В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анна Каменкова, заслуженная артистка России Назад
Анна Каменкова, заслуженная артистка России
Ведущий - Сергей Логвинов:

Еще с далекого советского детства мечтал познакомиться с этой актрисой. И вот родной кинофорум предоставил такую возможность. Заслуженная артистка России Анна КАМЕНКОВА сегодня у меня в гостях.

- Анна Семеновна, добрый вечер. Честное слово, еще с фильма "Государственная граница", с тех переживаний за вашу героиню, с которой так жестоко обошлись - вся страна, весь Советский Союз рыдал. Спасибо большое вам за участие в кинофоруме и за то, что пришли к нам в гости (дарит цветы).

- Спасибо!

- Анна Семеновна, ведь у картины, с которой все началось - не той, о которой я сейчас упомянул, - в этом году круглый-круглый юбилей. Вы снимались в нем еще девчонкой. Сколько вам лет тогда было?

- Пять лет.

- Пять лет! Как вас туда угораздило?

- Случай. Как всех нас. Это же белорусская картина. Просто на улицах, в детском саду смотрели детей, просили читать стихи.

- Тогда слова "кастинг" еще не было.

- Да. Я была значительно меньше, и возмутилась - почему все читают стихи, а меня не просят. Я сказала: "Я тоже стихи знаю" И как-то так получилось, что меня потом повезли в Минск. С этого все и началось.

- Интересно: часто говорят, что у некоторых детей, которых часто снимают в картинах, происходит надлом - сказка, все красиво, и оказывается, что сниматься - это тяжелый труд. Некоторые детишки отснялись и стали популярными, но эту профессию не выбрали. А у вас получилось так, что вы стали актрисой. Это от фильма этого все-таки пошло?

- Конечно. И еще, я считаю, от того что родители были умные. Потому что бывает так: снялся ребенок, а его потом в хвост и в гриву, и он уже неживой. Меня заблокировали; а вот эта сказка, про которую вы говорите, то ощущение мечты, чего-то необыкновенного - оно осталось и зрело, зрело, зрело. И практически не было других вариантов - уже в школе все про меня говорили: "Это артистка".

- Это правда, что вы сами выбрали театр на Малой Бронной и пошли к великому Эфросу?

- Тут было бы даже странно выбрать что-нибудь другое. Потому что, на мой взгляд, это самая большая вершина нашего театра XX века, не побоюсь сказать этого. Потому что просто гениальный художник.

- И за первые шесть лет службы в театре у Эфроса - 15 главных ролей.

- Где-то так, да.

- Об Эфросе говорят очень по-разному. Ваш Эфрос - какой? И сегодня не хватает Эфроса?

- Безумно, безусловно. Мало этого, он всегда будет как бы эталоном. И это - и сложность и беда. Тот уровень - с одной стороны, счастье. С другой стороны это очень тяжелая ноша. И когда ты начинаешь с такой планки - мощной, высоченной - а потом, когда это резко заканчивается и предложения становятся на уровне плинтуса... Я лет восемь сидела, ничего не делала. Потому что не могла ни на что решиться. Это сейчас уже так закрутилось, потому что это профессия, надо работать, надо смиряться, надо пытаться свои принципы проводить в любой ситуации. А вот начало было таким мощным. Другой вопрос - я же у Эфроса в основном на вводах была, первые годы. Всегда мне говорили: "Вы, наверное, расстроены... второй состав". Да это счастье было! Потому что я вводилась в такие рисунки, в такие роли...

- ...к таким партнерам...

- Да, такие партнеры, такие спектакли - это, конечно, наслаждение невероятное.

- О сегодняшних постановках, опять же, коротко - чем они отличаются от постановок 20-летней давности? Что утрачено?

- Я сейчас грустную вещь скажу: мне кажется, на сцене есть шоу, есть эстрада, есть капустник, есть мюзиклы, а драматического театра - того, чем мы славились, - нет. Нет процессного, глубокого, тонкого сопереживания, когда в зале возникает атмосфера, тишина. Больше развлекают.

- Для меня счастье, когда люди после спектакля идут в кафешку, а не домой. Сидят и под винцо обсуждают, переживают за героев.

- Даже знаете, Сережа, не важно - и очень часто меня это радует - люди говорят не о героях. Они говорят о своей жизни, о своих проблемах. Им хочется продолжить, поговорить. Душа обязана трудиться - я думаю, это наше первое призвание.

- Спектакль что-то разбередил, и зритель начинает думать.

- То, о чем они, может быть, забыли; о чем-то не успели сказать, а вдруг захотелось поговорить об этом. Мне кажется, это самое дорогое. Пусть на пять минут, пусть на час, но когда этот процесс происходит, мне кажется, что это - самое-самое.

- Сегодня мы не успеем все сказать, но расскажу об особом случае. Вы не очень любите прессу. Вернее, вы не то что не любите прессу - вы не любите общаться с прессой. Вы говорите, что "лучше, чем сама роль, обо мне никто не скажет, и сама не скажу". Почему так? Почему вы не любите общаться?

- Меня все убеждают, что общение с прессой - это часть профессии, а я не согласна с этим. Потому что я думаю, что профессия - это работа, роли. В истории театра и кино есть великие артисты, которые вообще закрывались, и мне это очень симпатично. Мне кажется, что артист не должен быть открытым в жизни. Пусть он остается загадкой, пусть о нем фантазируют. Мне кажется, это не актерское дело.

- Наступил момент, когда на наши экраны стали приходить зарубежные фильмы. Кто-то должен был их озвучивать. И вы подарили свой голос всем картинам с участием Шарон Стоун, Джулии Робертс, Вивьен Ли - кого только не озвучивали. И мы порой не задумываемся - когда голос актера сливается с голосом, его озвучивающим, - что Анна Каменкова это делает. Этот период все-таки доставлял наслаждение?

- Конечно, иначе я бы этим не занималась.

- Или это все-таки некоторая безысходность? Она ведь была.

- Нет, нет. Сережа, понимаете, я начала заниматься этим давно. Первую картину - "Ромео и Джульетту" Дзеферелли - сделала еще в институте. Там работали такие мастера потрясающие! Сидела в темном углу, зажавшись, смотрела, как они блистательны - Сева Ларионов, Весник, Карташова - это гиганты, удивительные! Пользуясь случаем, я скажу - это каста. Актеры, работающие за кадром, на дубляже - это удивительные, талантливые, тончайшие умницы. Их мало кто знает. И эта работа - сложнейшая. Сейчас, к сожалению, когда не очень важно качество, пишут быстро и кое-как, это слышно. Это портит картины, портит хорошие картины и это очень обидно. А есть блистательные актеры, которые это делают грандиозно.

- Вы, насколько я знаю, не фестивальный человек. И тем не менее, вы приехали к нам в Благовещенск, так далеко от Москвы, на фестиваль, на "Амурскую осень". Не пожалели?

- Нет, нет! Я все время хотела это выражение произнести: "Честь и привилегия". Мне была оказана такая честь и такая привилегия - быть в жюри, поэтому я безумно рада тому, что попала сюда. Я встретила здесь таких людей, были такие неожиданные встречи, когда не виделись буквально 20-25 лет - мы кидаемся друг другу на шею, как брат и сестра! Столько счастья, воспоминаний, встреч... Эта дорожка, столько людей, столько лиц, столько тепла, любви и солнце, которое пришло так неожиданно!

- Я хочу вам пожелать много-много работы. Потому что для актера востребованность, занятость - это самое главное. Вот этой загруженности я вам хочу пожелать. Спасибо вам огромное за участие в моей программе.

- Спасибо, Сережа.

У меня в гостях была заслуженная артистка России Анна Каменкова. Всего вам доброго.

Док. 620053
Перв. публик.: 01.12.09
Последн. ред.: 01.02.10
Число обращений: 0

  • Каменкова Анна Семеновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``