Путин поздравил Лукашенко с днём рождения
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Юрий Батурин: Длинный путь к возможности знать
Юрий Батурин: Длинный путь к возможности знать
1 января 2010 года вступил в силу закон, регламентирующий права граждан на информацию о деятельности государственных органов. Не прошло и четверти века...

1 января 2010 года вступил в силу принятый год назад Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Но мало кто помнит, а уж молодежь и вовсе не знает, что путь к "обеспечению доступа к информации" занял более двух десятилетий.
 


Еще в начале 1987 года была поставлена задача подготовить и принять закон о гласности. Хотя "гласность" - слово русское, было бы ошибкой думать, что отношения гласности неизвестны мировому сообществу. Их стержень - право на информацию - опирается как на законодательные основания, так и на обширную политическую практику. Этот богатый опыт отражает определенные закономерности.

Так, выяснилось, что особенности национальных решений проблемы укладываются в рамки одного из двух принципиальных подходов. В странах с демократическими традициями право доступа к информации предоставляется в первую очередь гражданину, а затем уже средствам массовой информации, политическим партиям, деловым кругам и т.д. В прочих странах вопрос о свободе информации подменяется лозунгом свободы прессы. Тем самым одновременно (и незаметно) достигаются два результата:

1) гражданин исключается из тех, кто имеет право непосредственного доступа к источникам информации;

2) формируется своеобразное понимание свободы информации исключительно как права государства информировать своих граждан не посредством предоставления доступа к ней самих граждан, а через пресс-конференции, брифинги - и вообще путем предоставления информации прессе. Таким образом, круг допущенных к информации ограничивается преимущественно средствами массовой информации.

Исторически в нашей стране получилось так, что важный закон о средствах массовой информации удалось принять первым. Он сыграл свою роль в становлении свободы информации. Но база для него - закон о праве на информацию - сильно задержался.

Проект закона о гласности был подготовлен в течение трех месяцев - с марта по май 1987 года, но вскоре благополучно похоронен благодаря усилиям Верховного Совета СССР. Много лет в новой России пытались принять закон о праве на информацию. Сначала удалось ввести только общую норму в законодательство, касающееся информационных технологий, без процедур, так необходимых для граждан.

После долгих безуспешных попыток принять закон на федеральном уровне специалисты предложили действовать через регионы. И тут пришел успех. Первым, в 2002 году, был принят очень качественный закон "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области". Впоследствии аналогичные законы появились и в некоторых других регионах. Таким образом, законодательное решение вопроса о доступе к информации пробило себе дорогу снизу.

Двадцать два года, чуть ли не четверть века, потребовалось, чтобы "семена" проекта закона о гласности наконец взошли в нашей стране.

Впрочем, и нынешние "всходы" - не совсем тот урожай, какого ожидали в конце 1980-х годов. Как видно уже из названия нового российского закона, его предмет оказывается лишь частью предмета закона о гласности 1987 года. Замечаем мы и похожие округлые формулировки: тогда вместо "гласности" предлагали делать закон "о расширении гласности", сегодня вместо "доступа к информации" - закон "об обеспечении доступа". Тем не менее это серьезный демократический шаг, и многие вопросы в ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" решены довольно детально.

Каково различие общественных потребностей и запросов в те далекие времена и сейчас, а также разницу в нормативно-правовых решениях читатель может схематично представить, изучив нашу сравнительную таблицу основных положений проекта закона СССР "О гласности" (1987 г.) и Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (2009 г.).

Юрий Батурин
"Новая газета", N 02, 13 января 2010.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

основных положений проекта Закона СССР `О гласности` (1987 г.) и Федерального закона `Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления` (2009 г.)

 

                      Нормы          правового акта    Закон СССР `О гласности`              Проект         (1987)      ФЗ  `Об обеспечении доступа к информации...`     (2009)        Примечания
                I             II           III         IV
 Право на информациюСформулировано  подробно                Упомянуто в предпоследней статье `Ответственность за нарушение права на доступ к информации...`Предусмотрены права пользователя  
Принципы доступа                                          к  информации               Есть         Есть 
Способы обеспечения доступа к информации              Есть          Есть 
Запрос информацииЕсть, хотя термин `запрос` не употреблялсяДетальная регламентация 
Требования при обеспечении доступа к информации             Нет         ЕстьДостоверность, сроки, расходы
Организация доступа                                     к информации              Есть         Есть 
Предоставление информации по запросуДетально не регламентированоДетальная регламентация 
Форма предоставления информации (информирования)              Есть          ЕстьУстная форма, документ, опубликование
Ограничения   доступа к информацииПеречни сведений ограниченного доступа не подлежат расширительному толкованиюОтсылка к действующему законодательству 
Основания отказа на запрос информацииОтказ должен быть мотивирован        Детальная регламентация 
Защита права на доступ к информацииПредусмотрена      ПредусмотренаОбжалование вышестоящему должностному лицу или в суд
Ответственность за нарушение  гласности (права на доступ к информации)ПредусмотренаПредусмотрена 
Информационные стенды   и иные средства            Есть        Есть 
Бесплатное предоставление информацииВся информация рассматривалась как бесплатнаяПредусмотрены виды бесплатной информации 
Плата за предоставление информацииНе предусмотренаПредусмотрены условия предоставления  информации за плату  
Средства массовой информацииОтсылка к будущему закону о СМИПредусмотрен запрос редакций СМИ (в части, неурегулированной действующим Законом о СМИ) 
Информация о мероприятиях и событиях, представляющих особый интерес для населения и трудовых коллективовОбязательны для опубликования сведения о строительстве и сносе жилых домов, зданий культурно-бытового назначения и производственных, о сносе и реконструкции памятников природы, истории и культуры, о планах по ЖКХ, здравоохранению, образованию, о состоянии окружающей среды и др.Информация о чрезвычайных ситуациях и мерах защиты населения и территорий 
Присутствие на заседаниях коллегиальных органов             Есть         Есть 
Доступность библиотечных фондовБеспрепятственный доступОтсылка: `в устанавливаемом порядке` 
Доступность архивных фондовОткрытие материалов ограниченного доступа по истечении установленного срокаОтсылка: `в устанавливаемом порядке` 
Публикация статистических данных  Систематическое открытое опубликование в абсолютных и относительных единицахПредусмотрено размещение на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления 
Информирование о результатах проверокПредусмотрена гласность деятельности органов народного контроляПредусмотрено информирование о результатах проверок  
Гласность подготовки проектов законов и других нормативных актовПредусмотрена (включая вынесение проектов на всенародное обсуждение или обсуждение общественностью)Предусмотрено размещение на официальных сайтах 
 Публикация нормативных актов и иных  государственных решений    Обязательное полное и открытое опубликованиеОтсылка к действующему законодательству 
Гласность выборовПредусмотренаВне сферы действия данного ФЗ 
Отчеты депутатов перед избирателямиПредусмотреныВне сферы действия данного ФЗ 
Гласность при назначении должностных лиц  и освобождении их  от должностиВозможность выдвижения альтернативных кандидатов, гласное обсуждение, опубликование причин освобождения от должностиПредусмотрено размещение на официальных сайтах информации о вакантных должностях 
Гласность в деятельности судовПредусмотренаОтсылка к ФЗ от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" 
Гласность в деятельности государственного арбитражаПредусмотренаВне сферы действия данного ФЗ 
Гласность в деятельности прокуратурыПредусмотренаОтдельно не регламентирована 
Гласность в деятельности органов внутренних делПредусмотренаОтдельно не регламентирована 
Гласность реабилитации гражданПредусмотрена. По требованию реабилитированного -публикация сообщения в печати            Нет  
Право на публичное выражение мненийСформулировано подробноВне сферы действия данного ФЗ 
Публичная отчетность о расходовании общественных средствПредусмотренаВне сферы действия данного ФЗ 
Гласность деятельности общественных организацийПредусмотренаВне сферы действия данного ФЗ 
Право общественных организаций на получение информации от государственных органовПредусмотреноПредусмотрено на общих основаниях как пользователя 
Гласность в трудовых коллективахИнформирование трудовых коллективов руководством, учет мнения трудовых коллективов при принятии решенияНет 

 

 

От редакции: несколько дней назад кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности Государственного университета - Высшей школы экономики под общей редакцией заведующего кафедрой профессора М.А.Федотова выпустила солидный том `Гласность как предмет правового регулирования`, где читатель может найти множество документов 1980-х годов, посвященных попыткам обеспечения гласности.



viperson.ru

Док. 619178
Перв. публик.: 14.01.10
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 0

  • Публицистика

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``