В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЗАВОДСКОЙ КАПИТАН Назад
ЗАВОДСКОЙ КАПИТАН
Вячеслав Горшков, председатель совета директоров ОАО "Барнаульский станкостроительный завод", - человек незаурядный. Кавалер ордена "Знак Почета", лауреат премии Совета Министров СССР, обладатель званий "Заслуженный экономист России" и "Лучший менеджер России", лауреат биографического справочника "Известные русские", в декабре минувшего года успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. Сегодня Вячеславу Григорьевичу исполняется 60 лет, и есть повод для беседы.

- Судьба распоряжается, когда человеку появиться на свет. Вы родились 9 февраля 1942 года. Не самое лучшее время для счастливого детства...

- Родители мои надеялись на долгую и счастливую жизнь. Но грянула война, и отец осенью сорок первого ушел на фронт, хотя у него была бронь как у заместителя начальника пассажирского отделения Казанской железной дороги. Мать в ту пору уже носила под сердцем меня. Как пережили войну, не помню: был маленький. Но выжили, с голоду не умерли. Мать перевели из Казани в село на берегу Волги, там она преподавала литературу и русский язык и директорствовала в школе. Может, благодаря тому, что учителей в России в то время уважали, заботились о них, мы и выжили. Нам привозили дрова, выдавали керосин и паек, у мамы был твердый оклад, а другие селяне, чтобы иметь хоть какую-то копейку, продавали молоко, ежедневно с этой целью переплывая на лодках на другой берег Волги, в город Зеленодольск.

- Отца вы так и не дождались?

- Он погиб под Смоленском в 1943 году, ему было всего 28. Меня он так никогда и не увидел. Маме пришло извещение, что отец пропал без вести, и только в год двадцатилетия Победы я разыскал его могилу. Помогли следопыты Краснинского района Смоленской области. Братская могила, в которой покоится прах отца, Григория Михайловича Горшкова, находится рядом с другой братской могилой - героев Отечественной войны 1812 года...

- Вы еще в детстве поняли, что хотите в инженеры?

- Какое там! Мы ведь жили на Волге, я очень хотел быть капитаном. Но речного училища в Зеленодольске не было, поэтому мать за руку отвела меня в механический техникум.

- Получается, Валентина Андреевна виной тому, что вы все-таки стали "технарем" и по распределению попали на Барнаульский станкостроительный завод в 1959 году?

- Выходит, так. Но я ни разу об этом не пожалел. Приняли меня здесь прекрасно, поселили сразу в тридцатое общежитие для молодых специалистов (это на Профинтерна). Хотя отбор в патронное производство был очень жесткий, абы кого не брали, меня зачислили в штат третьего цеха слесарем-стажером. А через несколько месяцев Юрий Исакович Гуревич, бывший тогда начальником 21 цеха (снаряжательного), назначил меня, девятнадцатилетнего пацана, на должность производственного мастера. Как сейчас помню, под началом у меня было 46 женщин и 12 мужчин. Когда пошел в армию, по традиции устроили мне в цехе торжественные проводы. Вручили чемоданчик, паек продуктовый. Напутствия говорили, мол, ждем после службы...

- Были колебания - возвращаться на завод после демобилизации или нет?

- Колебаний не было: конечно, возвращаться! По инициативе руководства полка у нас организовали подготовительные курсы, преподавали на них жены офицеров. Я учился весь третий год службы. А вернувшись на завод, пошел сдавать документы в политехнический. Поступил на дневное.

- Как получилось, что вы после института, будучи технологом ОГТ, резко поменяли направление деятельности и стали начальником отдела автоматизированных систем управления?

- Дело в том, что в конце 60-х - начале 70-х на Западе бурно развивалась вычислительная техника. У нас в стране в этой области было значительное отставание. Я понял, что за нею будущее, и поступил заочно в НЭТИ - Новосибирский электротехнический институт, на факультет "Электронные и вычислительные машины". По окончании и был назначен начальником вычислительного центра завода. Начинать пришлось с нуля - дело-то новое! Вместе с директором завода, Героем Соцтруда Петром Сергеевичем Кулагиным, строили корпус вычислительного центра, технику приобретали. Эти десять лет были самыми счастливыми и самыми творческими в моей жизни. В то время у меня был ранг заместителя главного инженера, под началом было 350 человек, и наша служба задавала тон жизни всего предприятия, начиная от технической подготовки производства и кончая сбытом готовой продукции. Станки с числовым программным управлением, автоматические системы учета, первые обрабатывающие центры (они и сейчас работают) и т.д. - все проходило через нас. Мы были и звестными не только в городе и крае, к нам приезжали перенимать опыт издалека. Меня приглашали читать лекции студентам в политехническом институте по автоматизированным системам управления, в то же время я возглавлял при крайкоме партии секцию по внедрению вычислительной техники в разные отрасли народного хозяйства. Защитил кандидатскую диссертацию. Словом, жизнь била ключом.

- Вы так прогремели, что, по слухам, вас назначили в Москву на повышение?

- Была такая страница в биографии. В научно-исследовательский институт экономики и систем управления нашего министерства оборонной промышленности потребовался главный инженер, что называется "от сохи", то есть с одного из заводов отрасли. Я прошел все этапы собеседования - и в главке, и в министерстве, и в ЦК. Уже был подписан приказ министра о моем назначении, жена собирала вещи, машину продали. Но не лежала душа уезжать. Оттягивал, сколько мог, и все-таки отказался от перевода.

- Не жалеете, что не стали москвичом?

- Нет. С Барнаулом и станкостроительным заводом связано все лучшее, что произошло в моей жизни. Видимо, это моя судьба.

- Вы не только инженер, но и экономист, и даже одно время были президентом клуба экономистов края...

- С 1985 по 1995 годы я занимал должность заместителя генерального директора по экономическим вопросам. Получается, что непосредственно экономикой я занимался пять лет в "эпоху ускорения" и пять - в начале перестройки.

- Ну и как? Есть различия?

- Безусловно. Но это - тема отдельного большого разговора. Хотите, отвечу косвенно? Если раньше, несмотря на лозунг (помните, висел над радиозаводом?) "Экономика должна быть экономной", работали по принципу: главное - произвести, а уж посчитать-то мы как-нибудь сумеем, то сейчас грамотные экономист, финансист, бухгалтер - ключевые фигуры в любом коллективе. Хотя, к сожалению, стереотипы старого еще остались.

- А в 1995 году вас избрали генеральным директором завода. Остановитесь на этом сложном времени.

- Действительно, это было самое трудное для предприятия время - 1995-97-е годы, впрочем, как и для всей страны. Как раз тогда в двадцать раз уменьшился гособоронзаказ по патронам. Мало того, силовые структуры не оплачивали поставки. Мы вместе с Александром Александровичем Суриковым, главой администрации края (за что я ему до сих пор благодарен), ходили в Москве по инстанциям, выбивали заработанное у силовых министерств. Завод получал суррогаты - так называемые ГКО, которые обменивались на "живые" рубли с большим дисконтом - от 20 до 30 процентов. Это сумасшедшая обдираловка, но другого выхода у нас не было. Я это понимал как генеральный директор завода. Тельферное и цепное производства затоварились. Станкостроительное производство стало вообще невостребованным. В общем, завод лежал на боку, и нужно было срочно что-то предпринимать...

- Соглашаясь с назначением на должность генерального директора, вы, вероятно, знали ответ на вечный русский вопрос: что делать?

- Оценивая сейчас то время, отвечу, что да. Но не в полной мере, потому что непредсказуемой оказалась внешняя среда -госзаказ, "правила игры", тарифы на энергетику и т.д. И тем не менее сделано было многое. Главное - отдельные производства (цепное, тельферное, станкостроение) выделены в дочерние предприятия с правом юридического лица и сейчас твердо стоят на ногах. Создана команда руководителей-единомышленников, понимающих реалии, в которых оказался завод, и умеющих действовать в этих условиях.

Далее, чтобы не тянуть предприятие вниз, мы прекратили выпуск всех нерентабельных изделий и закрыли целые производства (тех же стиральных машин). Была проведена активная ассортиментная политика по всем направлениям, номенклатура увеличена более чем в пять раз. С охотничье-спортивными патронами вышли на зарубежный рынок. Мы уже там пять лет. Барнаульский патрон знают. Наша торговая марка заслужила доверие.

- Были ли моменты, когда у генерального директора опускались руки?

- Скажу честно: да, и не раз. Самое страшное, что я испытал в жизни, - это забастовки рабочих, вызванные длительной задержкой зарплаты (в 1998 году). Я понимал: людям надо кормить семьи, детей. Стоишь перед толпой, озлобленной, обвиняющей тебя во всех, в том числе и несуществующих грехах, и чувствуешь собственное бессилие, обиду, горечь.

- В юбилеи принято подводить итоги. Вячеслав Григорьевич, вы довольны сделанным?

- В целом - да. Но чувство незавершенности есть. К примеру, патронное производство, несмотря на принимаемые меры, лихорадит и сейчас. Нет госзаказа, а выручка от продаж на внутренний рынок и за рубеж не перекрывает затраты. Есть проблемы с энергетикой. Один из выходов -уходить от централизованного энергоснабжения. Оно может погубить завод. То есть проблем много.

- А в творческом плане есть у вас какие-то задумки, не связанные с производством?

- Есть они, наверное, у каждого человека. Сейчас появилось много литературы о последних десяти годах перестройки, о ее цене и результатах. Но это все - взгляд сверху или сбоку, а вот взгляда изнутри как-то не встречал. Хочу попытаться написать что-то типа исповеди "красного" директора эпохи перестройки. Может, получится.

- Желаю вам, Вячеслав Григорьевич, здоровья и успехов!

- Спасибо.

Совет директоров, администрация ОАО "Барнаульский станкостроительный завод" и профсоюзный комитет от имени всего коллектива сердечно поздравляют председателя совета директоров Вячеслава Григорьевича Горшкова с юбилеем и желают крепкого здоровья, успехов в труде и счастья!

Нина КАРКАВИНА

http://www.ap.altairegion.ru/036-02/3.htm

Док. 619396
Перв. публик.: 19.01.02
Последн. ред.: 19.01.10
Число обращений: 0

  • Горшков Вячеслав Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``