Рябков: шельмование посла Кисляка в США вызывает возмущение в Москве
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Галина Широкалова: Сельская занятость: возможности роста
Галина Широкалова: Сельская занятость: возможности роста
Весной 2005 г. Нижегородским отделением РОС проведено социологическое исследование сельского населения десяти районов Нижегородской области с целью изучения структуры сельской занятости. В качестве социологического инструментария обследования был выбран метод формализованного фокусированного интервью по "Анкете сельского домохозяйства", что позволило выявить внутрисемейные факторы, являющиеся в селе решающими при выборе стратегии и тактики поведения взрослого населения на рынке труда. Кроме того, анкета, включающая вопросы, характеризующие не только занятость респондента, но и членов его семьи, увеличивает объём получаемой информации о структуре занятости в сельской местности. В результате 387 респондентов предоставили информацию о структуре занятости 917 человек.

Наше исследование подтвердило, что социально-экономические процессы, характерные для Нижегородской области в последние годы, по своей направленности совпадают с общероссийскими и в большей степени определяются федеральной, а не региональной политикой. Заработная плата в сельском хозяйстве продолжает оставаться одной из самых низких по отраслям экономики и не обеспечивает роста производства, воспроизводства населения и рабочей силы. Низкий уровень и качество жизни на селе являются основными факторами миграции социально активной части сельского населения в города. На начало 2005 г. лишь 28% населённых пунктов имело более 100 жителей, тогда как в целом по ПФО - 48%, по России - 36%.

По этой причине в период кризиса АПК проблема сохранения сельхозпроизводства перерастает в проблему сохранения сельских населённых пунктов. Потеряв сельское население, Россия не сможет возродить сельское хозяйство, так как проблемы связанные с постарением сельского населения и миграции молодёжи в города имеют место во всех странах мира. Ориентация аграрной политики не только на сельхозпроизводство, но и на сохранение сельских поселений, даст возможность через расширение их социальных функций создать новые рабочие места, повысить уровень и качество жизни сельских жителей, закрепить кадры на селе.

Необходима консолидация усилий Федеральной службы по труду и занятости с заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего с министерствами АПК, труда и социальной защиты, образования, здравоохранения и культуры. Она могла бы реализоваться в следующих направлениях работы:

- создание Банка данных о вакансиях в конкретных населённых пунктах;

- создание Банка данных о профессиональной структуре выпускников образовательных учреждений различных уровней;

- совместная разработка Модельных программ развития сельской местности в соответствии со "Стратегическим планом социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года", принятой 5.03. 2005г.

Решение вопросов эффективной занятости населения невозможно без развития социального партнерства на рынке труда. Для его стимулирования предлагается:

- принимать участие в разработке и реализации трехстороннего соглашения между администрацией, объединением работодателей и профсоюзов в части вопросов развития рынка труда и занятости;

- включить в состав призывных комиссий работников службы занятости в соответствии со статьей 29 п. 1 Федерального закона "О воинской службе" N 53 от 28.03.98 г. в части вопросов альтернативной гражданской службы;

- активизировать работу по оформлению информационных стендов в ОВД и военных комиссариатах о вакансиях в сельской местности;

- принимать участие в программах ГУВД Нижегородской области, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений подростков.

Для увеличения количества и повышения качества информационных услуг населению, проявляющему активность на рынке труда, а также работодателям:

- усилить связи со СМИ, имеющими значительные тиражи в сельской местности;

- систематически проводить ярмарки вакансий и учебных мест, выездных отделов кадров, в том числе для выпускников учебных заведений.

В условиях несбалансированности численности рабочей силы в сельских поселениях и количества рабочих мест одним из направлений деятельности служб занятости должны стать рекрутинговые услуги с целью территориального перераспределения рабочей силы из трудоизбыточных районов в трудонедостаточные, в том числе вахтовым методом с обеспечением регулярной доставки работников к месту работы и проживания.

Работа Центров занятости требует особой квалификации и навыков, поэтому необходимо:

- постоянное повышение квалификации работников, прежде всего ведущих приём граждан, как через информационные программы, так и психологи-ческие тренинги;

- создание базовых Центров занятости по отработке новых технологий, направленных на комплексное решение проблем занятости в муниципальных районах.

Сельская территория представляет собой сложную и единую социально-экономическую систему, поэтому стратегия её развития не может ограничиваться рамками совершенствования инженерной и транспортной инфраструктуры с целью увеличения производства продукции АПК. Было бы целесообразно в соответствии со "Стратегическим планом социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года":

- создать при Министерстве сельского хозяйства Нижегородской области структуру, аналогичную структуре республиканского Министерства, координирующую усилия различных министерств и ведомств по развитию сельских территорий.

Её участие в разработке районных программ позволит обеспечить согласованность действий различных ведомств по стабилизации, а по возможности и развитию социальной сферы села.

Поскольку специфика ситуации в каждом из 4812 населённых пунктов Нижегородской области не может быть учтена на региональном уровне, областная Модельная программа должна носить рамочный характер, а её реализация основываться в значительной части своих направлений на конкурсах и грантах.

Ликвидация коллективных сельхозпредприятий ставит вопрос о выживании сельских поселений особенно остро. В таких населённых пунктах для создания новых рабочих мест для сельской интеллигенции и работников без специального образования необходимо:

- создавать опытно-показательные (демонстрационные) личные подсобные хозяйства со специализацией "аптекарский огород", агротуризм, сельский туризм и т.д.;

- открывать Дома ветеранов на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха с бюджетным и коммерческим финансированием за счёт промышленных предприятий, организаций, выкупающих у ветеранов их квартиры, а также частных лиц;

- открывать кадетские школы, реабилитационные центры для детей из городских неблагополучных семей на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха с бюджетным и коммерческим финансированием;

- создавать спецшколы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения для детей с трудностями социальной адаптации на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха с бюджетным и коммерческим финансированием;

- создавать на базе реабилитационных учреждений ФАП для сельских жителей близлежащих населённых пунктов;

- устраивать зимние и летние "Студенческие десанты" из студентов высших и средних учебных заведений, получающих образование по профессиям бытового профиля.

Для лиц предпенсионного возраста и не имеющих возможности трудоустройства обеспечить выполнение Постановления Правительства РФ о досрочном выводе на пенсию женщин с 53, а мужчин с 58 лет.

Таким образом, приоритетными группами населения, на которые распространяется деятельность Центров занятости, должны быть не только безработные, зарегистрированные в службе занятости, (прежде всего из социальных групп с низким уровнем адаптивности), но и трудоспособные граждане, имеющие работу, но находящиеся под риском ее потери. Это позволит перераспределить те немногие финансовые ресурсы, которыми располагает Федеральная служба по труду и занятости с выплаты пособий по безработице на создание новых или поддержание существующих рабочих мест.


08.02.2010,
www.viperson.ru

Док. 620264
Перв. публик.: 08.02.10
Последн. ред.: 17.02.10
Число обращений: 0

  • Широкалова Галина Сергеевна

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``