В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банковская тайна и налоговое администрирование в странах Европы Назад
Банковская тайна и налоговое администрирование в странах Европы
Магические слова "легализация преступных доходов", "финансирование терроризма" сегодня способны снять завесу секретности с самых сокровенных финансовых тайн. За увлеченностью мирового сообщество борьбой с реальными и мнимыми угрозами совершенно незаметно прошли события, серьезно изменившие финансовые рынки: право налоговых органов по получению доступа к банковской информации были расширены. Ряд стран и международных организаций предпринимают попытки навязать другим свое видение проблем в налоговой сфере и способы их решения. Особенно остро это проявляется на европейском континенте. Действия одних европейских государств вынуждают другие страны маневрировать, идти на тактические уступки, чтобы защитить стабильность своих банковских систем.
ЮБИЛЕЙ, О КОТОРОМ НИКТО НЕ ВСПОМНИТ
Через шесть лет финансовый мир мог бы отмечать 300-летний юбилей события, оказавшего самое непосредственное влияние на формирование ценностей свободного общества и Европы в ее нынешнем виде. Но, скорее всего, об этой дате вспомнит только узкий круг историков, а те, кого он в первую очередь касается, постараются о нем забыть поскольку гордиться им нечем: институт банковской тайны сегодня низведен до ироничного суррогата.
В 1713 году Совет кантона Женева принял банковские правила, которые возлагали на банкиров обязанность "вести учет своих клиентов и их сделок". Им, однако, запрещалось предоставлять такую информацию "любому лицу, кроме самого клиента, за исключением явно выраженного согласия со стороны городского совета". Это первый известный документ, который законодательно устанавливал и регулировал институт банковской тайны.
Этот институт появился в ответ на потребности власти, которая сегодня всеми силами стремится его изменить и нивелировать. Прежде главными клиентами швейцарских банкиров были французские короли, которым, как ни странно, тоже было что скрывать. дело в том, что швейцарские банкиры в своей массе - протестанты французского происхождения, вынужденные покинуть Францию после отмены в 1685 году королем Людовиком ХIУ Нантского эдикта, устанавливавшего религиозные свободы для протестантов во Франции. Вместе с тем французские короли постоянно нуждались в наличных деньгах, которые они могли в то время занять только у швейцарских банкиров, но признать факт ведения дел с еретиками было выше их сил. По этой причине они и требовали держать такие сделки в тайне. Бурные события во Франции и в Европе в конце ХУIII - начале ХIХ веков способствовали дальнейшему укреплению института банковской тайны.
Все последующее время, вплоть до конца ХХ века, банковская тайна оставалась надежным барьером против чиновничьего произвола, государственного преследования несогласных и фактором стабильности финансовых систем многих стран. Всякий раз, когда очередной диктатор хотел подчинить своим идеям какую-либо страну или весь мир, он первым делом старался лишить местную элиту денежных средств. Так было в начале 30-х годов ХХ века, когда Гитлер ввел закон о валютном контроле, по которому любой гражданин, имевший капитал за границей, карался смертью. Так было и в 1932 году, когда во многом благодаря существованию банковской тайны французскому леворадикальному правительству не удалось осуществить свои планы "экономических преобразований". Необходимо подчеркнуть, что институт банковской тайны всегда защищал информацию о деятельности частного лица от политических, религиозных и других институтов государства и заставлял их действовать в рамках закона.
Важность и необходимость банковской тайны вынуждены признавать даже те, кто сегодня стоит в первых рядах "борцов" с банковской тайной. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 году в своем докладе, посвященном проблемам банковской тайны и обеспечения доступа к банковской информации для налоговых целей, вынуждена была признать, что "банковская тайна является фундаментальным требованием любой солидной банковской системы. В этой связи попытки различных государств и межгосударственных институтов ликвидировать или существенно ограничить сферу действия института банковской тайны выглядят странно. Причины называются самые разные: начиная от борьбы с терроризмом и заканчивая борьбой с легализацией доходов, полученных преступным путем. При этом умышленно замалчивается, что является причиной, а что - следствием. Сегодня во многих странах получить информацию о банковских операциях клиентов чиновнику зачастую проще, чем владельцу счета.
В действительности ликвидация института банковской тайны стала самоцелью современного государства, поскольку она мешает ему в установлении полного контроля над гражданами. Чем вызвано такое стремление подчинить себе своих граждан - тема для совершенно другой статьи, а мы можем лишь констатировать, что о юбилее стараются забыть.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ
Возможно, кому-то слова о том, что банковская тайна является краеугольным камнем финансовой системы, покажутся слишком пафосными, но история развития финансовых рынков конца ХХ века полностью подтверждает это.
Банковская тайна обеспечивает возможность гражданам свободно распоряжаться своими средствами, выбирая оптимальные условия сбережения и инвестирования. Если государство принимает меры, которые негативно сказываются на финансовой системе и экономике в целом, то отток капиталов в страны с более благоприятными экономическими и правовыми условиями сигнализирует о том, что неэффективные или пагубные меры должны быть отменены. Причем этот сигнал обычно приходит раньше, чем последствия таких мер успевают сказаться на финансовой системе и привести к необратимым последствиям.
Данная тенденция существовала всегда, но эффективность таких сигналов сдерживалась тем, что оперативно перемещать деньги за пределы страны мог только ограниченный круг лиц. Развитие современных (в первую очередь телекоммуникационных) технологий и либерализация финансовых рынков (благодаря появлению в 70-80-х гг. ХХ века офшорных финансовых центров) кардинально изменили ситуацию. Возможность оперативно перемещать финансовые ресурсы появилась не только у крупных предпринимателей, но и у просто состоятельных граждан.
В конце ХХ века тревожные сигналы были проигнорированы правительствами многих экономически развитых стран, что и сказалось на их финансовых системах. Так, в конце 1990-х годов ежегодный прирост капиталов в странах с высоким уровнем налогообложения и жестко регулируемыми финансовыми рынками составлял 8% в год, в то время как в офшорных юрисдикциях он составлял 11%. В те же годы Лондон - один из ведущих финансовых центров мира - смог привлечь только 11% офшорных активов, в то время как бывшие английские владения в Карибском бассейне - 14%, а Люксембург - 18%. По оценкам тех лет, к 2000 году более 1/3 всех крупных состояний должно было сконцентрироваться в финансовых центрах, обеспечивающих надлежащий уровень банковской тайны. В результате даже те страны, где государственный контроль был чрезмерным, вынуждены были пойти на либерализацию своих финансовых рынков и умерить вмешательство в вопросы регулирования экономики, Даже такая бюрократическая организация, как ОЭСР, вынуждена была признать, что "одним из элементов, который питал глобализацию в течение последнего десятилетия, является либерализация финансовых рынков, тенденция, которую поддерживала ОЭСР. Эта либерализация была частью ответа на угрозу финансовым рынкам со стороны офшорных финансовых центров. Был отменен валютный контроль. Отдельные страны организовали рынки, непосредственно конкурирующие с оффшорными финансовыми центрами". Однако далее следует логичный для чиновников вывод: "хотя либерализация финансовых рынков и принесла экономический рост, она также расширила возможности для несоблюдения налогового законодательства". Таким образом, то, что является благом для общества и человека, то есть рост экономики, имеет негативный эффект для государственных чиновников - снижение налоговых поступлений.
Либерализация финансовых рынков это лишь первый шаг, который вынуждены были сделать многие экономически развитые страны с целью вернуть себе утраченные конкурентные преимущества. Второй шаг - снижение налоговой нагрузки (особенно в условиях экономического роста) в силу различных причин не был сделан, хотя это могло обеспечить частичный возврат капиталов. Вместо этого было решено бороться с банковской тайной. Сначала - у себя, а потом - навязать эту политику и другим странам.



Полный текст в прикрепленном файле

Док. 620163
Перв. публик.: 03.02.10
Последн. ред.: 04.02.10
Число обращений: 0

  • Зарипов Ильяс Абдулбярович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``