В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Эрнест Кочетов: Диалогистика: российский интеллектуальный подъем - формы, маршруты, этапы (К вопросу о механизме `работы` парадигмальной связки `геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология`). Часть первая. Назад
Эрнест Кочетов: Диалогистика: российский интеллектуальный подъем - формы, маршруты, этапы (К вопросу о механизме `работы` парадигмальной связки `геоэкономика -> глобалистика -> гуманитарная космология`). Часть первая.
Самое важное в жизни - жизнь!
Светлана Радченко,
врач александрийской выучки
Масштабность выдвигаемых задач
призывает попасть не только в цели,
в которые другие люди попасть не могут,
но и в цели, которых люди пока не видят.
(По Шопенгауэру)

В 2006 году мне посчастливилось не без помощи уральских интеллектуалов Елены Фроловой и Маргариты Кожевниковой опубликовать "Геоэкономический (глобальный) толковый словарь" [1]. Там же на с. 484 - 492 я обозначил контур "диалогистики".

Усилия не остались втуне - откликнулись мои благодарные читатели, более того, проявили заинтересованность издатели ряда СМИ, опубликовав несколько моих "диалогистических" статей [2]. Промелькнувшие четыре года многое прояснили, еще более выпукло обнажили проблему, а самое главное - подвели к необходимости ответить на вопрос: что заставило меня выдвинуть пробудившую интерес идею диалогистики и дать ее теоретический и методологический контур? Для этого были основания! Какие? Об этом моя статья.

* * *

Обозначив для себя (в свое время) сферу научного созерцания - наш мир в его различных ракурсах (измерениях) - я имел счастливую возможность опубликовать свою точку зрения на этот предмет [3]. Затем мне выпала счастливая возможность поделиться своими взглядами на различных мировых интеллектуальных площадках - форумах (России, США, Германии, Греции, Чехии, Финляндии, Китая и др.) и, наконец, мне выпала честь работать в кругу великолепного коллектива интеллектуалов: издателей, редакторов, авторов журнала "Безопасность Евразии" и научного альманаха НАВИГУТ, на страницах которых шла "обкатка" моих соображений.

Грех не воспользоваться всем этим и не попробовать вычислить (предугадать) уже реально проступивший вектор мировых (не страновых, не региональных, а именно - мировых!) фундаментальных пертурбаций.

Интеллектуальный подъём

Начиная с 80-х гг. прошлого столетия, в преддверии смены тысячелетий, в мире стала ощущаться востребованность к подведению итогов пути пройденного, выходу на общие оценки окружающего нас мира.

Современная интеллектуальная мысль в том виде, в котором она проявляла способность к осознанию окружающего нас мира, прошла удивительный путь в своем становлении. В его основе лежит созерцательность окружающего мира, априорность основных базовых акцентов, следование умозрительной логике протекания процессов.

Такая способность постепенно привела к феноменальному состоянию гуманитарной фундаментальной науки - в преддверии событий конца ХХ в. гуманитарная мысль, а с ней фундаментальная наука уснули. Они безмятежно проспали процесс глобализации, безнадежно поздно спохватившись, они спокойно пропустили вызревание огромных межцивилизационных разломов, они не удосужились осознать ценности жизни человека, тем самым благословляя мировые войны и кровавые разборки по любому малейшему поводу. Они задвинули на задворки здравый смысл и рациональность, подменив их галлюцинациями, идеологическими штампами всех мастей, тем самым воспитали гигантскую антропофилософскую толпу праздномыслящих субъектов, живущих с единственной целью и мотивациями - не дать пробиться к поверхности осознания человека его жизнеутверждающих начал, не дать возродиться первозданным моделям и образам, ставящих человеческую жизнь в центр заботы и внимания. Они выстроили систему просвещения как гигантский конвейер воспроизводства однобоких людей-специалистов, которые с маниакальной уверенностью своей значимости в тот кратчайший миг, отпущенный им природой, делают все, чтобы поддерживать и наращивать этот несуразный мир, эту гигантскую колесницу, к которой человек сам себя приковал философскими цепями и теперь силится увернуться от ее бешеного темпа и ритма.

И вот внезапно мир застал гигантский событийный разряд: развал в одночасье Советского Союза и исчезновение с исторической оси огромной империи; уход в небытие с мировой арены мировых интеграционных экономических и военных группировок (СЭВ и ОВД); безоглядный бросок стран бывшего соцлагеря в объятия Запада; серия техногенных катастроф (Чернобыль и др.); уничтожение Торгового центра и налет на военное ведомство (Пентагон) в самом сердце США; нападение на Афганистан, Кувейт, Ирак; неубывающая волна террора, прокатывающаяся по всему миру; взрыв напряженности на Кавказе и Ближнем Востоке; неумолимое продвижение НАТО на восток и набеги этой военной машины по многим азимутам; межцивилизационная напряженность с угрозой глобального столкновения и т. д.

И когда на переломе тысячелетия стали разыгрываться вышеотмеченные события как зловещие предвестники глобальной катастрофы, первая ласточка которой - удар по символам постиндустриального мира в сентябре 2001 г., - гуманитарная мысль вдруг почувствовала гигантский толчок к пробуждению и убедилась, что мир отказывается жить по законам, открытым человеческим разумом. Реальный мир оказался неадекватным нашим представлениям о нем.

1. Становление новых научных взглядов

В связи с этим во весь рост встал ряд вопросов высокого (тысячелетнего) ранга.
Первое. Чем объяснить ситуацию, в которой человечество пропустило ту бифуркационную точку разрыва между гносеологией и онтологией, иным словами, почему наша оптика исказила реальные картины мироздания? Где тот необратимый перекресток, на котором реальность вышла на совершенно новые закономерности своего развития, а науковедение настойчиво продолжает искать причины таких трансформаций в старых декартовских приемах познания мира?

Второе. Почему масштабность событий не совмещена с масштабом и возможностью человеческого разума?

Третье. Можно ли и дальше расписывать гуманитарную сферу бытия с естественнонаучных позиций, когда системный подход, ворвавшись в гуманитарную сферу, буквально разорвал ее на части (отдельные научные направления, дисциплины и т. д.)?

Четвертое. И не в том ли причина того, что человек, очарованный этим мнимым разнообразием сфер осмысление нашего мира, послушно поддался тенденции и стал воспроизводить гигантскую армию специалистов под стать многообразию сфер деятельности и научных дисциплин, выстраивая глухие, практически непроницаемые стены между ними?

Пятое. Не в том ли причина, что гипертрофированный сдвиг в локальное (местное, региональное) привел к всеохватному отчуждению друг от друга людей и выстроенного ими гигантского сонма организационно-функциональных структур?

Мы обозначили только малую часть вопросов, невольно поднимающихся на поверхность нашего сознания, когда мы сталкиваемся с событиями такого уровня и необычайного ранга, разгадать причины появления которых на базе традиционных смыслов, ценностей и мотиваций просто невозможно.

Перед человечеством встал грозный вопрос - как подступиться к поиску ответа на вышеуказанные вопросы?

Таким образом, российская интеллектуальная мысль, осознав ущербность и мизерность накопленного гуманитарного знания о нашем мире, вплотную подошла к грандиозной сфере незнания и с огромным изумлением остановилась перед ее масштабностью и осознанием крохотного пути, пройденного человечеством в этой сфере. "Иное" постучалось в наше сознание, начали открываться горизонты его осмысления: перед нами вырисовывается необходимость организовать масштабную экспедицию в сферу незнания, причем здесь потребуется взять с собой такой научный необычный для традиционного восприятия инструментарий (смысловой, понятийный, категориальный), который способен будет изучать сферу незнания также, как мы с легкостью проходим и созерцаем достигнутое (Основные понятия, предложенные автором статьи, даны в Приложении 1).

На этой волне востребованности стал складываться целый пакет (набор) геонаук как новейших дисциплин гуманитарного знания. К ним относятся: геоэкономика, геологистика, геоинфоматика, геокультура [4], геоэкология, геомаркетинг [5], геоистория и т. п. Эти науки стали отображать процесс единения, целостности, глобальности нашего мира, общности проблем его развития, общности вызовов и угроз. Объединяющим, фундаментальным (базисным) теоретическим и методологическим началом геонаук выступила глобалистика.

Глобалистика, пройдя определенный путь своего развития, вывела фундаментальную гуманитарную науку к новому рубежу и этапу - гуманитарной космологии.
Все это рельефно стало проявляться на различных мировых форумах, конференциях, симпозиумах, круглых столах, встречаться в речах политиков, общественных и государственных деятелей, в декларациях, решениях высокого международного и национального уровня. Приведу только некоторые из них (наиболее представительные за последние годы), в работе которых мне пришлось не только непосредственно участвовать, но и выступать по новациям в области мироведения.

Выделю для себя главные:

2001 год. Германия. Делегация МГУ им. М.В. Ломоносова посетила Штутгартский университет, где под руководством д. э. н. Н.С. Мироненко (Россия) и Роналда Хана (Германия) проведено широкоформатное обсуждение кластерно-сетевых моделей воспроизводственных циклов, и где автор настоящей статьи выступил с докладом по основополагающим категориям (атрибутам) геоэкономики, представляя российскую школу этого нового научного направления.

2003 год. США. Делегация российских ученых по приглашению Учебного командования Министерства сухопутных войск США (Форт Левенуорт, штат Канзас) приняла участие в научной конференции по системологии, которая проходила под эгидой Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации. В состав делегации вошли российские исследователи в области военных наук, геоэкономической стратегии, морской деятельности, системологии.

Конференция проходила в Центре зарубежных исследований и в Университете штата Канзас (г. Лоренс, Отдел российских и восточноевропейских исследований). На обсуждение были представлены с российской и американской стороны по пять докладов. Автор выступил с докладом "Системология геоэкономики". Доклады российской делегации опубликованы в журнале "Безопасность Евразии", 2003, N 4.

Февраль, 2006 г. Москва. Выступления автора на Круглом столе экспертов НПО по вопросам энергетической безопасности, образования и здравоохранения - приоритетам российского председательства на саммите "Большая Восьмерка" в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Основные тезисы выступлений опубликованы в статьях: "Российский геоэкономический ход: энергетика в глобальном измерении" (основополагающие акценты энергетической безопасности)" // Безопасность Евразии, 2006, N 1; "Россия двинулась в геоэкономический поход // http://civilg8.ru/priority/energy/5819.php; Russian`s energy move: energy industry in the global geoeconomic dimension // http://civilg8.ru/priority/energy/1925.php.

Июль, 2006 г. Москва. Выступление на Круглом столе "Профессиональное образование: партнерство и возможности" Международного форума НПО "Гражданская восьмерка-2006" (см.: Начало XXI века: интеллект в поисках нового знания - глобалистика и геоэкономика как научные и образовательные дисциплины // http://civilg8.ru/priority/education/6147.php; Интеллект в поисках нового знания: глобалистика как научная дисциплина начала XXI века // Межрегиональная группа ученых - Институт проблем новой экономики, 2006, N2-3 (9-10).

Май, 2006 г. Чехия. Пражский международный экономический конгресс "Запад-Восток: интеграция и развитие (межрегиональный и отраслевой аспекты)". Конгресс проводился в рамках всемирного форума "Диалог цивилизаций". Организаторы Конгресса - чешские организации "Клуб России", "ЧЕХ ТОП 100" и "Международный конгресс промышленников и предпринимателей" (местопребывание - г. Москва).

Тема моего выступления на конгрессе - "Геоэкономическая (производственно-инвестиционная) модель внешнеэкономических связей и ее энергетическая составляющая".

Июль, 2006 г. Москва, Президент-Отель. Заседание Международного Организационного комитета "Постоянно действующего Форума "Запад-Восток" - программа Международного конгресса промышленников и предпринимателей". На заседании рассмотрен широкий круг вопросов по проблемам действенного сотрудничества, интеграции и развития, вопросы объединения интеллектуальных ресурсов стран, создание системы обмена информацией между деловыми кругами евразийского пространства и совместного поиска новых подходов к проблемам социально-экономических отношений. Выступление автора: "Запад-Восток - деловое поле взаимодействия (геоэкономика как интеллектуальная платформа деловых людей)".

Сентябрь, 2006 г. Греция (о. Родос). Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций". Форум возглавляет Совет сопредседателей, в который входят основатели МОВ Владимир Якунин (ОАО "Российские железные дороги"), Джагдиш Капур ("Капур Сурия Фоундэйшн") и Николас Папаниколау ("Титан Кэпитал Корпорэйшн", Греция-США). Форум "Диалог цивилизация" стал практическим воплощением резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями", принятой 9 ноября 2001 г. по инициативе Президента Исламской Республики Иран Мохаммада Хатами.

Целью проведения родосского Форума-2006 явился конструктивный обмен мнениями и совместное осмысление таких современных проблем мирового развития как социокультурная интеграция цивилизаций, транснациональная миграция, диалог религий в интересах общества, проблемы молодежи и образовательные стандарты, современное состояние Интернет и СМИ.

На Форуме был представлен мой доклад: "Геоэкономическая парадигма (основа высоких геоэкономических технологий по гармонизации мира и новое "поле" для межцивилизационного глобального договора /диалога/)". Опубликован в журнале "Безопасность Евразии", 2006, N 4 и в коллективной монографии (см.: Московско-Шанхайская модель миропорядка XXI века / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Книга и бизнес, 2006).

Ноябрь, 2006 г. Финляндия-Россия. Форум гражданского сотрудничества Европейского Союза и России (г. Лахти и г. Санкт-Петербург). Форум проходил под эгидой председателя общества "Финляндия-Россия", посла Хейкки Талвитие и председателя Совещательного комитета Александровского института при Хельсинском Университете, почетного министра Яакко Илоинеми. В центре внимания Форума - совместное партнерство по выработке идей для будущего сотрудничества, формирование предложений по развитию сотрудничества между НПО, создание условий для контактов между гражданскими объединениями.

Доклад автора на Форуме: "Европейский Союз-Россия: конструктивизм больших идей и прагматизм реальных событий в единой гуманитарной сборке". Доклад опубликован в книге (см.: Московско-Шанхайская модель миропорядка XXI века / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Книга и бизнес, 2006).

Декабрь, 2006 г. Китай. Шанхайский университет финансов и экономики (экономический факультет) пригласил меня посетить Шанхай и Пекин и прочесть несколько лекций по геоэкономике и глобалистике, поучаствовать в научном обсуждении проблем геоэкономического сотрудничества, перспектив развития геоэкономики и глобалистики как новейших дисциплин, внедрения их в образовательный процесс. Следует отметить, что китайские специалисты проявляют большой интерес к мировым школам геоэкономики и глобалистики, особо выделяя при этом российскую школу этого научного направления (см. Приложение 2).

Лекция "Геоэкономическая парадигма (основа высоких геоэкономических технологий по гармонизации мира и новое "поле" для межцивилизационного глобального договора /диалога/)", прочтенная автором 18 декабря 2006 г. для профессорско-преподавательского состава, аспирантов, докторантов и студентов нашла широкий отклик аудитории. Китайская сторона высказала намерение издать ее на китайском языке, с тем чтобы в дальнейшем использовать в качестве учебного пособия. При посещении Национальной библиотеки Китая (г. Пекин) автору был продемонстрирован библиотечный фонд, в котором фигурируют многие российские издания, в том числе ряд моих книг, учебников, статей по геоэкономике и глобалистике.

Здесь я опускаю многочисленные мероприятия, шаги и решения на научно-концептуальном и государственно-доктриальном уровне, проводившиеся в России начиная с 80-х гг. до наших дней, хорошо описанные в нашей научной литературе, зафиксированные в различных решениях форумов, конференций, симпозиумов, круглых столов, совещаний, посланиях Президента РФ и т. д. Все это отображено на страницах журналов "Безопасность Евразии", НАВИГУТ и др. за 1999-2007 гг.
Укажу только на одно примечательное событие: в 2004 году (декабрь) в России учреждена "Общественная Академия наук геоэкономики и глобалистики", которая объединяет специалистов, ведущих исследования в области геонаук, глобалистики, гуманитарной космологии и создание которой подтвердило наличие в России самостоятельной школы нового гуманитарного знания - геоэкономики, глобалистики, гуманитарной космологии. Устав Академии опубликован в журнале "Безопасность Евразии", 2005, N 2.

Итак, наметилась тенденция к интеллектуальному подъему. Мне представляется, что центральной, срединной частью интеллектуального подъема все-таки должен выступить новый проект исторического масштаба - "Большой проект" - с такой гигантской напряженностью интеллектуальной мысли, которой человечество еще не знало с момента грандиозных переломов в судьбах человечества, такого уровня, как досократовский всплеск жизнеутверждающих идей (эллинская заря человечества), уровень европейского Высокого Ренессанса (Возрождения), китайский Ренессанс времен императора Чжу Ди (XV в.). Все другие проекты такого масштаба как формирование капитализма и выход из него, формирование социализма и способы выхода из него, революционные перевороты любого масштаба, мировые войны и их последствия ни по масштабу, ни по значимости, ни по жизнеутверждающей силе ни на миллиметр не приближаются к сопоставлению с вышеотмеченными парадигмальными переворотами.

Все инициативы нашего мира уже в течение пятисот лет с момента удушения европейского Высокого Ренессанса дышат, по крайней мере, столетней стратегической конъюнктурой. Требуется проект высочайшего тысячелетнего ранга и такой проект реально стучится в дверь нашего мира. Инициатором его реально может выступить российская интеллектуальная мысль. Такой проект на столетия вперед закладывает не только мировоззренческие новые основы, но открывает засыпанные временем первозданные модели цивилизационного бытия.

В России имеются все условия, чтобы приступить к проектированию и осуществлению такого парадигмального переворота. Имя ему - мироздание нового Ренессанса, возводимого новыми людьми.

Но прежде чем обозначить общий контур мироздания нового Ренессанса, следует прояснить одну проблему тысячелетнего ранга, а именно - высокую гуманитарную технологию (теорию и методологию) расставания со старым миром, "выхода" из него.
Остановимся на этом сюжете.

2. К вопросу о теории "выхода" из формационных моделей мирообустройства

Интеллектуальный подъем сопровождается теоретическими и методологическими новациями.

Для начала некоторый исторический ракурс. Интеллектуальная мысль пробудила в себе удивительную способность - способность к проектному творчеству. Это случилось на закате Высокого Европейского Возрождения (Ренессанса). В ХVI веке человечеству была предложена для реализации модель капитализма. При всей ее динамике и эффективности К.Маркс развенчал эту модель, пустив "в голову капитализма снаряд, от которого он уже не мог оправиться". Чудовищные жертвы Первой мировой войны приставили "к капитализму" гигантский вопрос - вопрос его преодоления как "выход из капитализма". Что предложила интеллектуальная мысль для решения этой проблемы? Здесь можно провести несколько сюжетных линий, в той или иной степени полнотой отображающих направленность снятия проблемы. Но наиболее рельефно по этому поводу высказался известный аналитик, общественный и государственный деятель, президент Международного Союза экономистов Г.Х. Попов: "Человечеству были предложены и были реализованы на практике три модели устройства мира, преодолевающие капитализм.
Во-первых, ленинская модель интернационального социализма - перехода всех стран мира к социализму.

Во-вторых, национал-социалистическая модель Гитлера и Муссолини. В ней достойными социализма признавались только некоторые страны, отобранные по расовому признаку.
В-третьих, модель "Нового курса" Рузвельта, модель постиндустриального строя.
И интернациональный социализм, и национальный социализм связывали свое будущее с мировой войной и победой в ней. Вторая мировая война завершилась тотальным поражением национал-социализма. Но победа потребовала объединения всех антифашистских сил и тем самым позволила интернациональному социализму не только сохраниться, но и осуществить экспансию и в Европе и в Азии.

И внутренняя логика развития стран Запада и давление социалистического лагеря завершили формирование постиндустриального строя в развитых странах....
Постиндустриальные страны демонстрировали все большие экономические и социальные успехи. Напротив, страны социалистического толка быстро исчерпали все резервы этого строя и обострили его противоречия.

Развернулся кризис государственного социализма. Вывоз в страны Запада сырья, прежде всего энергетического, и ввоз из них продовольствия, заимствование /.../ у них научно-технических достижений растянули этот кризис, но не могли его преодолеть. Стало очевидно, что и страны социалистического мира тоже должны перейти к постиндустриальному строю и тем самым выйти из социализма" [6].
Конечно, в этом суждении не все однозначно, в частности, не учтен сегодняшний всплеск левых движений в странах Латинской Америки. Но меня озадачило другое. Автор высказал своеобразное отношение к постиндустриальному обществу, во-первых, представив его как альтернативу для "выхода" из капитализма, а во-вторых, представив его по большому счету бесконфликтным и априори призванным гармонизировать всю мировую ситуацию. Но мне представляется, что это далеко не так. И вот почему.

Только один знаковый момент сокрушает идеалистический настрой отцов постиндустриальной модели Д. Белла, З. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и др. Речь идет об ударе по символам постиндустриализма в сентябре 2001 года как зловещем предвестнике глобальной катастрофы. Это одна сторона проблемы. Вторая сторона проблемы, призывающая трезво посмотреть на постиндустриализм как формационную модель, служит интересное высказывание В.И. Максименко о том, что "постиндустриализм является только идеологической ширмой капитализма", которая заслонила от прямого взгляда все сохранившиеся и более того, получившие небывало изощренную форму, атрибуты капитализма. Центральные из них и непреодолимые - вопрос собственности, эксплуатации и несправедливого распределения. А посему постиндустриализм - это не "выход" из капитализма, как утверждает Г.Х.Попов, а только смена его окраски.

Постиндустриализм не смог не только скрыть эти фундаментальные основания капиталистического общества, но и более того, придал им удивительно тонкие и скорее всего косвенные формы. Действительно, человек, попавший в постиндустриальное (информационное) общество, чувствует себя абсолютно свободным, не замечая гигантской глубоко спрятанной от мира сети зависимости на всех абсолютно уровнях своего бытия, человек попал в новый вид несвободы - сетевой несвободы.

Таким образом, постиндустриализм есть капитализм в глобальной (геоэкономической) сетевой оболочке. Сама постиндустриальная оболочка - позитивная. Она несет в себе гигантский потенциал расцвета нашего мира, возможности для перелива самых передовых методов и способов организации бытия в любую точку мира. Но проблема в другом: мир вступил в новую фазу своего развития - он наращивает в небывалых темпах и масштабах оболочку (постиндустриализм), оставляя в неизменном виде его капиталистическую сердцевину (содержание). В этом - гигантское противоречие, источник глобальной неустойчивости. И какие бы попытки апологеты "устойчивого развития" не предпринимали, мир будет оставаться в состоянии постоянных взрывных ситуаций, пока не "выхолостит" постиндустриализм.

Но это только внешнее проявление зыбкости фундаментальных оснований постиндустриального общества. Значительно опаснее другой момент. Впервые в мировой истории, капитализм в обертке постиндустриализма заявил о себе как цивилизационная парадигма, тем самым выведя техногенность на самый высочайший пьедестал бытия, сформировал свой класс ценностей, смыслов и мотиваций. Уже это одно бросило вызов буквально всем цивилизационным моделям, которые до сих пор превалировали в нашем мире [7]. Дело в том, что постиндустриализм так или иначе задел ту или иную цивилизацию и бросил ей вызов.

Этот вызов первым прочувствовал С. Хантингтон и предупредил наш мир в удивительной работе "Столкновение цивилизаций". Но он не учел одного. Он свел все к этнонациональным и культурологическим основаниям. На самом деле затрагивается не только эта частная сфера. Удар наносится по корневым жизнеутверждающим основам любой цивилизации: техногенность распростилась с категорией "жизнь", объявила борьбу с самим человеком. По сути дела, он вычеркнут из его поля, он встроен определенным звеном в техногенную колесницу. Но противоречиями вышеотмеченное на уровне антропофилософском далеко не ограничивается. Вызовы и угрозы динамично развивающегося постиндустриального мира проявляются в более широком масштабе и спектре.

Лучшие умы мирового масштаба, формирующие "западный интеллектуальный климат", кто вольно, а кто и невольно прекрасно ощущают это "генное" противоречие мировой техногенной (постиндустриальной) модели развития. Пробегитесь по страницам работ выдающихся интеллектуалов [8] (П. Дракера, Э. Гидденса, Ф. Фукуямы, Ч. Хенди, Л. Туроу, Дж. Гэлбрейта, Р. Инглегарта, М. Кастельса, А. Этциони, Т. Сакайи, Т. Стюарта, П. Пильцера, Л. Эдвинсона и М. Мэлоуна, О. Тоффлера, А. Турена, Р. Райха, С. Хантингтона, А. Гора, Донелла Мидоуза, Дениса Мидоуза, И. Рандерса, Эрнеста фон Вайцзеккера и др.) и Вы увидите массу гигантских вопросов, "прислоненных" ими к постиндустриализму, вопросов, снятие которых невозможно без разрушения техногенной цивилизации.

"Большой проект" - выход к мирозданию нового Ренессанса - призван снять эту проблему: наращивая постиндустриальную оболочку (экономическую, воспроизводственную, финансовую, культурологическую и т. п. всеобщность), он "вмонтирует" в нее новую формационную модель. В качестве последней наиболее приемлемой, на мой взгляд, может служить этноэкономическая система воспроизводства качества жизни. Выветрить из постиндустриализма капитализм - грандиозная задача!
Мне сдается, что движение в этом направлении уже имеет место в нашем мире. Возьмите Китай: там идет гигантский исторический эксперимент - спешное наращивание постиндустриальной оболочки, но с сохранением "иной" чем капитализм сердцевиной. Здесь мы смело можем говорить о специфической китайской модели постиндустриализма. Безусловно, оболочка будет воздействовать на сердцевину модели, и в какую сторону качнется маятник истории - вопрос времени.

Но мир переживает большее, нежели "выход" из капитализма. Рассмотрение постиндустриального ландшафта приводит к кардинальной мысли - четко и ясно обозначился выход не из каких-либо вышеотмеченных формационных моделей (капитализм, социализм, национал-социализм, постиндустриальный капитализм), а о более широкоформатном выходе в целом из нашего мироздания, которое дает нам громогласное и недвусмысленное предупреждение о зыбкости и непрочности его фундаментальных оснований.

Иными словами, речь идет не только о выходе из постиндустриализма (как первый этап), а в более широком плане - о смене общих парадигмальных установок и взглядов на наш современный мир и его общественный уклад. Вот почему российская интеллектуальная мысль, осознав и впервые почувствовав эти процессы и связанные с ними новации, приступила к разработке новейшего проекта гигантского исторического масштаба и важности, обозначив его как "выход" из старого мира, как выход к мирозданию Нового Ренессанса. При этом, мы оставляем досужие рассуждения о развитии, трансформации, становлении, а уж тем паче совершенствовании, придании динамики и другую лексическую казуистику, которой идеологи и апологеты всех мастей делают беспрестанные попытки сохранить обветшавшее мироздание. Проблема комплексная. Уход в "духовную" сферу, в поиск идентичности и т. д., в "улучшения" нашего мира - бесполезное занятие. Попытки вырваться из "материального мира" в "духовность" не приводят ни к чему новому, ибо духовная сфера и материальная жизнь насыщены одним и тем же - их объединяет общая цивилизационная окраска, вместе они выступают как единая модель. Нужно знать границы этой модели. Выход за эти границы - и мы попадаем в новую модель, в новый "материальный мир" и адекватную ему новую "духовность".

***

Таким образом, чтобы выйти на дорогу к новому мирозданию, мирозданию нового Ренессанса, нужно свернуть с других дорог, т. е. выйти из старых маршрутов и направлений "развития", а их было несколько: капитализм, социализм, национал-социализм, постиндустриальный капитализм и др.

И здесь радикальный поворот - другая сторона реализации нового проекта - необходимы новые люди - люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а потому редкие, даже среди свободных, люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их ощупыванию, а значит близкие к их сущностям; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы сорганизовать и обустроить наш мир - мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

Они оснащены новым инструментом. Мне представляется, что таким инструментом могут выступить новые отрасли знания и, в частности, парадигмальная связка "Геоэкономика - глобалистика - гуманитарсная космология", в качестве нового "философского скальпеля", с помощью которого будет вырезан контур нового мироздания. Но проблема не только в инструменте и практике работы с ним. Речь идет о новых людях, которым можно доверить этот инструмент. Мир в ожидании появления этой новой когорты.

3. "Большой проект"

Теперь встает вопрос о дороге к мирозданию нового Ренессанса и о тех новых людях, которые пройдут этот путь, преодолевая неимоверно чудовищные трудности и преграды на этом пути.

Дорога к мирозданию нового Ренессанса [9]

Прежде чем описать новый масштабный проект, необходимо четко осознать прогоны на пути к мирозданию нового Ренессанса, с тем, чтобы осознанно представлять себе ясные и четкие этапы приближения к нему. Но и этого мало. Необходима новейшая форма (экипировка) смелых первопроходцев в гуманитарной сфере, но и конечно, немаловажно представлять себе маршруты осознания этой идеи. Остановимся на этом подробнее.

Этапы. Уместно предположить, что основополагающими этапами на начальном пути к мирозданию нового Ренессанса могут выступить три гуманитарных прогона.

Первый. Геоэкономическая трансформация нашего мира как возвращение к рациональности, реальности, как реальное отображение глобального мира, впитавшего в себя внесистемные его компоненты, ранее выстроивших себе неприступные умозрительные крепости - этнонациональные, этикоморальные, культурологические, цивилизационные и т. д. Геоэкономика свинчивает их в единую синтетическую форму, на вершине которой жизнь и воспроизводство ее качества. Этот прогон российская гуманитарная сфера достаточно мощно проработана и он уже реально звучит в фундаментальных анналах гуманитарной сферы.

Второй. Но ведь геоэкономика есть реальный носитель глобального процесса и его представительный референт. Именно через призму геоэкономики мы можем реально (не умозрительно как упражняются толпы альтерглобалистов и антиглобалистов) ощутить слиянность процессов нашего мироощущения. Именно геоэкономика воспроизводит все радости нашего мира и в то же время создает почву, на которой паразитируют неописуемо разросшиеся толпы выдумщиков и гуманитарных клеветников на глобальный мир, но не стесняющихся пользоваться его плодами.

Таким образом, именно геоэкономика открыла путь в удивительно гармоничную сферу - глобалистику, тем самым открыла шлагбаум для следующего прогона на пути к мирозданию нового Ренессанса.

Глобалистика смело обосновала истоки единства нашего мира. С ее помощью теперь мы обозреваем мир с такой высокой теоретической и методологической точки обзора, которая дает нам возможность осознавать общий мировой ландшафт, вплетая в него различные потоки, которые ранее (до глобалистических способов осознания) описывались в отрыве от синергетического состояния нашего мира. И вот здесь-то глобалистика впервые подвергла грандиозному сомнению системный подход и более того диалектику, дитем которой он является. Только теперь мы осознали, что мир синкретичен и живет по синергетическим законам, что процессы нелинейной динамики предопределяют весь ход глобальных процессов.

Третий. Но заслуга глобалистики не только в этом. Она дает нам повод к более фундаментальной оценке нашего мира - глобалистика выступила как платформа, как начало (как новый шлагбаум в нашей "дорожной" терминологии), к новому броску новых идей, - в сторону нового Ренессанса. Глобалистика проломила окно в сферу незнания - открылся потрясающе красивый новый мир - гуманитарный космос. Для его описания не преминула зародиться новейшая дисциплина - гуманитарная космология, тем самым реально обозначив следующий прогон на дороге к новому мирозданию.

Приложение 1

Основные понятия [10]

Гуманитарная космология - отрасль гуманитарного знания, наука 1) о ценности человека и жизни, новых её общественных формах организации; 2) о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира человека и способах его отображения; 3) о выходе на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием; 4) о выходе гуманитарных геопространств (геоэкономики, геостратегии, геополитики, геокультуры, геоинформатики и др.) за глобальные рамки и технологии оперирования как их синтеза в этом новом пространственном измерении; 5) об осознании вопросов тысячелетнего ранга и поиске ответов на них; 6) о фундаментальных основах доктрины человека как гуманитарного манифеста.

Диалогистика (Dialogistics) - новая отрасль гуманитарного знания, наука о базовых теоретических и методологических основах взаимного и согласованного миропонимания в условиях глобальных трансформаций; о выходе на новые горизонты межцивилизационного диалога как фундаментального начала гармонизации нашего мира; о высоких гуманитарных технологиях снятия напряженности и придания глобальной цивилизационной устойчивости; теоретические основы мониторинга цивилизационной устойчивости и новые принципы принятия решений по глобальным проблемам современности.

Космологический гуманитарный тысячелетний перелом - выход на новое парадигмальное осознание нашего мира, осознание, способное поставить вопросы высшего (тысячелетнего) ранга и находить ответы на них, способное к выходу на новые горизонты мирообустройства; преддверие Нового Ренессанса.

Космологический пьедестал жизненных начал мирообустройства - современное мироустройство - наша действительность, проясненная глобалистикой; космологическая стартовая площадка для путешествия гения жизни к опорам мироздания.

"Крыша" мироздания нового Ренессанса - по смыслу аналог общепринятому "Памир - крыша мира" - высочайший уровень гуманитарного космологического осмысления мира, уровень с которого открываются далеко обозримые горизонты бытия как гигантская круговая панорама, постоянное прочтение и сличение с которой обеспечивает внесение надежных корректив в "эксплуатацию" мироздания нового Ренессанса, поддержание его в безопасном состоянии. Как и фундаментальные "опоры" мироздания выступает главенствующим блоком, от состояния которого зависят все параметры мироздания нового Ренессанса. Если "крыша поехала" из-за искаженной оптики человека, а фундаментальные опоры подмыты из-за его техногенной неуемности, то мироздание уже ничего не спасает, - опять гений жизни соберется в поход к глубинам мироздания и все повторится вновь.

Межэтажное (межстраничное) столкновение - вызревание конфликта между неовестфальской системой членения нашего мира (политическая "страница" геоэкономического атласа мира), выстраиваемой по принципу механического раскалывания государств на волне невроза суверенизации, и наднациональной воспроизводственной системой членения (разграничения) нашего мира на базе объемно-сетевых принципов его построения (трансграничные "страницы" геоэкономического атласа мира); схватка сил быстрого геоэкономического реагирования, выстраиваемых на трансграничном принципе, с национальными армиями.
Мир космологических практик - совокупность гносеологических приемов, тяготеющих неопосредовано к деятельности разума (сознания) как прибавление к общепринятой деятельности в сфере материального мира. Тогда масштаб понятия "практика" значительно расширяется и может вмещать в себя "практики" широкого диапазона и спектра.

Мироздание - образное отображение окружающего нас мира в единстве гуманитарного и естественного знания и по своему ассоциативному восприятию подобное строительному сооружению (здание, дом, дворец, жилье и т. п.), возведенному человеком, а потому удобное для его жизни. В нашем случае выступает в форме мировой гуманитарной "конструкции", сложившейся как космологический образ.

Мироздание нового Ренессанса - новый мир как совокупность всех его взаимоувязанных и взаимосогласованных сфер человеческого бытия, конструкция которого несет в себе совершенно новую архитектонику: философскую, онтологическую, гносеологическую, праксиологическую и т. д. Мироздание нового Ренессанса вбирает в себя самые светлые, самые пригодные для жизни элементы, когда либо существовавшие в истории и дополненные новейшими общественными формами, мотивациями, интересами, стимулами, целями и смыслами.

Новые люди - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие, даже среди "свободных"; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания нашего мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир - мироздание Нового Ренессанса, тем самым обеспечить "бытие", достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

"Обитатели" мироздания нового Ренессанса - "новые люди" с их ценностями, мотивациями, интересами, векторами и смыслами ренессансных устремлений; люди, побывавшие у опор мироздания и вернувшиеся на поверхность бытия, приобретшие новую оптику и точку зрения на вещи, обретшие способность к универсальному знанию и к новейшей науковедческой рефлексии.

Общий "каркас" мироздания нового ренессанса - система основополагающих узловых категорий (понятий), выстроенных в особой взаимосвязанной и взаимообусловленной логике, позволяющей в силу ее фундаментальной обоснованности придать всему мирозданию устойчивость в противодействии традиционным техногенным смыслам, целям, и обеспечивающей удержание общей ренессансной среды в оболочке нового мироздания. С точки зрения гносеологии "каркас" есть объемно-сетевой метод мышления, мир как геологистическая книга, в которой объемно-сетевая мировая экономика - геоэкономика, преобразуется новейшей цивилизационной моделью и выступает в качестве несущей конструкции.

"Окна" мироздания нового Ренессанса -гносеологические рамки, открытая методологическая оптика которых раскрывает суть различных аспектов и измерений мира. Сами окна мироздания несут в себе особое свойство и содержательный характер: форма (конфигурация) этих окон - суть объемно-пространственные агрегированные индикаторы, предопределяющие содержание и возможности окон. Эти индикаторы являются обобщающими измерителями каждого окна. Речь идет о взаимосвязном отображении (гомоморфизме). Через эти "окна мироздания" совершенно по-новому преломляются события рубежа XXI в. - феноменальные мировые подвижки, которые затронули практически все сферы мирового пространства
Панорама-эскиз мироздания нового Ренессанса - представление об общих контурах (абрисе) мироздания Нового Ренессанса и высоких гуманитарных технологиях его компоновки на базе основополагающих гуманитарных блоков и новейших фундаментальных начал (оснований).

Предварительный абрис (контур) мироздания нового Ренессанса - результат поиска прообразов (кальки, нового жизненного "холста"), на которых запечатлены новейшие знаки и символы начал здравого смысла, и которые выступают в качестве общих (базовых) ориентиров, смыслов, предопределяющих сущность и стиль гуманитарного космологического переворота. Это те знаки, символы, краски, которые вновь проявились на жизненном холсте при обороте его вокруг жизненной оси у опор старого мироздания. Этот новый жизненный холст гений жизни поднимает нам к поверхности бытия из гуманитарных космологических глубин человека.

Реальный мир есть поверхность бытия, его тончайшая пленка; по обе стороны этой пленки - мир умозрительный недостоверный: в "прошлое" от реального мира - перетолкованный историками, а стало быть недостоверный, а в "будущее" - мир досужих догадок футурологов, мир несбыточный.

"Родос" ("Rhodes") - 1) Новейшая мировая интеллектуальная площадка, где в широком формате представлена российская высокая гуманитарная мысль по концептуализации глобальной теории диалога цивилизаций; 2) Место проведения (о. Родос, Греция) ежегодных сессий Мирового общественного форума "Диалог дивилизаций".
Устав мироздания нового Ренессанса - гуманитарный манифест как доктрина ренессансного человека, принципы и нормы поведения которого формируются на основании опыта, связанного с поиском ответов на вопросы тысячелетнего ранга. Здесь гуманитарная космология выступает как свод гуманитарных нормативов общежития мироздания нового Ренессанса.

Фундаментальные "опоры" мироздания нового Ренессанса - ряд базовых категорий (смысловых блоков), которые предопределяют не только основополагающие начала онтологического и гносеологического плана для возведения единой, монолитной наддисциплинарной платформы, которая бы послужила мощным барьером традиционным представлением о теоретических и методологических основаниях, разорванных и не состыкованных между собой в силу дисциплинарности (ячеистости, предметности) нашего знания и слабой развитости и не разработанности наддисциплинарной науковедческой рефлексии.

"Фасад" мироздания нового Ренессанса - есть монументальный лозунг новых смыслов, новых целей и символов жизни; реклама здравого смысла; история похождения гения жизни к глубинам бытия; новые временные отсчеты - на фасаде "вывешивается" новый мирохронометр - Хронос, отчитывающий не только внешнее, но и внутреннее время.
"Этажи" мироздания нового Ренессанса - послойная геологистическая интерпретация мироздания нового Ренессанса, выстраиваемая в определенном теоретическом и методологическом ключе, и дающая наглядную ситуационную картину взаимоотношений и взаимосвязей различных сфер мирового обустройства; особо выделяемые новые сферы жизнедеятельности новых людей, которые представляют собой зоны упорядоченного на значительном отрезке времени хаоса.

"Эксплуатация" мироздания нового Ренессанса - подержание внутреннего миропорядка в "здании", своевременное предвидение, предотвращение и реакция на новейший класс коллизий, опасностей, угроз и вызовов, предотвращение и реакция на новый тип войн как рецидивов ошибок сознания, как учение о "новом мече" и "новых ножнах" и их нерасторжимости, как нивелирование схватки нового аристократизма с мировым плебейством, недопущение нового рабства, нового иллотства, ландсхнедства и гладиаторства. Выход на другие формы соперничества силы, красоты, интеллекта, таланта, гениальности, несущих радость жизни и неубывающую ее энергию. Система новых воззрений на "меру вины", новые модели и способы ее оценки (как "новое судопроизводство"). Трансформация на сознательном уровне старых категорий: страха, ужаса, угрозы, опасности, тревоги, беспокойства - на новые мироощущения, связанные с опасностью утраты ценностей, мотиваций и смыслов высокого ренессансного строя.

Приложение 2

Протокол
о намерениях научного сотрудничества в развитии
геоэкономики и глобалистики

г. Шанхай                                 
18 декабря 2006 г.

По инициативе китайской стороны (экономический факультет Шанхайского университета финансов экономики) Президент региональной общественной организации "Общественная Академия геоэкономики и глобалистики", доктор экономических наук Кочетов Эрнест Георгиевич посетил Китай 15-22 декабря 2006 г.

В результате проведенных переговоров стороны констатируют:

1. Шанхайский университет финансов и экономики высказал заинтересованность в налаживании тесного научного сотрудничества по развитию новейших научных дисциплин геоэкономики и глобалистики, внедряя их в образовательный процесс.

2. Проработать возможность открытия в Китае филиала и представительства Академии наук геоэкономики и глобалистики.

3. Проработать возможность издания журнала "Геоэкономика и глобалистика" на китайском и английском языке.

4. Проработать возможность издания на китайском языке книг Кочетова Э.Г. по геоэкономике и глобалистике (монографий, учебников, словаря, учебных программ).

5. Считать целесообразным проведение в Китае в 2007 году международной конференции "Геоэкономика и глобалистика" с участием представителей ведущих школ научного этого направления.

Президент "Общественной Академии наук геоэкономики и глобалистики", директор Центра стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук
Э.Г. Кочетов

Президент Центра трансформационной экономики, заведующий кафедрой мировой экономики Шанхайского университета финансов и экономики, доктор экономических наук
Ли Синь

-----------------------------_______________________
© Кочетов Э.Г., 2010, январь.

[1] Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий - новелл. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006.

[2] Эрнест Кочетов. Геоэкономическая парадигма (Основы высоких геоэкономических технологий по гармонизации мира и новое "поле" для межцивилизационного глобального договора (диалога) // Безопасность Евразии, 2006, N 4; его же: Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" (Греция, Родос) как новейшая интеллектуальная площадка // Безопасность Евразии, 2006, N 4; его же: Концептуальные основы и подходы к воплощению идеи диалог цивилизаций" (выход на диалогистику как синтез фундаментальных начал и алгоритма ведения диалога) // Безопасность Евразии, 2007, N 3; его же: Geoeconomics Paradigm: New Global Geoeconomy High-tech and Cross-civilized Stage in Harmonious World // Journal of Shanghai University of Finance and Economics. Oct. 2007, Vol. 9, No. 5 (на китайском языке); его же: Философия диалога. Тампере (Финляндия), Модена (Италия), Родос (Греция) - этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену "Диалогистике". // Безопасность Евразии. 2008. N 4; его же: Современный геоэкономический мир и новая ответственность (или гуманитарные категории в глобальном измерении: "справедливость" и ее интерпретация в геоэкономическом смысле) // Актуальнi проблеми мiждународних вiдносин: Збiрник наукових праць. Випуск 71. Частина II (у двоих частинах). - К.: Ки?вьский нацiональний унiверситет iменi Тараса Шевченка. Iнститут мiжнародних вiдносин, 2008; его же: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА: этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену - `Диалогистике` // www.viperson.ru, Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон), 25.03.2009; его же: Философия диалога: пути решения цивилизационных, гуманитарных и экономических проблем современного общества как этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену - "Диалогистике" // Ползуновский альманах, 2009, N 1; его же: Россия перешла через поворотный пункт воззрений на свою судьбу: Президент Д. Медведев выводит на авансцену истории `новых людей` - людей нового `покроя`! // www.viperson.ru, Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон), 26.11.2009 и др.

[3] См.: Кочетов Э.Г. История российской школы геоэкономики и глобалистики (начала, становление, эволюция воззрений) // Безопасность Евразии, 2008, N 2; его же: Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). М.: БЕК, 1999; 2002. НОРМА, 2006; 2010; его же: Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс - истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. М.: ОАО Издательская группа "ПРОГРЕСС", 2001; его же: Глобалистика: теория, методология, практика. М.: Норма, 2002; его же: Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). М.: Деловая литература, 2006.

[4] Развитию геокультуры посвящен целый цикл блестящих работ известного российского ученого, члена-корреспондента РАН Вячеслава Николаевича Кузнецова.

[5] Новое (геоэкономическое) содержание геомаркетинга предложено Е.Д. Фроловой (см. подробнее: Фролова Е.Д. Новой сферой исследования является маркетинг / Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь. Екатеринбург. ОАО "ИПП Уральский рабочий", 2006. С. 503.

[6] Попов Г.Х. Проблемы выхода из социализма (уроки для нового тысячелетия)// Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического обществ. Т.18 (62). М.-СПб., 2006. С.132-133.

[7] Спектр цивилизационных моделей хорошо известен, известны классики подсчета их количества - Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бродель, Ю. Яковец и др. Спектр их подсчета широк, но дело не в количестве.

_[8] А такую возможность нам предоставляет блестящий аналитик и страстный приверженец постиндустриализма д. э. н. Иноземцев В.Л., чья огромная работа по пропаганде в России "постиндустриализма" способствовала тому, чтобы оценить эту парадигму со всех ее сильных и слабых сторон (см.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 640 с.)

[9] Многие моменты, изложенные в этой части статьи, любознательный читатель в более расширенной форме найдет в моей книге "Гуманитарная космология" (М.: Деловая литература, 2006). Ну и конечно, часто упоминаемые здесь геоэкономические и глобальные сюжеты панорамно представлены в книгах: "Геоэкономика", "Глобалистика", "Геоэкономический (глобальный) толковый словарь" и др.
___________________________
[10] Более подробно см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса). - Екатеринбург. Уральский рабочий, 2006.

Кочетов Эрнест Георгиевич - доктор экономических наук, Президент
региональной общественной организации "Общественная академия наук
геоэкономики и глобалистики", заведующий Центром стратегических
исследований геоэкономики НИИВС ГУ-ВШЭ при Правительстве РФ

www.viperson .ru
03 февраля 2010 г.
viperson.ru

Док. 620154
Перв. публик.: 03.02.10
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``