В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Стратегия развития российского образования в ХХI-ом веке Назад
Стратегия развития российского образования в ХХI-ом веке
Аннотация

В докладе содержится характеристика проблемной ситуации, рассматриваются причины её возникновения, формулируются цели и направления образовательной стратегии, сделаны предложения, позволяющие улучшить качество общего школьного и высшего профессионального образования в России.


Введение

В научной литературе существует немало предложений по формированию образовательной стратегии, нацеленной на улучшение образовательной деятельности в РФ. Часть предложений была сделана автором на предыдущих конференциях научного цикла ИНИОН РАН "Россия: ключевые проблемы и решения". Стратегия там определялась как искусство и наука достижения желаемых результатов образовательной деятельности. Желаемые результаты - это достижение правильно поставленных целей, среди которых главная - повышение качества образования, и в сочетании с другими факторами, повышение качества жизни всего населения страны.

Актуальность вопросов разработки стратегии вытекает из текущих оценок состояния качества образования. Если судить по всей совокупности имеющихся публикаций, качество образования большинства учащихся и студентов ухудшилось. Каких-либо разъяснений относительно таких оценок и объяснения причин ухудшения образования со стороны Министерства образования и науки РФ нет. Это означает, что это министерство от данной проблемы дистанцировалось, демонстрируя, тем самым, что оно как бы ни в чём не виновато. Большинство вопросов управления, в том числе и социального управления, куда относится сфера образования, стали теперь решаться в узком кругу, без настоящего общественного и экспертного обсуждения. Такая ситуация стала главной причиной фактического провала многих, если не всех, задуманных реформ.

Это, например, неудачные попытки организации 12-летнего образования в школе, вопреки массовым возражениям учителей и родителей (1); введение первого поколения ошибочных образовательных стандартов (2); провал пресловутых "государственных именных финансовых обязательств" (ГИФО). Последние надо было понимать совсем наоборот, как необязательства государства учить молодёжь или как отказ государства от экономических обязательств перед гражданами в сфере образования. В стране по-настоящему не востребована экспертиза, нет устойчивого заинтересованного спроса на экспертов-учёных и экспертные услуги. Если эксперты в сфере образования когда-нибудь и упоминаются, то обычно это делается безлико (3). И это не случайно.


Характеристика проблемной ситуации

Если нация хочет быть невежественной
и одновременно свободной и независимой,
то она хочет того, чего никогда не было и не будет. Томас Джефферсон.


Текущую ситуацию в сфере образования охарактеризовал Президент России Д.А. Медведев. "С передовых позиций мы откатились", - признал он. "Слабость образовательной системы - это угроза конкурентоспособности страны в целом" (4). С этой общей оценкой состояния дел в сфере образования надо согласиться. Более конкретная оценка положения сферы образования затруднительна в связи с тем, что качественная официальная статистика состояния качества образования в России фактически отсутствует.

Глубокие корни пустила коммерциализация высшего образования России. В государственных вузах 54% студентов учатся на платной основе и 46% - за счет бюджета (5), в то время как в Германии за счет бюджета учатся 90% студентов. Противостоят идее введения платного обучения Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция (6) - подлинно социальные государства.

Известный педагог-математик Игорь Шарыгин называл сферу образования последним рубежом обороны, за которым кончается Россия (7) Ситуацию недооценки роли науки и учёных в сфере образования усугубляют усиливающиеся потоки слов о необходимости модернизации, череда принимаемых реформ, концепций, доктрин, решений и постановлений о "дальнейшем развитии" образования. И всё это на фоне реального ухудшения дел в этой сфере.

Общий уровень школьной подготовки стал ниже требуемого в настоящее время. Наиболее заметным оказалось ухудшение знаний по русскому языку (8), литературе (9), математике, физике и химии. В 2008 году число неудовлетворительных оценок по математике составило 23,5%, по литературе - 25,3%, а по русскому языку - 11,2%. Средней отметкой по большинству предметов стала "тройка". Лишь по ряду дисциплин - обществознанию, информатике, английскому и французскому языкам большинство получило "четверку" (10).

В 2009 году Рособрнадзор в целях самосохранения снизил требования к аттестации выпускников школ, после чего статистика ЕГЭ заметно улучшилась. Но качество образования от этого лучше не стало. Оно продолжает ухудшаться (11). Ректор МГУ В.А.Садовничий призывает остановить это снижение, иначе будет падать и уровень университетской подготовки, так как мы не можем перепрыгнуть через барьер незнаний (12).

Примерно треть, а где и половина учащихся, не усваивают в должной мере содержание учебных программ общего среднего образования в школах. Существенно подорвана мотивация учащихся к получению подлинных знаний. Это снижение теперь не компенсируется в должной мере работой учителей; их зарплата уже много лет находится ниже уровня, необходимого для нормальной жизни, трудовой деятельности и профессионального развития. Эта зарплата не идёт ни в какое сравнение с довоенным уровнем в СССР, когда наблюдался настоящий взлёт образования. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов уже давно не привлекает способных молодых людей к работе в российских вузах. Некоторые уехали преподавать в зарубежных вузах. Неутешительны и рейтинги лучших вузов мира. В некоторых из них российских вузов нет вообще.

Фактически разрушенной оказалась система начального и среднего специального профессионального образования. "...Мы её так долго критиковали, - отметил Д.А.Медведев, и когда появилась возможность, мы камня на камне не оставили от этой системы", - сказал Медведев. Он напомнил, что часть ПТУ была закрыта, а часть -перепрофилирована" (13).

Качество выпускаемых школьных учебников, даже по официальному признанию, низкое. Их нельзя пускать в школу. Сравнения с зарубежными учебниками многие из этих учебников не выдерживают. Устарели формы и содержание образования. Классно-урочная форма, утвердившаяся в качестве ведущей в семнадцатом веке, остаётся в России основной и сейчас, в XXI-ом веке. Хотя во многих странах мира больший удельный вес приобретают личностно-ориентированные формы адаптивного образования, новые образовательные технологии, массированное применение в учебном процессе технологичных и эффективных заданий в тестовой форме, проводятся коллоквиумы и множество других творческих форм развития и саморазвития личности.

Не видно конца и технологическому отставанию от США в сфере образования. Анкетирование экспертов показало, что в России, в ближнесрочной перспективе, соотношение чисто очного, полностью через Интернет и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно 54.7% - 13.7% - 31.6% (14). Для сравнения, в США аналогичные данные составляют 20%-20%-60% (15).

Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. "При этом необходимо в полной мере использовать результаты, полученные при реализации Нацпроекта "Образование".


Причины ухудшения народного образования

В предыдущих докладах автора (16) была показана связь образовательной стратегии с образовательной и социальной политикой правительства РФ.

Довольно точный диагноз состояния школы дал бывший министр образования РФ Э.Днепров. Он считает, что у школьного кризиса три источника и три составные части: коллапс школьной экономики, паралич образовательной политики и катастрофическое отставание школьного образования от потребностей современной жизни. Изменился тип образовательной политики, с ее явным административно-бюрократическим характером, с её закрытостью, оторванностью от потребностей жизни, от образовательного общества и социума в целом. Это и стало причиной стагнации самой сферы образования.

Произошла ведомственная приватизация образовательной политики, что обеспечило господство в образовании ведомственных интересов над государственными и общенациональными. Отсюда и бурно набирающий силу ведомственный бюрократический реванш, и ведомственная коррупция на ниве образования - в сфере, например, лицензирования образовательных учреждений, учебного книгоиздания (17).

Действительно, в основе ухудшения качества образования лежит нехватка финансирования образования, вызванная несправедливым перераспределением средств, сверхизбыточным экономическим неравенством между основной массой населения и примерно 5-10 процентами зажиточной части населения страны. В России стремительно увеличивается число миллионеров (18), при этом расходы госбюджета на душу населения оказались в 43 раза меньше, чем в Финляндии, в реальном социальном государстве (19). Недостаточная зарплата школьных учителей и профессоров вузов заметно снизила мотивацию их труда.
Новые образовательные технологии не пришли на смену утомительному труду педагогов. Вследствие этого разрыв в качестве массового образования между странами с хорошим образованием и Россией год от года увеличивался, и продолжает расти сейчас. На фоне усиления ведомственной образовательной политики сильно укрепился бюрократический аппарат, который нередко занимается своевольным самоуправством (20). Такая политика обрекает Россию на вечное отставание.

В высшей и средней школе появились деньги, зарабатываемые на оказании платных образовательных услуг, аренде помещений и территорий. По мнению И. Шарыгина, эти деньги привлекают малограмотных жуликов и проходимцев, которые быстро и надежно вытесняют из системы образования истинных профессионалов, подвижников и бессребреников. А без них образование существовать не может (21).


Единый государственный экзамен (ЕГЭ) ухудшает
качество образования в России

Большие надежды в деле модернизации образования Правительством РФ возлагались на проведение ЕГЭ. Установление ЕГЭ с 2009 г. основной формой государственной (итоговой) аттестации в ГУ ВШЭ оценивают как одно из самых серьезных институциональных изменений на переходе школа-вуз. При этом отмечается, что введение ЕГЭ остаётся предметом дискуссий, прежде всего вследствие несовершенства его механизма, допускающего возможности нарастания коррупционных явлений (22).

Используемые в ЕГЭ показатели оказались некачественными, а потому и получаемая по ним информация оказалась непригодной даже для общей ориентации в вопросах качества образования. Например, по данным, озвученным Олегом Смолиным, уровень знаний русского языка у выпускников школ оказался выше у учащихся национальных республик и автономий, чем в крупных городах. Москва и Санкт-Петербург по этому "показателю" оказались во втором десятке списка. Кто поверит в такую смещённую статистику? Никто. Но тогда какой смысл тратить миллиарды рублей на такие данные? Как объяснить ледяное молчание руководителей Минобрнауки по поводу таких псевдонаучных фактов?

Недавно высокая кремлёвская комиссия объявила, что ЕГЭ эффективен (23). И это при том, что ЕГЭ, по общему мнению, усилил коррупцию, ухудшил качество образования, усилил власть бюрократии в сфере образования, продолжает ломать и примитивизировать школьное образование, подчиняя его логике некачественного контроля. А каков контроль, таково и образование.

В ЕГЭ используются эклектические формы оценивания, когда составляющие интегральной оценки знаний не стыкуются между собой, а их содержание не соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Поэтому в методах ЕГЭ нет объективных тестов и иных компонентов подлинных педагогических измерений (24), в оценках много субъективизма, а подтасовки результатов приобрели массовый характер в угоду ложно понимаемому местному патриотизму. О какой же эффективности ЕГЭ можно при этом говорить (25)?

ЕГЭ создал неравные условия для выпускников, заканчивающих школы на языках народов России. В федеративном государстве пора обратить внимание на этот фактор национального неравенства.

В ряде исследований автора данного доклада было показано, что результаты ЕГЭ необъективны, несправедливы, ненадёжны (26) Они непригодны для научно обоснованного вывода об уровне образованности личности, о качестве работы учителя и образовательного процесса. Получается, что ЕГЭ эффективен, но в отрицательном, разрушительном смысле. Можно и дальше делать вид, что в ЕГЭ проблем нет, но от такого поведения власти дела в сфере образования не улучшатся.

Другая комиссия - Совета Федерации Федерального собрания РФ по изучению и оценке результатов эксперимента по введению ЕГЭ - показала, что существующие на данный момент технологии проведения ЕГЭ не гарантируют исключения манипулирования его результатами. В том числе подтасовки результатов, подмены участников ЕГЭ, приобретения фальшивых сертификатов с высокими баллами и другие нарушения ....".

Этой же комиссией сделан вывод о том, что перевод ЕГЭ в штатный режим функционирования без полномасштабного обсуждения и подведения итогов эксперимента является преждевременным (там же, с.19). ЕГЭ в его нынешнем виде, как однократный контрольный срез знаний, не может служить адекватной и объективной формой оценки качества знаний и достаточным основанием для зачисления в вуз (27).

Министерство образования и науки РФ по поводу этих и других критических материалов опять хранят молчание. Очевидно, такая тактика управления образованием ущербна; она отделяет мир чиновников от мира граждан. Одновременно образовательное ведомство стремится осуществить полный надзор за качеством образования. Но тем самым оно стремится контролировать результаты своей же работы, а это ошибочно и опасно для любого государства. В то время как за рубежом контролем качества образования занимаются многочисленные общественные ассоциации педагогов.


Образовательная стратегия Д.А. Медведева

В своём Послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев отметил: "Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена Правительством. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи, - отметил Президент, - были признаны во всем мире. В России будет подготовлена национальная образовательная стратегия "Наша новая школа", направленная на оптимальное развитие школьного образования" (28).

Стратегия Д.А. Медведева предусматривает решение пяти основных задач:
1. Обновление содержания образования и образовательных стандартов.
2. Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
3. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
4. Превращение школ в центры не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Российская школа не имеет права быть ветхой в прямом и в переносном смысле этого слова. Необходимы новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов.
5. Улучшение здоровья (29).
Для высшей школы стратегией Президента РФ предусмотрены:
- поддержка лидеров, сильных вузов, конкурентоспособных не только в России, но и на международном уровне;
- повышение конкурентоспособности национальной образовательной системы;
- использование достижений высшей школы в реальной экономике.
В самой системе высшего образования России предлагается решение следующих стратегических целей (30):
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;
- совершенствование структуры, содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- формирование системы непрерывного образования;
- совершенствование экономических механизмов в системе образования.
Очевидно, при всей правильности сделанных предложений, представленный список не исчерпывает всех необходимых мер, необходимых для вывода образования из кризисного состояния. А потому есть смысл посмотреть - а что ещё можно предложить для улучшения дел? В этой связи полезно посмотреть на международный опыт.


Образовательная стратегия стран-членов ОЭСР
Стратегия Д.А. Медведева может быть заметно расширена и углублена предложениями стран, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Представители министерств образования стран ОЭСР определили основные вопросы образовательной политики представляемых ими стран на ближайшие 2-3 года. Ими были сформулированы 6 стратегических целей в сфере образования (31):
- Первая стратегическая цель: стимулирование обучения в течение всей жизни и обеспечение его связи с другими направлениями социально-экономической политики.

Главная цель образовательной политики - обеспечение высокого качества обучения в течение жизни (Life-long learning), доступного для всех, способствующего личностному развитию, устойчивому экономическому росту, социальному единству и культурному развитию. Важно не только обеспечение качества образования, но также его доступность и эффективность.

- Вторая стратегическая цель: оценка и совершенствование результатов образования. Здесь нужны качественные методы педагогических измерений. Но вместо таковых в России утвердились в качестве государственных методов т.н. контрольно-измерительные материалы, качество которых в отчётах по ЕГЭ покрыто тайной, а то, что говорится, звучит невнятно и весьма сомнительно.

- Третья стратегическая цель: совершенствование качества преподавания в школе.

- Четвертая стратегическая цель: развитие высшего образования в глобальной экономике.

- Пятая стратегическая цель: обеспечение социального единства через образование.

- Шестая стратегическая цель: обеспечение будущего для образования.


Необходимость изменения форм управления образованием

Вопросы изменения форм управления сферой образования стали актуальными недавно.
Здесь главный вопрос такой: надо ли власти продолжать управлять сферой образования многонационального российского государства из одного центра, или нужна какая-то форма децентрализации?

Традиционно в России считается необходимым централизованное управление. В последнее время эта точка зрения дополнилась идеей усиления вертикали власти и в сфере образования. Эту точку зрения можно было бы обсуждать, если бы вопрос касался образования в унитарном государстве. Но в многонациональном государстве, каковым является РФ, эта точка зрения не имеет позитивной перспективы.

Тем более что главной составляющей, характеризующей современное развитие образования в мире с конца 80-х годов является процесс децентрализации образовательных систем. Рыночная экономика, как отмечается в документе профсоюзов, требует демократического устройства всех уровней государственного управления, так как без этого нельзя создать условия для справедливой рыночной конкуренции. С другой стороны, рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений; она требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни (32).


В этом же документе отмечается, что децентрализация, как проявление демократизации управления образованием, нашла свое проявление и в укреплении автономности образовательных учреждений. Автономность привела к расширению самостоятельности учреждений, учителей и преподавателей в выборе методов и технологий преподавания, что было с удовлетворением воспринято педагогическим корпусом, особенно молодыми учителями, проявляющими больший интерес к участию в изменении содержания образования.

Децентрализованные образовательные системы успешно созданы в Германии, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии и Венгрии. Находятся в процессе децентрализации Франция, Испания, Австрия, Финляндия, Польша, Чехия (33). А в США Федеральному правительству вообще запрещено контролировать образование. В этих вопросах штаты автономны.

Есть отрицательный исторический пример нарушения вузовской автономии в предвоенной Германии, в государстве с очень высоким, тогда, уровнем развития науки и вузовской автономии. Как только государство стало на путь подчинения вузов своей власти, большинство сколько-нибудь заметных физиков-ядерщиков уехало из Германии в США, где с их помощью и была впервые создана атомная бомба. С той поры немецкая физическая наука и вузы этой страны так и не смогли восстановить свой некогда очень высокий потенциал.

От государственного управления лучше перейти к общественно-государственному регулированию развития сферы образования. Хотя такой переход потребует пересмотра почти всей законодательной базы, это нужно сделать для того, чтобы избавить образовательную сферу России от неизбежного бюрократического насилия. Подробнее о целесообразности такого перехода можно прочитать в работе автора этого доклада (34).


Принципы новой стратегии образовательной деятельности

Эффективная стратегия развития образования строится и функционирует на ряде принципов.

Первым можно назвать принцип качественности образования. Это означает ориентацию и стремление всех участников образовательного процесса не только к количественным, но и к качественным показателям. Достижение качества - наиболее трудная часть организации образовательного процесса. Для этого требуются новые школы, новые образовательные технологии, новые учебники, формы и методы образовательной деятельности, переподготовка всех педагогических кадров, адекватное стимулирование качественного педагогического труда, и всё то, о чём упоминалось выше. Вместо навязчивого управления образованием достаточно качественного регулирования этой сферы. Без этого призывы к модернизации останутся словами.

Второй принцип - социальная ориентация образовательной деятельности. Это означает, что образование должно быть доступным каждому гражданину. Существующая практика конкурсного приёма в вузы можно рассматривать как упрощённое решение, вызванное существующей сейчас нехваткой учебных мест по интересующим граждан и требуемым в государстве профессиям. Нужно так изменить вузовский перечень профессий и специальностей, чтобы желания граждан в большей мере совпадали бы с обновлённой структурой приёма.

Что касается стратегии организации школьного образования, то, помимо понятной ориентации на поиск и развитие талантливых детей (см. выше п.2 стратегии Д.А. Медведева), необходимо усилить внимание и ко всем остальным учащимся. Вот что писал немецкий философ-гуманист Пауль Наторп (1854-1924). "Все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики имеют такое право в ещё большей степени, чем дети, одарённые от природы".

Третий принцип образовательной деятельности - системность и комплексность. Это означает, что в постановке образовательной деятельности надо видеть всё множество проблем, их взаимосвязь, использовать не один, а несколько методов воздействия, выбирать такие направления, которые позволяют более эффективно воздействовать на всю совокупность факторов.

Четвёртый принцип - фундаментальность общего среднего и высшего профессионального образования. Этот принцип означает необходимость такого содержания образования, которое создаёт основу для развития личности, возможности для дальнейшего самообразования, овладения знаниями основ изучаемых наук.

Пятый принцип - эффективность образования. Это предполагает такую организацию образовательной деятельности, которая позволяет при меньших затратах средств и времени получать больше знаний.


Новая образовательная стратегия развития образования в РФ

Анализ проблемной ситуации позволяет сделать вывод, что к настоящему модернизационному рывку в сфере образования сейчас не готовы, похоже, ни власть, ни общество. Нужен новый орган руководства образованием, нужны большие деньги, новые кадры. Тем не менее, форсированное инновационное технологичное развитие образования является для России безальтернативным приоритетом. А потому, в дополнение к ранее изложенным предложениям по формированию образовательной стратегии, нужен поиск новых идей улучшения образовательной деятельности.

Пришло время для реализации идеи перехода от обучения всех - к образованию каждого! Это осуществить очень трудно, но необходимо. Для этого надо создавать адаптивные учебно-технологические комплексы, позволяющие каждому учиться своим темпом усвоения учебного материала, развиваться по своей собственной, наиболее подходящей, траектории образования.

Надо активнее, чем это делалось раньше, внедрять в практику т.н. электронное (e-Learning) и мобильное (m-Learning) обучение. Это позволит в полной мере задействовать потенциал новых технологий для образования молодёжи. Но для этого придётся создавать новые учебные центры, которые могли бы создавать новые технологичные учебные формы и методы. Поскольку методическая культура в последние годы стала заметно исчезать из сферы образования, наладить методическую работу требуемого уровня будет непросто. Эту работу полезно дополнить организацией выпуска российской компьютерной техники, дешёвой и качественной.

Полезную роль сыграли бы внедрение добровольных форм текущего и итогового контроля знаний, расширение масштабов применения устных форм контроля в текущем учебном процессе и отмена обязательного некачественного ЕГЭ.

По мнению участников Всероссийской конференции педагогов, Минобрнауки должно быть разделено на Министерство народного просвещения и Министерство науки и инноваций (35). Эта идея нуждается в уточнении. Вместо Министерства просвещения надо иметь Министерство образования, а вместо Министерства науки и инноваций лучше создать Госкомитет по науке и внедрению инноваций, с советами при нём по различным направлениям науки.

Сделать это можно посредством качественного модернизационного рывка, инициированного и выполняемого, координировано, обществом и государством. Такого рывка, который мог бы создать условия для движения к достижению высокого уровня качества образования, необходимого для изменения к лучшему политических, экономических, технологических и социально-психологических условий, для полноценной и достойной жизни населения России.

Для сохранения и развития в России качественного образования на языках народов РФ надо идти ещё дальше - совершить стратегический переход от нынешнего некачественного централизованного управления образованием к системе общественно-государственного децентрализованного регулирования, как наиболее перспективной форме для многонационального населения РФ.

Этот переход к регулированию лучше совершать вместе с:

- увеличением финансирования сферы образования и заметного увеличения зарплат учителей школ и профессорско-преподавательского состава вузов и других учебных заведений, равномерно по всем территориям. Сейчас уровень зарплаты учителя в разных территориях отличается примерно в пять-шесть раз;

- переподготовкой всех учителей по новым актуальным и согласованным с общественностью программам. Сейчас в школах и вузах преподают много лишнего, и одновременно не преподают много нужного. Прав был Сенека: нужное не знаем, потому что выучились ненужному.

- радикальным улучшением образовательной политики и стратегии, снижением бюрократического давления на образовательные учреждения, повышением автономии последних и их заинтересованности в качественном образовании. Но для этого придётся сократить министерские структуры и освободить образовательные учреждения от бесконечного бюрократического насилия.


_________________________________________________________________________________
1. Вадим Аванесов. Двенадцатилетняя школа: PRO & CONTRA //Управление школой, N8, февраль, 1999 г.

2. Вадим Аванесов. Навязанный стандарт. Почему в России стандарт государственный, а в мире - общественный? //Независимая газета, 18 ноября 2005 г. "Образовательные стандарты нужны, но другие". http://testolog.narod.ru/Education37.html

3. Вадим Аванесов. Четыре вопроса к экспертам. http://viperson.ru/wind.php?ID=547818&soch=1

4. Медведев Д.А. В России будет подготовлена национальная образовательная стратегия "Наша новая школа". http://www.rost.ru/print/themes/2008/11/051545_15534.shtml

5. Владимир Спасибо. Недешёвая образованщина. http://viperson.ru/wind.php?ID=618299&soch=1.

6.Там же.

7. Игорь Шарыгин. Новый Мир" 2004, N10 .

8. 100 БАЛЛОВ ЗА ЕГЭ - ЭТО "ЧЕРЕЗ ЧЮР". Первокурсники-отличники журфака МГУ написали первый диктант. http://www.mk.ru/education/publications/378686.html

9. http://nirsi.ru/analitic/materials/Edin_Gos_Ekz.pdf
Режиссер Вадим Абдрашитов удивлен низким уровнем знаний абитуриентов театральных вузов. http://gzt.ru/education/2008/02/22/192714.html

10. ЕГЭ на тройку. http://vz.ru/society/2008/6/17/178233.html

11. Единый государственный экзамен, или "Эта вещь будет посильнее Фауста Гёте". Учительская Газета, N 49, 2000. http://www.ch-lib.ru/tin/education/entrant/unitedexam/page2.shtml

12. В.А. Садовничий пожаловался на уровень школьной подготовки абитуриентов. GZT.RU. http://www.gzt.ru/topnews/education/281103.html

13. Д.А. Медведев призвал возродить ПТУ. http://news.mail.ru/politics/1536781/

14. Аналитический доклад Всемирного банка. Готовность России к информационному обществу. Под ред. С.Б. Шапочника. - М.: ИРИО, 2004.

15. Андреев А.А. Интернет в системе непрерывного образования //Высшее образование в России.N7, 2005. С. 91-94

16. Аванесов В.С. Доклад на V международной научной конференции "Россия: тенденции и перспективы развития". ИНИОН РАН, 9-10 декабря 2004 г.; Образовательная политика социального государства. Доклад на VIII Международной научной конференции "Россия: ключевые проблемы и решения". Москва, ИНИОН РАН, 11-12 декабря 2008 г. http://fenenko.viperson.ru/wind.php?ID=538906&soch=1

17. Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М.: Объединение ЯБЛОКО, Ун-ет РАО, 1999. -64с.

18. http://top.rbc.ru/society/28/06/2007/107705.shtml

19. Егорышев С.В. Участие студентов в исследовании прикладных проблем безопасности социальной системы. С .12-15 // Образование и национальная безопасность России. Проблемы, взаимосвязи, перспективы. Материалы научно-практической конф. Февр.-апрель 2005 г. Ч.1. Уфа, 2005г.

20. Школа бьется за еду. http://gazeta.ru/education/2009/12/03_a_3294222.shtml

21. Игорь Шарыгин. Образование и глобализация . Российское образование в условиях глобализации. Новый Мир, N10, 2004. Подготовка текста и публикация Г. И. Шарыгина.

22. Аналитический доклад по высшему образованию в российской федерации. Под редакцией М.В. Ларионовой и Т.А. Мешковой. Москва, Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007, С.7.

23. Дмитрий Медведев провёл совещание, посвящённое оценке эффективности проведения ЕГЭ. http://state.kremlin.ru/face/6414

24. Там есть задания, внешне похожие на тестовые. Подробнее см. Вадим Аванесов. Являются ли КИМы ЕГЭ методом педагогических измерений? http://viperson.ru/wind.php?ID=563869&soch=1

25. Вадим Аванесов: Спорное решение кремлёвской комиссии по ЕГЭ. http://viperson.ru/wind.php?ID=618286&soch=1

26. Вадим Аванесов: Экзамены прошли, проблемы остались. http://viperson.ru/wind.php?ID=575957&soch=1; Вадим Аванесов: Проблема демаркации педагогических измерений. http://viperson.ru/wind.php?ID=592151&soch=1

27. Итоги деятельности комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. Совет Федерации Федерального собрания РФ. М. 2009. -25 стр. http://www.mironov.ru/info_items/3039.html

28. Послание Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. http://www.polit.ru/dossie/2008/11/05/poslanie.html

29. ttp://www.rost.ru/print/themes/2008/11/051545_15534.shtml

30. Концепция стратегического развития. ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет" на 2009 - 2012 годы. http://v4.udsu.ru/official/project_strategy

31. Стратегические цели, ключевые проблемы и направления образовательной политики (подготовлено Директоратом ОЭСР по образованию для Встречи представителей высшего руководства министерств образования стран ОЭСР и стран, имеющих статус наблюдателя в Комитете ОЭСР по образованию, Копенгаген, 22-23 сентября 2005).

32. Доклад Центрального комитета Профсоюза к международной профсоюзной конференции "Участие Профсоюза в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций" (составлен рабочей группой ЦК Профсоюза по подготовке к конференции). www.profkom.rsu.ru/analit/analit8.doc

33. Там же. С.6.

34. Вадим Аванесов: Приоритетный национальный проект `Образование` как форма перехода к общественно-государственному управлению образовательной сферой. http://viperson.ru/wind.php?ID=443355&soch=1

35. http://www.gazeta.ru/education/2007/10/01_a_2208588.shtml


05.02.2010,
Viperson.ru

Док. 620245
Перв. публик.: 05.02.10
Последн. ред.: 05.04.11
Число обращений: 0

  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``