В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Город голых богов и богинь Назад
Город голых богов и богинь
Юрий Павлович ИШХАНОВ - скульптор, народный художник России, вице-президент и член президиума Российской академии художеств, глава академического отделения в Красноярске "Урал, Сибирь и Дальний Восток", руководит в ней творческой мастерской скульптуры. Обладатель золотой и серебряной медалей Российской академии художеств и многих других наград. Живет в Красноярске. Утром 23 февраля 2009 г. в 4 часа Юрий Павлович скончался...

- Юрий Павлович, отделение Российской академии художеств "Урал, Сибирь и Дальний Восток" - уникальное учебное заведение. Единственное в России, оно собрало под одну крышу все три творческие мастерские: живописи, графики, скульптуры...

- Но "товар" у нас выпускается штучный. В прошлом году из стен академического отделения вышло только три скульптора.

- Я помню замечательные работы ваших выпускников прошлого года. Яркую, веселую "Масленицу" Татьяны Кузьминой, которую она изобразила в виде трех женщин в русских национальных костюмах. Трогательного "Жеребенка" Светланы Худяковой и ее спящего на снегу возле цветочка медвежонка из композиции "Подснежник"... Ну, а Александр Баранмаа совсем другой, он - в стихии родной тувинской культуры...

- За 20 лет моей работы в отделении РАХ из наших стен вышло много самобытных скульпторов...

- Но почему же тогда не видно самобытных скульптур на улицах Красноярска? Вот сейчас выйду от вас - и первое, что увижу, полуголую Европу, которую похищает бык, потом - в борцовском трико сибирского богатыря Ивана Ярыгина, похожего на Аполлона, а далее - самого бога Аполлона у театра оперы и балета и множество под греков сделанных скульптур, один из которых почему-то символизирует Енисея-батюшку, другие - сибирские реки. По проспекту Мира пройдешь - там взобрались на высоту влюбленные, совсем нагишом... И все это на коротком пути от Предмостной площади, где вы находитесь, до краевой администрации. Включишь телевизор, а там показывают очередного полуголого языческого бога Икаруса, который взобрался на пьедестал уже вдали от центра. Красноярск - город голых богинь и богов. Тут Сибирью и не пахнет!

- Я с тем же чувством изумления смотрю на все эти сооружения...

- Не поняла... У Красноярска уникальная возможность воспользоваться тем, что он имеет отделение Российской академии художеств с творческой мастерской скульптуры. Неужели при выборе будущих скульптур, которым предстоит украсить улицы города, не прибегают к помощи вашего отделения, не интересуются вашим мнением?

- Именно так все и происходит. Все решатся узким кругом.

- Куда не вхожи даже академики РАХ?

-Да. Есть, правда, липовые конкурсы, где побеждают лица, определенные этим кругом. Отсюда и такое однообразие. О какой самобытности может идти речь?

- А самобытные ваши выпускники куда деваются?

- Они находят себе применение. Но как бы прекрасны их работы ни были, они не могут поставить свои скульптуры на улицах и площадях Красноярска, потому что не вошли в этот круг. Есть, правда, мои ученики, вошедшие в этот круг, но лучше б они туда не входили, где все крутится вокруг денег. А мы, когда провожаем своих воспитанников в путь, предостерегаем: будьте мужественными, художники сейчас брошены государством на произвол судьбы, и есть опасность поддаться дурным вкусам богатых заказчиков, отстаивайте искусство! С горечью могу признаться: те хваленые мои ученики, которые поддались этому соблазну, перестали быть художниками. У меня состоялась выставка "Мастер и его ученики". Так вот очень популярного сейчас скульптора З. я на эту выставку не пустил. Объяснил ему: "Как ты можешь выставляться сейчас в числе моих учеников? Я тебя тому, что сейчас делаешь, не учил, и ты прекрасно это знаешь".

Съездил я, когда обустроили привокзальную площадь, посмотрел на монумент со львом и сказал другому своему ученику все, что думаю об этой его работе. Нельзя эскизы ставить и выдавать их за скульптуры! Абсолютно незавершенная работа! И понятно почему. Скульптор-то этот вошел в круг приближенных, заказы получает, а с монументальной скульптурой никогда не работал. А я работал вместе с самим Вучетичем на Мамаевом кургане и знаю, что такое монументальная скульптура. Она только практикой дается. Но ученик, взлетевший так высоко, не счел даже должным посоветоваться со своим учителем. Очень жаль.

И когда я гляжу на памятник основателю нашего города - храброму воеводе и первопроходцу Андрею Дубенскому, увы, и здесь вижу всего лишь эскиз, причем героя почему-то поместили в коллектор, и стоит он на постаменте, словно на трубе. Долго смотреть на такое издевательское зрелище тяжело, просто невозможно.

- Ну а как вы воспринимаете памятник на Стрелке другому отважному первопроходцу - освоителю Северной Америки, начальнику первой Российской кругосветной экспедиции, путешественнику и дипломату Николаю Петровичу Резанову?

- Он пуст, за ним нет эпохи, как пуст Виктор Петрович Астафьев, которого повернули спиной к городу возле КИЦа, как пуст великий Пушкин, которого поместили в беседку с неким существом, которое никак Натальей Николаевной не назовешь. За всеми ними нет эпохи. А Пушкин - это эпоха, и Резанов - эпоха, и Астафьев - эпоха...

Памятники в городе - это ответственнейшее дело, это послание одного поколения другому. Сейчас они растут у нас, как грибы после дождя, и что ни "послание", то пустота, совсем читать нечего... Я понимаю, городские власти стремятся украсить Красноярск, и это похвально, но слишком они доверились узкому кругу людей. Вот и получаем голых богов и богинь.

- Но как разорвать этот круг? У нас столько талантливых скульпторов, которые способны в лучших русских традициях разработать сибирскую тему! Что делать?

- Я давно уже говорю о том, что надо вернуться к утраченному. Городу нужен главный художник, как есть главный архитектор. При городской администрации должен быть художественный совет, как есть совет градостроительный. И должен этот худсовет быть и при главном художнике, и при главном архитекторе. Вы посмотрите, какие здания, какие эрзацы западноевропейской и американской архитектуры мы ставим!

- Заледенеешь от этого изобилия стекла и холодной керамической плитки!

- Это все не для Сибири! А если перемен не будет, скульптурный мусор заполнит все городское пространство. Проезжаю как-то мимо банка, смотрю, а в скверике уже "смонтирован" пьяница, уцепившийся за столб. Это называется парковой скульптурой. Правда, это отдельная тема, но, глядя на пропойцу, я невольно подумал: уж не финал ли своего правления запечатлели в этой скульптуре заказчики-банкиры? По-моему, слишком мы заигрались в пьяных, босых, кривых, уродливых. Все красивое, одухотворяющее, возвышающее отвергается. На завершение памятника в Дивногорске - знаменитому директору строительства Красноярской ГЭС Бочкину - я денег найти не могу, а на пьяницу они находятся.

Какая-то удивительная ненависть нынче к чистоте, к высоте, к парению духа - к тому, что именуется классикой. Недавно вернулся из Новосибирска, где мэрия ведет четкую политику в плане памятников. Так вмешались в ее деятельность люди, не имеющие никакого отношения к скульптуре, обрушились на члена-корреспондента РАХ Арама Григоряна за предложенный им аллегорический монумент к 425-летию присоединения Сибири к России, где он Сибирь изображает в виде красивой девушки с голубями, стоящей на земном шаре. Я могу только позавидовать Новосибирску, у нас в Красноярске ничего подобного нет. И надо скульптору все эти нападки пережить...

- Юрий Павлович, а вы сами над чем-то сейчас работаете?

- Думы мои об Енисее, он давно не выходит у меня из головы. Я когда этот каскад рек с женщинами соблазнительного поведения и голым божком посмотрел у театра оперы и балета, вспомнил удивительную легенду о реке Мане, историю о том, как таежный царь женился на этой красавице, хотел сделать ее царицей тайги, только б не устремлялась она к Енисею. И когда он показывал ей недостроенные для нее царские палаты, Мана, услышав шум Енисея, бросилась к тому с высоты! А стены дворца обратились в знаменитые наши Столбы. Как этот дивный сюжет воплотить в скульптуре? Задача не из легких, причем требующая много времени. Но не будем забывать, что наши просвещенные предки никогда не имели традиции спешно ставить памятники.

Валентина МАЙСТРЕНКО

www.enisey.name

02.03.2009

Док. 618576
Перв. публик.: 02.03.09
Последн. ред.: 29.12.09
Число обращений: 0

  • Ишханов Юрий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``