В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Особенности внешней торговли регионов Северного Кавказа. Назад
Особенности внешней торговли регионов Северного Кавказа.
 

Скатерщикова Елена Евгеньевна,
консультант территориального управления администрации Президента РФ.

 

В последние годы субъекты федерации Северо-Кавказского экономического района активно ведут внешнеэкономическую деятельность, совершенствуя формы, сохраняя и наращивая объемы торговли.

На регионы Северного Кавказа, где проживает 12% населения страны, приходится 3,4% товарооборота внешней торговли РФ в 1998 году (табл.1). При этом, импортные операции превышает экспортные в два раза. Импорт для регионов Северного Кавказа составляет 5,5%(2,1 млн. дол.), а экспорт 2,2%(1,5 млн. дол.) от общего объема экспортно-импортных операций страны.

Сальдо торговли - отрицательное у всех регионов Северного Кавказа. Однако отрицательное сальдо торгового баланса со странами СНГ не является валютосоставляющим и отражает ситуацию, когда предприятия области имеют возможность закупать в странах СНГ сырье и комплектующие по цене ниже, чем в странах дальнего зарубежья.

Значительное влияние на внешнюю торговлю Северо-Кавказского экономического района оказывает ограниченное число субъектов РФ, в которых усиливается концентрация экспорта и импорта товаров. Главные торговые потоки приходятся на Ростовскую область (34% всего внешнеторгового оборота Северо-Кавказского экономического района), Краснодарский (31%) и Ставропольский края (9,2%), республику Ингушетия (14%). Это связано с более высоким уровнем социально-экономического развития этих территорий, а также особым экономическим режимом в республике Ингушетия.

В 1998 г. в регионах Северного Кавказа, как и в целом по стране, произошло падение объемов торговли, во многом спровоцированное кризисом 17 августа. В результате усилился процесс разрушения хозяйственно-экономических, кооперационных связей между предприятиями России и стран СНГ, и, наоборот, отмечается чрезмерно быстрый рост объемов внешнеторгового оборота со странами Европы.

Однако темпы снижения товарооборота для территорий Северного Кавказа были несколько меньшими (15%), чем среднероссийские (18%). Во многом это связано с выгодным транспортно-географическим положением Северо-Кавказского экономического района, наличием важных российских портов, сложившимся высоким промышленным потенциалом Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области.

Снижение торговых операций для РФ связано с резким падением товарооборота со странами СНГ (на 27,1%), а также импорта из стран Дальнего Зарубежья. Эта ситуация в еще большей степени оказала влияние на падение объемов торговли регионов Причерноморья. Почти на 40% сократился товарооборот со странами СНГ, традиционно важными партнерами в торговле.

Состояние внешней торговли регионов Северного Кавказа со странами СНГ во многом обусловлено сложившейся материально-производственной базой, сформированной на основе разделения труда и специализации внутри СССР. Главной целью внешнеторговых операций на рынке стран СНГ для регионов РФ остается возможность гарантированного сбыта отечественной продукции, сохранение стран СНГ в качестве надежных источников сырья, ряда комплектующих материалов, а также возможность гарантированной транспортировки российских эскпортно-импортных грузов по их территории.

Внешнеторговый оборот регионов Северного Кавказа со странами СНГ сокращался по следующим причинам: высокой задолженности ряда предприятий Украины, отсутствия гарантий на оплату российского экспорта, из-за недостатков механизма расчетных отношений, а также нехватки конкурентоспособных товаров. Этим объясняется стремление России продвинуть свой экспорт прежде всего в страны дальнего зарубежья. Определенную сдерживающую роль сыграли также принятые российским Правительством меры по ограничению ввоза алкогольной продукции, повышение ввозной пошлины на импорт сахара из Украины, а также ужесточение контроля над бартером

Основная проблема торгово-экономического сотрудничества регионов Причерноморья в торговле со странами СНГ – отсутствие “живых” финансовых средств. Поэтому схемы торговых отношений зачастую предполагаются в форме бартерных операций, что далеко не всегда устраивает одну из сторон сделки и сокращает объемы возможного сотрудничества. При этом нередко в таких ситуациях российская сторона несет бюджетные потери.

На бартерную торговлю регионов Северного Кавказа приходится 5,8% общего товарооборота страны. Доля стран Дальнего Зарубежья составляет 2,3%, а основной поток (7,1%) составляют страны СНГ. Главные регионы по товарообменным операциям: Ростовская область (59% всех бартерных операций Северо-Кавказского региона направляется в Дальнее Зарубежье, 50% - в страны СНГ), Краснодарский край (12,7% и 23,5%) и республика Дагестан (4,8% и 11%).

Основные товарообменные потоки концентрируются практически в тех же регионах: Ростовская область (55,3% всего объема экспортных бартерных операций Северо-Кавказского региона и 49,7% - импортных бартерных операций), Краснодарский край (11% и 27,3%) и республика Дагестан (13,9% и 9,3%).

Анализ товарной структуры торговли

Наибольшее значение в торговой структуре регионов Северо-Кавказского экономического района имеет продукция машиностроения, древесина, продовольствие, продукция черной металлургии, ТЭК и нефтехимического комплекса.

На регионы Северо-Кавказского экономического района приходится 6,3% экспорта и 5,7% импорта машиностроительной продукции страны. Лидирует в торговле машиностроительной продукцией Ростовская область, специализирующаяся на торговле кузнечно-прессовыми машинами, экскаваторами, грузовыми автомобилями, зерноуборочными комбайнами, оборудованием для атомных станций, тяжелых вертолетов (38,9% экспорта регионов Северного Кавказа и 40,9% импорта). Ростовская область ввозит в 2 раза больше машиностроительной продукции, чем экспортирует. Второе место занимает Краснодарский край, который экспортирует 52,3% от всей продукции машиностроения Северо-Кавказского экономического региона и 23,9% импортирует. Далее следуют республика Ингушетия и Ставропольский край. Следует отметить, что у Ставропольского края торговля сбалансирована, а у всех других крупных участников торговли импорт превышает экспорт в два раза.

На регионы Северо-Кавказского экономического района приходится 1% экспорта и 5,4% импорта всей древесины в стране. Наиболее важными торговыми партнерами выступают страны СНГ, 4,6% общего товарооборота древесины (1,7% экспорта всей древесины в страны ближнего зарубежья и 13,9% импорта).

В торговле древесиной и изделий из нее главная роль отводится Краснодарскому краю( 90% всего экспорта и 50% импорта древесины регионов Северо-Кавказского экономического района). Они импортируют древесины в 2 раза больше, чем экспортируют.

Размер торговли продовольствием Северо-Кавказского экономического района составляет 7,2% от общего товарооборота РФ. Важно отметить, что на экспорт регионов Северо-Кавказского региона приходится одна пятая торговли продовольствием в стране, по стоимости импорт превышает экспорт более, чем в 2 раза.

Главные торговые потоки осуществляют Ростовская область, Краснодарский край и республика Ингушетия. Однако, если Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край специализируются на экспорте продовольствия (на экспорт приходится 95%), то импорт продовольствия осуществляют, главным образом, республики Северного Кавказа – Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея. Зависимость в торговле продовольствием от стран дальнего зарубежья выше (84% товарооборота регионов Северного Кавказа продовольствия направляется вне СНГ), чем в среднем по стране (73%).

На экспорт черных металлов приходится 2% товарооборота продукции металлургии страны и 10% импорта. В торговле черными металлами лидирует Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края. Больше всего черных металлов экспортируется Ростовской областью, республикой Северная Осетия. Импорт черных металлов превышает экспорт, продукция поставляется, главным образом, из стран СНГ.

Особое место отводится в торговле продукцией ТЭК Краснодарскому, Ставропольскому краям, Ростовской области, которые в основном экспортируют нефтепродукты.

Критического уровня достигла криминализация внешнеэкономической деятельности в сфере торговли продукцией ТЭК (обстановка в морских портах Азово-Черноморского побережья). При устойчивом росте экспортно-импортного грузооборота, соответствующего увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней не происходит, что оказывает отрицательное влияние на решение острых социально-экономических проблем.

В торговле продукцией нефтехимического комплекса ведущие позиции у Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской области и республики Ингушетия.

Анализ географической структуры торговли регионов Северо-Кавказского экономического района свидетельствует о наличии ряда особенностей.

Значительно более высокая доля в торговле регионов Причерноморья отводится странам СНГ 27,7% (по РФ – 15,4%). По объемам товарооборота со странами Ближнего Зарубежья доминируют: Ростовская область (51% всей торговли Северо-Кавказского экономического района с этими странами), Краснодарский (18%) и Ставропольский (8,7%) края и республика Дагестан (8,8%).

По уровню зависимости от внешнеторговых операций со странами СНГ лидирует Карачаево-Черкесская республика (81% экспорта и 40,6% импорта в 1998 г. направлялись в СНГ, главным образом, на Украину).

Доля экспорта в страны СНГ в два раза выше, чем средние показатели по стране и составляет 29,2% (по РФ – 13,4%). Наиболее выделяются республики: Карачаево-Черкессия (81% экспорта региона в страны СНГ), Кабардино-Балкария (56,9%) и Дагестан (31,7%). Импортная зависимость от стран СНГ наиболее существенна для республики Дагестан (70% всего импорта региона в страны СНГ), Карачаево-Черкессии (40,6%), Ростовской области (37%).

Главные торговые партнеры регионов Северо-Кавказского экономического района из стран СНГ- приграничные республики бывшего СССР, завязанные на межхозяйственные связи: Украина, Азербайджан, Молдавия, Грузия.

Главные партнеры регионов Северо-Кавказского экономического района из стран Дальнего Зарубежья – Германия, Корея, Турция, Италия, КНР, Греция, Израиль.

Анализ внешней торговли регионов Северо-Кавказского экономического района свидетельствует, что несмотря на то, что Россия значительно сократила объемы внешнеторговых операций на рынке стран СНГ, она остается для них важным стратегическим партнером. Для стран СНГ сохраняют свое значение как крупные высокоразвитые промышленные регионы, так и ряд приграничных территорий Северного Кавказа.

Учитывая имевшиеся и сохраняющиеся производственно-кооперационные связи, одинаковый уровень развития национальных экономик (включая одинаковые уровень и качество выпускаемой продукции) и общность задач их реформирования, наличие определенной взаимной зависимости приграничных регионов, страны СНГ являются стратегическими партнерами для России. Поэтому наиболее актуальными направлениями совершенствования внешнеторговых операций на рынке стран СНГ для регионов Северного Кавказа представляется:
- ускорить приведение в соответствие утвержденных странами СНГ законодательных и нормативных актов по регулированию внешней торговли в рамках экономического и таможенного союзов;
- стабилизировать, а в перспективе более активное вовлекать в международное разделение труда на основе модернизации старых и установлении новых торгово-экономических связей;
- решить вопрос о пресечении реэкспорта российских товаров через государства СНГ, что приводит к потере значительных сумм в валюте для федерального и местных бюджетов;
- стимулировать процессы структурной перестройки экспортного сектора производства. Необходимо восстанавливать экономические связи внутри СНГ путем проведения политики “мелких шагов” в области интеграции и производственной кооперации предприятий стран Содружества. Перспективным следует считать увеличение экспорта российских услуг, среди которых: развертывание сети сервисного обслуживания российской машиностроительной продукции; развитие туризма, обучение граждан из СНГ в вузах Северного Кавказа;
- совершенствовать платежно-расчетную систему в отношениях между странами СНГ, свести до минимума бартерные сделки;
- принять меры по взаимному сохранению рынков сбыта продукции за счет заключения долгосрочных двух- и многосторонних соглашений о поставках стратегически важных видов продукции, создания транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;
- осуществить на уровне стран СНГ обмен информацией о действующих субъектах хозяйствования, заинтересованных в налаживании торговых отношений;
- выработать правовую основу и механизм смешанного государственно-коммерческого финансирования совместных инвестиционных проектов;
- усовершенствовать механизм предоставления государственных гарантий и создать государственную систему страхования экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков, образовать совместное экспортно-импортное страховое общество, активизировать проведение политики дальнейшего интегрирования и расширения хозяйственных связей между странами Содружества, имея в виду обратить особое внимание на формирование конкретных механизмов реализации подписанных соглашений. В этих целях более эффективно использовать возможности межправительственных комиссий, более предметно решать проблемы двойного налогообложения во взаимной торговле;
- с учетом накопленного опыта усовершенствовать систему таможенного оформления грузов, поставляемых по договорам и соглашениям со странами СНГ. Унифицировать таможенные режимы в отношениях с государствами, не участвующими в соглашениях о Таможенном союзе;
- оперативное решение накопившихся проблем приграничных территорий: упрощение процедур обмена товаров, производимых на сопредельных территориях; прохождение взаимных платежей, создание равных благоприятных условий ведения хозяйственной и инвестиционной деятельности; упрощение пограничного, таможенной, иммиграционного контроля, использования рабочей силы; проведение согласованной политики по социальной защите населения и охране окружающей среды. Незамедлительного решения требует обустройство границы (создание таможенных постов и переходов), а также разделение прав собственности и определение условий эксплуатации объектов энерго- и водоснабжения, расположенных на приграничных территориях.

Акцент на международное сотрудничество приносит свои дивиденды для руководителей области в предвыборный период, особенно на фоне ухудшающейся экономической ситуации в регионах.

Таблица 1. Итоги внешней торговли регионов Северо-Кавазского экономического района в 1998 г.

Наименование субъектаЭкспортИмпортСальдоТоварооборот
Дальнее зарубежьеСтраны СНГВсегоВ % к итогуДальнее зарубежьеСтраны СНГВсегоВ % к итогуВсегоВсегоСтраны СНГ
Российская Федерация 57809,4892066729,410032235,56823,939059,410027670105788,815743,9
Республика Адыгея (Адыгея)3,20,43,608,1210,10-6,513,72,4
Республика Дагестан31,214,545,70,12251,573,50,2-27,8119,266
Республика Ингушетия42,79,852,50,1428,331,2459,51,2-40751241
Кабардино-Балкарская Республика8,110,718,80983,6101,60,3-82,8120,414,3
Карачаево-Черкесская Республика1,56,47,909,86,716,50-8,624,413,1
Республика Северная Осетия-Алания71,813,885,60,145,310,956,20,129,4141,824,7
Краснодарский край532,432,65650,8464,4104,1568,51,5-3,51133,5136,7
Ставропольский край120,126146,10,2148,139,3187,40,5-41,3333,565,3
Ростовская область435,1133,6568,70,9423,4248,66721,7-103,31240,7382,2
Итого по Северо-Кавказскому экономическому району (тыс. дол.)1246,1247,81493,9 1647,4497,92145,3 -651,43639,2745,7
(доля района в РФ в %)2,22,82,22,25,17,35,55,5-2,43,44,7

 30 ноября 1999 г.

http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar2/skaterschikova.htm



Док. 620532
Перв. публик.: 30.11.99
Последн. ред.: 12.02.10
Число обращений: 0

  • Скатерщикова Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``