В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Н.А. Бонк об методиках изучения иностранных языков Назад
Н.А. Бонк об методиках изучения иностранных языков
О. БЫЧКОВА Методики изучения иностранных языков это тема нашего сегодняшнего разговора. Прежде всего, наверное, вопрос такой. Огромное количество всевозможных предложений существует: огромное количество учебников, методов, школ и курсов. Как во всем этом можно разобраться? Наверное, это вопрос к Наталье Александровне Бонк.
Н. БОНК Я считаю, что надо разграничить проблему здесь. Во-первых, происходит ли обучение взрослого, ребенка или даже, может быть, подростка, определим условно, 12-14 лет. Второй момент: происходит ли обучение в стране языка или за ее пределами, на родине обучающегося. Это тоже очень важно. Третий момент: имеется ли в виду программа обучения, которая выведет обучающегося на использование языка в его будущей профессии. Он не обязательно должен быть лингвистом. Это может быть инженер, космонавт, музыкант, но его решили обучать языку, и он предполагает умение пользоваться языком в своей профессии. Предположим, музыкант предполагает разговаривать с коллегой, с другим музыкантом на его родном языке, скажем, на английском. Тут проблем несколько. И поэтому то огромное количество пособий, учебников, которым мы сейчас располагаем, то огромное количество работ, очень интересных, которые стали доступными нам со всем известными изменениями в нашей стране, это очень положительные явления.
Но о какой бы форме обучения мы ни говорили, мое глубокое убеждение состоит в том, что в основе обучения должна непременно стоять программа. Прежде всего, ее цель, какую конечную цель мы ставим перед собой. Ибо язык надо изучать или поддерживать его знание, поддерживать владение им бесконечно. Язык бесконечен. И поэтому, если человек хочет им владеть, он должен тем или иным образом поддерживать и постоянно расширять свой репертуар. Значит, нужна программа. На основе этой программы должен быть обязательно либо написан, либо избран учебник или набор учебных пособий. И, конечно, должен быть грамотный специально обученный преподавательский состав. А дальше уже детали. Я считаю, что я время свое исчерпала, для начала.
О. БЫЧКОВА У нас есть еще вопросы от слушателей. Мы обязательно к ним вернемся и постараемся успеть ответить. Но еще большая группа слушателей хочет вернуть нас к английскому языку. И Гуля из Тюмени спрашивает, и этот вопрос я бы адресовала как Наталье Бонк, так и представителям "Дэнис Скул". "Прав ли наш школьный учитель, когда говорит, что английский язык в пределах школьной программы надо зубрить и зубрить?" Наталья Александровна?
Н. БОНК Я думаю, это было сказано в шутку. Конечно, не надо зубрить и зубрить. Я бы адресовала свое пожелание тому преподавателю, который дал такой совет. Надо очень толково показать, объяснить, дать ученику почувствовать, как звучит этот язык, для чего употребляется то или иное слово.
О. БЫЧКОВА Заинтересовать.
Н. БОНК А потом обеспечить ученика такой системой упражнений, которая его выведет на способность работать над улучшением своих знаний, умений, навыков, умения говорить, навыка вести беседу самостоятельно. Когда такая цель достигнута, мы можем считать, что школьная программа или программа какого-то учебного заведения выполнена. Кроме того, существует собственная индивидуальная программа, которую морально и психологически ставит себе сам человек. Конечно, трудно говорить при этом об очень маленьком ребенке, но о человеке взрослом или даже подростке можно сказать: "а какую цель ты преследуешь, изучая язык?" И если эта цель серьезна, то надо быть готовым к тому, что упражняться...
О. БЫЧКОВА Зубрить, зубрить и зубрить.
Н. БОНК Нет, не зубрить. Читать, читать и читать.
О. БЫЧКОВА По 200 слов в день.
Н. БОНК Слушать радио на языке, слушать радио и слушать радио. Смотреть фильмы на языке без перевода по несколько раз. Если есть видак, то каждый фильм можно просматривать по несколько раз, до тех пор, пока понимание не станет легким. Сейчас очень облегчено самостоятельное изучение языка, потому что имеются технические средства, которые помогают это сделать. Но, еще раз повторяю, все-таки в начале обучения должна быть здраво составленная программа и очень тщательно написанный учебник. Я придаю началу обучения огромное значение, потому что здесь можно и направить человека по правильному пути, и все испортить, так, чтобы потом получился "эффект белки в колесе", постоянное исправление.

www.filolingvia.com

Док. 618376
Перв. публик.: 11.08.07
Последн. ред.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Бонк Наталья Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``