Фото автора
Хабаровск
По легенде учения была смоделирована реальная ситуация авиационной катастрофы, только вот количество самолетов увеличили.
Для этих целей использовали специальные средства радиолокации, куда вошли имитационная аппаратура и тренажеры.
- Внимание на командном пункте! Оперативное время ХХ часов ХХ минут! В звене не хватает одного самолета!
Рядовой Данил Савельев оператор командного пункта радиотехнической воинской части Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны тогда, 14 января 2010 года первым определил, что из радиотехнического подразделения, осуществляющего радиолокационное обеспечение полетов авиации по плану боевой подготовки нет доклада об одной воздушной цели.
- По легенде учения в зону для выполнения полетного задания сегодня зашли четыре самолета,- говорит оператор рядовой Данил Савельев,- а домой, то есть на свой аэродром базирования на посадку ушли три. Это сделано благодаря имитационной аппаратуре. Я сразу же и доложил, что в этой ситуации на малой высоте произошла потеря воздушной цели. Из ближайшего к зоне полетов радиолокационного подразделения продолжала поступать информация о том, что на индикаторах кругового обзора наблюдаются только три самолета, а потом по мере выполнения посадки два, один, а от четвертого отметка так и не появилась.
Кроме работающих радиолокационных станций боевого режима сразу же включили и радиолокационные станции дежурного режима, где основное внимание было уделено обнаружению маловысотных воздушных объектов.
- За всю свою военную службу, как в тот день, 14 января 2010 года, я еще так никогда не волновался,- продолжает рядовой Данил Савельев,- и тут понял, что на мне огромная ответственность. Сразу же выдал координаты, где необходимо искать самолет. А потом начались трудные минуты и часы ожидания в надежде на то, что самолет все-таки выйдет на минимальную высоту обнаружения и все пойдет в штатном режиме. Но все случилось так, как тогда случилось, и ничего уже не исправить. Наша дежурная смена тогда сделала все, что от нас требовалось. Тогда от переживаний у меня перед глазами на миг моя жизнь пронеслась, даже моргнуть не успел.
Данил Савельев родился 25 июня 1991 года в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
Выпускной вечер в средней школе N 18 города юности прошел 23 июня 2009 года, а уже 7 июля 2009 года он прибыл в эту радиотехническую воинскую часть объединения ВВС и ПВО для прохождения военной службы по призыву.
- Служить пошел по своему желанию, добровольно,- продолжает рядовой Данил Савельев,- и не жалею, как говорится, чем раньше, тем лучше. Мне здесь нравится, и вот раздумываю, может остаться и пойти служить по контракту. Хотя есть и другой вариант, вернуться домой и пойти работать на Комсомольский авиационный завод и заочно в нашем Политехническом институте получить высшее образование по самолетостроению.
Дедушки и бабушки Данила, как по линии отца Савельевы, так и по линии матери Болдыревы, были в числе тех, кто прибыл в Комсомольск-на-Амуре по комсомольской путевке, добровольцами.
- Они половину города построили,- с гордостью говорит Данил,- столько интересных историй всегда рассказывали. Например, по линии отца дедушка и бабушка Савельевы познакомились в Москве, поженились и поехали на Дальний Восток. Отец тоже срочную военную службу служил, три с половиной года в Военно-Морском флоте, во Владивостоке. У меня как-то была тяга к военной службе, даже один год, восьмой класс, учился в Уссурийском суворовском училище, но ушел, не захотел.
В школьные годы Данил всегда принимал активное участие в спортивной жизни, туристических слетах, зарницах. Любимый вид спорта каратэ. И все это пригодилось в освоении военной специальности оператора.
- Требования очень разносторонние,- говорит Данил Савельев,- по математике, физике, географии, русскому языку и даже астрономии. В школе у меня любимый предмет был история, а здесь система координат. Но и это еще не все:
внимательность, усидчивость, память и зрение. За сутки приходится обрабатывать информацию почти о сотне летающих объектов, как нашей военной авиации, гражданских российских и международных рейсов, так и в пределах зоны обнаружения. Меня четыре месяца готовили, как говорится, было пролито много пота, но ничего, справился. Это интеллигентная военная специальность, и я уверен, в гражданской жизни она мне пригодится. Также занимаюсь спортом, чтобы быть в форме. Ведь заступаем для несения круглосуточного боевого дежурства по контролю над воздушным пространством. Зона ответственности огромная, от Читинской области до Приморского края.
В состав дежурной смены входят офицеры, прапорщики, военнослужащие по контракту и по призыву, а также военнослужащие женщины.
- Каждый раз, когда во время проведения ритуала заступления на боевое дежурство под звуки Государственного Гимна поднимается Государственный флаг Российской Федерации,- говорит рядовой Данил Савельев,- то я прошу неведомые мне силы, чтобы никогда и нигде не происходили такие события, как 14 января 2010 года недалеко от моего родного города.
P.S. В тот день с экранов радаров под Комсомольском-на-Амуре пропал истребитель. Военный летчик погиб.
14 февраля 2010 года.
www.nasledie.ru
viperson.ru
viperson.ru
Док. 620566 Перв. публик.: 14.02.10 Последн. ред.: 22.10.10 Число обращений: 0
Роща Сергей Алексеевич
|