В Кремле назвали "естественным" рост числа протестных акций
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Госкорпорациям приказано в полном объёме заняться инновациями
Госкорпорациям приказано в полном объёме заняться инновациями
В пятницу 25 декабря Президент России Дмитрий Медведев провёл в Газпроме последнее в этом году заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.



Основная тема заседания - возможности участия государственных компаний в процессе модернизации экономики страны.

Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что расходы на инновационное развитие в России ниже, чем в других странах. По мнению главы государства, увеличение госкомпаниями расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки сможет обеспечить выход экономики России на инновационный путь развития.

Дмитрий Медведев высказался за разработку дополнительных мер налогового стимулирования для компаний, внедряющих инновационные технологии. По словам Президента, следует снижать налоговую нагрузку, в частности на компании, приобретающие энергоэффективное оборудование или занятые созданием научно-технической продукции.

Заседание Комиссии прошло в здании компании "Газпром". Перед его началом Дмитрий Медведев провёл рабочую встречу с Министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щёголевым. Глава Минкомсвязи рассказал о ходе выполнения поручений Президента по выделению частот для связи третьего поколения и конверсии военных частот. Беседа состоялась в автомобиле, оборудованным под передвижной радиоконтрольный пункт.

Наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст выступления Дмитрия Медведева на этом заседании и список его участников с нашим кратким комментарием.




Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Сегодня мы проводим седьмое - и последнее в этом году - заседание нашей Комиссии. Как в прошлый раз и договорились, послушаем руководителей крупнейших компаний с государственным участием. Хотел бы обсудить, каковы условия для создания в нашей стране новых высокотехнологичных продуктов, и, что не в меньшей степени, наверное, важно, их коммерческой реализации, и как будет формироваться наш собственный инновационный рынок.

В 2010 году, как и в текущем году, в принципе, цифры близкие: на исполнение инвестиционных программ государственные компании планируют истратить более двух триллионов рублей. Для тех, кто небыстро считает, напомню, что это около 70 миллиардов долларов. Очень немаленькие цифры.

По сути, эти средства в два раза превышают объём соответствующих инвестиций из федерального бюджета, и от того, как они будут потрачены, зависит будущее не только самих корпораций, но и развитие других секторов экономики. Но интересная вещь: если говорить о финансировании НИОКР, то расходы компаний на эти цели (из двух триллионов) составляют 40 миллиардов. Нетрудно посчитать, что это порядка двух процентов. Сами догадайтесь, насколько эти цифры хорошо коррелируются.

Конечно, нужно существенно увеличить такие расходы - расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Причём это должна быть наша общая задача. Здесь присутствуют министры, здесь присутствуют заместители министров, представители Администрации Президента - все вы в той или иной степени входите в советы директоров крупнейших российских компаний с государственным участием.

Считайте, что это мое поручение: голосовать за соответствующие решения на заседаниях советов директоров крупнейших российских компаний с госучастием. Обращаюсь ко всем здесь присутствующим: Министерству экономического развития вместе с подконтрольным Росимуществом предлагаю дать соответствующие директивы.

Рост эффективности производства, скорость обновления технологий - вот чем мы должны мерить результаты работы менеджеров компаний. И конечно, специалистов мы должны подбирать соответствующих, подготовленных для этого. Из того, что я сказал, несмотря на очень значительный объём инвестиций, тем не менее расходы на инновации в России сейчас на порядок ниже, чем в других рыночных экономиках, и этим болеют не только государственные компании (это было бы несправедливо упрекать только их в том, что они не занимаются научными исследованиями, в том, что они не вкладывают в НИОКР), но и частные компании.

"На исполнение инвестиционных программ государственные компании планируют истратить более двух триллионов рублей. Это около 70 миллиардов долларов. Очень немаленькие цифры".

Например, приведу цифры по крупнейшим, например, нефтяным компаниям: доллар США к тонне условного топлива - какие коэффициенты получаются: в "Шелл", например, это 5,67; в "Эксон мобил" - 3,02; в "Газпроме" - 0,29; в "Сургутнефтегазе" - 0,39; в "Татнефти" - 0,72; в "Роснефти" - 0,06. Разница какая!

Нам нельзя ждать, пока рынок сам всё расставит по местам. Мы очень часто на это уповаем. В этом вопросе этого не случится, можно не сомневаться: 15 лет не случилось - и дальше не случится. Хотя, конечно, рынок - могучий инструмент. Но самое главное - нам нужно создать ситуацию, когда неэффективная технология и устаревшее оборудование просто применять станет невыгодно. Принятый недавно при нашем с вами совместном участии закон об энергосбережении - это самый первый шаг в этом направлении, и довольно важный шаг.

В этих же целях должно работать и законодательство о техническом регулировании. Позавчера приняли этот закон, тоже важное решение. Мы с вами говорили относительно недавно о том, что нужно продавить, причём жёстко, новые правила принятия технических регламентов. Закон принят. Теперь я ожидаю от Правительства и от соответствующего профильного ведомства (я так понимаю, что это у нас теперь будет компетенция Министерства промышленности и торговли): нужно готовить эти технические регламенты, как горячие пирожки.

Всё, теперь нет никаких запретов, нет никаких сложных процедур - Правительство, Государственная Дума, делайте это быстро. И конечно, нужно добиться выполнения уже принятых решений. Например, реализация такой важной меры, как применение коэффициентов 1,5 для расходов на НИОКР, включаемых в затраты на производство. Я понимаю осторожность наших фискальных органов в этой сфере, но эта норма должна работать, а не оставаться пустой декларацией.

Что касается самих госкомпаний, то им следует оптимизировать управление инновационными процессами, заняться подготовкой прогнозов научно-технического развития и модернизации применяемых технологий, сформировать заказ на исследование, результаты которого должны влиять на повышение конкурентоспособности их продукции. И ответственность кураторов соответствующих направлений, то есть тех, кто возглавляет подразделения такого рода в компаниях, должна быть существенно повышена, я обращаюсь к руководству государственных компаний.

В стратегиях развития, инвестиционных программах нужно предусмотреть конкретные меры по инновационному развитию и масштабному внедрению современных технологий, выделить их в отдельные разделы таких стратегий и программ. Хотел бы, чтобы работа с этими инвестиционными программами, стратегиями прошла в достаточно короткий срок, ещё раз хотел бы сказать, что поручаю это государственным представителям, а Контрольному управлению Президента предлагаю подготовить отчёт о том, что сделано, скажем, через три месяца.


Ещё один момент. Если при покупке отечественного инновационного продукта выигрывают и компания, и российская сфера НИОКР, то при покупке импортных технологий - только компания.

"Нам необходимы новые технологии и продукты, созданные на отечественной научно-промышленной базе. Но это еще не самоцель. Мы приветствуем и создание совместных компаний, совместных предприятий с иностранными партнёрами для создания инновационных продуктов".

Нам необходимы новые технологии и продукты, созданные на отечественной научно-промышленной базе. Но хотел бы также сказать, что использование просто отечественных технологий - это еще не самоцель. Мы приветствуем и создание совместных компаний, совместных предприятий с иностранными партнёрами для создания инновационных продуктов.

Более того, нужно привлекать просто иностранных специалистов. Это критически необходимо, в некоторых случаях без этого просто не обойтись. Мы - люди креативные, умные, подготовленные. Но не надо стесняться, когда требуется, привлекать специалистов из-за рубежа. Сегодня мы способны это делать, способны им деньги платить. С удовольствием приедут и будут работать.

В заключение хотел бы сказать следующее. От руководства бизнес-корпораций мне не раз приходилось слышать, что им не хватает экономических стимулов со стороны государства. Это отчасти так, но лишь отчасти. Нужно менять и идеологию, и психологию ведения бизнеса в современных условиях. По этому вопросу нужно работать. И хватит спать! Нужно вкладывать средства в технологии, которые уже завтра будут вашим конкурентным преимуществом и обеспечат крупнейшим отечественным компаниям, компаниям с государственным участием лидирующие позиции на глобальных рынках.

Участники заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России
25 декабря 2009 года

Члены Комиссии:

СУРКОВ Владислав Юрьевич - Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

СОБЯНИН Сергей Семёнович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

ДВОРКОВИЧ Аркадий Владимирович - помощник Президента Российской Федерации (ответственный секретарь)

АГАМИРЗЯН Игорь Рубенович - генеральный директор ОАО "Российская венчурная компания"

БЕЛОУСОВ Андрей Рэмович - директор Департамента экономики и финансов Аппарата Правительства Российской Федерации

ГРЕФ Герман Оскарович - президент, председатель правления Сбербанка России

КИРИЕНКО Сергей Владиленович - генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

КОВАЛЬЧУК Михаил Валентинович - директор Российского научного центра "Курчатовский институт"

МИЛЬНЕР Юрий Бениционович - председатель совета директоров "Диджитал Скай Текнолоджис Лимитед"

НАБИУЛЛИНА Эльвира Сахипзадовна - Министр экономического развития Российской Федерации

ПРОХОРОВ Михаил Дмитриевич - президент общества с ограниченной ответственностью "Группа ОНЭКСИМ"

РЕЙМАН Леонид Дододжонович - советник Президента Российской Федерации

ФУРСЕНКО Андрей Александрович - Министр образования и науки Российской Федерации

ХРИСТЕНКО Виктор Борисович - Министр промышленности и торговли Российской Федерации

ЧУБАЙС Анатолий Борисович - генеральный директор государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий"

ЩЁГОЛЕВ Игорь Олегович - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Приглашённые на заседание:

ШУВАЛОВ Игорь Иванович - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

СЕЧИН Игорь Иванович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

ЛУЖКОВ Юрий Михайлович - мэр Москвы

ДМИТРИЕВ Владимир Александрович - председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

ЧЕМЕЗОВ Сергей Викторович - генеральный директор государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии"

БОГДАНЧИКОВ Сергей Михайлович - президент ОАО "НК "Роснефть"

БУДАРГИН Олег Михайлович - председатель правления ОАО "ФСК ЕЭС"

ВЕЛИХОВ Евгений Павлович - президент Российского научного центра "Курчатовский институт"

ДОД Евгений Вячеславович - председатель правления ОАО "РусГидро"

МИЛЛЕР Алексей Борисович- председатель правления ОАО "Газпром"

ТОКАРЕВ Николай Петрович - президент ОАО "АК "Транснефть"

ТРОЦЕНКО Роман Викторович - исполняющий обязанности президента ОАО "Объединенная судостроительная корпорация"

ФЁДОРОВ Алексей Иннокентьевич - президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация"

ЯКУНИН Владимир Иванович - президент ОАО "Российские железные дороги"

ВОСКРЕСЕНСКИЙ Станислав Сергеевич - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

МЕЛАМЕД Леонид Борисович - член наблюдательного совета государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий"

РОГАЧЁВ Михаил Борисович - исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью "Группа ОНЭКСИМ"

ТАРАБА Дмитрий Олегович - председатель правления ЗАО "Энвижн групп"

ЮРЧЕНКО Евгений Валерьевич - генеральный директор ОАО "Связьинвест"

УМНОВА Елена Владимировна - заместитель генерального директора ОАО "Связьинвест"

ПОПИК Василий Михайлович - заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации

ПОПОВА Светлана Борисовна - заместитель начальника Референтуры Президента Российской Федерации

ФОМИЧЁВ Олег Владиславович - директор департамента Министерства экономического развития Российской Федерации

СИМАНДУЕВ Роман Давидович - референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике

ГАЗАРЯН Юрий Гарунович - помощник Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации

ЗЕЛЬ Александр Эдуардтович - помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

БАШИРОВ Ринат Рашитович - главный советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике

ДУБРОВИН Сергей Викторович - главный советник департамента Экспертного управления Президента Российской Федерации

САМУСЕНКО Сергей Геннадьевич - главный советник департамента Экспертного управления Президента Российской Федерации

АЛЕКСЕЕВА Анастасия Вячеславовна - советник департамента Экспертного управления Президента Российской Федерации

СКРЯБИНА Елена Сергеевна - советник департамента Экспертного управления Президента Российской Федерации".

Довели Президента России Дмитрия Медведева наши госкорпорации. Поэтому он обратился к ним с эмоциональным призывом: "И хватит спать!".

Цифра в два триллиона рублей, выделяемых на исполнение инновационных программ госкорпорациями в 2010 году впечатляет, но при этом на НИОКР выделяется всего 40 миллиардов рублей. Почувствовали разницу!

Поэтому он приказал всем чиновникам, входящим в состав совета директоров госкорпораций, голосовать там за выделение больших средств на инновациионные программы.

Что интересно, Дмитрий Медведев приказал перестать уповать на рынок:

"Нам нельзя ждать, пока рынок сам всё расставит по местам. Мы очень часто на это уповаем. В этом вопросе этого не случится, можно не сомневаться: 15 лет не случилось - и дальше не случится. Хотя, конечно, рынок - могучий инструмент. Но самое главное - нам нужно создать ситуацию, когда неэффективная технология и устаревшее оборудование просто применять станет невыгодно. Принятый недавно при нашем с вами совместном участии закон об энергосбережении - это самый первый шаг в этом направлении, и довольно важный шаг".

Весьма важный тезис Дмитрия Медведева. В России даже рынок работает несколько по другому. Делом инновационного развития приходится заниматься лично президенту. Только так можно победить рутину.

Закончил он следующим призывом:

"Нужно вкладывать средства в технологии, которые уже завтра будут вашим конкурентным преимуществом и обеспечат крупнейшим отечественным компаниям, компаниям с государственным участием лидирующие позиции на глобальных рынках".

Всё правильно, не хотят госкорпорации тратить деньги на науку, им и так хорошо без неё. Может быть перестать им выделять бешеные деньги из бюджета и тогда они зашевелятся.

Олег Родионов.

28 декабря 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 618473
Опублик.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``