Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Марианна Павлютенкова: Интернет в политике: российские особенности
Марианна Павлютенкова: Интернет в политике: российские особенности
История Интернета в России началась в 1990 г., когда в результате совместной активности группы сетевых программистов Курчатовского института и созданной к этому времени Советской ассоциации пользователей операционной системы UNIX была создана сеть Relcom, вошедшая в состав европейской сети EUnet, которая, в свою очередь, была подключена к Internet. Интернет в России широко развернулся лишь в 1993-1994 годах: именно в это время появился первый официальный государственный сайт - сайт Президента Российской Федерации.

Активному освоению политической элитой информационной среды Интернет положило начало выступление Б. Ельцина в российском сегменте сети Интернет (Рунете) 12 мая 1998 г. Интернет-конференции привлекают политиков эффектом массовости общения, сравнительной простотой организации и, что немаловажно, возможностью фильтровать неудобные вопросы и избегать уточнений, сводя к минимуму вероятность негативного эффекта. С этого времени российские политики и чиновники разного уровня активно создают свои персональные страницы в Интернете и проводят Интернет-конференции. Немногим ранее в Интернете были позиционированы и органы государственной власти
федерального и регионального уровней: появился сервер органов государственной власти Российской Федерации - Официальная Россия HYPERLINK "www.gov.ru" В преддверии выборов в Государственную Думу 1999 года в сети обозначили присутствие политические партии, а в избирательных кампаниях впервые были использованы технологии Интернета.

До 1998 года российский Интернет был в основном ориентирован на узкое сообщество творческих людей. После августовского финансового кризиса, когда позиции значительной части печатных СМИ оказались подорваны, а спрос на информацию оказался беспрецедентно высок, Интернет стал не только средством оперативной передачи информации, но и медийной сферой. Стали появляться проекты, ориентированные уже не на узкую группу заинтересованных людей, а на массовую аудиторию - так появились первые российские сетевые СМИ. По мнению специалистов, сетевые СМИ могут стать значимыми акторами процесса политических коммуникаций лишь тогда, когда их аудитория по численности сравняется с аудиторией электронных СМИ, хотя уже сейчас аудитория сетевых СМИ приближается к аудитории многих известных печатных изданий. Сетевые СМИ становятся источником информации для многих региональных печатных СМИ, а эксклюзивная информация распространяется и по телевизионным каналам. По мнению М. Делягина "трансляция более быстрых и объемных результатов реакции по сети в определенной степени формирует последующую реакцию по более медленным традиционным каналам". С учетом этих обстоятельств аудитория сетевых СМИ возрастает многократно. Статистика же показывает, что на начало 2006 года аудитория Интернет составляла 23,8 млн. человек или 21% населения. Из этого числа только 15,1 млн. человек (13%) можно отнести к регулярной аудитории.

Как отмечается в исследовании, проведенном российским Фондом "Общественное мнение" в начале 2006 года, в России сетью пользуются молодые (18-24 года), наиболее образованные (48% пользователей имеют высшее образование) и обеспеченные (29% имеют доход на члена семьи 100 и более у.е.), активные и продвинутые граждане.

В целом же данные о социальном составе Интернет-аудитории позволяют выявить ее качества:

молодые образованные и обеспеченные пользователи Интернета являются привлекательной целевой аудиторией; совокупное политическое, экономическое и культурное влияние пользователей Интернета кратно превышает их долю в населении страны; динамичность и открытость Интернет-аудитории позволяет успешно продвигать в сети идеи и убеждения, которые явно не нашли бы поддержки у большинства обывателей.

Познакомившись с краткой историей возникновения Интернета в России и получив "портрет" российского пользователя сети, обратимся к вопросам применения технологий Интернета в российской политике и рассмотрим их в единстве трех относительно самостоятельных блоков:

электронные технологии политических коммуникаций в органах государственной власти, во взаимодействии структур государства с гражданами; сетевые технологии для развития и усиления демократических институтов, расширения участия граждан в общественной и политической деятельности; Интернет-технологии политических коммуникаций, обращенные непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению больших групп людей и отдельных личностей.

Рассмотрим последовательно перечисленные блоки.

1

В июле 2000 г. Россия вместе с другими членами "Большой восьмерки" подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества, взяв на себя ряд обязательств, в частности, "... полностью реализовать потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления". Государственное управление должно отвечать вызовам времени. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами предусматривают применение Интернет-технологий.

В целях общества Интернет-технологии впервые были применены в странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии. В 2001 году из 190 государств-членов ООН национальные правительства 169 стран (88,9%) в разной степени использовали Интернет для предоставления информации и услуг. В таблице 1 показано распределение этих стран по приведенным стадиям развития электронного правительства.

Таблица 1.

Стадия развития электронного правительстваЧисло стран
Начальное присутствие32
Расширенное присутствие65
Интерактивное взаимодействие 55
Проведение транзакций17
Бесшовное взаимодействие0

 


Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий положило принятие в январе 2002 года Федеральной Целевой Программы (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 гг.)". ФЦП "Электронная Россия" в специальной литературе часто называют "электронным правительством" по аналогии с пришедшим с Запада, как и большинство Интернет-технологий, проектом е-government. E-government - электронное правительство - в России ассоциируется обычно с совокупностью министерств, комитетов, федеральных служб и агентств, т. е. с органами власти высшего эшелона, а не с процессами, формами и методами деятельности по обеспечению доступа граждан к услугам и информации на основе сетевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако западная концепция электронного правительства никак не связана со структурной реформой административной системы и имеет своей целью, в первую очередь, повышение операциональной эффективности административного аппарата за счет оснащения его сетевыми ИКТ.

Основная идея российского проекта электронного правительства заключается в том, что, обладая разветвленным и инерционным управленческим аппаратом, государство может, применив информационно-коммуникационные технологии, решить ряд важных проблем власти:

уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений путем введения электронного документооборота; перевести в электронную форму взаимодействие граждан с властью; сделать государственное и муниципальное управление транспарентным.

Основной акцент в российском проекте делается на создании открытого для населения правительства. Реально успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность - более прозрачной и эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных; эффективность - за счет перевода в электронную форму значительных объемов документооборота. Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа россиян к Интернету.

Взаимодействовать со структурами исполнительной власти станет возможным как с домашних компьютеров, подключенных к сети Интернет, так и с пунктов коллективного доступа в сеть, организуемых на базе существующих крупных узлов почтовой связи. Однако по экспертным оценкам, 95% государственных информационных ресурсов России сегодня закрыты не только для широкого круга пользователей, но и для смежных государственных структур, в результате чего министерства и ведомства зачастую дублируют функции друг друга и работают неэффективно. Программа "Электронная Россия" предусматривает создание единой метабазы данных, объединяющей информационные ресурсы, что, как утверждается, позволит добиться экономии до 1млрд.$ бюджетных средств в год. Но транспарентность, контроль граждан за деятельностью госаппарата, открытость данных мониторинга деятельности правительства, как это предусматривает концепция и практика e-government, на этапе начала 2006 года осуществления ФЦП "Электронная Россия" еще не реализованы.

Вместе с тем, на прошедшем в феврале 2006 года заседании президиума Государственного Совета РФ, рассмотревшем вопросы развития электронного правительства в России, было отмечено, что "сейчас сфера ИКТ становится все более важной стратегической составляющей социально-экономического потенциала России и развивается быстрее российской экономики в целом, демонстрируя высокие темпы роста на уровне около 20 процентов в год". В качестве первоочередных задач было определено устранение "цифрового неравенства" между российскими регионами, создание полноценного электронного правительства и предоставление гражданам права электронной цифровой подписи.

2

В 1989 г. известный теоретик демократии Р. Даль, осмысливая роль и место современных инфокоммуникаций в политической жизни, писал о том, что традиционные демократические институты "в будущем должны быть обогащены новыми методами, способствующими развитию гражданского самосознания, участию граждан в политической жизни, получению информации, обсуждению проблем, причем все это будет сделано на основе тех достижений техники и технологии, которые появятся в следующем веке. Мы едва лишь начали всерьез обдумывать открываемые ими возможности и провели в ничтожных масштабах самые первые, робкие пробы". За время, прошедшее с тех пор, Интернет-технологии получили настолько большую популярность, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Они открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Политические коммуникации, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий, называют новыми "технологиями свободы, которые обеспечат возможность реализации на практике принципов свободы слова в такой мере, в какой их еще никогда не знало человечество". Использование информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры для развития и усиления демократических институтов и расширения участия граждан в общественной и политической деятельности составляет суть "электронной демократии" (э-демократии). В узком смысле э-демократия состоит в использовании электронной поддержки обеспечения конституционных прав, требующих тех или иных формальных решений. В широком смысле э-демократия означает учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические отношения и процессы.

Компьютерные сети позволяют достаточно быстро и с минимальными затратами проводить традиционные опросы общественного мнения и локальное голосование, т.е. персонифицировать воздействие граждан на выработку решений, принимаемых государственными структурами, осуществлять контроль над их выполнением.

Наиболее важный аспект информационно-коммуникационных сетей общего пользования заключается в их огромном потенциале повышения участия граждан в общественных делах. Потенциал значительно больший, чем предлагаемый традиционными средствами массовой информации, такими как, например, газеты, радио или телевидение. Именно в этом и состоит принципиальное различие между общественными сетями и широковещательными СМИ, т.к. только общественные сети могут реально способствовать участию гражданина в общественном диалоге. Появление в глобальной компьютерной сети свободных виртуальных сообществ способствует "оживлению демократии".

Примеры, подтверждающие сказанное, в России есть уже сегодня - это, прежде всего, технология flashmob - "мгновенная толпа". Она позволяет объединить и организовать разных людей, не знакомых в обычной жизни, но готовых и способных претворять общие идеи и проекты в жизнь. Создавая Интернет-площадки для общения по интересам (см. http://www.fmob.ru" www.fmob.ru) члены виртуального сообщества могут почти мгновенно собираться в условленном месте, создавая толпу единомышленников. Основа всех этих проектов - коммуникация людей, социокоммуникация, при которой формируется группа интересов, способная к быстрым активным действия. Flashmob (Smartmob) уже назвали новой социальной революцией. Теоретик сетевых сообществ Г. Рейнгольд полагает, что феномен flashmob это демонстрация "способности группы людей организовать прямое коллективное действие, которое они не были в состоянии осуществить ранее, до появления комбинации Интернета и мобильного телефона".
Открытость и демократичность Интернет порождает любопытные явления. Одно из них - создание виртуальных субъектов и имитация их деятельности. Абсолютно виртуальным, например, было на первых порах движение "Московская альтернатива", в рядах которого не значилось ни единого члена. Однако информационный повод был создан, и им воспользовались многие журналисты и печатные издания. Аналогично, в ходе президентской кампании-2000 специалисты избирательного штаба В. Путина, обеспокоенные безальтернативным ходом выборов и связанной с этим угрозой снижения явки избирателей, сымитировали виртуальное протестное движение в Сети (www.antiputin.hotmail.ru илиhttp://webcenter.ru/~osvod). Кроме того, во многих случаях Интернет использовался как источник распространения информации, которую не удавалось опубликовать в традиционных СМИ. Так, критиковать своего оппонента в ходе предвыборной кампании на пост московского мэра С. Кириенко мог, по сути, лишь в Сети, поскольку в газетах и на телевидении такая критика была под жесточайшим запретом. Накануне выборов интернетовское противостояние С. Кириенко и Ю. Лужкова обрело новые формы. Вскоре после открытия нового, официального сайта Ю.Лужкова (www.luzhkov.ru), появилась анонимная пиратская страница, ставшая его клоном (точнее, скин-сайтом). Авторы альтернативного сайта, использовав идентичность оформления и похожий вариант латинской транскрипции фамилии мэра Москвы (www.lujkov.ru), выдали свой сервер за официальный, наполнив его компроматом, анекдотами про мэра, шаржами и т.п. Рассмотренные примеры иллюстрируют различные, не всегда корректные, способы использования сети Интернет в предвыборных кампаниях, причем следует подчеркнуть, что клонирование сайтов впервые появилось в российском политическом Интернете, а затем распространилось по другим сегментам сети.

Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что в отличие от стран Запада, где главным источником развития Интернета явились бизнес-структуры, в России им стали политические технологии.

На страницах сети нашел отражение и такой важный элемент демократии как выборы, а предвыборная кампания политических партий, развернутая в Интернет, стала неотъемлемой частью избирательного процесса. Приемы связи с общественностью в сети успели претерпеть эволюцию "от простого к сложному". Не обошел стороной этот процесс и использование Интернет в предвыборных кампаниях политических партий. Так, если во время выборов в Государственную Думу 1995 г. собственных сайтов у ведущих политических партий еще не было, то уже в процессе работы Государственной Думы этого созыва свои серверы создали не только фракции основных партий, победивших на выборах, - КПРФ, ЛДПР, "Наш дом - Россия", "Яблоко", - но и партии, ставшие основой депутатских объединений, - Аграрная партия и Российский общенародный союз. К выборам 1999 года сайты стали, за редким исключением, обязательным атрибутом предвыборной кампании политической партии, блока, признаком технологичности, прогрессивности и нацеленности в будущее. Около миллиона россиян отслеживали ход декабрьских 1999 года выборов в Государственную Думу в сети Интернет. Эта цифра поразила специалистов, ведь прежде полагали, что интересующихся политикой среди постоянных пользователей сайтов довольно мало.

Российский сегмент сети Интернет становился все более политизированным. На сегодняшний день сайты имеются у всех фракций Государственной Думы, а у многих депутатов и персональные страницы в Интернете. Интернет повышает шансы небольших партий, движений и кандидатов от меньшинства на демократических выборах, предоставляя им равные с лидерами предвыборной борьбы права в глобальном информационном пространстве. Современные средства телекоммуникации создали условия для свободного размещения информации, общения единомышленников, создания общественно-политических организаций в сети, проведения акций. Таким образом, Интернет становится фактором развития гражданского общества.

Для поддержки избирательного процесса в России создана и успешно функционирует социальная информационно-коммуникационная компьютерная система - Государственная автоматизированная система "Выборы" (далее ГАС "Выборы"). ГАС "Выборы" автоматизирует процесс демократического формирования властных структур государства, и в этом смысле ее пользователями являются не ведомства или производства, а все граждане, общество и страна в целом. Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" была создана Указом Президента Российской Федерации в 1994 году и стала неотъемлемой частью избирательной системы Российской Федерации.

С 1995 г. ГАС "Выборы" работает в непрерывном режиме, ежемесячно обновляя списки избирателей, обеспечивая подготовку и проведение всех этапов избирательной кампании: сбор подписей и подготовка избирательных бюллетеней, учет избирателей, кандидатов в депутаты, регистрация избирательных объединений и блоков, планирование этапов избирательной кампании, контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведение итогов, формирование и публикация результатов выборов, - и решает ряд других задач, стоящих перед избирательными комиссиями. Данные, собранные системой, передаются по четырем информационным каналам: телевидение, Интернет, печать и радио, обеспечивая представление информации в разной форме, в том числе и наглядной аудиовизуальной, доступной миллионам избирателей. При этом используются подходы так называемого "Силивуда" (синтез технологий Голливуда и Силиконовой долины в Калифорнии).

Параллельно с проведением избирательных кампаний ГАС "Выборы" представляет свои ресурсы для информационного обеспечения работы федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления. Особая ценность ГАС "Выборы" заключается в ее способности обеспечивать функциональную целостность информационно-коммуникационной среды, позволяя при этом независимо эксплуатировать ее отдельные фрагменты. Так, например, в Базе Данных "Избиратель" в настоящее время содержатся сведения более чем о 109 млн. граждан России, имеющих право избирать и быть избранными, что позволяет с исключительной полнотой анализировать быстротечные процессы естественного движения населения и строить детальные демографические прогнозы.

Вместе с тем подчеркнем, что современный избирательный процесс помимо использования на всех его стадиях ГАС "Выборы" располагает широким спектром применения Интернета и интегрированных коммуникационных технологий. Это: официальные сайты, электронная почта, дискуссионные группы, доски объявлений (message board), онлайновый опрос общественного мнения (polling) и обследования, мгновенные сообщения (instant messaging), беспроводные (мобильные) коммуникации, виртуальные конференции и форумы, онлайновое (online) голосование, онлайновые митинги, онлайновые протесты, обмен мнениями (онлайновые "чаты") и открытый доступ к огромным массивам информации.

Опыт информатизации избирательного процесса в России свидетельствует о том, что Интернет, в сочетание с применением информационно-коммуникационных и интегрированных технологий в избирательных процессах создает условия для проведения свободных, демократических и справедливых выборов.

3

Одной из важнейших составляющих технологий политических коммуникаций, являются электронные сетевые технологии, обращенные непосредственно к общественному мнению, к массовому сознанию, к политическому поведению больших групп людей.

Сеть Интернет сегодня становится основным средством обеспечения открытости власти для широкой публики, наряду со СМИ информируя общественность о деятельности государства. В отличие от средств массовой информации Интернет является интерактивным средством связи с общественностью, позволяющим осуществлять регулярный диалог представителей государства, государственных служащих, политиков с той наиболее прогрессивной частью общества, которая имеет доступ к сети. Совершенствование каналов общения, создание новых способов передачи и восприятия двустороннего потока информации - главная задача связей с общественностью в информационном обществе. Сегодня Интернет является важнейшим средством решения этой задачи. Всемирная паутина позволяет:

предоставлять значительной части общества возможность высказать свое мнение о важнейших проектах и планах до принятия окончательного решения;

стимулировать появление информации, идущей "снизу вверх";

осуществлять непосредственный контакт с потребителем информации, оперативно выявить и, главное, участвовать в формировании общественного мнения. "Интернет может выступать как организатор и как пропагандист"

формулировать общие цели, доказывать возможность их достижения;
предоставлять гражданам возможные альтернативные решения и подводить решение к оптимальному варианту; приблизить "провинцию" к источникам информации, что особенно важно для многонациональной России, где возможности центра и регионов всегда существенно отличались друг от друга;

не подвергаться цензуре и другим видам фильтрации: "с развитием новых компьютерных технологий расширились границы свободы, цензура потерпела историческое поражение".

Современные информационные технологии создают материальные возможности полномасштабной реализации наиболее продуктивной модели связей с общественностью (PR) - двусторонней сбалансированной связи. В России компьютерная сеть уже составила мощную конкуренцию традиционным средствам массовой информации. Все более активное использование киберпространства объясняется рядом факторов: относительно низкой стоимостью информации для любого пользователя; неограниченными возможностями размещения и распространения информации; появлением нового типа граждан, проводящих много времени в мире Интернета, интересующихся общественными проблемами, более интеллектуальных и образованных, которые могут стать своеобразными "трансляторами" идей и мнений. Информационные технологии заставляют по-иному посмотреть и на средства массовой информации, которые все больше превращаются в средства массовой коммуникации. "Уникальная черта Интернет состоит в том, что он функционирует одновременно как средство публикаций и коммуникаций. Он радикально отличается от массового вещания и традиционных коммуникационных услуг". Происходит формирование нового инструмента открытости, гласности, демократии, обладающего возможностями, недостижимыми для традиционных средств массовой информации.

Электронные СМИ составили серьезную конкуренцию печатным, а компьютерные сети сегодня перестают восприниматься как оппозиция типографии. СМИ в Рунете представлены как электронные аналоги печатных изданий, информационных агентств, электронных СМИ (например, HYPERLINK "www.ntv.ru") и сетевыми СМИ. Рассмотрим последние более подробно. Сетевые СМИ можно разделить на следующие виды: информационно-новостные порталы, агентства, информационные службы, Интернет-журналы, Интернет-газеты, Интернет-дайджесты.

У сетевых СМИ имеются неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной прессой, которые заключаются:
в неограниченном охвате аудитории и оперативности предоставления информации;

в низкой себестоимости распространения информации; в хранении информации в базах данных с поиском, анализом, а также в возможности многократного ее использования; в полноте и мгновенной доступности архива ранее опубликованных статей;
в установлении взаимосвязей между единицами информации - применении технологии гипертекста;
в новом уровне взаимоотношений с аудиторией, возможности персональных контактов, интерактивности издания.

К важнейшим специфическим особенностям сетевых СМИ относятся:

интеграция новостей с другими видами контента (содержания) и сервисными услугами; интерактивные возможности при работе с аудиторией;

формирование мнения общества и индивида происходит не силами отдельных изданий, пусть даже в рамках единых программ, а Медиа в целом, что влечет за собой изменение рекламных и PR-технологий;

общественное мнение приобретает реальные очертания, но вовлечение общественности в принятие решений, например, в виде рейтингов и голосований на сайтах, влечет за собой и новые возможности манипулирования.

В регионах России роль сетевых СМИ как основного поставщика актуальной информации еще более заметна, чем в центре: доступ к бесплатной информации из Интернета для большинства региональных изданий крайне необходим, как по организационно-технологическим, так и по экономическим причинам.

В начальной точке для российских сетевых СМИ - моменту кризиса 1998 г. были разработаны первые идеи, которые стали главным направлением информационного вещания в Интернете. Появились ленты новостей, тогда же стали появляться и обзоры печати, которые сейчас предлагают многие сетевые СМИ.

Сегодня становится совершенно ясно, что рынок сетевых СМИ будет расширяться, появятся новые конкурирующие продукты. Одни сознательно выбирают себе нишу, подобную газете "Московский Комсомолец" с его жанром коротких сообщений "Срочно в номер", как, например, сетевая газета Лента.ру (www.lenta.ru). Другие представляют собой более серьезные издания с качественным цветным изображением, аналитикой, разнообразными отделами. Например, "Страна.ру" - Национальная информационная служба -представляет в Рунете официоз - точку зрения органов государственной власти РФ. Страна.Ru - информационная служба национального масштаба. Проект совмещает функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства. Страна.Ru совмещает оперативность подачи информации с глубиной проработки тем, связанных с событиями государственного и международного масштаба. В своей редакционной политике сетевое издание ориентируется на независимую авторскую оценку событий, предлагая пользователям оригинальные публицистические материалы. Ежедневно на сайте - комментарии ведущих экспертов, признанных не только в России, но и за ее пределами. Такой подход позволяет не только полноценно представлять читателям текущие события, но и прогнозировать их дальнейшее развитие. Среди читателей "Страны.Ru" - сотрудники крупных государственных и частных корпораций, министерств и ведомств. Существенную часть аудитории составляют люди, занятые в сфере управления. Структура сайта, а именно принцип формирования материалов по сюжетам, не только обеспечивает быстрый поиск необходимой актуальной информации, но и позволяет следить за хроникой развития событий. "Газета.ру" (www.gazeta.ru) - одна из первых сетевых газет. Это, скорее, хороший таблоид, чем деловая газета, своего рода сетевой аналог газеты "Известия", тираж которых составляет 300 тысяч экземпляров. Соответственно, "Газета.ру" вправе претендовать на почти такую же аудиторию пользователей. "СМИ.ру" (www.smi.ru) - качественная ежедневная сетевая газета. Аудитория "СМИ.ру" - это достаточно узкая группа профессионалов в области политики и журналистики. Сетевое издание отличает эксклюзивность произведенных и прокомментированных новостей.

"Русский журнал" (www.russ.ru) - ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе. Выходит в Интернете с 1997 года. Изначально это был сугубо гуманитарный, культурный проект - его создатели стремились держаться в стороне от "прозы жизни". Но в последнее время решили заняться и политикой. "Полит.ру" (www.polit.ru) - возникло в недрах одного из самых известных проектов раннего русского Интернета Zhurnal.ru и ставило с самого начала не политические, а гуманитарные цели. Но очень скоро оказалось, что политика в российской сети - предмет интеллектуального спроса, поэтому и произошло перепрофилирование журнала. Единственным источником дохода для сетевых СМИ, в отличие от печатных изданий, остается реклама и рекламодатели чутко реагируют на возрастание числа пользователей. Именно постоянные пользователи Интернета и составляют в значительной степени российский средний класс, и не только по материальному положению, но и по ценностной ориентации. Следовательно, здесь реклама точно попадает в целевую аудиторию и может принести максимальную отдачу. В последнее время бизнес и госструктуры в своей информационной политике стали все больше рассматривать сетевые СМИ как фактор влияния на общественное мнение. PR-работа в Сети ведется так же, как и во всех других видах СМИ. Но в сети PR-интересы могут быть представлены шире, поскольку она не ограничена требованиями объема. Сеть Интернет является идеальной средой и для вброса компромата. Первый скандал с компроматом оказался тестом на зрелость Интернет-аудитории, оттого и привлек пристальное внимание прогрессивной общественности. Речь идет об эффективной информационной игре в российском сегменте Интернета, названной "Коготь". По сути, был создан сайт, на котором размещалась целая серия скандальных материалов, связанных с именами широко известных российских государственных служащих и предпринимателей. Появление подобных сайтов в Интернет связано со специфическими особенностями восприятия информации в России. Если на Западе уровень доверия людей к прессе, радио и телевидению достаточно высок, и поэтому там целесообразно размещать в Интернете ту же самую информацию, что и в off-line, то в России печатные СМИ воспринимаются как инструмент воздействия на общественное мнение в интересах либо властных структур, либо крупных бизнес-корпораций. Поэтому в Интернете россиянин ищет, прежде всего, независимого мнения относительно какого-либо персонажа, товара или события. Именно такое мнение в первую очередь влияет на выбор потребителя в Рунете. Однако развитие сети показало, что сегодня эта проблема кажется уже не столь актуальной. Существование заказных статей в Сети затруднено, поскольку специфика сетевых СМИ такова, что внимание фокусируется на каждой детали. Любой материал, сделанный вне общей стилистики, менее качественно, будет восприниматься инородным телом. Кроме того, современные сетевые СМИ берегут свою репутацию. Если же говорить о достоверности информации, публикуемой в российских сетевых СМИ вообще, то так же, как и для традиционных СМИ, все зависит от этических норм и принципов, которых придерживается Интернет-СМИ. Сетевые СМИ сегодня включены в основной список источников постоянного мониторинга для всех отечественных центральных информационных агентств, газет, журналов, телеканалов и радиостанций, где присутствуют новости. В последнее время государственные структуры России в своей информационной политике все больше стали рассматривать сетевые СМИ как фактор влияния на общественное мнение. И не зря, ведь аудитория сетевых СМИ в момент их наибольшей востребованности может достигать 35% от общей аудитории Рунета, широта охвата читателей такова, что помимо россиян существенная часть посетителей русскоязычных сайтов располагается за пределами России, в ближнем и дальнем зарубежье. Таким образом, сетевые СМИ сегодня стали значимым элементом информационной среды, а подчас и важнейшим инструментом влияния на традиционные СМИ. Их присутствие уже воспринимается как свершившийся факт. С дальнейшим развитием информационных технологий, технологий мобильной связи, полимедиа значение этого актора информационного пространства будет лишь возрастать. В целом, специфика российских политических технологий начала XXI века в значительной степени определяется стремительным развитием и расширением сфер применения и влияния Интернета.

См. Олейник И.В. Политические сражения в российской Интернете //www.ccsik.msk.ru/RUSSIA/oleyn4.htm См.: Опросы "Интернет в России / Россия в Интернете. Выпуск 14. Зима 2005-2006 гг. Фонд "Общественное мнение". http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internet14/int060101/printable/ См.

Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политических коммуникаций. // Концепция современной политологии. - М., 1993. - С. 28-29. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества. / Право и Интернет: теория и практика. Материалы третьей всероссийской конференции. - М., 2000. С. 27. См. Дрожжинов В.И. Предисловие редактора. // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. - М., , 2002. С. 5. См. Постановление Правительства РФ N 65 от 28.01.2002. См.: Песков Д. Интернет в российской политике: утопия и реальность // "Полис", 2002 N 1. По данным сайта www. HYPERLINK "http://www.ione.ru/" iOne.ru HYPERLINK "http://government.e-rus.ru/site.shtml?id=83&n_id=4571" http://government.e-rus.ru/site.shtml?id=83&n_id=4571, 16 февраля 2006 г. Даль Р. О демократии - М.,2000. С. 179. Pool I. d. S. Technologies of freedom. - Cambridge, MA. 1983. P. 251.

См. Schuler D.. New community networks: Wired for change. -Reading, MA. 1996. P. 25.

См.: Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. Reading, MA: 1993. P. 276.
Технологии flashmob частично использовались в "цветных" революциях постсоветского пространства, а также на референдуме по вопросу продления срока президентства А. Лукашенко в Белоруссии. Цит. по: http://www.flashmob.ru/articles_new.asp Скин - от англ. Skin - кожа, поверхность. Скин-имитация основана на заимствовании внешнего вида или образа любого сетевого ресурса (чаще всего хорошо узнаваемого многими пользователями web-интерфейса известного сайта) и изменении его элементов и контента. См.: Давыдов И. Политика - двигатель вэб-прогресса. / Со-Общение N 1, 2000.. См.: HYPERLINK "http://ww.fci.ru/gas_"vybory" http://ww.fci.ru/gas_"vybory" См.: HYPERLINK "http://ww.fci.ru/gas_"vybory" http://ww.fci.ru/gas_"vybory" Из Выступления Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова на конференции в Лондоне (23-25 октября 2003 года) www.cikrf.ru См.: Васильев Т. Интернет как оружие обездоленных мира сего. / "Завтра", N 45, 1998. См.: Государственная служба: теория и организация: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998, С. 304-305. См.: См.: Кагарлицкий Б. Четыре власти на одну свободу. / Компьютер и жизнь, июль 1998.

См.: См.: Мелюхин И.С. Законодательство и практика СМИ. - N 28, 1996.


15.02.2010 года
www.viperson.ru



Док. 620562
Опублик.: 15.02.10
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Путин Владимир Владимирович
  • Павлютенкова Марианна Юрьевна

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``