Росстат сообщил средние зарплаты чиновников в 2016 году
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Шухрат Ахмедов: Право судить или о независимости судей
Шухрат Ахмедов: Право судить или о независимости судей
Там, где нет независимости судей, там неизбежны нарушения требований законности и справедливости.            

И.Каримов

В Основных принципах, касающиеся независимости судебных органов, принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года, определено что: "...Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.

... Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам."

В настоящее время международное сообщество последовательно осуществляет активный поиск путей создания баланса между проблемами развития экономики, поддержанием социальной стабильности общества и обеспечением его устойчивого развития, в том числе через развитие институтов права и правоприменения. При этом, несомненно, возрастает роль судебной власти. Как отметил Президент нашей страны: "суд - это вершина правосудия, и повышение его роли - закономерный процесс становления правового государства".

На первом совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса в феврале 2007 года Глава государства в докладе определил приоритетные задачи и направления, связанные с реформированием и дальнейшей либерализацией данной системы, в первую очередь обеспечением подлинной независимости судов.

В Конституции Республики Узбекистан провозглашена независимость судебной власти.

Являясь независимой ветвью власти, судебные органы выполняют функцию защиты прав и свобод человека и гражданина.

В статья 4. Закона Республики Узбекистан "О судах" указано что "Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений".

Статья 67 данного закона описывает систему обеспечения независимости судей, которая состоит из следующих составных:

- порядком избрания, назначения и освобождения судей;

- неприкосновенность судей;

- строгая процедура осуществления правосудия;

- тайное совещание судей при вынесении решений и запрещение требовать ее разглашения;

- ответственность за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, нарушение неприкосновенности судей;

- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судьи в своей деятельности независимы и подчиняются закону, который в свою очередь обеспечивает неприкосновенность судей. Судья не может быть сенатором или депутатом представительных органов государственной власти. Судьи не могут состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

В целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, дальнейшей демократизации принципов подбора и расстановки судейских кадров, в 1999г. была образована Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с назначением и освобождением судей, при Президенте Республики Узбекистан. Ее создание явилось существенным шагом в решении одной из важных проблем судебной реформы - формировании судейского корпуса квалифицированными и компетентными судьями.
Комиссия в 2001г. была преобразована в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан. Комиссия состоит из судей, депутатов Олий Мажлиса, ученых-юристов, представителей правоохранительных органов и негосударственных организаций.

Первичный резерв судейских кадров формируется квалификационными коллегиями судей на основе предложений судов, правоохранительных органов, учреждений, организаций, членов общественных объединений судей, с учетом степени образования, стажа работы и деловых качеств кандидата в судьи. Любое лицо, достигшее 25 летнего возраста, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, имеет право подать заявление на зачисление в резерв судей.

Квалификационная коллегия судей, избирающаяся Пленумом Верховного суда сроком на 5 лет, путем личного собеседования, приема квалификационного экзамена, изучения представленных материалов определяет степень профессиональной пригодности, моральных и деловых качеств, уровень знаний, мировоззрение кандидата для зачисления в резерв судей.

Заключение квалификационных коллегий судей направляется на альтернативной основе в Высшую квалификационную комиссию, которая дает заключение о соответствии или несоответствии представленной кандидатуры на должность судьи. Таким образом, обеспечивается принцип прозрачности выдвижения лица на судейскую должность.
Избрание судей Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента Республики Узбекистан, назначение судей районных, областных и приравненных к ним судов Президентом Республики Узбекистан повышает статус судей и служит гарантией их независимости.

Таким образом, независимость судей закреплена правовой базой, соответствующей международным стандартам, которая имеет более или менее определенный механизм её осуществления.

Однако, это вовсе не означает, что действительность в системе отправления правосудия и независимости судей является таким же идеальным, как законодательство.

Что означает независимость? Ученые, по различному трактуют это понятие. Но большинство из них едины в одном - независимость это возможность субъекта выражать свою волю без постороннего вмешательства исходя прежде всего из собственных интересов.

Как говорил один из основателей догмы марксизма "человек каждый свой шаг делает исходя прежде всего из своих интересов. А совпадение этих интересов с интересами общества - это уже другой вопрос"

Конечно, если вдуматься, самый идеальный патриот жертвует собой ради Родины и общества, прежде всего исходя из своей внутренней потребности, которая состоит из его моральных качеств и чувства долга перед обществом.

Субъективные факторы, влияющие на независимость судей. Способность и моральное право судить.

    Как мы выяснили, независимость - понятие относительное. Человек не может быть абсолютно независимым. Вернее сказать человек может быть и может, если под словом "человек" подразумевать существо чисто биологическое, живущее в одиночку на каком-нибудь необитаемом острове. Но мы в этой работе исследуем человека как личность, то есть как единицу общества. Как писали в советские времена "Человек живущий в обществе, не может быть независимым от неё", что воистину правда.
    
Судья, прежде всего член общества, а только потом уже представитель судебной власти. Поэтому, говоря о независимости судей, мы должны всегда исходить от относительности этого понятия.

В определении степени зависимости человека от каких-либо социальных и материальных факторов, конечно, важное значение имеет субъективные данные человека: возраст, пол, образование, социальное положение, характер, и даже физическое состояние и др. При подборе кадров для назначения на должности судей квалификационные комиссии рассматривают претендентов исходя из установленных законом "О судах" (ст.61) требований, касающихся гражданства, возраста, образования и трудового стажа, судимости. Являются ли эти требования достаточными для того, чтобы выбрать достойного для выполнения такой непростой миссии как судить других?

Начнем с возраста. Согласно Закону Республики Узбекистан "О судах" судьей может быть назначен человек не моложе 25 лет. Еще каких-то 100 лет назад это был возрастом зрелого человека, добившегося в жизни определенного положения. Это обуславливалось, прежде всего, соответствующей эпохой человеческого развития как в биологическом (продолжительностью жизни), так и социальном смысле. Например, русский писатель М.Ю.Лермонтов в своей повести "Вадим" 50-летнего мужчину описывает как "дряхлого старика". Сегодня 50-летний человек - это мужчина в рассвете сил, в особенности, если он работник умственного труда.

    И кто же сегодня гражданин 25-30 лет? Не имеющий ни жизненного, ни достаточного профессионального опыта юноша или девушка. Что успевает сделать к своим 25 годам среднестатический гражданин? Окончить ВУЗ и проработать 2-3 года по специальности. И всё. Разве этот возрастной ценз может обеспечить подбор кадров с такими качествами как жизненный опыт, житейская мудрость, профессионализм, и тем более добиться общественного признания? Конечно же, нет. Не скажет ли подсудимый судье-парнишке "Ты еще мал судить меня?" Разве можно ожидать должного воспитательного эффекта пусть даже совершенно справедливый приговор, изреченный из уст юноши? Установленное законом обязательство уважать суд всеми не значит уважать в самом деле.

     Мы помним времена, когда в стране не хватало людей с высшим юридическим образованием и комплектование судейского корпуса было проблематичным. Но сегодня времена изменились. Каждый год армия юристов пополняется 350-400 молодыми кадрами. Не пора ли делать корректировку в возрастном цензе для судей?
    
В самом Законе "О судах" ничего не сказано про морально-этические качества кандидатов на должности судей. Вместе с тем, в Положение о квалификационных коллегиях судей указаны некоторые требования к моральным качествам кандидатов в судьи: "55. Квалификационные коллегии судей организуют изучение профессиональных, моральных и личных качеств кандидата и не позднее двухмесячного срока с момента поступления материалов проводят квалификационные экзамены, по результатам которых выносят решение о зачислении или об отказе в зачислении в резерв кандидатов в судьи". Однако, из чего конкретно состоят эти моральные и личные (и почему они разделены?) качества. И каким же способом квалификационные комиссии должны оценить эти качества? Может по его заслугам перед обществом, по его отношению к проблемам людей?. К сожалению об этом молчат и закон и подзаконная нормативка.

Почему в нашей жизни очень мало места занимает такое важное для человека качество как благородство, которое заключается в богатом духовном мире, высоких нравственных началах сознания личности. Еще одним составляющим благородство качеством, конечно, является сильный дух, уверенность в торжестве добра. Человек со слабым духом и волей не может быть благородным в полном смысле этого слова. Таким образом - благородство - качество, присущее только сильным, прежде, всего с моральной точки зрения людям. Автору реферата, адвокату по профессии, участвуя в судебных процессах, приходится обращаться к судье или председателю суда. Во многих цивилизованных странах принято обращаться к судье "Ваша честь" ("Your Honour"). У нас, к сожалению, такое правило не установлено и мы обращаемся к судье: "Уважаемый председательствующий". Суд мы уважаем формально, по требованию закона, а они, цивилизованные, считают судью не иначе, как самой Честью. Даже при внесудебных обращениях к судьям следует обращаться не иначе, как "Достопочтенный".
Действительное уважение не дается человеку извне, а заслуживается им самим в течение всей его жизни. Как говорят у нас в народе "заслужить уважение очень трудно, а потерять его очень легко".

Низкая культура в поведении, неграмотная речь, открытое пренебрежение правами, достоинством участников процесса, постоянная раздражительность - к сожалению, эти качества, присущие многим нашим судьям. Как-то по долгу службы пришлось столкнуться с произволом, учиненным судьей городского уровня. Суть беспредела заключалась в явно угодническом отношении судьи, единолично рассматривающем дело, расследованное областной прокуратурой и, естественно, находилось под её "контролем", к стороне обвинения. На процессе было полностью доказано несостоятельность обвинения. Несмотря на это судья вынес заведомо незаконный обвинительный приговор, хотя без назначения наказания, связанного с лишением свободы. После суда, уже "не для протокола" я имел короткую беседу с судьей и попытался выяснить, что же ему помешало вынести справедливый приговор. Был ожидаемый в таких случаях ответ: " у меня тоже дети, семья. Кто их будет кормить, если меня уберут?!" Конечно, было бы уместно возразить ему тем, что такое оправдание могут привести также разбойники-грабители. Но вместо этого я спросил: "Вы поступили честно?" Он ответил: "Я честный, но здесь я бессилен", он имел ввиду могущество областного прокурора. В прежние времена человек, считавший себя благородным и честным, в случае бессилия отстоять свою четь, даже лишал себя жизни, не говоря уже об отставке. Такое встречается и в наши дни, но, к сожалению, они у нас встречаются очень редко.

Для человека, которому доверена такая миссия, как вершить судьбы других, необходимы такие человеческие качества как честность, порядочность, мужество, высокое чувство долга и справедливости. Каким способом и путями проверять эти качества - это уже дело специалистов: социологов, психологов и др. Почему бы не проверить кандидата на психологическом полиграфе ("детекторе лжи"), почему не провести проверку по месту работы претендента, почему не узнать мнение его сослуживцев, соседей, махаллинского актива, почему не разместить в СМИ, например в интернете и газетах сведения о претенденте с возможностью высказаться респондентов о личных качествах кандидата в судьи?!

Необходимо также остановиться на источниках, из которых судья черпает познания, которые составляют мировоззрение человека. Разве можно ожидать высокую духовность от юриста, который литературное произведение читал последний раз только по школьной программе , а в театре не был никогда.

К сожалению, на наш взгляд, сегодняшний механизм отбора кадров на судейские должности не предусматривает критерии определения проф.пригодности судей по названным качествам.

За морально-этические качества судьей ответственны не только структуры, занимающиеся отбором кадров, но и общество в целом. На сегодняшний день мы имеем судейский корпус который, в общем соответствует существующим (а не желательным) нормам общественной морали.

Факторы, влияющие на самостоятельность судей.

    Говоря об объективных причинных, или вернее сказать, факторах, существующих независимо от воли судей и препятствующих им выполнять свои задачи, необходимо определить сферы, в которых они (причины) кроятся и таким образом условно разделить их на следующие группы (виды):

1.Правовые;

2.Организационные.

3.Материальные.

    Как мы указали выше, в нашей стране создана прочная правовая база для независимости судов.

Вместе с тем в действующем законодательстве имеются нормы, ограничивающие самостоятельность судов. Конечно, мы не ставим категорично вопрос сиюминутного приведения нормативную базу о судах в полное соответствие с самими развитыми странами. Это было бы абсурдно и глупо, более того, в определенных случаях не отвечающим целям строительства демократического общества, так как система правосудия представляет собой, прежде всего, как результат достижений реформ общественно-политической системы общества в целом и однобокое, отдельно взятое совершенствование судебной системы вне зависимости и соответствии другим институтам развивающегося общества может привести как раз обратным эффектам. Но это не означает, что мы должны игнорировать те правовые проблемы в обеспечении независимости судов, а наоборот, постоянно держать их под взором и подвергать критике до тех пор, пока не настанет время их устранения в соответствии с назревшими требованиями общества.

В первую очередь, это касается норм, устанавливающих иммунитет судей. На первый взгляд, кажется, что иммунитет судьи обеспечен особой процедурой возбуждения уголовного дела, привлечения в деле в качестве обвиняемого, избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также иммунитетом от административной ответственности.

Однако, само наличие права инициирования привлечения к ответственности органом исполнительной власти, каковым является, по нашему мнению прокуратура, создает условие для оказания давления на судей.

Причиной подобного рода является также право прокурора приносить обязательные для рассмотрения протесты на решения судей. На практике отношение судей к протестам прокуроров намного осторожнее, нежели к жалобам стороны обвинения. Это обусловлено, прежде всего, положениями уголовно-процессуального, гражданского процессуального и хозяйственно-процессуального законодательств, которые определяют обязательность удовлетворения протестов прокуроров на решения судов. В отличие от стороны защиты в уголовном процессе, протест прокурора, принесенный в надзорном порядке, обязателен в удовлетворении. Такие неравные для сторон положения законов скорее всего, являются пережитками прошлого и укоренившемся в нашем сознании советского, коммунистического, если хотите, мнения о том, что выводы прокурора всегда являются объективными, так как он не имеет личной заинтересованности и исходит только из интересов государства. При этом почему-то без внимания остаются ведомственные амбиции, ложное чувство "чести мундира", которые с учетом нашего менталитета являются наиболее выраженными. Конечно, было бы идеальным, если дело всегда и везде обстояло именно так. Но к сожалению, действительность заставляет считаться ведомственными амбициями, да и от все растущей в правоохранительных органах коррупции пока еще деваться некуда.

Факторами организационного характера, ограничивающими самостоятельность судей в первую очередь нужно назвать существующую систему подбора и назначения судей. В соответствии с Законом "О судах" (ст.63), Положениями "О Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан", "О квалификационных коллегиях судей", лица, отбираемые в качестве кандидатов на должности судей, подвергаются в основном только бюрократическому изучению. Самый большой недостаток в системе назначения судей - это отсутствие участия общественности в формировании судейского корпуса. Эту проблему можно было бы решить путем вовлечения в процедуру отбора некоторые уже существующие общественные организации (напр.Ассоциацию судей, Общественный фонд "Махалля"), а также созданием новых (например Ассоциацию юристов Республики Узбекистан).    
Также создает серьёзную проблему организационного характера существующая система материально-техническое обеспечения судов. В соответствии со Статья 11. Закона Республики Узбекистан "О судах" Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется специально уполномоченным органом при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Положение о специально уполномоченном органе при Министерстве юстиции Республики Узбекистан утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Специально уполномоченный орган при Министерстве юстиции Республики Узбекистан:
организует работу по материально-техническому и финансовому обеспечению судов общей юрисдикции, созданию надлежащих условий для их деятельности;
организует работу по исполнению судебных решений.

Таким образом, судебная власть всецело зависим от подразделения исполнительной власти. Эту проблему следует решить путем передачи соответствующей службы Минюста непосредственно Верховному суду Республики Узбекистан, как это поставлено в хозяйственных судах.

Материальные. Но опасности, грозящие выработке правильного приговора, могут исходить не только из личных свойств судьи, - они могут лежать вне судьи, влияя пагубным для правосудия образом на спокойствие решения и его независимость от посторонних личных соображений. Приказание, идущее от имущих власть, и возможность удалить судью от его дела или вовсе лишить его привычной деятельности и настойчивые, влиятельные просьбы и внушения способны создать в судье постоянную тревогу за свое положение вообще, опасение последствий своего предстоящего решения и страх по поводу уже состоявшегося. К судье следует предъявлять высокие требования не только в смысле знания и умения, но и в смысле характера, но требовать от него героизма невозможно. Отсюда необходимость оградить его от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости. Отсюда несменяемость судьи, дающая честному, строго исполняющему свои обязанности человеку безупречного поведения возможность спокойно и бестрепетно осуществлять свою судейскую деятельность. Положение, при котором судья может совершенно не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, положение, характеризуемое знаменитыми словами "la Cour rend arrets et pas des services" (Суд выносит приговор, исполняя свой служебный долг), есть одно из лучших ручательств правильности приговоров

Честь или карьера? Профессия или почет?

Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

Эти приобретения человечества куплены слишком дорогою ценою многовековых страданий и заблуждений, чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться. Вместе с тем едва ли скоро человечество придумает форму суда, могущую с прочным успехом заменить суд присяжных, или найдет возможным обходиться без состязательного начала. Поэтому, по всем вероятиям, в будущем предстоит лишь частичное улучшение некоторых отделов уголовного процесса и уточнение техники производства уголовного исследования. Но рядом с этим изощрением техники должно пойти - будем на это надеяться - развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивелировки отдельных индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка.
Задача уголовного суда состоит в исследовании преступного деяния и в справедливом приложении к человеку, признанному виновным, карательного закона. Но суд не механизм и не отвлечение от жизни, а живой и восприимчивый организм, приходящий в самое непосредственное и богатое разнообразными последствиями соприкосновение с явлениями общежития. Он осуществляется судьей в общении с другими сотрудниками или единолично. На различных ступенях уголовного процесса, исследуя преступное дело и связывая с ним личность содеятеля, оценивая его вину и прилагая к ней мерило уголовной кары, наблюдая, чтобы эта оценка была совершаема по правилам, установленным для гарантии как общества, так и подсудимого, судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела. Облекая эту правду в определенные формы, он должен способствовать, в каждом отдельном случае, восстановлению поколебленного правопорядка. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках. Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже касаются они личности и участи человека, чем более важным интересам общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос - в чьи руки отдается приложение этих правил и при каких условиях. Не даром народная житейская мудрость создала поговорку: "не суда бойся, бойся судьи!". Известный французский криминалист Ортолан указывает на то, что честный гражданин еще может не подпасть под действие дурных уголовных законов, но он лишен средств избежать дурного отправления правосудия, при котором самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто.

Современный процесс ставит судью лицом к лицу с живым человеком. Гласность и устность внесли в судебное производство начало непосредсгвенного восприятия материала для суждения. Они расшевелили и разметали по сторонам тот ворох бумаг, докладов, протоколов, проектов, резолюций и т. п., под которым был прежде погребен живой человек, становившийся лишь номером дела. Он встал из-под этого нагромождения письменной работы, стиравшей его личные краски, и предстал перед судьей вместе со своими фактическими обличителями и заступниками - свидетелями.
Отсюда возник новый элемент судейской деятельности - поведение судьи по отношению к людям, с которыми он призван иметь дело. Это поведение не есть простая совокупность поступков, следующих один за другим в порядке времени, - это есть систематический и последовательный ряд деяний, связанных между собою одним и тем же побуждением и одной и той же целью. Иными словами - это есть сознательный образ действий, одинаково применимый ко всем разнообразным случаям судебной и судебно-бытовой жизни, предусмотреть и предустановить которые заранее невозможно. Поэтому положительный закон, говорящий об отправлении уголовного правосудия, не в силах начертать образ действий судьи во всех его проявлениях. Да это и не входит в его задачу. Он может и должен говорить лишь о порядке, внешнем характере и содержании отдельных судебных обрядов и процедур, распоряжений и постановлений. Он намечает служебные обязанности органов правосудия по отношению к исследованию преступления и к соблюдению законных условий, при которых совершается постепенный переход нарушителя общественного правопорядка из заподозренного в обвиняемого, из обвиняемого в подсудимого и из подсудимого в осужденного.

В деятельности судьи, однако, должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний в своем практическом осуществлении неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастной регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и наряду с предписаниями положительного закона руководиться безусловными и вечными требованиями человеческого духа...

Вне всякого сомнения - сегодня твердо стали на эволюционный путь развития, освободившись от античеловеческих учений, засевших, казалось, в нашем сознании навеки. Но на каком именно стадии этого развития находится наше общество фактически - вот самый главный вопрос. Когда изучаешь законы, касающиеся отправления правосудия в нашем независимом государстве, нам кажется, что система судопроизводства шагает в ногу с современной цивилизацией , а то и вовсю идет впереди времени.

Но когда нас - слушателей Центра повышения квалификации юристов преподаватель - бывший судья говоря о независимости судей пугает могуществом силовых структур и учит будущих служителей фемиды "мастерству" ладить с прокурорами, так как судьба какого-то подсудимого по сравнению с карьерой ничто;

или же на конференции, организованном Центром и посвященном обеспечению равноправия сторон обвинения и защиты при судопроизводстве ответственный руководитель Верховного суда хвастает тем, как она выгнала из своего приема адвоката, явившегося к ней с полной копией уголовного дела (когда принят специальный закон, позволяющий это адвокатам);

то кажется, что независимость наших судей соответствует средневековому уровню, и нам еще очень далеко до того времени, когда вершители человеческих судеб будут соответствовать сегодняшним законам.

Ахмедов Шухрат Камалович,
адвокат АФ "HONOUR ATTORNEY", г.Ташкент
    
15.02.2010 года
www.viperson.ru

Док. 620561
Опублик.: 15.02.10
Число обращений: 0

  • Каримов Ислам Абдуганиевич
  • Ахмедов Шухрат Камалович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``