Росстат сообщил средние зарплаты чиновников в 2016 году
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Александр Назариков. Культ, культура и культурология
Александр Назариков. Культ, культура и культурология
КУЛЬТУРА... Мы так часто употребляем это слово в связи с определёнными обстоятельствами и без них, но уже не задумываясь ЧТО это такое и откуда взялось само это понятие. Попробуем же разобраться (вместе с теми, кого это интересует) понятие ли это и почему оно до сих пор живёт среди нас на фоне повального бескультурья? Когда сама `культура` пришла к нам и что это такое в рафинированном виде, наверняка, понятно, - как только общество начало слоиться на классы, тут же появился этикет, то есть, принудительное подчинение каким-то правилам поведения внутри высшего общества. Рафинированные же корни `культуры` идут из религии, вспомните: не убий, не укради, не прелюбодействуй..., то бишь, подчинение правилам именно через религию коснулось и низшего общества, а заодно и предписание подчиняться - беспрекословно - тому же высшему классу, наделённому и так всеми привилегиями.

Конечно же, употребление всуе любого слова постепенно размывает само понятие, а затем и применение этих, выше указанных, правил. Адепты рафинированного употребления, так же, как и религиозные фанатики, действуют в рамках предписанного, не задумываясь. Опять-таки, не задумываясь, они переступают через любые ограничения, надеясь в перспективе замолить свои грехи, либо - свято веря, что поступают правильно; не понимая, что их поступки лишь голый субъективизм, а в объективном плане - заблуждения общества, их взрастившего.

Само собой разумеется, культура - понятие эфемерное, не регламентированное статьями кодексов, но так многое вокруг нас относится к тем же эфемерным понятиям - любовь, счастье, горе, злость... Список неисчерпаем, намного короче список физических величин, касающихся человека - здоровье, личные спортивные успехи, счёт в банке, жена-муж, экзотическое животное на загородной вилле. Рафинированность, то есть, бездумное и беспочвенное применение любых правил, хороша для сахара и растительного масла; для культуры стерильность и выхолощенность не подходят. Есть, конечно, нечто общее для всего человеческого социума, но составляющие его (социум) народы исходят из разных предпосылок и, в первую очередь, из разных религий. На азы культуры действовало очень многое - войны, эпидемии, революции. Обратите внимание, что меньше всего этим катаклизмам были подвержены жители Крайнего Севера, высоких горных систем, племена Амазонии, а значит, они позже всех расставались со своими тотемами и обычаями далёких предков, например, попробуйте объяснить лапландцу или свану (народность на границе Грузии и Абхазии), что такое САЙЕНТИЗМ. Это так называемое соединение просвещённого католицизма с наукой, последнее даже в большей степени. То же самое произойдёт, если вы попытаетесь тем же объяснить каноны цивилизованного человека.

Выше сказанное почти подтверждает, то человек в состоянии прожить без современных жёстких рамок культуры. Обычаи, табу, живущие внутри небольших народностей, вряд ли можно назвать культурой, разве что, зачатками её и совсем необязательно развитие этих обычаев приведёт к нашему пониманию этого понятия. Так хорошо или плохо, что Россия является носительницей огромного количества культурных пластов? Да, вопрос поставлен несколько некорректно, но такая постановка ближе всего к затронутой теме. По России можно довести только конечный результат: попытка создать универсальную культуру - культуру советского человека - оказалась бесплодной. Всё, что относится к эфемерным понятиям мало уложимо в какие-то кодексы. Возможно, именно эта неуложимость также поспособствовала распаду СССР? До конца нас рассудить в этом вопросе вряд ли кто-то сможет, но если я прав, то вполне возможно, что подобный распад предстоит пережить и США. Можно натурализовать большое количество эмигрантов, сделать их гражданами США, но сам менталитет, да и культуру итальянцев, мексиканцев, пуэрториканцев, индейцев не уложить в уставные рамки.

Всеобщее стремление к миру во всём мире понимается каждым народом по-разному. Весь комплекс человеческих заблуждений, в том числе, попытки высших слоёв общества уложить низшие слои в прокрустово ложе Культуры, - у разных народов этот процесс происходит совершенно одинаково, да и точки отсчёта вроде тоже одинаковы, но всё ЭТО, как притягивает, так и отталкивает представителей разных этносов. Разобравшись во всём этом, можно, как бы не было это мало реально, смоделировать механизм вполне сносного сосуществования. Но, единственное `но` - ко всем канонам культуры и ко всему её многообразию нельзя подходить пунктуально, фанатично и с оглядкой на что-то или кого-то. Везде и всегда можно попытаться найти компромиссное решение, если только не опускаться до насилия. Со стороны может показаться, что мы ушли от основной темы нашей статьи. Но что ни говори, культура, в любом её проявлении, как и бескультурье, неотъемлемая часть нашей жизни. Кто-то из нас может спорить о том, у кого выше уровень культуры, но где критерии??? А кто-то кичится своим бескультурьем, но если неясно ГДЕ вершина, то ещё более непонятно - ГДЕ ДНО? Но, как бы то ни было, и те, и другие `при деле` - у них есть какой-никакой смысл жизни. Откровенно говоря, я и сам давно потерял всякое понятие о культуре цивилизованного человека, то есть, не вижу идеала, к которому стоит стремиться. Думаю, сейчас уже вряд ли найдутся эксперты в данной проблеме. Кроме того, эти три слова - культура цивилизованного человека - почти неотделимы друг от друга. И, опять-таки, у каждого народа возникнут свои комментарии по этому поводу, как и подобие критериев.

У меня давно сложилось жёсткое понимание, что культура и фарисейство абсолютно неразделимы. Нет необходимости заглядывать далеко вглубь тысячелетий, возьмём `золотой век` русской поэзии. Начиная с Пушкина, все те, кто нам рассказывал о самом возвышенном и, конечно же, о высших культурных эталонах довольно часто опускались на самое дно пошлости, а значит, и бескультурья. Насколько ЭТО необходимо, не могу даже и предполагать. Но насколько могу судить, ориентируясь на свой опыт, тоже самое творилось и в `серебряный век` русской поэзии. То есть, нам показывали апогей высших чувств, сами же, как только оказывались в тени опускались в близлежащие перигеи пошлости?! Кто-то, может, и задаст вопрос: `Ну и что?` А то, что через поэтов, художников и вообще - богему, мы вовлекаемся и окунаемся в мир прекрасного и через них же до нас может быть доведено, ЧТО такое КУЛЬТУРА, но получается, что ориентируясь на эту социальную прослойку, мы можем поставить КРЕСТ не только на культуре, но и на самом понятии - цивилизованный человек?! Очень не хочется грубить (хотя, может быть, и стоило), но о сегодняшнем гламурном бомонде вообще тяжело говорить спокойно, тем паче, брать `их` за идеал в чём угодно! Я готов спокойно отнестись к любому нравоучению, но только не из уст новоявленных падших ангелов, которые и пытаются ещё больше изваляться в грязи, чтобы хоть так поднять свой рейтинг, а не КУЛЬТУРУ! Насколько я помню, Багрицкий как-то высказал предположение: `мат пришёл в русскую культуру, чтобы белый люд мог общаться с чёрной костью...`.

Александр Назариков
18.01.2010

viperson.ru

Док. 619376
Перв. публик.: 18.01.10
Последн. ред.: 21.01.10
Число обращений: 0

  • Назариков Александр Александрович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``