В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Васнецов. Живопись 1950-х - 2004 годов Назад
Андрей Васнецов. Живопись 1950-х - 2004 годов
С 16 ноября по 19 декабря Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Государственная Третьяковская галерея представляют выставку Андрея Васнецова "Живопись 1950-х - 2004 годов".

Андрей Васнецов - народный художник СССР и РСФСР, действительный член Российской Академии художеств, автор росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур в Москве и других городах России. Ретроспективная выставка приурочена к 80-летию со дня рождения мастера, художника-монументалиста. Она предоставляет редкую возможность увидеть более 40 станковых живописных работ художника из собрания семьи и Третьяковской галереи.

Станковую живопись художник рассматривает как особую сферу творчества. Он всегда отделял ее от монументального искусства, считал специфическим личностным миром. В осмыслении собственного искусства Васнецов определил формулу соотношения станкового и монументального: без своих картин "я не мог бы сделать ничего другого. Во время работы над станковой картиной происходят накопления художественных средств и приемов, осмысления и открытия, а в монументальном искусстве - их расходование". Именно в станковой картине Васнецов нашел и "отточил" художественные приемы, внедрение которых в "большие формы" определило своеобразие художественного языка Васнецова-монументалиста.

Одним из первых среди художников своего поколения Андрей Васнецов осознал способность искусства противостоять хаосу и бесформенности. И в монументальном, и в живописном искусстве художник ищет структурную целостность и пространственную логику. Художник стремится к органичному соединению локального цвета со светотенью. Этим подходом определяется выбор "черной гаммы". Обратившись к монохромной живописи, он достиг конструктивности и законченности.

Выставка демонстрирует спектр жанровых интересов Васнецова - портреты, натюрморты, пейзажи, интерьеры с фигурами, сцены охоты и деревенской жизни. Особым пристрастием к классическому искусству можно объяснить вольные копии на темы произведений итальянского и испанского искусства XVI-XVII веков. Одна из таких работ включена в экспозицию.

Андрей Васнецов, представитель прославленного рода художников Васнецовых, родился в Москве в 1924 году. Живописью начал заниматься в изостудии Московского городского Дома пионеров. С осени 1942 по осень 1945 года он находился в действующей 48 армии и прошел путь от Курской дуги до Кенигсберга. После демобилизации с 1946 по 1952 год он учился в Московском институте прикладной живописи у художников А.А.Дейнеки, А.Д.Гончарова, П.П.Соколова-Скаля. Диплом Васнецов защищал в Ленинграде в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной на факультете монументальной живописи в 1953 году.

Вместе с Андреем Васнецовым в середине 1950-х годов начинали творческую биографию Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Гелий Коржев. Они стали основателями нового направления в советском искусстве, получившего впоследствии название "суровый стиль". Васнецов вошел в плеяду молодых художников, формировавших новый климат в искусстве 50-х - 60-х годов эпохи "оттепели". Он сумел найти индивидуальный конструктивный стиль в монохромной живописи, расширил возможности отечественного монументального искусства второй половины ХХ века.

c 16 ноября по 19 декабря 2004    Москва
www.museum.ru/N19979

Док. 618632
Перв. публик.: 19.12.04
Последн. ред.: 30.12.09
Число обращений: 0

  • Васнецов Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``