В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: Во всем виноват режиссер Назад
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: Во всем виноват режиссер
Совсем недавно его "Чайки" летали на нижегородской сцене. Райхельгауз не
мельчит и уж если едет с гастролями - то на пол поезда,- сплошь народные артисты.
Как Райхельгауз стал "папой" самых знаменитых актеров? Почему ему и кризис - в радость, и Байкал по колено? Об этом Иосиф Райхельгауз рассказал журналу Respect&Q.
Иосиф Леонидович в Нижний привез акунинскую чайку и чеховскую. Чем был крайне недоволен. Еще бы, народ просит давно знакомого, а между тем его "Школа..." - это же просто собрание эксклюзивов и премьер.

Иосиф: Если мы показываем спектакль, то это исключительно премьера. Где-то в мире спектакль поставили - мы его уже не трогаем. Если спектакль показывают после нас в другом театре - я добиваюсь снятия. У нас единственный в Москве театр, где репертуар эксклюзивен. И вот единственное исключение - это "Чайка" Чехова. Я уважаю классику, но все-таки люблю показывать премьеры.

Respect&Q: Израиль, Германия, Франция... За месяц труппа Райхельгауза объезжает полмира. Где с переводом, где на интернациональном языке эмоций, но понимают актеров везде.
Недавно играли опять же чеховскую чайку (вздыхает, к сожалению) в Париже на Елисейских полях в театре Пьера Кардена, он сам нас пригласил, и французы смотрели замечательно с переводом.

В мире высокого искусства Райхельгауз давно сработался с высокими персонами. Но даже им финансовый кризис ударил по высоким гонорарам. А как театр переживает кризис? Хлеба и зрелищ требуют люди или только хлеба?
Знаете, это парадоксально, но русский человек так устроен, что когда ему плохо - он возвращается к искусству. И в октябре у нас уже проданы почти все билеты на январские представления. Притом что цены на билеты очень и очень подросли с нового сезона. И я уверен, идти будут, и будут еще больше ходить в театр.

Нижегородцы в этом случае - совсем не исключение. В ноябре труппа Райхельгауза гастролировала в Нижнем. Три спектакля, полные залы и приставные стульчики. Впечатлив нижегородцев, актеры сами искали впечатления в кремлевских стенах и волжских набережных.
У меня в труппе несколько нижегородцев, причем очень талантливые актеры. И вообще я очень люблю ваш город. Я из гостиницы смотрю вниз - место очень хорошее, такое русское место. В Москве это трудно почувствовать, она такой Нью-Йорк, а здесь я иду по центру города и вдруг деревянные ворота, веранда деревянная...

Он оказался в центре жизни театральной, как только окончил институт. Молодой Райхельгауз повелевал на сцене уже немолодыми советскими мегазвездами.
Когда я окончил ГИТИС, меня пригласили сразу в театр "Современник", и в моем дипломном спектакле "Из записок Лопатина" играли Константин Райкин, Неелова, Мягков, Гафт, Волчек, Табаков... Страшно сказать! Я ставлю в очень крупных театрах, поэтому имею дело с очень крупными артистами, сценографами разных стран. Это такой подарок судьбы. Наша профессия - во многом спонтанная, надо много знать, уметь, чувствовать... Но мне повезло именно в это время, в этом месте встретить именно этого человека.

Есть такие люди, самые главные в судьбе Иосифа Леонидовича. Конечно, его дочери.
У меня две дочери. Старшая - Маша Трегубова, главный художник очень популярного сейчас в Москве театра Дмитрия Крымова. Ей сейчас 27 лет, и она уже лауреат всевозможных премий. Вот недавно по каналу "Культура" была передача с ее участием. У меня выходит уже третья книжка - и она художник всех моих книг. Она, кстати, замужем уже семь лет, и муж ее, Алексей, тоже замечательный художник. А второй моей дочери 18 лет, она студентка 2-го курса филологического факультета МГУ. У меня творческая семья.

Случается же такое, в творческой семье дочери не стали артистками .
Я счастлив, что ни одна дочь не стала артисткой, потому что артистка-профессия такая... Если скажу какая - то не надо печатать.

И все же мы напечатаем, какая она, профессия артиста, по Райхельгаузу.
Вот вы выйдете на сцену, а у вас дома любимый муж, а на сцене вечером вы будете целоваться с партнером. Вы изменяете мужу в этот момент или нет? Если отвечает "нет", то это - плохая артистка, а если "да" - плохой человек...

Увлечение у Райхельгауза самое настоящее, мужское. Он еще в 14 лет сдал нормы на значок "Турист СССР" и до сих пор не сдает позиций ни в пустынях, ни на морях...
Я занимаюсь экспедициями, гонками по бездорожью. У меня скоро выходит книжка, которая так и называется: "Прогулки по бездорожью". Там я описываю пять наших экспедиций. В очень сложных климатических условиях: по непроходимой тайге, болоту, пустыне, горным рекам очень сложным, и в нашей команде много выдающихся спортсменов, гонщиков. Я горжусь тем, что хорошо это умею делать и регулярно хожу в экспедиции.

Он рассказывал о запредельных физических нагрузках и вдруг заговорил о духовном...
Знаете, стал виден предел этой жизни. Я в Нижнем Новгороде ходил по очень хорошему букинистическому магазину, просматривал книжки, и года два назад я бы накупил себе целый ящик. У меня дома замечательная библиотека, а я не приобрел ни одной книги. Я понимаю, что стал видеть предел своей жизни, что даже если мне осталось 20-30 лет, я все равно не смогу прочитать все. Я не могу поставить все спектакли, съездить во все страны... Хотелось бы подольше стоять на ногах, находиться в твердой памяти и чуть-чуть протянуть это подольше.

Я недавно встретился с коллегой в Нижнем Новгороде, он режиссер одного из театров. Я помню его активным, очень легким и вижу, как он изменился. Смотрю на него, как в зеркало... Я и сейчас понимаю, что мои студенты, коллеги разговаривают со мной в лучшем случае как с папой. Все чаще - как с дедушкой. Вот этим я очень огорчен.

Между тем долго огорчаться Райхельгаузу некогда, у него других хлопот полно.
Я своим студентам, актерам так и говорю: "Во всем виноват режиссер!" Этот человек определяет все: как театр играет, какую зарплату получает. Я считаю себя профессиональным грамотным режиссером, но, к сожалению, не считаю себя выдающимся. Я вижу, как работают выдающиеся режиссеры. Они чаще всего не руководят театром, а только делают спектакль как независимый продукт.

Тут Иосиф Леонидович скромничает. Как может быть режиссер невыдающимся, когда главную роль в его спектакле играл президент России? А точнее - президент Борис Ельцин. Подробнее об участии в подготовке президентского послания Райхельгауз рассказал в своей книге "Не верю".

В июле 1996 года Борис Ельцин выиграл второй тур президентских выборов у Геннадия Зюганова, но выяснилось, что президент болен и ему нужна операция на сердце. А в марте 1997 года должен состояться первый выход президента на люди, выступление с президентским посланием к Федеральному собранию.Чего опасалась команда президента?
Того, что Ельцин из-за слабости здоровья просто не выдержит "формата". Выступление президента перед камерами ведущих телекомпаний - удобный случай для оппозиции продемонстрировать мощь и немощь президента (опасались срыва выступления со стороны команды Зюганова). Собственно, режиссурой можно было попытаться скандал предотвратить.


Ельцин должен был выходить вместе со Строевым и Селезневым. Я предложил Ельцина умышленно задержать. Таким образом, в зрительном зале вместо шума и ожидаемых выкриков протеста возникнет недоумение: где президент? Также должен быть почти полумрак, и только когда по радио объявят выход Ельцина, в зале включается полный свет. Возникнет реакция как при появлении звезды на сцене. Зал не сможет не зааплодировать. Все так и получилось. Еще одна проблема решалась бандитским способом: как только президент начал читать, микрофоны отключили, чтобы ораторы не вклинивались с вопросами посреди выступления президента. Все, что я спланировал, сработало.

А через некоторое время на мой день рождения Анатолий Чубайс передал мне часы, на которых было выгравировано: "От президента РФ". Эти часы мой папа очень любит предъявлять автоинспектору на требование предъявить документы.





Текст: Ксения Патрушева

Док. 619373
Перв. публик.: 18.01.00
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 0

  • Чубайс Анатолий Борисович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Зюганов Геннадий Андреевич
  • Райхельгауз Иосиф Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``