В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РЖД и частники обменялись выпадами Назад
РЖД и частники обменялись выпадами
Пытаясь обсудить стратегию развития рынка

Вчера на международной конференции "Рынок транспортных услуг 2009: взаимодействие и партнерство" "Российские железные дороги" (РЖД) презентовали "Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года". По мнению корреспондента РБК daily, присутствовавшего на ее обсуждении, независимые операторы, хоть и серьезно напуганы грядущими изменениями в отрасли, вряд ли смогут противопоставить что-либо мнению монополии. Частники так и не смогли выработать единую точку зрения на дальнейшее реформирование отрасли, тогда как РЖД уже фактически заручились поддержкой ряда профильных ведомств.

Целевую модель презентовали всему рынку, однако его участники откровенно зевали во время презентации. Возможно, потому, что к моменту официального "перерезания ленточки" частники уже изучили ее вдоль и поперек. И даже их собственная "Концепция реформирования железнодорожного транспорта", уже отправленная во всевозможные госведомства, во многом написана почти теми же словами, что и модель РЖД (разработана совместно с компанией McKinsey). "Мы смогли прийти к общему мнению по широкому кругу вопросов", - повторяют, как мантру, независимые операторы. Хотя сравнительная характеристика двух документов - частного и монопольного - не показывает, что РЖД пошли на какие-то уступки частникам.

Основные камни преткновения РЖД и частников - отсутствие эффективного способа управления порожним пробегом частного парка, вероятный рост тарифов на перевозку примерно на 30% после создания Второй грузовой компании (ВГК), нежелание РЖД отдавать в частные руки локомотивную тягу, а также стремление монополии уменьшить количество операторов на рынке через их укрупнение, оставив им при этом лишь узкие сегменты. Гендиректор фирменного транспортного обслуживания РЖД Елена Кунаева во время обсуждения даже интересовалась у операторов: не чувствуют ли они уже необходимости в консолидации? Частники отмолчались.

При этом нервозность частников вызывает зависимость "дочек" РЖД от монополии. Гендиректор "Трансойл" Андрей Гомон задал риторический вопрос о том, стоит ли говорить о независимости от РЖД даже уже сформированных компаний, и заявил, что без этого частники вряд ли отдадут в них свои "кровные вагоны". Кстати, о необходимости "вывести зависимых операторов на путь независимости" высказалась чуть позже и старший банкир ЕБРР (один из акционеров "Трансконтейнера", "дочки" РЖД) Жанар Рымжанова.

Объявленная модель - не итог, а начало переговоров, которые завершатся некоей общей с рынками позицией к середине или концу следующего года. Но ее обсуждение показало, что независимые операторы де-факто не могут выработать общий взгляд на реформирование отрасли. Согласия друг с другом они достигли лишь по некоторым вопросам: не хотят входить в капитал ВГК (как заметил гендиректор "Евросиба" Дмитрий Никитин, такого "ни один [бухгалтерский] баланс не выдержит"), хотели бы получить доступ к локомотивной тяге и готовы стать локальными перевозчиками. По остальным вопросам у каждого были свои предложения и варианты. Впрочем, дружными аплодисментами зал встретил фразу гендиректора "Балттранссервиса" Владимира Прокофьева: "Не дай вам бог заикнуться в разговоре с РЖД об ответственности РЖД".

ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ

23.10.2009

Док. 619358
Перв. публик.: 23.10.09
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 0

  • Никитин Дмитрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``