В ноябре 2007 года после окончания Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова в гвардейский истребительный авиационный полк Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны прибыли совершенствовать свое летное мастерство братья Артем Распопов, Владимир Распопов и Николай Распопов.
Близнецы!
- История мировой авиации таких совпадений не имеет,- говорит командир гвардейской авиационной воинской части гвардии полковник Анатолий Золотухин,- и подобный факт первый. Все трое добровольно и осознанно пошли в военную авиацию, тем самым продолжили семейные традиции.
Их отец Николай Михайлович Распопов, заслуженный военный летчик Российской Федерации в тот год еще был начальником авиации Приморского соединения противовоздушной обороны. Сегодня он военный пенсионер, полковник запаса, проживает во Владивостоке.
- Сыновья родились на Сахалине,- говорит Николай Михайлович,- и для нас с женой это был настоящий праздник, полный забот и тревог. О том, что они станут военными летчиками, пойдут по моим стопам, тогда напрямую с ней не думали, хотя в подсознании такая мысль и вертелась. Не поверите, отгонял всеми фибрами души, чтобы не сглазить. Да я и сейчас своим глазам еще не верю, что они уже выполняют самостоятельные полеты на современных модернизированных тяжелых истребителях Су-27СМ.
Братья выбрали единственное на то время в России военное училище, где можно было научиться летать на истребителе и в 2002 году поступили в Краснодарский институт военных летчиков, тогда такое было название.
- Нам отец всегда говорил, что самолет не место службы,- говорит гвардии старший лейтенант Николай Распопов,- а состояние души. До нас эти слова дошли только тогда, когда в военном училище стали выполнять самостоятельные полеты. А поступить в летное училище, да еще и втроем, было тяжело. Главное, что мы всегда держались вместе, как во время сдачи нормативов по физической подготовке, так и на физике, математике и сочинении по русскому языку и литературе. Когда мы отцу сказали, что втроем будем поступать в летное училище, то ответ был однозначным, а именно, у нас на его протекцию надежды не будет никакой! Но на самом деле, если говорить правду, то он нас готовил к поступлению, и в физической подготовке пощады не было никакой.
Когда в школе, где учились Артем, Владимир и Николай Распоповы, старшеклассникам задали вопрос: "Среди каких профессий больше всего одержимых людей?", то братья, не задумываясь, назвали профессию военного летчика.
В то время они уже знали, что профессии, как и люди, имеют свое лицо, свой характер, свой престиж и свою мораль.
А преподаватели военного училища научили братьев правильно понимать взаимосвязь деловых и нравственных качеств в профессии военного летчика, которые требуют максимальной самоотдачи, которые немыслимы без высочайшей ответственности и гражданственности.
- Учеба в военном училище давалась не легко,- говорит гвардии старший лейтенант Владимир Распопов,- но по "красному диплому" получили. Во время учебы особое внимание уделили индивидуальному врачебному подходу к норме физиологических реакций летчика на полет. Только представьте, что на организм летчика в полете действуют многие факторы: частые изменения барометрического давления, парциального давления кислорода, гравитационных сил, перепадов температуры и другие. При этом отмечается учащение сердцебиений, дыхания, повышается артериальное давление, усиливаются обменные процессы и тому подобное. Как правило, это не болезненные состояния, а нормальные физиологические реакции, обеспечивающие приспособление организма к необычным условиям, в которых работает летчик. А это значит, что необходимо вести здоровый образ жизни, что мы и делаем. Только так можно продлить летную деятельность, и в этом для нас примером всегда будет наш отец. Ведь он в свои 55 лет выполнял полеты на истребителе!
Когда сыновья, как говорится в авиации, "встали на крыло", то их отец Николай Михайлович Распопов с честью выполненного долга ушел на заслуженный отдых. Так сказать, семейный конвейер не остановился, и полет продолжился, как сегодня модно говорить в рекламе, три в одном. То есть вместо одного военного летчика в небо поднялись три.
- От отца каждому из нас досталось одно из наиболее развитых качеств военного летчика,- говорит гвардии старший лейтенант Артем Распопов,- это постоянное чувство ответственности за выполнение любого полетного задания. Уже давно известно, что в социальной микроструктуре коллектива военного аэродрома, работа каждого из них, в конечном счете, замыкается на летчике в полете. Когда придете на военный аэродром, то увидите, что инженеры и техники готовят самолет к полету, врачи обеспечивают летчика информацией о состоянии его организма, метеорологи - об окружающей среде, связисты поддерживают связь с пунктами управления. Далее, диспетчеры, руководители полетов обеспечивают контроль над воздушным пространством и управление с земли, аэродромные технические работники - благоприятные условия посадки и так далее. Со всеми приходится взаимодействовать, ко всем иметь личное отношение. Одним словом, при всем многообразии человеческих связей в летном коллективе всегда сплетены воедино мораль общественная, тебе доверяют - оправдай, и индивидуальная, быть достойным доверия, уважения и заботы.
С каждым годом средний годовой налет у братьев увеличивается, но они не делают из этого показателя своего "социалистического соревнования", а профессионально выполняют свое дело. Кому летать, а кому быть на земле в день проведения полетов решает командир. Поэтому бывает и так, что кто-то из братьев остается на земле, как и в этот день, для гвардии старшего лейтенанта Николая Распопова.
Но зато в день авиации противовоздушной обороны, 22 января, в небе одновременно находились три брата, и каждый на своем истребителе.
25 января 2010 года.
www.viperson.ru
viperson.ru
viperson.ru
Док. 619675 Перв. публик.: 25.01.10 Последн. ред.: 22.10.10 Число обращений: 0
Роща Сергей Алексеевич
|