Путин поздравил Лукашенко с днём рождения
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Александр Арутюнов: Комментарий к Административному регламенту МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения
Александр Арутюнов: Комментарий к Административному регламенту МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения
Указанный регламент вступил в силу 1 сентября 2009 года, следовательно, сотрудники ГИБДД уже обязаны руководствоваться им в своей деятельности. Пусть читатель (потенциальный участник дорожного движения) сам попробует оценить, насколько действия сотрудников ГИБДД соответствуют предъявляемым требованиям.

Итак, согласно пункту 24 регламента сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру; в свою очередь, в соответствии с пунктом 25 сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. Нам неизвестно, о каких случаях, запрещенных законодательством, идет речь. Есть опасения, что сотрудники милиции могут злоупотреблять этим исключением.

Как следует из регламента, при обращении к участнику дорожного движения сотрудник не обязан отдавать честь. Справедливости ради заметим, что сотрудники ГИБДД в основной своей массе, видимо, по привычке продолжают ее отдавать. Нам кажется, что если сотрудник ГИБДД отдает честь, проявляя тем самым уважение к участнику дорожного движения, то это вызывает адекватную реакцию со стороны последнего. Непонятно, зачем же было от этого отказываться!?

Административный регламент устанавливает (пункт 44), что при осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут использоваться естественные и искусственные укрытия. Тем самым, документ узаконил нахождение сотрудников "в засаде", но в то же время запретил использовать транспортные средства, не относящиеся к патрульным автомобилям (пункт 41). Более того, регламент запретил действия, влекущие ограничение видимости участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля (например, с использованием открытой панели багажного отделения и иных способов).

Пунктом 46 регламента установлено, что технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

На наш взгляд, крайне важно, что регламентом не допускается использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью. Иными словами, сотруднику запрещено использовать, например, радар, который не числится в подразделении ГИБДД.

Если сотрудник выявит факт управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада, то водителю предлагается прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий, учитывая при этом, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения (пункт 48).

В соответствии с пунктом 95 регламента основанием для составления постановления-квитанции о наложении административного штрафа является выявление административного правонарушения, наличие события которого участник дорожного движения не оспаривает и не отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Если лицо на месте совершения административного правонарушения после наложения на него административного штрафа путем составления постановления-квитанции оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, то составляется протокол об административном правонарушении, а постановление-квитанция аннулируется (пункт 101).

Согласно пункту 113 регламента лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства; данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении.

В пункте 136 регламента четко прописаны основания для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения:

1) отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

2) несогласие лица с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

3) наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

4) наличие повода к возбуждению в отношении лица дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) или частью 2 статьи 12.30 (нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) Кодекса РФ об административных правонарушениях;

5) подозрение лица в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

В соответствии с пунктом 137.2 регламента в случае направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол установленной формы. При отсутствии у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, документов, удостоверяющих личность, сведения об этом, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае сотрудником установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Далее, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается сотрудником, его составившим, понятыми и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица от подписания протокола либо нахождения его в беспомощном состоянии, исключающем возможность подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (пункт 137.3 регламента).

Пунктом 137.4 регламента предусмотрено, что лицо, направленное на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, препровождается к месту его проведения в медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, либо в специально оборудованный для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения передвижной медицинский пункт, соответствующий установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

В случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства (пункт 137.5 регламента). Нам кажется, что водителей такое положение дел устраивать не может. Сотрудник заподозрил у водителя состояние опьянения, направил последнего на медицинское освидетельствование, отняв у него время, а потом, когда подозрения сотрудника не подтвердились, "облагодетельствовал" - довез до машины. А надо бы еще извиниться!

Пунктом 146 регламента установлены основания для задержания транспортного средства, среди которых, в частности, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца; управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды); управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в том числе при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения получена заверенная печатью медицинской организации и подписью врача справка, в которой отражено, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, а окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права; нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле; невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; выявление транспортного средства, находящегося в розыске.

Задержание транспортного средства осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении путем его направления на специализированную стоянку (пункт 147 регламента).

При этом пункт 147.1 устанавливает, что в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется. Как это понимать? Полагаем, что если транспортное средство еще только грузят на спецтранспорт, а в это время появляется водитель задерживаемого автомобиля, то увозить транспортное средство на спецстоянку уже нельзя.

Наконец, хотелось бы обратить внимание на пункты 149 и 155 регламента, поскольку, главное, в них даны определения "осмотра" и "досмотра".

Согласно пункту 149 регламента основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

1) ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;

2) необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;

3) наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;

4) наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.

Основаниями же для досмотра транспортного средства (пункт 155), то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

1) ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;

2) отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза;

3) проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления;

4) проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

    По нашему мнению, в настоящее время действия сотрудников ГИБДД на дороге, мягко говоря, несколько отличаются от тех, что прописаны в Административном регламенте, но будем надеяться и верить, что "светлое будущее" не за горами.


А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук

www.viperson.ru

13.01.2010

Док. 619121
Опублик.: 13.01.10
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``