В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Энергетический клуб ШОС и потенциал Ирана: проблемы и рекомендации Назад
Энергетический клуб ШОС и потенциал Ирана: проблемы и рекомендации
18.01.2010
Автор: В.Парамонов
http://www.easttime.ru/reganalitic/2/230.html

Идея создания Энергетического клуба (ЭК) ШОС официально была озвучена в 2006 году в то время президентом России В.В.Путиным на саммите ШОС в г.Шанхае, а на экспертно-аналитическом уровне получила обсуждение в рамках серии мероприятий, в том числе круглого стола "Перспективы формирования Энергетического клуба ШОС" (г.Ташкент, февраль 2007 года), организованного Центром политических исследований (Узбекистан) при поддержке Секретариата ШОС.
Министерство промышленности и энергетики России даже подготовило проект положения об Энергоклубе, согласно которому данная структура на первом этапе должна стать неправительственным совещательным органом, а ее основной задачей предполагается "создание информационной и дискуссионной площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств-членов ШОС и выработки предложений по повышению энергетической безопасности".
Можно как соглашаться, так и не соглашаться с подобной "узко энергетической" и "чисто консультативной" версией идеи создания ЭК - сегодня это не столь принципиально. Наиболее же принципиальным остается то, что вопрос формирования Энергоклуба в последние годы по непонятным причинам отошел (если не был "задвинут") на задний план, в то время как создание подобной структуры (пусть даже и в предлагаемом Россией варианте) могло бы стать достаточно важным шагом в укреплении Шанхайской организации: кстати говоря, в том числе за счет более активного подключения к работе Клуба некоторых стран-наблюдателей, на начальном этапе - в первую очередь Ирана. Основанием для подобного утверждения является понимание ряда принципиально важных проблем, с которыми сталкивается ШОС, а вовсе не та второстепенная с точки зрений долгосрочных интересов всех стран-членов Организации дискуссия по поводу права Ирана на использование ядерных технологий.

Ключевые проблемы на пути развития ШОС
Среди ключевых проблем ШОС принципиально важной является экономико-географическая изоляция Центральной Азии (ЦА), а также отдельных регионов России и Китая. Как представляется, именно ее решение должно быть предметом первоочередного внимания в рамках создаваемых в ШОС различных структур и подструктур, в том числе Энергоклуба. Безусловно, что на первый взгляд данная проблема наиболее актуальна прежде всего для ЦА, так как связана с удаленностью региона от морских коммуникаций и его экономико-географической замкнутостью внутри Евразии, что с особой силой проявилось в результате распада единой экономической системы бывшего СССР. В то же время, названная проблема не менее актуальна для РФ и КНР, ряд районов которых обладают схожими с ЦА экономико-географические условиями. Рассмотрим это.
Во-первых, известно, что в современной мировой экономике морской транспорт в целом более предпочтителен, чем железнодорожный, автомобильный и воздушный. Это связано с целым рядом преимуществ: гораздо большей грузоподъемностью морского транспорта, меньшим расходом топлива в расчете на 1 тонно-километр, отсутствием необходимости в оплате пошлин при транспортировке грузов морем, а также амортизационных отчислений для поддержания коммуникаций в рабочем состоянии (в отличие, например, от сухопутных коммуникаций). Именно фактор дешевизны морского транспорта по сравнению с сухопутным еще 500 лет назад сыграл ключевую роль в упадке Великого шелкового пути и вплоть до настоящего времени определяет перманентное отставание в экономическом развитии внутриконтинентальных регионов от приморских во всем мире. Однако особенно ярко это проявляется в Евразии, имеющей огромное внутреннее пространство. Поэтому страны Центральной Азии, а также ряд промышленных регионов России (Урал, Сибирь, Поволжье и ряд других) и внутренние районы Китая (особенно западные, такие как Синьцзян-Уйгурский автономный район) связаны общим условием - географической удаленностью от морских коммуникаций - главных артерий мировой торговли.
Во-вторых, именно после распада единого экономического пространства СССР география стала диктовать странам ЦА свои "правила игры", экономически сильно затруднив для них доступ к морским портам. Например, Узбекистан после обретения независимости оказался одним из двух во всем мире т.н. дважды замкнутых государств (другая страна - Лихтенштейн), которому для выхода к открытому морю необходимо преодолеть границы как минимум двух государств. В свою очередь, Таджикистан стал обладать еще более сложными экономико-географическими условиями, так как большая часть таджикской территории расположена в высокогорной местности, а наиболее эффективное сухопутное транспортное сообщение может развиваться только через тот же т.н. дважды замкнутый Узбекистан. Хотя ряд граничащих с Центральной Азией внутренних районов Китая и России находятся в очень схожих географических условиях, однако экономики Китая и России в отличие от центральноазиатского региона не "раздроблены" на национальные сегменты.
В-третьих, и, наверное, это один из важных моментов применительно к обоснованию транспортной составляющей идеи создания Энергоклуба ШОС - изоляция той же ЦА в системе евразийских сухопутных коммуникаций проявляется даже в сфере трубопроводного транспорта, обладающего целым рядом преимуществ перед остальными видами транспорта. Так существующая система трубопроводов в Центральной Азии замкнута на Россию и не может быть задействована для евразийского транзита нефти и газа, хотя географическое положение региона и его достаточно развитая трубопроводная инфраструктура теоретически могли бы позволить это. Формирующаяся же система трубопроводов в других направлениях, в том же китайском, в целом пока не предполагает этого.

* * *
В целом проблема экономико-географической изоляции носит труднопреодолимый характер в "узко энергетическом" смысле и "узко ШОСовском формате": ее невозможно решить без понимания долгосрочной общности интересов стран-членов организации - совместного экономического освоения и развития огромного внутриконтинентального пространства Евразии. Только при наличии политической воли указанных стран и их основных партнеров осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза в рамках ШОС, возможно обеспечение прорыва в комплексном развитии внутренних пространств Евразии, включающих ЦА, западный Китай и ряд внутренних регионов России. И только при понимании всего этого возможно создание эффективного Энергетического клуба ШОС.

Транспортно-энергетический мост "Ближний Восток -
Иран - Центральная Азия / Россия - Китай - АТР"
В качестве локомотивного проекта, способного подвести ШОС к следованию долгосрочной линии в своем развитии, представляется рассмотреть идею строительства системы магистральных газо- и нефтепроводов между крупнейшими мировыми производителями углеводородов (Ближний Восток и Иран) и наиболее динамично развивающимися регионами мира (Китай и страны АТР), предусмотрев к тому же возможность ответвления в сторону Европы. Главным объективным препятствием в реализации данного проекта будет горный рельеф на пути транспортировки углеводородов через территорию Ирана, но при соответствующей политической воли и техническом решении это препятствие может быть преодолено.
Более того очевидно, что однозначно против данного проекта будут выступать США и их ключевые союзники, однако, речь идет о принципиальном изменении хода уже запущенных процессов развития Евразии, а не о следовании в фарватере американской политики и схемы форматирования глобальных и региональных процессов.
На начальном этапе предлагаемая система трубопроводов может проходить по маршруту: "Иран - Туркменистан - Узбекистан - южный Казахстан - СУАР КНР". В дальнейшем возможно увеличение протяженности данного маршрута за счет подключения к нему других (помимо Ирана) стран-поставщиков (из Ближнего Востока) и стран-потребителей (из АТР) углеводородов. Позднее евразийский сухопутный транспортно-энергетический мост может быть продлен и в западном направлении по маршруту "Ближний Восток - Иран - Центральная Азия - Россия - Европа", где Россия уже будет транзитной страной.
Причем, евразийский транспортно-энергетический мост от Ближнего Востока как в сторону Китая, так и в сторону Европы целесообразно прокладывать через Центральную Азию, так как направления в обход региона характеризуются наличием крайне сложного (преимущественно горного) рельефа. Более того в регионе уже существует достаточно развитая система трубопроводов и строится новая: как в российском, так и китайском направлениях.
Реализацию проекта в принципе можно осуществить по уже отработанному механизму Каспийского трубопроводного консорциума с той лишь разницей, что это будет стратегически на порядок более важный и масштабный проект. Представляется, что его детальную разработку следует осуществлять параллельно с форсированием процессов интеграции нефтегазовых комплексов России и стран Центральной Азии (в рамках ЕврАзЭС). При этом условии Россия автоматически будет полноправным участником всех маршрутов транспортно-энергетического моста, несмотря на то, что на начальном этапе они не будут проходить через российскую территорию.
Теоретически транспортно-энергетический мост способен окупить себя в короткие сроки, а главное - составить конкуренцию морским маршрутам. Так наполнение трубопроводов достаточными объемами нефти и газа может быть легко обеспечено, учитывая наличие огромных углеводородных ресурсов на Ближнем и Среднем Востоке (около 3/4 мировых запасов) и одновременно растущих энергетических потребностей Китая, государств АТР и Европы. Тем более, что зависимость Китая и стран АТР от импорта нефти из арабских стран и Ирана будет возрастать и следовательно будет возрастать заинтересованность крупнейших мировых поставщиков и потребителей углеводородов в обеспечении гарантий безопасности их транспортировки.
Кроме того, транспортировка углеводородов по трубопроводам через территорию Центральной Азии, как представляется, может быть рентабельна. Тот факт, что маршрут пройдет по степным и пустынным районам, а также в относительно теплой климатической зоне, существенно облегчит и удешевит строительство и эксплуатацию всей системы трубопроводов. Тем более, что данный проект эффективно впишется в осуществляемые в Китае работы по формированию трубопроводной системы из СУАР в восточные провинции КНР.
Учитывая потенциально высокую экономическую рентабельность, а главное - стратегическую важность системы трубопроводов логично предположить, что значительная часть углеводородных потоков из стран Ближнего и Среднего Востока (или, на начальном этапе - из Ирана) может быть переориентирована на этот маршрут.
Для реализации проекта необходимо максимально эффективно задействовать механизмы ШОС, тем более что Иран имеет статус наблюдателя в данной Организации. Поэтому именно Иран мог бы претендовать на первоочередное вступление в ШОС в качестве полноправного члена данной организации (или, по крайней мере, на особый формат отношений с ШОС), а также, не исключено, на получение и другой поддержки, в том числе в рамках иранской программы мирного освоения атома.
* * *
В целом, транспортно-энергетический мост будет важным и выгодным проектом для всех участников, так как его идея соответствует не только их коммерческим, но и долгосрочным и стратегическим интересам.
С точки зрения интересов России и стран Центральной Азии (де-факто уже "встроенных" в единую транспортно-коммуникационную систему, а также в целом обладающих структурно-технологической взаимозависимостью) это будет означать преодоление периферийности в евразийской (по сути - глобальной) "схеме" добычи и транспортировки энергоносителей, дальнейшее усиление (а не ослабление) этой взаимозависимости. Как результат - существенное перераспределение континентальных (по сути - мировых) потоков энергоресурсов в пользу России и центральноазиатских стран. Помимо этого, евразийский транспортно-энергетический мост исключит возможный конфликт энергетических интересов России с интересами Китая в Центральной Азии.
С точки зрения интересов Китая, вышеуказанный евразийский транспортно-энергетический мост придаст существенный импульс промышленному развитию СУАР, обеспечит Китаю и странам АТР альтернативный и беспрепятственный сухопутных доступ к углеводородным ресурсам Ближнего и Среднего Востока, станет дополнительным гарантом стабильности поставок углеводородов в наиболее динамично развивающиеся страны мира в требуемых объемах, в целом сделает их менее зависимым от морских коммуникаций.
В свою очередь для стран Ближнего и Среднего Востока это будет означать диверсификацию доступа на традиционные рынки сбыта своих углеводородов, интенсификацию связей с Китаем, а также АТР в целом и кардинальное снижение зависимости от контролируемых США морских маршрутов транспортировки углеводородов.
Кроме того, осуществление проекта потребует масштабных и разноплановых работ, что даст большой портфель заказов не только нефтегазовым компаниям стран-членов ШОС, но и главное - смежным отраслям промышленности этих стран (металлургия, машиностроение, металлообработка, синтетические материалы и т.п.). Тем самым, данный проект будет способствовать экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС, становлению ШОС как экономического блока.
В итоге, крупнейшие мировые производители углеводородов будут втягиваться в орбиту экономического влияния ШОС. Причем, Китай и страны АТР будут импортировать углеводороды Ближнего и Среднего Востока, а Россия и Центральная Азия сохранят свой нефтегазовый потенциал для целей собственного развития и, помимо этого, будут получать прибыль от транзита энергоресурсов (хотя этот коммерческий вопрос здесь непринципиален). Уже сейчас России и странам региона совместно с Китаем и Ираном целесообразно начать обсуждение и лоббирование строительства транспортно-энергетического сухопутного моста в ходе двусторонних и многосторонних консультаций.

Другие направления сотрудничества в рамках ЭК ШОС
В рамках Энергоклуба ШОС представляется целесообразным поиск и других локомотивных проектов, к которым могут быть привлечены и страны-наблюдатели Организации. На начальном этапе в качестве ключевых направлений предлагается рассматривать следующие:
- энергетическое машиностроение;
- глубокая переработка углеводородного сырья;
- атомная энергетика;
- гидроэнергетика.

Энергетическое машиностроение
(машиностроительная отрасль ТЭК)
Как представляется, отрасль энергетического машиностроения могла бы стать одним из перспективных направлений для стимулирования экономического сотрудничества в ШОС. Отрасль энергетического машиностроения предложена прежде всего потому что именно с Китаем Россия и другие страны бывшего СССР имеют достаточно большой опыт по сотрудничеству в плане производства энергетического оборудования. Этот опыт еще не забыт и может быть использован. Кроме того, энергетическое машиностроение непосредственно связано со многими смежными, в том числе и наукоемкими отраслями экономики: металлургией, металлообработкой, химической, электротехнической и электронной отраслями, приборостроением и т.п.
Немаловажное значение здесь имеет и тот факт, что отрасли энергетического машиностроения постсоветских стран, прежде всего России, и Китая способны дополнять друг друга в плане эффективного использования взаимных преимуществ и компенсации недостатков. Так, например, российская отрасль энергетического машиностроения по определенным позициям (например, оборудование для атомной энергетики) пока сохраняет технологические преимущества. В то же время по целому ряду позиций китайская отрасль энергетического машиностроения, освоившая современные западные технологии, имеет преимущества, однако при необходимости может быть адаптирована под стандарты стран СНГ.
Более того, взаимный обмен передовыми технологиями и научно-техническими достижениями (причем не на коммерческой, а на политической основе) способен обеспечить системный прорыв в развитии не только отрасли энергетического машиностроения и ТЭК в целом, но и дать импульс к постепенному развитию кооперации и в других отраслях экономики стран-членов ШОС.

Глубокая переработка углеводородного сырья
Приоритетность данного направления обусловлена необходимостью развития химической отрасли, нефтегазовых отраслей ТЭК (как поставщиков сырья для химической отрасли) и многих других отраслей экономики, являющихся потребителями продукции химической отрасли.
Предлагается создать в рамках ШОС сеть совместных предприятий (СП), нацеленных на глубокую переработку углеводородного сырья на территории не только Китая, но и России, а также стран Центральной Азии с последующей реализацией готовой продукции на внешних рынках. Причем, наряду с использованием уже существующих производственных мощностей, предлагается рассмотреть вопрос о совместном строительстве новых предприятий вблизи углеводородных месторождений, чтобы избежать высоких затрат на транспортировку. Например, ту же центральноазиатскую (казахстанскую) нефть, содержащую высокую долю тяжелых фракций экономически более целесообразно не экспортировать, а перерабатывать на месте с применением крекинг-процессов. В частности, путем крекинг-процессов из мазута эффективнее получать высокооктановый бензин, авиационный керосин, другие виды топлива.
Одновременно с этим, энергетическое сотрудничество в ШОС следует ориентировать и на глубокую переработку газа путем создания сети газохимических производств на территории России, Китая и стран Центральной Азии вблизи газовых месторождений.
При этом необходимо всемерно поощрять китайских инвесторов осуществлять глубокую переработку углеводородов на территории России и стран ЦА (снижение налогов, арендных платежей, отсрочки по тем или иным видам налоговых выплат и т.п.). Кроме того России и странам центральноазиатского региона целесообразно увязывать вопросы поставок в Китай нефтегазового сырья с объемами поставок в Китай и продуктов глубокой переработки углеводородов с совместных российско-китайских предприятий, расположенных на территории России и ЦА.
Более того, той же России крайне важно вообще увязывать вопросы сотрудничества с Китаем в нефтегазовых отраслях с продвижением иных экономических проектов, а также с вопросами взаимовыгодного сотрудничества в политической и военной сферах. Как представляется, именно такая логика может обеспечить взаимовыгодный обмен новейшими технологиями, интеллектуальной собственностью и другими ресурсами между Россией и Китаем. Например, в обмен на те или иные российские военные технологии, Китай мог бы передать России ряд новейших технологий в сфере глубокой переработки углеводородов и получения синтетических материалов.
Развитие экономического сотрудничества в сфере глубокой переработки углеводородов могло бы дать мощный импульс масштабному освоению ресурсов внутриконтинентального пространства Евразии и стимулировать реальную экономическую интеграцию в рамках ЕврАзЭС и ШОС. Представляется, что кооперация в сфере глубокой переработки углеводородов станет взаимовыгодной и будет положительно воспринята и поддержана в тех же странах ЦА, где уделяется повышенное внимание вопросам кардинального повышения экономической эффективности деятельности отраслей ТЭК.
Для России и стран Центральной Азии данная сфера сотрудничества будет означать подъем химической и целого ряда других отраслей промышленности, в целом преодоление экспортно-сырьевой ориентации экономик, а также развитие внутреннего рынка и создание новых рабочих мест, проникновение на китайский рынок. Для Китая - это широкое проникновение на рынок всего постсоветского пространства, укрепление и развитие ШОС, становление его как экономического блока.

Атомная энергетика
Данное направление касается преимущественно российско-китайского формата взаимодействия, однако, способно стимулировать и налаживание многосторонней кооперации в рамках ШОС, в первую очередь в высокотехнологичных отраслях.
Атомные технологии - это потенциально наиболее эффективная сфера взаимовыгодного российско-китайского сотрудничества в отраслях ТЭК, так как именно здесь преимущества России и Китая друг перед другом выражены наиболее ярко. Специфика научно-технического развития Китая вообще и атомных технологий в частности состоит в том, что Китай в приоритетном порядке развивал не столько фундаментальные научные заделы, сколько передовые инновационные производства, опираясь на новейшие научно-технические достижения других стран. В плане создания таких производств Китай уже опережает Россию.
В то же время в плане фундаментальных заделов Китай пока заметно отстает от России. Китай по-прежнему вынужден импортировать ряд товаров и изделий, производимых на основе ядерных технологий. В свою очередь, Россия обладает значительными научными и технологическими заделами, однако реализовать их самостоятельно практически не может вследствие слабой развитости инновационно-производственной инфраструктуры, равно как и прикладных разработок.
В этой связи логично предположить, что двусторонняя кооперация в атомной энергетике, если будет стимулироваться на политическом уровне может обеспечить системный технологический прорыв и России и Китая. Под стимулированием российско-китайской кооперации подразумевается создание эффективных межгосударственных механизмов привлечения российских и китайских ресурсов в развитие совместных НИОКР на базе российских фундаментальных заделов и китайской производственно-инновационной инфраструктуры.
В первую очередь, здесь необходимо более активно использовать возможности Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий", в состав которой входят всемирно известные Курчатовский институт, московский и санкт-петербургский физико-технические университеты, которые являются законодателями в фундаментальных разработках для атомной промышленности.
Кроме того, следует обусловить доступ Китая к передовым научным и техническим заделам России с привлечения китайских инвестиций в модернизацию российской инновационно-производственной инфраструктуры, а также в целом участием Китая в других приоритетных для России проектах. При этом важно продумать механизмы защиты российской интеллектуальной собственности.
Возможности для запуска российско-китайской кооперации в атомной энергетики достаточно велики, в том числе и потому, что сегодня Китай реализует программу строительства атомных электростанций. Предполагается, что к 2030 году в Китае будет действовать порядка 30 АЭС, а их доля в выработке электроэнергии составит около 7%. Для этого в Китае уже сформирован целевой "атомный" бюджет в размере 60,3 млрд. долларов.
Кроме того, к российско-китайскому взаимодействию в атомной отрасли могут быть привечены и страны Центральной Азии, учитывая то, что почти все залежи урановых руд СНГ, потенциально рентабельных для промышленного освоения, находятся в Казахстане и Узбекистане. В принципе, процесс российско-казахстанской и китайско-казахстанской кооперации по производству ядерного топлива уже начался, но желательно включение в данный процесс и Узбекистана.

Гидроэнергетика
Данное направление потенциально могло бы способствовать расширению энергетического сотрудничества в рамках ШОС, наращиванию объемов производства экологически чистой электроэнергии. Это позволило бы странам-членам ШОС экономить дорогостоящие невозобновляемые ресурсы и значительно повысить свою энергетическую безопасность, снизить вероятность конфликта энергетических интересов, стимулировать экономический рост в целом.
Наиболее перспективным было бы освоение гидроэнергетических энергоресурсов именно Сибири и Дальнего Востока (а не ЦА) в целях выработки электроэнергии для нужд экономики России (включая указанных регионов), приграничных провинций Китая и, возможно, стран ЦА. Обоснованием целесообразности этого является то, что потребности стран-членов ШОС в дешевой электроэнергии велики, а в перспективе будут расти. Очевидно, что проекты в этом направлении также предусматривают строительство линий электропередач, что будет способствовать объединению пространства ШОС в единую систему электроснабжения.
Только на последующих этапах, кооперация в гидроэнергетической отрасли могла бы интенсифицировать процесс совместного (!) в рамках ШОС освоения гидроэнергетического комплекса самих государств Центральной Азии. Речь идет в первую очередь о более активном освоении гидроэнергетических ресурсов Таджикистана и Кыргызстана. При этом наиболее реальными проектами сегодня могли бы стать строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане (являются долгостроями советского времени). Однако, всему этому должно предшествовать глубокое и многостороннее изучение вопросов возведения крупных гидроэнергетических объектов (оценка рисков и угроз, выработка механизмов компенсации потерь) и, безусловно, тесная увязка этих вопросов с процессом региональной экономической интеграции. С высоты сегодняшнего дня, учитывая современную ситуацию в ЦА и вокруг нее, представляется, что достижение прорыва в этом направлении возможно только в среднесрочной, а то и долгосрочной перспективе.

* * *
Задача формирования Энергетического клуба ШОС - повышения эффективности сотрудничества в отраслях ТЭК должна решаться только в комплексе с более масштабными задачами в рамках ШОС в сфере межгосударственных отношений вообще (в том числе формирования системы региональной безопасности) и экономического сотрудничества в частности. В противном случае энергетическое взаимодействие в ШОС скорее всего так и останется на малоэффективном уровне, будет подчинено краткосрочным, коммерческим целям и обслуживать преимущественно поставку сырьевых ресурсов в Китай. Ведь пока складывается впечатление, что в основу функционирования ТЭК некоторых стран-членов ШОС заложены принципы рентабельности национальных компаний и получения ими максимальной коммерческой выгоды, а не принципы подчинения деятельности ТЭК интересам обеспечения устойчивого и комплексного развития всех отраслей национальной экономики, и тем более не принципы долгосрочной стабильности всех стран-членов Организации.

При подготовке статьи использовались наработки, сделанные совместно с А.Строковым и О.Столповским.

Док. 619347
Опублик.: 18.01.10
Число обращений: 0

  • Парамонов Владимир Владимирович
  • Строков Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``