Росстат сообщил средние зарплаты чиновников в 2016 году
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Феликс Шарков, Геннадий Узилевский: Перспективы социального развития российского государства в послекризисный период
Феликс Шарков, Геннадий Узилевский: Перспективы социального развития российского государства в послекризисный период

Феликс Шарков, Геннадий Узилевский: Перспективы социального развития российского государства в послекризисный период"В Послании Федеральному собранию РФ 5 ноября 2008 года Президент Российской     Федерации Д.А. Медведев подтвердил неизменность курса на построение в стране социального государства, подчеркнув, сто согласно статье 7 Конституции РФ Россия - социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, отвечая 4 декабря 2008 года на вопросы журналиста, какой строй сейчас в России, ответил: Социальное рыночное государство" (1).

Ключевым словом в терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений, в том числе рассматриваемого нами понятия "социальное государство" являются понятия "государство" и "социальное (ая)".

Сам термин "государство" впервые применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение.

Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

"Социальное" * интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Она выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей - социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, социальные связи и др. "Социальное" - исходная категория социологических наук. Она - их связующее звено. В отличие от общественного (принадлежащего ко всему обществу), "социальное" характеризуется рядом особых свойств и признаков.
Основными среди них являются:

- осознание целеполагающей общественной деятельности каждым индивидом, социальной группой, общностью;

- формирование важнейших социальных закономерностей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных социальных структур и общностей;

- утверждение социального статуса, господствующего в социальной иерархии различных социальных классов и слоев, организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;

- развитие и утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества (социальной справедливости);

- совершенствование и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и др. черты и особенности.

Термин "социальное." является основой для образования словосочетаний (понятий) типа социальная (политика...), социальное (государство, развитие...), социальные (связи...) (2).

Понятие "социальное государство" впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 году немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare state).

Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.

В конституциях стран понятие "социальное государство стало появляться после Второй мировой войны, в частности в Основном Законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., и в Конституции Испании в 1978 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, т.к. развитие одного является условием и следствием развития другого.

Позже, в начале ХХ в., применительно к вопросу о сущности государства появились и др. теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историко-мaтepиaлиcтическая и др. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства - возведение ее положений в конституционные нормы.

Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием "социальное государство" в качестве синонимов нередко употребляют также термины как "государство всеобщего благоденствия", "государство благосостояния". Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (зарубежные авторы - К. Ватрин, Г. Вильгеродот, Х. Ламперт и др.; отечественные ученые - Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский, А. Шулус).
В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, "надклассовой" силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив таким образом неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. При этом главным средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами является экономический рост.

Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX - в начале XX века. Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой по его мнению должна быть благотворительность, а только потом - государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства.

П.И. Новогородцев считал необходимым социальное реформирование общества путем обеспечения каждому права на достойное человеческое существование. В 1909 г. он в работе "Кризис современного правосознания" писал: "Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого. Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ".

Социальные функции государства по разному определяли известные российские ученые. С. С. Алексеев, отмечал, что "государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями" (3).

При разработке самого понятия "социального государства", вытекающего из выбранной модели ее развития, нельзя прямо переносить ни западные ни российские модели, разработанные для другой социально-экономической реальности. Нужно "учитывать историческую, социокультурную, геополитическую и другую специфику развития российского социального бытия..." (4).

Сегодня различные авторы по разному трактуют понятие "социальное государство". "Социальное государство - способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими. ... Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией" (5).

"Социальное государство - это такая форма организации общества, которая во первых обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественным правами и обязанностями члена общества, и его материальным вознаграждением, т.е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат" (6).

"Социальное государство - правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения" (7).

"Социальное государство - государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты" (8).

Социальным "называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности" (9).

"По настоящему социальным, как обещает статья 7.п.1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства" (10).

"Социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. ... Из понятия социальное государство непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане" (11).

По мнению авторов социальным является такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно являющегося правовым и демократическим государством. Или иначе, как это определено в Концепции социального государства, разработанного при участии авторов книги, "социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство - самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь... Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда". Отсюда, не все социально ориентированные государства являются социальным - это лишь необходимое, но недостаточное условие.

Социальную ориентацию могут иметь и государства, которые пока не в состоянии в полной мере решать современные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильным называть современную Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап - начальный, ориентировочно может проходить 5 лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества. В этот период должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этап - переходный - может занимать от 5до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства и управления, в государственные образовательные стандарты и др. И третий этап включает период стабильного функционирования и развития социального государства - после 10-15 лет становления социального государства.

Возникновение мирового финансового и экономического кризиса позволяет пристально присмотреться к "поведению" конкретных государств, которые ещё не стали материально-ментально-духовными образованиями, поскольку ими не учитываются первичность человеческого рода и родового человека, вторичность социальных институтов и не осуществляется продуктивное стимулирование проявления и развития огромного потенциала видов человеческого рода и родового человека, конкретного человека и его личности. Подчеркнём, что государства осуществляют:

- верховенство творческой демократии, аристократизма и естественного права;

-    стимулирование роста духовности граждан, их самосознания и правосознания;

-    стимулирование проявления и развития внутренней и внешней детерминант социальных институтов, включая экономику;

-    стимулирование развития семьи, других социальных институтов, технического мира и др.

Исходя из вышеизложенного, сформулируем сверхзадачи, которые придётся решать государству РФ после выхода из кризиса:

1) собственная трансформация в человеко-ориентированную формацию, в которой системно воплотится верховенство органической демократии, аристократизма и естественного права;

2) создание современной экономики товаров и услуг, направленной на проявление огромного потенциала Человека и функционирующей как система;

3) построение личностно-ориентированного гражданского общества;

4) формирование целостной (духовной, информационной, культурной, общественной, социальной и экономической) среды, которая стимулировала бы постоянную работу по формированию российской нации, развитию видов родового, проявлению высших нравственных принципов, решению демографической проблемы и др.;

- препятствовала бы проявлению вырожденного естественного отбора среди людей.
Раскрытие перспектив развития российского государства указывает на то, что оно действительно может стать формацией, которая реально будет:

- создавать новую социальную среду, соответствующую противоречивой природе человека;

- формировать надлежащие условия для становления, развития и функционирования социального человека и социальной личности.

_________________________________________________________________________________
1. См.: Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус. Основы социального государства: учебник для вузов. - М.: Издательский дом "АТИСО", 2009. - С.7.

2. Социальное государство: Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. - С. 188-189.

3. Николаев Г.А. К вопросу о социально-экономической функции социального государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. - М.: АТиСО, 2002. - С.6-15.
    
4. Барис В.В. Политические основания становления и развития социального государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. - М.: АТиСО, 2002. - С. 45.

5. Бочаров М.П. Указ. соч . - С. 164.
    
6. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Лекции по экономике: Проблемы становления социального государства. - М.: АТиСО, 2001. -С. 314.

7. Социальное государство: Краткий словарь-справочник, -- М.: АТиСО, 2002. - С. 191.

8. Социальная политика: Толковый словарь /Общ. ред Н.А. Волгина, М.: РАГС, 2002 - С. 19.
    
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1997. С. 118-119.
    
10. Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике: Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере // Социальная политика: Учебнику. - М.: Экзамен, 2002. - С. 93.
    
11. Социальная политика: Толковый словарь /Общ. ред Н.А. Волгина, М.: РАГС, 2002 - С. 729.

02.02.2010
www.viperson.ru



Док. 620107
Опублик.: 02.02.10
Число обращений: 0

  • Шарков Феликс Изосимович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``