В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Учёба для профессионалов Назад
Учёба для профессионалов
В средствах массовой информации уже сообщалось о создании центра повышения квалификации журналистских кадров (ЦПК СМИ) при Байкальском государственном университете экономики и права. Без преувеличения можно сказать, что в жизни журналистского сообщества Прибайкалья это событие весьма значительное.

За Уралом лишь в Томском университете имеется центр повышения квалификации для преподавателей кафедр журналистики. Практическим же журналистам, чтобы повысить квалификацию, нужно ехать в Москву. По нынешним временам очень дорогое удовольствие, особенно для районных СМИ. Теперь центр повышения квалификации работников средств массовой информации и пресс-служб (таково его полное название) начал действовать в Иркутске и выпустил первых слушателей по программе "Теория и практика массовой информации". Рассказать о созданном центре, его программе и планах дальнейшей работы мы попросили проректора БГУЭП по информации и связям с общественностью доктора экономических наук, профессора Михаила РАЧКОВА.

- Михаил Парфирьевич, вы были одним из инициаторов создания центра в вашем вузе. Что побудило вас к такому решению?

- Несколько обстоятельств. Первое - в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе давно существует потребность в повышении квалификации журналистских кадров. Подавляющее большинство журналистов после получения диплома о высшем профессиональном образовании ни разу не проходили переподготовку. Среди журналистов работает немало людей, не имеющих журналистского образования. Есть и такие, у которых нет вообще высшего образования. Особенно тяжёлое положение с кадрами сложилось в районных СМИ.

Второе. В БГУЭП, наверное, в большей степени, чем в других вузах, ведущих подготовку журналистов, сформировались условия, необходимые для успешной работы центра повышения квалификации. Это и мощный факультет журналистики, возглавляемый профессором Валерием Ткачёвым, где работают шесть докторов и восемь кандидатов наук. Это и возможность использовать кадровый потенциал других факультетов и кафедр университета, в частности, факультетов экономики и менеджмента в сфере услуг, логистики и коммерции, кафедр маркетинга, экономической и социальной психологии, финансов, бухгалтерского учёта и аудита. Например, где могут повысить квалификацию бухгалтера СМИ (в чём тоже ощущается острая потребность)? Только у нас. Плюс организационный опыт, накопленный институтом повышения квалификации БГУЭП, структурным подразделением которого является наш центр, кстати сказать, 21-й по счёту. И, наконец, третье. Наше тесное сотрудничество с Иркутской областной организацией Союза журналистов России. Областная организация СЖР связана с массой журналистов, хорошо осведомлена о положении с кадрами в областных и районных СМИ и заинтересована в изменении этого положения в лучшую сторону. Поэтому, когда решался вопрос о назначении директора ЦПК СМИ, мы сделали предложение председателю Иркутской областной организации Союза журналистов России Александру Гимельштейну. Тем более что для него педагогическая работа не внове - он доцент, кандидат наук.

- Расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы предложили первому набору слушателей ЦПК СМИ.

- Программа называется "Теория и практика массовой информации". Она удачно вобрала в себя академизм профессоров и доцентов БГУЭП и практический опыт специалистов ИГТРК, газет "Восточно-Сибирская правда", "СМ Номер Один". В теоретической части программы, рассчитанной на 24 часа, предусмотрены лекции, темы которых говорят сами за себя: "Поле масс-медиа и его законы", "Роль СМИ в формировании исторического самосознания нации", "Позиция интернет-журналистики в медиапространстве", "Идеология и политика рекламного бизнеса", "Особенности защиты интеллектуальных прав в СМИ". Здесь же мастер-класс "Журналистика и бизнес", который блестяще провёл директор ЦПК СМИ Александр Владимирович Гимельштейн.

Практическая часть программы (50 часов) включила в себя две специализации: тележурналистика и печатные СМИ. Ведущие специалисты ИГТРК под руководством директора областного телевидения Леонида Гунина разработали программу "Фабрика новостей на ТВ". Назову темы, которые вызвали особый интерес у слушателей этой специализации: "Текст в телевизионных новостях", "Как снимать телевизионные новости", "Совместная работа журналиста и оператора (до съёмок, на съёмочной площадке, после съёмок)", "Основные правила монтажа телевизионных новостей", "Голос журналиста в кадре и за кадром".

Программа специализации "Печатные СМИ" родилась по инициативе заместителя главного редактора газеты "СМ Номер Один" Евгении Василенко. Содержание программы включает четыре раздела: "Школа внештатников", "Художественное конструирование газеты", "Литературное редактирование", "Маркетинговые коммуникации современных СМИ. Формирование лояльности читательской аудитории". Эта программа специализации также получила высокую оценку слушателей.

- Кто были слушатели первого набора?

- В основном журналисты и работники пресс-служб из таких городов, как Усть-Кут, Усть-Илимск, Братск, Тайшет, Черемхово, Саянск, Ангарск, пос. Чунский. Многие из них благодарили наш центр за "внимание к местным СМИ", ибо иной возможности повысить квалификацию у них просто не было. Мы предложили также обучиться в центре студентам пятого курса факультета журналистики. Трое наших студентов поняли привлекательность этого предложения и выбрали телевизионную специализацию. Вместе с дипломами о высшем профессиональном образовании им будут вручены удостоверения государственного образца о повышении квалификации, которые значительно увеличат их шансы трудоустройства в ведущие телекомпании Иркутска, отдающие предпочтение специализированной подготовке выпускников факультетов журналистики.

- Какие пожелания и замечания слушателей?

- Главное пожелание состояло в том, чтобы работа центра стала круглогодичной. Все слушатели проявили огромный интерес к лекциям по рекламе в СМИ, которые прочёл профессор ИГУ Юрий Зуляр. Был сделан заказ (в полном смысле этого слова) на авторскую программу учёного. Предъявлен спрос и на программу "Экономика и менеджмент в сфере услуг СМИ", которую вполне способна разработать кафедра экономики и сервиса БГУЭП, а преподаватель этой кафедры доцент Дарья Хлебович своими лекциями о маркетинговых стратегиях СМИ фактически презентовала будущую программу. Одно из существенных замечаний касалось того, что для работников пресс-служб нужна отдельная (от чистой журналистики) программа. Мы с этим полностью согласны, и такая программа будет разработана.

- Для того чтобы работа ЦПК СМИ стала круглогодичной, нужна какая-то технология формирования учебных групп...

- Вы правы. Эта технология заключается в том, что центр будет предлагать сразу несколько программ и формировать портфель заявок на них. Как только на ту или иную программу будет подано достаточное количество заявок (не менее 15), будут согласованы время и график занятий учебной группы, максимально учитывающие интересы слушателей и возможности преподавателей. Для нас важно, чтобы началось встречное движение потенциальных заказчиков на услуги ЦПК СМИ, с одной стороны, и разработчиков учебных программ - с другой. Необходимые справки о работе центра можно получить по телефонам (3952) 20-34-88 и (3952) 21-12-20.

10 мая 2007
Беседовал Алексей МИХАЙЛОВ
Ссылка: http://www.vsp.ru/social/2007/05/10/418274

Док. 620406
Перв. публик.: 10.05.07
Последн. ред.: 11.02.10
Число обращений: 0

  • Гимельштейн Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``