В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Чайковская: 13-е место для чемпионки Назад
Елена Чайковская: 13-е место для чемпионки
13-е МЕСТО ДЛЯ ЧЕМПИОНКИ

При нынешнем судействе говорить о результатах просто смешно

Встретиться с прославленным тренером по фигурному катанию оказалось непросто. Елена Анатольевна то на тренировках, то в разъездах - воспитывает очередных чемпионов. Но как только выдалась свободная минутка, меня пригласили в гости. А начали мы беседу с недавно завершившегося чемпионата мира, на котором Чайковская представила свою новую ученицу...

- Впечатление от чемпионата осталось двоякое, - рассказывает Елена Анатольевна. - Сам Вашингтон понравился. Конечно, на атмосфере чемпионата отразилась война в Ираке. Немного раздражало большое количество охраны. Если же говорить непосредственно о соревнованиях, то прежде всего следует сказать о новой системе судейства, неприемлемость которой подтвердило мировое первенство.
- Вы не согласны с исходом борьбы танцевальных дуэтов?
- Я считаю, что Лобачева и Авербух должны были занять первое место. Они его заслужили по сумме трех программ. Наш дуэт на голову сильнее канадцев, которые после оригинального танца должны были откатиться на четвертое место. Но их решили "придержать" с прицелом на произвольную программу. А после нее компьютер выбрал нужных судей.
- Четвертым местом ваших подопечных - Татьяны Навки и Романа Костомарова - вы, наверное, тоже огорчены.
- Думаю, их место в тройке. Но я не сильно расстраиваюсь по этому поводу, потому что уверена: они - наши следующие чемпионы.
- Одна золотая, три серебряные и одна бронзовая медали - достойный общий результат для России?
- Конечно, могло быть и лучше, но, учитывая опять же судейство, наша команда выступила успешно.
- Вы снова недобрым словом помянули новые судейские правила. Чем они вам так не нравятся?
- Система анонимна, и мы не знаем, какой судья какую оценку поставил. Получается, теперь судьи вольны делать все что угодно. Во-вторых, неизвестно, кого из четырнадцати арбитров выбирает компьютер. Это опять же недопустимо. Судейство должно быть открытым и гласным, а в случае необъективности - наказуемым. В нынешней же ситуации любой посредственный фигурист может оказаться среди лидеров.
- Почему же, по-вашему, Международная федерация решилась на перемены?
- Сейчас в фигурном катании переходный период. После скандала на Олимпиаде, в который были вовлечены Бережная с Сихарулидзе и канадская пара, оказалось много недовольных, в том числе в МОК. Необходимо было что-то менять, создать видимость, что работа в этом направлении ведется. Но прежде чем использовать новую систему на соревнованиях столь высокого уровня, ее надо было опробовать на юношеских или молодежных турнирах. Получается, мы участвуем в эксперименте.
- Наша федерация была против нововведений?
- Она тоже проголосовала "за". Но вообще-то существует международный конгресс, который собирается раз в четыре года, на нем и принимаются подобные решения.
- Совсем недавно разразился очередной скандал: по инициативе американцев создается новая международная ассоциация фигурного катания, которая не будет иметь отношения к Федерации конькобежного спорта.
- Отделить фигурное катание от коньков - это единственное резонное предложение людей, которые все затеяли. Многие из них уже руководили фигурным катанием, и ни к чему хорошему это не привело. Они не вызывают у меня доверия.
- Глобальный вопрос: на что отечественное фигурное катание может рассчитывать в будущем?
- Сразу после развала Союза многие детские школы и катки закрыли, негде было тренироваться. У нас достаточно дорогой вид спорта, и раньше все расходы брало на себя государство. Но сейчас ситуация улучшилась: появились люди, которым спорт небезразличен, они готовы вкладывать в него деньги. Строятся новые катки и спортплощадки. Главное - заложить фундамент на далекое будущее, а на ближайшей Олимпиаде у нас есть кому побеждать.
- Кстати, как обстоят дела со строительством вашего ледового центра в районе Строгина?
- Пока строительство - в начальной стадии. Запланирован большой спортивный комплекс с двумя катками.
- Вы сказали, что фигурное катание - дорогой вид спорта. Как вам удается содержать столько воспитанников?
- Костюмы я иногда шью им сама. К тому же мир не без добрых людей. Помогают правительство Москвы и фирма "Эконика".
- Сегодня родители охотно ведут детей в секции фигурного катания?
- Возможно, сейчас и нет такого бума, как в 70-е годы. Но наша страна по-прежнему богата талантами. К тому же сегодня растить чемпионов стало даже легче: когда мы начинали работать с Пахомовой и Горшковым, приходилось учиться всему по книжкам. Есть хорошая тренерская база.
- Но, согласитесь, молодых тренеров в России не так много.
- Со мной работает мой ученик Володя Котин. Есть и другие специалисты. Слава богу, вернулась в Россию Тамара Москвина...
- Вы отрицательно относитесь к отъезду тренеров за рубеж?
- Их можно понять: они уезжают не от хорошей жизни. В России долгое время не было подходящих условий для работы. А те, кто возвращается, вынуждены налаживать всю работу заново. Но лично я никогда не собиралась за границу. Патриот? Да, наверное. У меня в Москве семья, друзья, любимое дело...
- Многие фигуристы, завершая любительскую карьеру, уходят в профессионалы...
- И это неудивительно: там платят огромные деньги, надо же как-то обеспечивать семью. Жаль, конечно, что они не становятся тренерами.
- В 2005 году чемпионат мира планируется провести в России. Как думаете, справимся?
- А почему нет? Наша страна как никакая другая достойна этой чести. Русский народ всегда отличался гостеприимством. Ну а в том, что трибуны будут заполнены до отказа, я не сомневаюсь. К слову, в Америке мы часто катаемся при пустых трибунах.
- Многие уже говорят о вашей новой ученице Людмиле Нелидиной. Как оцениваете ее выступление на чемпионате мира?
- Она должна была оказаться в призерах, ее просто недооценили. Да, были небольшие шероховатости, но в целом у нее отличная программа. Люсе всего восемнадцать лет, она впервые попала на соревнования такого уровня. Думаю, она способна совершить настоящий прорыв в женском одиночном катании - это не только мое мнение, но и многих специалистов. Она обязательно будет чемпионкой!
- Вы не боитесь, что после 13-го места она может сломаться психологически?
- Нет. Она же прекрасно откаталась. Было бы намного хуже, если б она заняла место в пятерке при плохом катании. Повторю: всерьез говорить о результатах при такой системе судейства просто смешно.
- Елена Анатольевна, вы работаете тренером уже больше сорока лет. Мечты у вас остались?
- Если говорить о результатах, то у меня уже все было. Есть другое... Я бы хотела поставить себе памятник при жизни - открыть ледовый дворец Елены Чайковской. В нем бы воспитывались не только чемпионы, но и их тренеры. А я бы с удовольствием руководила процессом.
- Разве у вас не осталось сил работать самой?
- Да нет, что вы! Сил еще очень много. Мои ребята никак не могут меня успокоить. Я обязательно доведу Нелидину до звания олимпийской чемпионки!
- А сами на лед еще выходите?
- Каждый раз, когда с кем-то из учеников ставим новую программу. За долгие годы работы у меня выработался строгий режим. После утренней тренировки обязательно сплю, чтобы к вечеру восстановить силы. Так что я в хорошей форме.
- А чем увлекаетесь в свободное время?
- Слушаю музыку, люблю сходить в театр. Все мое детство прошло в Театре Моссовета, там работал мой отец. К сожалению, не всегда на это есть время. Недавно у театра был юбилей, а я даже не смогла на него попасть.



Евгений ФИРГАНГ

21.04.2003

www.novayagazeta.ru

Док. 618460
Перв. публик.: 21.04.03
Последн. ред.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Чайковская Елена Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``