарией-то никаких разговоров они не вели. И что болгары заявили о своей готовности разместить у себя элементы ПРО, чтобы не отстать от соседей, от Румын. Безусловно, нам иногда говорят, вот, мне лично говорили: "Ну что же вы так волнуетесь? Понимаете, Болгария и Румыния ближе к Ирану, чем Польша и Чехия". Я им говорю: "Ну, расстояние от России примерно такое же".

Н.АСАДОВА: Ну что ж? Это был Владимир Алексеевич Чижов, постоянный представитель РФ при Европейском Союзе. Спасибо вам.
    26.02.2010     
Ведущие :     Наргиз Асадова
Гости :     Владимир Чижов, постпред России при ЕС

Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/beseda/659376-echo/

Док. 620883
Опублик.: 26.02.10
Число обращений: 0

  • Чижов Владимир Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``