В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
У героини `Жестокого романса` слезы выбивали пощечинами Назад
У героини `Жестокого романса` слезы выбивали пощечинами
Четверть века назад Эльдар Рязанов сделал невероятно отчаянный шаг. Он попрощался со своими привычными комедийными героями и на суд зрителей представил другое кино. Многие считают, что именно "Жестокий романс" стал последним мегапопулярным хитом признанного мастера комедии. После него последовали полуудачи и провалы.


Зрители знают фильм практически наизусть и тем не менее смотрят его снова и снова. Мало кто знает, что к экранизации "Бесприданницы" Островского Эльдар Александрович приступил от безделья.


СМЕСТИТЬ АКЦЕНТЫ


После премьеры "Вокзала для двоих" целый год неугомонный режиссер пытался запустить в производство булгаковский роман "Мастер и Маргарита". Он обивал пороги кабинетов, но чиновничий аппарат был непоколебим. Пауза затягивалась. И тогда по совету супруги комедиограф решил покопаться в классике. Он перечитал несколько томиков, в том числе и запылившуюся со времен школьной обязаловки "Бесприданницу". Как ни странно, именно судьба Ларисы, над которой в свое время обрыдалось довоенное поколение (в 1937 году на экраны вышла "Бесприданница" Якова Протазанова), показалась Рязанову наиболее созвучной тусклой, сумеречной эпохе намечающихся перемен. Против повторной экранизации не возразили ни начальство "Мосфильма", ни первая киношная Лариса - Нина Алисова (ею руководили личные мотивы: оператором проекта должен был быть ее сын Вадим Алисов).


В поисках актеров Эльдар Александрович не мучился. Еще задолго до съемок он точно знал, кто кого будет играть: Андрей Мягков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Никита Михалков, Алиса Фрейндлих - только эти маститые актеры могли сместить акценты, изменить привычные образы.


Паратова Рязанов видел не монументальным купцом-монстром, а чертовски обаятельным гулякой, Карандышева - натурой противоречивой, чтобы, ненавидя миллионеров, он мечтал быть хозяином жизни. Мать трех дочерей Хариту Игнатьевну - молодой женщиной, которая не прочь устроить и свою личную жизнь, чтобы, с одной стороны, она вызывала сочувствие, с другой - внушала отвращение тем, что заискивает перед богатыми.



ЛАРИСА КУРИТ "БЕЛОМОР"


Пробы были только на роль Ларисы, причем на момент их проведения режиссер даже примерно не представлял, каким должно быть это существо, созданное для любви. Он пробовал молодых штатных актрис "Мосфильма", через студию прошли тысячи претенденток разных типов: и пышные блондинки, и знойные брюнетки. В конце концов основная борьба развернулась между Ларисой Гузеевой и еще двумя артистками, фамилии которых вряд ли что-то кому-то скажут, - Лариной и Хазовой.


Для многих до сих пор остается загадкой, почему Рязанов утвердил на главную роль никому не известную студентку. Ведь в те годы будущая кинозвезда активно хипповала. На пробы она пришла в драных джинсах и с нарисованным на лбу третьим глазом. В дополнение к красочной картине Лариса курила "Беломор", сплевывала сквозь зубы и активно сквернословила. Ходили слухи, что за Гузееву хлопотал Сергей Шакуров (якобы у них была любовь). Так или иначе, в архивах сохранились документы, зафиксировавшие, как худсовет единодушно проголосовал за Гузееву. И так же единодушно высказался против того, чтобы в картине звучал ее голос. За Ларису говорит актриса Анна Каменкова, а поет королева цыганского романса Валентина Пономарева. Но если имя Каменковой указали в титрах и оплатили ее закадровый труд, то Пономареву забыли. Говорят, не увидев своего имени в титрах, солистка трио "Ромэн" поставила крест на дружбе с Рязановым.



ЧУТЬ НЕ УТОНУВШИЙ МЯГКОВ


Больше всего на съемочной площадке Рязанова доставали два человека - Гузеева и Михалков. Лариса - своим безграничным профессиональным невежеством. На съемках одной сцены дебютантка никак не могла заплакать, тогда ей просто надавали по щекам, и слезы от обиды полились ручьем. Никита же бесконечно перетягивал одеяло на себя. До хрипоты актер отстаивал свою правоту. Когда Рязанов и Михалков спорили, все разбегались - это был бой титанов. После заключения мировой Михалков предлагал всем поиграть в футбол, а Эльдар Александрович приглашал отведать фирменного винегретика. Группа жила в провинциальной гостинице, где, кроме отвратительного винегрета, ничего не было, и Рязанов улучшил его соусом собственного приготовления.


На съемках картины чуть не погиб Андрей Мягков. Снимали сцену, когда его лодка подплывает к "Ласточке". Сидя спиной к чуду кораблестроения начала XX века, актер старательно греб и не заметил, как вплотную приблизился к огромным лопастям судна. Когда по носу ударила одна из них, лодка встала вертикально - и на глазах всей съемочной группы Мягков ушел под воду. К счастью, через несколько минут актер вынырнул. Потом он в лицах рассказывал, как успел сознанием переместиться в Москву, к жене, представил свои похороны.

КРИТИКА И АНШЛАГ


Рязановская "Бесприданница" вышла на экраны осенью 1984 года. Экранизацию критики встретили в штыки. Литературоведы обвиняли Рязанова в том, что он переписал классику. "Литературная газета" писала: "Эльдар Рязанов безнравственность волжских купеческих воротил принимает как должное, а вот могуществом их, размахом жизни, свободой от любых установлений невольно увлечен. Что до маленького человека, режиссер решительно не сочувствует ему".


Тем временем публика голосовала за фильм своим кошельком - его посмотрели 22 миллиона человек. "Жестокий романс" был признал лучшим фильмом 1984 года, Никита Михалков - лучшим актером, Вадим Алисов - лучшим оператором, а Андрей Петров - лучшим композитором. Его песни пела вся страна, "Мохнатый шмель" стал шлягером, а имя Ларисы Гузеевой долгие годы ассоциировалось с именем ее кинотезки. Официальные власти ленту своими наградами обошли, а вот на кинофестивале в Дели Рязанов получил законное признание и главный приз - "Золотого павлина", затем были аншлаги в Европе и Америке.



Подготовила Ольга Свиридова

Док. 620052
Перв. публик.: 01.02.80
Последн. ред.: 01.02.10
Число обращений: 0

  • Каменкова Анна Семеновна
  • Михалков Никита Сергеевич
  • Мягков Андрей Васильевич
  • Петренко Алексей Васильевич
  • Рязанов Эльдар Александрович
  • Фрейндлих Алиса Бруновна
  • Гузеева Лариса Андреевна
  • Проскурин Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``