Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Адвокат Федор Куприянов: Наша главная цель - сохранить наследие А.Васнецова
Адвокат Федор Куприянов: Наша главная цель - сохранить наследие А.Васнецова
29 января текущего года, в "Пресненский" ОВД обратилась художница Александра Трубачеева, много лет проработавшая в одной мастерской вместе с Андреем Васнецовым.

Она заявила, что неизвестные люди похитили из мастерской более 200 его полотен.
Исчезновение полотен и их последующее обнаружение стало поводом для разгорающегося скандала, в котором фигурировали сотрудники Московского союза художников.

4 февраля в Российской Академии художеств состоялась встреча вдовы Андрея Васнецова - Ирины Ивановны Васнецовой и ее адвокатов с представителями Академии.

В фойе Академии художеств собралось не мало журналистов, пытающихся узнать о чем же говорят за закрытыми дверями. Чуть позже, адвокат вдовы Андрея Васнецова - Ирины Ивановны Васнецовой, к.ю.н., доцент, Федор Алексеевич Куприянов прояснил эту ситуацию.


Корреспондент: Ситуация с мастерской народного художника, основателя т.н. "сурового" стиля Андрея Васнецова, имеет свое продолжение. Мы знаем, что вдове Андрея Владимировича и художнице Трубачеевой, с которой мастер делил мастерскую в последние годы, не разрешили сохранить мастерскую за собой.


Федор Алексеевич Куприянов: Мастерская принадлежит к собственности города Москвы и находится в пользовании у Региональной общественной организации "Московский Союз Художников" (МСХ).

Художники согласно своим внутренним положениям распределяют имеющиеся в пользовании мастерские среди претендентов. По наследству мастерские не передаются. Но имеется обычай не изымать мастерские из владения наследников до истечения 6 месяцев. Для Андрея Васнецова сделали кощунственное исключение. Взломали дверь уже на следующий месяц. Вопрос о правах члена МСХ Трубачeевой на мастерскую мастера - они работали в ней вместе, пока повис в воздухе.

Кор.: Объясните, как случилось, что 29 января были вывезены ценные полотна без ведома наследницы? Почему сломали дверь и фактически похитили картины? Семье пришлось обратиться в уголовный розыск?

Ф.А. Куприянов:
Это действительно крайне важный вопрос, который волнует и вдову мастера Ирину Ивановну и нас - ее адвокатов. МСХ мотивировал это тем, что якобы где-то появились полотна покойного на продажу. И в МСХ, якобы ратуя за сохранение культурных ценностей национального значения, к которым, безусловно, относятся полотна и графика Андрея Владимировича Васнецова, решили их таким образом сохранить.

Впрочем, на мой взгляд, взгляд адвоката ряда художников - Анны Сергеевны Шервинской, семьи Павла Корина, и других, адвоката, длительное время сотрудничающего с Третьяковской галереей, коллеги-художники боролись за сохранность шедевров совершенно варварским способом.

Картины в жестокий мороз вывезли на обычном автомобиле, а необходим спецтранспорт с микроклиматом. Есть предположения, что некоторые полотна, которые из-за ветхости можно было перевозить только в рамах, в отсутствии рам скручивали, и они неизбежно осыпались. Вряд ли недостающие рамы привозили с собой. Чтобы укрепить картину в раме нужно время, а операция проводилась в пожарном порядке. Таким образом, сейчас могут возникнуть утраты. В каком состоянии находятся полотна сейчас, мы не знаем.

Андрей Владимирович был достаточно плодовитым художником, у него было множество картин. Он их активно продавал всю свою жизнь и поэтому после смерти некоторые из владельцев - коллекционеров картин решили сразу же заработать на шумихе и предложили картины к продаже. Известно, что цена картин сразу же после смерти автора увеличивается. Поэтому те картины, что якобы появились в Манеже и у галеристов, скорее всего, принадлежат каким-то частных коллекционерам. Полагаю, что не было никакой необходимости взламывать мастерскую. Но это уже было сделано, и потому в ситуацию вмешался Зураб Константинович Церетели, который повелел своей десницей привести все эти полотна в Академию Художеств, где сейчас они и хранятся.

Кор: Но почему без уведомления вдовы?

Ф.А.Куприянов:
Этот вопрос нужно еще раз задать Московскому союзу художников. Почему так произошло? Сегодня на совещании у З.Церетели внятного ответа мы не получили. Там якобы была целая "комиссия", которая ломилась в дверь мастерской, чтобы "сохранить". В любом случае это - противозаконно. Плюс к этому муссируется точка зрения, что якобы есть чуть ли не "множество" наследников, и вот эти наследники могут сейчас начать делить наследство и чуть ли не растаскивать картины физически.

Этого не случится, потому что наследница первой очереди только одна - Ирина Ивановна Васнецова. Она является супругой и никаких других наследников первой очереди, безусловно, нет. И если кто-то называет себя родственником, пусть таковым себя считает. Он не является наследником первой очереди и к наследованию по закону призван быть не может ни при каких обстоятельствах. Никто из претендентов не имеет и завещания в свою пользу. В дальнейшем наследование будет происходить по родственникам Ирины Ивановны либо по ее воле, по ее завещанию.

Кор: А кто был указан в завещании?

Ф.А.Куприянов: Ирина Ивановна наследует все имущество полностью. Но надо помнить о том, что это еще и культурные ценности. Их оборот регулируется специальными правилами. Они все без исключения имеют музейное значение.

Кор: В чем цель сегодняшней встречи?

Ф.А.Куприянов:
Определить окончательно, где находятся картины, как они описаны, оприходованы. Зураб Константинович подтвердил, что они находятся в запасниках Академии, здесь в этом здании в хранилище на ответственном хранении. Все работы сфотографированы. Вторая цель сегодняшней встречи договориться о возврате этих картин в мастерскую, откуда они были изъяты. Чуть было не сказал - похищены. И эта цель была также достигнута. Зураб Константинович предоставит и транспорт и специальных работников, которые помогут в перевозке этих картин. Эти картины, по крайней мере, так было обещано, возвращаются во владение Ирины Ивановны.

Кор: В ту же самую мастерскую?


Ф.А.Куприянов:
Да, скорее всего, в ту же самую мастерскую. Сейчас мы также беседовали с представителями Президиума Московского Союза Художников, они подтвердили, что предоставят эту мастерскую на то время, которое необходимо для того, чтобы можно было подыскать другую мастерскую. Если же в течение нескольких дней будет подобрана другая мастерская, то тогда работы будут перевезены сразу в нее. Мастерская мастера, по мнению руководителей МСХ, была закреплена только за Андреем Владимировичем и сейчас на нее уже претендуют другие художники. Со слов администрации она уже распределена художнику, который жаждет ее занять.

Кор: Какой-то абсурд получается, приходят, взламывают дверь, перевозят картины сюда. Сейчас Церетели дает указание и вроде бы картины опять возвращаются в ту же мастерскую, значит опять перевозка, погрузка и т.д. А подбором новой мастерской кто будет заниматься?

Ф.А.Куприянов:
Новую мастерскую обязался предоставить Московский союз художников.

Кор: Она будет меньше по размерам?

Ф.А.Куприянов: Трудно сказать. Но наша главная цель - это сохранить наследие мэтра. Перевести эти картины в то место, где вдова и по ее поручению реставраторы, смогут, за ними ухаживать, работать с ними. Станет возможным инвентаризировать их полностью, атрибутировать. Потому что пока был составлен только рукописный акт комиссии МСХ. Так как перевезено примерно 250 полотен, а может быть и больше, вы понимаете, что атрибутировать их очень небыстрое занятие. Надо составить каталог, чтобы это наследие действительно сохранилось, как полагает Ирина Ивановна: "В основном для музеев". Некоторые из полотен требуют срочной реставрации. И были такие, которые находились в процессе реставрации. Не следует забывать, что без мастерской осталась и Трубочева. И сама Ирина Ивановна - скульптор. Только что закончена и переведена из глины в гипс голова ушедшего от нас мастера. Ей тоже нужно где-то работать для творчества возраст не помеха. Вы видели только что Ирину Ивановну вполне бодрой. Она на здоровье серьезно не жалуется. Если кто собрался ее хоронить, то как бы она вас не пережила.

Кор: Скажите, пожалуйста, вот на ваш взгляд, с кем-нибудь из Московского союза художников можно было бы поговорить после встречи? Они станут разговаривать с прессой?

Ф.А.Куприянов:
Достаточно сложный вопрос, потому что администраторы МСХ занимают достаточно агрессивную позицию, но Зураб Константинович гасит тот настрой, который у них есть. И постоянно призывает к тому, чтобы стороны конструктивно решили этот вопрос. Что мы - адвокаты вдовы мастера и пытаемся сделать. Мы готовы к сотрудничеству на любом уровне и в любом формате.

Сейчас мы, полагаю, достигли соглашения о предоставлении на некоторое время старой мастерской, на тот срок, пока МСХ не предложит новой. Понятно, что это пока только обещание, которых дается достаточно много. Теперь посмотрим, как это обещание будет выполняться. Если все наследие Андрея Владимировича Васнецова будет немедленно возвращено, то я считаю, что конфликт во многом будет исчерпан. Кстати, забрали не только полотна самого мэтра, но и его сына Федора Васнецова, талантливого художника, рано ушедшего из жизни.

Кор: Все же Ирина Ивановна в достаточно преклонном возрасте, а как дальше? Этим опять будет распоряжаться МСХ?

Ф.А.Куприянов: Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Далее развивать эту тему, полагаю, неэтичным. Могу только сказать, что со слов Зураба Константиновича решается вопрос о создании музея Андрея Васнецова.

Кор: И для этого также будет искаться помещение, здание?


Ф.А.Куприянов:
Но это лишь проекты. Как вы понимаете, создание музея дело очень сложное, для этого нужно подпись Председателя правительства России. Это я вам говорю отчасти как музейщик.

Кор: Музей Андрея Васнецова или всех Васнецовых?


Ф.А.Куприянов: Это еще не решено. Это только проект. Пока это планы.

Кор: Сколько же продолжались переговоры у "арбитра" Церетели?

Ф.А.Куприянов:
Я к Вам вышел, чтобы по просьбе Ирины Ивановны прекратить инсинуации, уже несколько дней возникающие вокруг этого скандала и предотвратить новые. Особенно Ирина Ивановна просила подчеркнуть, что никаких конкурентов за наследство у нее нет и быть не может, и что она возмущена таким обращением коллег по цеху с памятью мужа и его художественным наследием. Сейчас встреча продолжается. Обсуждаются процедурные вопросы, но, к сожалению, несмотря на нашу просьбу, протокол встречи не ведется и не будет подписан. Главный хранитель Академии художеств сообщила, что картины, в любой момент вдова может вывезти, начиная со вторника. Уж этот вопрос явно решен окончательно. Надеюсь, что это решение, утвержденное Зурабом Константиновичем, не будет саботировано "внизу".

Кор: Нанимали ли МСХ юристов?


Ф.А.Куприянов: В такой организации, конечно, есть штатный юрист. Да, любой юрист может осветить противозаконность действий своих руководителей. Никаких сторонних адвокатов в МСХ, скорее всего, не нанимали. И сегодня, на совещании их не было.

Кор: А руководители Союза Художников были на совещании?

Ф.А.Куприянов: Да, присутствовали Бубнов, Глухов и еще несколько авторитетных в мире живописи мастеров членов академии.

Кор: Картины были вывезены просто кощунственным способом, говорят, что часть красок осыпалась?

Ф.А.Куприянов: Иначе, думаю, и быть не могло. При обратной приемке, мы увидим как там и что, в ближайшие дни. И вам доложим.

Кор: А возможна ли финансовая компенсация за утраты?


Ф.А.Куприянов: Безусловно, возможна. Но это вопрос, требующий экспертной оценки.

Он будет решен только после того, как Ирина Ивановна сможет получить свои картины обратно. Тогда и разберемся. Тем более, что в день возврата картин я предполагаю пригласить экспертов, искусствоведов. Вопрос сохранности мы не упускаем из поля зрения. Для меня, как для адвоката, это достаточно понятная, стандартная процедура. Экспертиза определит, что, например, эти краски шедевра советского искусства осыпались уже давно, а вот это отслоение появилось только что из-за конденсата, возникшего при перевозке картин не на спецтранспорте. Мы адвокаты не забываем, что работаем не с безликой "наследственной массой", а с ценностями, которые достойны Музейного фонда России.

Подготовила: Ольга Гороховская


08.02.2010
www.viperson.ru



viperson.ru
ulduz.su

Док. 620277
Перв. публик.: 08.02.10
Последн. ред.: 05.06.13
Число обращений: 0

  • Церетели Зураб Константинович
  • Васнецов Андрей Владимирович
  • Публицистика
  • Куприянов Федор Алексеевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``