В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алла Касьянова: Формирование инновационной экономики как важнейша задача современной России Назад
Алла Касьянова: Формирование инновационной экономики как важнейша задача современной России
Задача перехода к диверсифицированной инновационной экономике, является крайне актуальной для нашей страны. Построение экономики знаний провозглашено первоочередным по важности направлением экономической политики во всех развитых странах мира. В связи с этим не вызывает сомнения то, что всесторонняя разработка вопросов ее формирования должна стать одним из наиболее перспективных и динамичных направлений экономических исследований в ближайшие годы. Россия находится в русле общих тенденций развития современного мира и не учитывать процесс формирования так называемой "новой экономики", основанной на знаниях, мы не можем. Для решения вопросов, связанных с этими процессами, необходимо осветить ряд проблем теоретического и практического характера.

Мир современной так называемой "новой" экономики характеризуется несколькими основополагающими чертами, каждая из которых в отдельности достаточно детально анализируется в различных научных исследованиях и с разных сторон определяет этот новый феномен:

1) Одно из первых названий, получивших распространение в научной литературе применительно к новой экономической парадигме развития, - это так называемая "постиндустриальная" экономика. И хотя приставка "пост-" сама по себе мало что определяет, тем не менее, большинство ученых понимают под этой характеристикой современной экономики принципиальное изменение соотношения между материальным промышленным производством и сферой услуг в широком смысле слова в пользу последней. Постиндустриальная экономика в первую очередь характеризуется увеличением доли сферы услуг, начинающей доминировать в процентном отношении над сферой производства, в том числе за счет неизмеримо возросшей роли отраслей знаний.

2) Поэтому вторая важнейшая характеристика новой экономики, которая анализируется в научных публикациях, связана с акцентом на то, что современная экономика - это "экономика знаний" или "экономика, основанная на знаниях" (в прямом переводе с английского knowledge-based economy), термин, введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития. Между наукой и технологией возникают новые отношения, все больше секторов экономики (если не все) становятся наукоемкими. С увеличением использования знания растет доля инвестиций в знания, в нематериальные активы, в нематериальные вложения. Речь идет, в первую очередь, о ключевой роли человеческого капитала, который при определенных институциональных условиях должен превратиться в важнейший фактор развития экономической системы, основанной на знаниях.

3) Конечно, современная экономика является информационно-сетевой (что часто и относят к пониманию непосредственно "новой экономики", но, как нам представляется, в узком смысле слова), поскольку информация (как знания и наука) начинает играть в ней решающую роль, а взаимодействие между субъектами экономики опосредуется широкими сетевыми связями в глобальном масштабе (в частности, появление сети Интернет как новой инфраструктуры экономики) (1)

Именно информационные технологии во многом становятся определяющим фактором общественного воспроизводства: их использование подразумевает новые способы передачи, обработки и переработки знаний, а также высокую скорость их передачи бизнесу.

4) Отсюда вытекает другая характеристика - глобальный характер всех процессов, протекающих в рамках новой системы экономических отношений, когда взаимодействие между экономическими субъектами опосредуется широкими сетевыми связями в глобальном масштабе (глобальная экономика). Бизнес-процессы специализируются и одновременно объединяются в цепи, причем, благодаря глобализации и интернационализации, эти цепи уже зачастую охватывают участников, находящихся в разных уголках планеты. Это в первую очередь касается финансовой сферы и трансфера технологий. Капитал стал мобильным, он не знает границ и легко перетекает из одной страны в другую при малейшем изменении экономической конъюнктуры (2).

5) Из всех этих черт вытекает, что современная экономика - это, несомненно, инновационная экономика, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности (3). Знание только тогда имеет значение в экономическом смысле, когда оно реализуется в форме новаций.

Большинство авторов, анализирующих современную экономику, рассматривают ее с позиций изучения отдельных черт и проявлений формирующейся экономической системы, делая акцент лишь на одной из ее сторон. Тем не менее, представляется, что в широком смысле представленную здесь парадигму развития современной экономики, основывающуюся на всех этих признаках в совокупности, в качестве синтеза, можно назвать "новой экономикой в широком смысле слова" или "экономикой знаний в широком смысле слова". Потому что каждая из этих черт самым тесным образом связана и реализуется через развитие знаний и главным проявлением этой новой экономики является ее инновационный характер.

Развитие инновационной экономики, экономики знаний - это непрерывный, постоянно обновляющийся процесс, вбирающий в себя все выше проанализированные черты и характеризующийся тем, что если раньше основную добавленную стоимость создавали промышленные гиганты, индустриальные производства конвейерного типа, то теперь все б?льшую долю валового продукта обеспечивают различные виды услуг (в первую очередь наукоемкие). Иными словами, знания и инвестиции в них оказывают непосредственное влияние на экономический рост и развитие современной рыночной экономики, а главную роль в создании добавленной стоимости в экономике знаний играют высокотехнологичные, наукоемкие производства.

Очень важно, что теория экономики знаний в широком смысле слова акцентирует внимание не только на информационно-технологической основе новой парадигмы экономического развития (4), но и обращает внимание на социальные, институциональные аспекты формирования инновационной экономики. Знания в качестве общественного феномена возникают только при наличии достаточно развитой институциональной среды, и, как считают В.Л. Макаров и Г.Б. Клейнер, "во всех случаях знания неотделимы от институтов: первые возникают только на основе последних" (5).


Более того, анализ тесной взаимосвязи институтов и знаний подводит к выводу о необходимости наличия особой структурированной институциональной среды как институциональной основы инновационного развития стран и формирования экономики знаний на национальном и мировом уровнях.

Сетевой характер экономики знаний обусловливает новую, присущую ей закономерность повышающейся отдачи, не свойственную экономической системе и экономическим благам в традиционной, индустриальной парадигме. Суть этого закона заключается в том, что если используемый ресурс имеет сетевую природу (например, электронная почта, факсы, модемы, мобильные телефоны, переносные компьютеры и другие технологические новинки, быстро находящие нишу покупателей, которая имеет свойство разрастаться по мере увеличения доступности товара), то его предельная полезность растет с увеличением количества этого ресурса. В самом деле, блага, полученные в результате "нематериальных вложений", отличаются высокой стоимостью при разработке, но стоимость их тиражирования снижается, а спрос увеличивается - и отдача возрастает. Именно такие ресурсы во все больших масштабах используются в современной экономике.

По сути дела, экономическое содержание приобретают закономерности из теории информационных систем, например, такие как: "эффективность информационных сетей пропорциональна квадрату числа участников" (6) На языке экономистов это означает, что "увеличение количества участников рынка и используемых производственных ресурсов не снижает отдачу после перехода через экстремум, как это было в традиционной экономике, а, наоборот, повышает их отдачу. Возможно, что закон повышающейся отдачи станет ключевым для инновационной экономики" (7).

Вот как описывает ситуацию Дж. Тис: "...в XX веке в экономиках развитых стран произошел переход от экономики, основанной преимущественно на переработке сырья и обрабатывающей промышленности, к экономике, основанной на обработке информации и создании, применении и передаче новых знаний. Вследствие этого виды деятельности, характеризуемые убывающей отдачей, были заменены видами деятельности, отличающимися возрастающей отдачей. Феномен возрастающей отдачи имеет первостепенное значение в отраслях, основанных на знаниях. За счет возрастающей отдачи тот, кто выбился вперед, остается впереди. Механизмы положительной обратной связи делают победителей сильнее и бросают вызов проигравшим(8)".


Этот вывод подтверждается на практике деятельностью таких высокотехнологичных компаний, как Microsoft, Nokia, Citrix, Symantec, Adobe Systems, Canon, Google, IBM, LG Electronics и др.

Во всех упомянутых случаях речь идет действительно о некой "когнитивной ренте", которую приобретает фирма, осуществляющая успешные вложения в знания. Поскольку сами по себе знания - это концентрированная и обобщенная форма информации, их широкое использование в производстве также приводит в действие механизмы концентрации и усиления производственных возможностей, что и формирует положительную обратную связь. "Эффект знаний", как это было известно еще во времена Архимеда, подобен эффекту рычага, а знания можно отнести к "рентным" факторам производства, т.е. факторам, адекватное использование которых дает при малых усилиях значительные результаты. ...Речь здесь идет именно о возрастании отдачи от вложений в знание и приобретение знаний" (9).


Определив теоретико-методологические подходы к современному состоянию экономики, становится возможным рассмотреть практические реалии, и те вызовы времени, которые так остро стоят перед российской экономикой. Бесспорно, что ее во многом сырьевая направленность и это очевидно на протяжении всех последних лет, в том числе с точки зрения конкурентоспособности страны, не может отвечать ни требованиям современной экономики, ни потенциальным возможностям России в области инновационного развития. Конечно, определенный и достаточно значительный потенциал в области науки и знаний у России есть. Но время идет вперед, а многие наши преимущества постепенно растрачиваются, но не наращиваются. Поэтому сейчас очень важен фактор времени, чтобы в достаточно сжатые сроки выйти по ряду направлений на инновационное развитие.

Что же показывает опыт развитых стран, решавших проблемы инновационного развития? Очень важным в данном вопросе является сотрудничество государства и частного бизнеса, так называемое частно-государственное партнерство, поскольку научно-технический прогресс и прогресс в области инноваций в современную эпоху базируются на сложной системе взаимосвязей между элементами, производящими различные типы знаний, управляющими их потоками и обеспечивающими их практическое приложение. Эффективность инновационного процесса, таким образом, во многом определяется тем, каким образом основные субъекты инновационной системы взаимодействуют между собой в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний.

На настоящий момент таким признанным в мировой практике механизмом, обеспечивающим функционирование и развитие экономики знаний, ее институциональной основой является национальная инновационная система как совокупное единство государственных, частных, общественных организаций и методов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению, распространению и воспроизводству научно-технических знаний и технологий. Национальная инновационная система формирует такую систему взаимоотношений науки, промышленности и общества, когда инновации служат основой развития экономики, а потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и стимулируют важнейшие направления развития научной деятельности. На основе построения эффективной НИС государство формирует и осуществляет свою политику с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности экономики страны.

По мнению отечественных исследователей, в наиболее общем виде структура НИС представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (малые и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы), а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности (10).


В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций, роли крупного и малого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок (ИР), в динамике развития отраслевой и региональной структур инновационной деятельности. Роль частного (предпринимательского) сектора в формировании НИС состоит, в первую очередь, в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм, в рыночном освоении инноваций и внедрении научных разработок в производстве.

Роль государства при этом заключается прежде всего в содействии производству фундаментального знания в университетах и комплексе высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности. В рамках этих направлений деятельности перед государством стоят следующие стратегические задачи:

- Развитие у предприятий стимула к инновациям, создание системы эффективной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, благоприятного инвестиционного климата в высоко- и среднетехнологичных секторах обрабатывающей промышленности. Здесь на первый план выходят проблемы возникновения в стране эффективного собственника, конкурентной среды и кооперации в среде предпринимателей, формирования общих условий для развития малого и среднего бизнеса, вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров мирового высоко-технологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционного климата. Показательным здесь является и объем рискового (венчурного) капитала, вкладываемого в развитых странах в инновационную сферу. В США на него приходилось в 90-е годы 0,21% ВВП, а в начале XXI века - около 0,5% ВВП. Довольно высока доля венчурных инвестиций, приходящихся на ранние стадии инновационной деятельности (около 1/3 в странах ОЭСР и 1/2 в Финляндии и Швейцарии). Во многих странах научные разработки стимулируются с помощью специальных налоговых и иных льгот (во всех странах ОЭСР текущие расходы на НИОКР вычитаются из налогооблагаемой базы, предоставляются налоговые кредиты и применяются другие меры государственной поддержки) (11).


- Организация трансфера технологий путем непосредственной передачи неовеществленных технологий (НИР) от науки в производство (и в обратном направлении, если речь идет о промышленных прикладных разработках, имеющих значение для науки) или создания новых технологических предприятий, изначально нацеленных на внедрение собственных качественно новых разработок, а также интеграции промышленных и научно-исследовательских структур (создание инновационных кластеров в экономике). То есть речь идет о создании основы для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором. В рамках этой задачи огромное значение имеет стимулирование спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения (венчурное финансирование под инновационные проекты малого и среднего бизнеса, страхование инноваций). Известные зарубежные примеры - программа SBIR (Small Business Innovation Research - США), программа поддержки инновационных технологических программ университетов Израиля (Yozma, MAGNET), программы "Фонда Чили".
- Организация самого процесса производства знаний (прежде всего, посредством создания эффективной системы образования и науки), что является определяющим источником формирования человеческого капитала и долговременного развития в современном мире, а также повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации.

И хотя генезис, эволюция и динамика развития экономики знаний в России обусловлены общемировыми тенденциями ее формирования, однако по сравнению с наиболее передовыми странами Россия пока еще находится на начальной стадии этого процесса. По данным ЦИСН (Центра исследования и статистики науки), на сегодняшний день инновационная деятельность российских предприятий на 55 % заключается в приобретении импортного оборудования и технологий и лишь на 13% в финансировании исследований (12)

Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно выделить несколько причин низкой инновационной активности в отечественной экономике.

Во-первых, это монополизм многих российских фирм. Недавние исследования показали, что монополисты, т.е. те, кто занимает более 50% национального рынка своего основного продукта, составляют около 20% всех российских компаний (13)

При этом существует негативная связь между инновационной активностью и монополистическим положением фирмы. Исследования показывают также, что на тех предприятий, которые вынуждены конкурировать с импортом, и на тех, которые работают на зарубежных рынках (экспортируют свою продукцию), уровень инновационной активности значительно выше. Поэтому демонополизация должна быть магистральным направлением для преодоления технологического отставания.
Во-вторых, это структурные проблемы российской экономики, доминирование в ней сырьевых отраслей. Отрасли с постоянно изменяющимся (обновляемым, совершенствующимся) продуктом предъявляют самый большой спрос на инновации.
Сырьевые отрасли менее склонны к инновационным процессам, несмотря на то, что передовые нефтегазовые и сырьевые компании способствуют развитию как собственных НИОКР, так и их аутсорсинга.

В-третьих, определенную проблему составляет то, что налоговое регулирование до сих пор не было направлено на стимулирование инноваций. На данный момент налоговая система продолжает оставаться в целом нейтральной по отношению к задаче инновационного развития. Проблема состоит не только в отсутствии ряда норм, но и в необходимости серьезного совершенствования налогового администрирования.

Тем не менее, следует отметить, что в России, как и в западных странах, имеет место феномен так называемых быстрорастущих компаний (получивших название "газели" бизнеса), для которых характерен экспоненциальный рост производства, возрастающая отдача от вложений при условии высокой наукоемкости продукции и сетевого характера ее распространения. Примером могут служить такие компании как "Евросеть", РБК, "Национальная факторинговая компания", "1С" и ряд других (14) , что свидетельствует о возможности экстраполяции некоторых законов экономики знаний уже и на ряд отечественных фирм. По сути дела они и представляют собой "островки" новой экономики в России.

Дальнейшая активизация процесса формирования инновационной экономики в России, основанной на знаниях, связана с формированием полноценной и развитой национальной инновационной системы, обеспечивающей неразрывную связь науки и производства, эффективное производственное применение научных разработок. Это предусматривает целую систему мер, включающих:

- совершенствование механизмов программно-целевого финансирования, в том числе определение новых приоритетных направлений и критических технологий (15)


- формирование механизмов и инструментов стимулирования инновационной деятельности (например, такие косвенные механизмы регулирования как налоговые льготы на инвестиции в инновационное развитие, снижение налоговых ставок для предприятий малого бизнеса);

-    стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов (отраслевых фондов прямых инвестиций (16));

-    поддержку регионов по созданию региональной инновационной системы (РИС) как совокупности работающих в инновационной сфере региона предприятий и организаций, университетов, научно-исследовательских институтов, государственных структур управления (формирование РИС с выделением бюджетных грантов позволяет выявить возможные типы взаимодействия указанных структур с целью разработки региональных инновационных программ, формирования региональной инновационной политики);

-    долевое участие государства в компенсации затрат частного бизнеса на зарубежное и российское патентование результатов НИР;

-    стимулирование интеграции научных и образовательных структур и структур и формирования на их основе региональных инновационных кластеров (17), в том числе в составе технико-внедренческих ОЭЗ (особых экономических зон);

-    разработку и реализацию государственных программ по развитию студенческого инновационного бизнеса (студенческих бизнес-инкубаторов);

-    софинансирование государством НИОКР, выполняемых по заказу бизнеса по направлениям, приоритетным для государства (энергосбережение, экология и т.д.);

-    формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательской, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, создание общенациональной системы технических регламентов и гармонизация их с международными (прежде всего, международными стандарты ISO и европейскими системами технологического прогнозирования и оценки технологий Technology Foresight и Technology Assessment) в целях стимулирования инноваций и адекватной оценки эффективности их внедрения.

Совокупность указанных мер должна способствовать форсированному становлению конкурентоспособной инновационной системы в РФ, а следовательно - ускорению институционального формирования экономики знаний на национальном уровне. Решение этих задач, безусловно, потребует творческого, предпринимательского подхода, основанного на поиске и реализации инноваций, причем не только в сфере производства, но и в сфере организации труда. Построение экономической системы, способной гибко и быстро реагировать на перемены и новые вызовы, должно проводиться на всех уровнях, от малого бизнеса до государственных суперпредприятий, а основным требованием к работнику должна стать его способность обучаться и применять полученные знания, создавая тем самым основу для формирования инновационной, глобальной экономики XXI века - экономики, основанной на знаниях.

_________________________________________________________________________________
1. В докладе Европейской Комиссии глобальная сетевая экономика определяется как "среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау". См. Status Report on European Telework: Telework 1997, European Commission Report, 1997. - P. 18.

2. "Глобальная экономика в корне отличается от международной. Это единая система хозяйства, объединение рынков капитала, валют и товаров... Границы между странами практически исчезли. Капитал направляется туда, где (при наличии политической стабильности) есть наибольшая отдача от инвестиций или добавленной стоимости" - Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - С. СХХХ111.

3. Элнович И.И. Инновационные технологические преобразования в постиндустриальную эру. http://www.scientific.ru/ dforum/altern/1121243798.

4. "Новая экономика" (как мы считаем в узком смысле слова) "как правило, трактуется и изучается преимущественно в узком диапазоне технологических и технико-экономических аспектов (Интернет, информационно-компьютерные, высокие, точные, гибкие, мобильные технологии и коммуникации)". См.: Прокин В.В. Новая экономика и российские реалии: Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь: Перм. гос. ун-т , 2005. С.5.

5. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер; Отд. обществ. наук РАН, Цент. экон.-мат. ин-т. - М.: Экономика, 2007.

6. Эта закономерность носит название сетевого эффекта, выраженного известным законом Меткалфа: "Совокупная ценность сети растет прямо пропорционально квадрату количества пользователей" (см., например, "Закон Меткалфа", http://ecsocman.edu.ru/db/msg/89365.html).

7. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. / Под ред. А.А.Дынкина. - М., 2000. http: // fp6.csrs.ru/news/ data/dynkin.doc.

8. Тис Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: "новая экономика", рынки ноу-хау и нематериальные активы. // Российский журнал менеджмента. - М., 2004. - N 1.


9. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер; Отд. обществ. наук РАН, Цент. экон.-мат. ин-т. - М.: Экономика, 2007. - С.45.

10. См., например Иванова Н.И. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. - М., 2001. N7. - С.61.

11. Князев Ю. Как определить современное общество: постиндустриальное, информационное, общество знаний, научно-инновационное? // Общество и экономика. - М., 2006. - N 10. - С. 153.

12. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ "Экономика знаний и факторы ее реализации". - М., 2005. - N15 (267). - С. 23.

13. Кузнецов Б. Влияние конкуренции и структуры рынков на развитие и поведение промышленных предприятий: эмпирический анализ // VII Международная научная конференция "Модернизация экономики и государство". М.: ВШЭ. 5 апреля 2006 г.

14. Проблемы экспоненциального роста объемов деятельности и прибыли перечисленных и ряда других российских и зарубежных компаний подробно рассматриваются в статье Юданова А.Ю. Гении национального бизнеса // Эксперт. - М., 2007. - N16 (557), 23 апреля - 6 мая 2007.

15. Критическими считаются такие технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок, имеют широкий потенциальный круг инновационных приложений в различных отраслях экономики и дают в совокупности основной вклад в решение ключевых проблем приоритетных направлений развития науки и техники.

16. На Западе принято разделение: венчурные фонды осуществляют инвестиции в проекты на начальной стадии развития (start-up), фонды прямых инвестиций - на любых стадиях. В России эти различия стираются. Средства венчурных фондов (фондов прямых инвестиций) привлекаются обычно на начальных и последующих стадиях развития бизнеса, когда компания рассматривается кредитными организациями как рисковый заемщик и стоимость привлечения заемных средств для нее велика (см. Курбанов Э., Выбор оптимальной структуры финансирования - выбор оптимального набора финансовых инструментов. // http://www.top-manager.ru/?a=1&id=198).

17. Инновационный кластер - объединение различных организаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

www.viperson.ru



Док. 618697
Опублик.: 07.01.10
Число обращений: 0

  • Касьянова Алла Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``