В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артист балета Андрис Лиепа: Провести `Русские сезоны` в Москве дороже, чем в Париже Назад
Артист балета Андрис Лиепа: Провести `Русские сезоны` в Москве дороже, чем в Париже

Александр Волков, 4 декабря 2009 г.

    

Знаменитый танцовщик, продюсер и постановщик Андрис Лиепа только что вернулся из тура, в ходе которого его "Русские сезоны XXI века" посетили десять городов России: от Иванова до Перми. Впереди - серия концертов в Париже в рамках наступающего Года России во Франции и Франции в России. Тур посвящен 100-летию "Русских сезонов" Сергея Дягилева, ставших в начале прошлого века прорывом России в мировой культуре. О том, какое место занимает балетное искусство сегодня, спросил у мастера обозреватель "Недели"Александр Волков.

неделя: "Русские сезоны" Дягилева были единством музыки, танца, декораций и костюмов. Вы возили в тур полный набор декораций? Оркестр?

андрис лиепа: Два трейлера с декорациями, 85 человек артистов. А оркестр не возим... Это еще сто человек...

н: Получается звучание под "минус"?

лиепа: Как ни парадоксально, это скорее плюс. Хорошо сыграть Стравинского и Римского-Корсакова может только очень профессиональный оркестр.

н: Какой состав танцовщиков был в туре?

лиепа: В каждом спектакле участвовала одна из звезд - Маша Александрова, Артем Ячменников, Ирма Ниорадзе. А также ведущие солисты Мариинского и Большого театров, Кремлевского балета.

н: Чем поездки по России отличаются от французских гастролей?

лиепа: На такой успех, какой мы имеем в Париже, я и не рассчитывал. Тур по России несет скорее просветительскую миссию. Например, в Петербурге к нам подошел молодой человек и признался, что никогда не любил балет. Пришел за компанию, но настолько погрузился в эту историю, что, когда был следующий концерт, купил билет уже осознанно. Сказал: "Когда в "Шехерезаде" шла финальная сцена, у меня даже сердце забилось...". В нашей стране люди, особенно люди занятые, не хотят тратить время на то, чего они не понимают. На Западе напротив: ходят и смотрят, пытаются понять. Вот мы к десятилетию выхода компании "Билайн" на Нью-Йоркскую фондовую биржу готовили концерт звезд современного российского искусства. Там были Дмитрий Хворостовский, Илзе (Илзе Лиепа - балерина, сестра Андриса. - "Неделя"), Николай Цискаридзе, звезды из Мариинки, Юрий Башмет с оркестром, пианист Денис Мацуев. И я видел глаза людей, которые пришли на этот концерт. Один из президентов Нью-Йоркской фондовой биржи сказала, что не могла поверить, что все эти люди приедут в один вечер и выступят для них. Это другой уровень восприятия бизнесом того, что им предлагают!

н: У нас еще только формируется этот бизнес-класс, его психология...

Андрис Лиепа на репетиции в Вашингтонелиепа: На Западе компании часть своих доходов тратят на благотворительные цели, спонсируют спектакли, новые постановки. Причем не только по велению сердца - так они меньше заплатят налогов. А в прибыли - зрители этого спектакля. У нас же все исковеркано. Почему к нам бизнес не идет? Потому что ему здесь делать нечего! Если ты сам не любишь балет, если у тебя нет трепетного отношения к истории русской культуры, то зачем тратить на это деньги? Лучше отдать их на баскетбольную команду, потом продать трансляцию, майки-бейсболки и пригласить друзей на матч.

н: Сколько стоили билеты на "сезоны" в туре по России?

лиепа: Порядка полутора тысяч рублей. Для провинции - это большие деньги. А по московским меркам - когда приезжает Элтон Джон и билет на него стоит 180 тысяч - просто смешные. У меня есть друзья в Петербурге - любительницы балета, которые всегда могли купить контрамарочку за 100-200 рублей. Сейчас вопрос о контрамарках вообще не стоит. Идешь - покупаешь билет, а он стоит полторы тысячи, и настоящие любители балета могут себе это позволить раз в месяц, не чаще. Удивительная вещь - сейчас в театр попадают не те, кто хочет, а те, кто может.

н: Будут ли "Русские сезоны" в ближайшее время ставиться в Москве?

лиепа: Нет. Это очень дорого. Дороже, чем в Париже. Мы делали фестиваль Дягилева, в прошлом году сделали премьеру "Павильона Армиды". На один спектакль - на премьеру - я могу найти спонсоров. Организовать последующие показы намного труднее.

н: Хотелось бы, чтобы государство активнее включалось в решение вопросов высокой культуры.

лиепа: Я удивлен, что наше государство не пользуется теми уникальными возможностями, которые есть у балета. Знаменитая строчка "в области балета мы впереди планеты всей" сегодня осознается далеко не всеми. Когда посол России в центральной ложе Theatre Des Champs-Elysees увидел реакцию французов на "Русские сезоны", то, думаю, он понял: наш балет - это именно то, что работает на имидж России. В наше время из высоких руководителей только Михаил Горбачев регулярно ходил на балет. Владимир Путин, знаю, приходил на вечер Плисецкой. Светлана Владимировна (супруга президента Дмитрия Медведева. - "Неделя") вроде бы любит балет. Наши гастроли в Париже практически совпадают с визитом туда Медведева. Президент будет там 2-3 марта. А с 4-го мы даем спектакли в Theatre Des Champs-Elysees. Очень хочется, чтобы хотя бы первые леди пришли к нам.

н: До них донесут информацию?

лиепа: До госпожи Саркози-Бруни точно донесут... Надеюсь, и до Светланы Медведевой тоже. Я однажды слышал от Никиты Михалкова потрясающую фразу: "Замечательно, что Борис Николаевич теннисом занимается. Представляете, что было бы, если бы он прыгал с шестом..." Понимаете, не в том дело - придет президент или премьер-министр на наш спектакль или нет, а в том, что высокая культура должна быть частью сознания нашей властной элиты. Пока мы все знаем, что дзюдо - вот это направление! Соревнования по дзюдо перебивают любую премьеру в Мариинке или в Большом. Первый "Сезон" у Дягилева был музыкальный, потом оперный, потом балетный, и он понял, что балет пробивает любую стену! Мы когда-то с Владимиром Васильевым выезжали в Аргентину, и там люди держали советские флаги и кричали, как это здорово. Человек из нашего посольства сказал: "Ребята, мы за десять лет меньше сделали, чем вы за один день!"

"Дягилев мне ближе Нижинского"

н: Расскажите об успехе в Париже. Сколько там было спектаклей?

лиепа: Три, а в 2010-м будет четыре. И уже продано больше тысячи билетов на март. А мы еще даже с рекламой не выходили! Причем цену на билеты мы ставим самую дорогую, которая существует в Theatre Des Champs-Elysees, - 89 евро. Билеты на спектакли Сильви Гильем - звезды "Опера" - стоят так же.

н: Почему "Русские сезоны" для Запада так интересны?

лиепа: Это история нашей общей культуры. В начале прошлого века культура в Париже была довольно в застойном состоянии, а благодаря "Русским сезонам" расцвела на глазах. Реформы, которые провел Дягилев - в организации, Фокин - в танце, Стравинский - в музыке, стали огромным сдвигом в головах. Проникли во все сферы жизни. С "Сезонами" сотрудничали Шанель и Кокто, Пикассо и Дебюсси...

н: Где пройдут гастроли кроме Парижа?

лиепа: В марте после Франции у нас запланирован концерт в Мадриде, в зале "Реал". Из Эмиратов приезжал представитель - им понравилась идея. Хотим в Лондон поехать со спектаклем, но уже сами.

н: Кого бы вы выделили из солистов, которые выступали на премьере "Дягилев-Гала" в клубе "Велес"?

лиепа: Коля Цискаридзе сейчас абсолютно адекватен тому, что делал Нижинский. Хотим сделать для него "Нарцисса", а для Илзе "Клеопатру", но она очень подходит и для образа Иды Рубинштейн. Дягилев репертуарный театр отменил и сделал спектакли для исполнителей. Я делаю так же. У нас есть Коля Цискаридзе - для него делается "Синий Бог", есть Илзе Лиепа - для нее делается "Синий Бог", "Болеро" и "Шехерезада", Маша Александрова будет танцевать "Павильон Армиды", для Ирмы Ниорадзе ставится "Тамар". Поэтому исполнители хотят с нами работать.

н: Вы себя чувствуете продолжателем дела Нижинского или Дягилева?

лиепа: Дягилева, конечно. Нижинский был очень конкретен, а я большой такой суп варю. Работаю абсолютно в разных жанрах - и балет, и опера, и детские шоу, и цирковые шоу. И новогодние феерии большие делаю. Снимаю клипы. Мне это очень нравится, потому что в рамках одного балета мне тесно. При этом я и балет переношу в другие области, и наоборот - из других областей что-то переношу в балет. Но так как балет очень профессионален в своем изначальном виде - я свою профессию переношу на любую другую платформу. Вот Галина Павловна Вишневская попросила поставить "Евгения Онегина". Тяжело он мне давался, я на него потратил два с половиной месяца. Но ни секунды об этом не жалею. Вчера был на спектакле, посмотрел. Вишневская сказала, что это лучший спектакль ее оперной студии. Делал Шуфутинскому красивый концерт - тоже не жалею, понравилось работать с ним. Тамаре Гвердцители делал концерт, Аните Цой - две концертные программы, Жасмин, Хору Турецкого. С удовольствием с ними работаю. Сделал сейчас в Париже две передачи про Дягилева, Нижинского, Нуреева, Лифаря - для телеканала "Культура"... Делали про Иду Рубинштейн очень интересный материал. Мы пишем пьесу про нее.

Компромисс искусства и масс-медиа

н: Есть несколько спектаклей, посвященных "Русским сезонам". Вы отслеживаете постановки, параллельные вашей работе?

лиепа: Меня просят сходить, но не попадаю... Я участвовал в постановке Нижинского, которую делали Каплевич, Меньшиков, Феклистов, - хороший спектакль.

н: Из Анны Нетребко cделали поп-звезду. Нельзя ли нечто подобное сделать и с балетными артистами?

лиепа: Анна - не поп-звезда! Она не исполняет поп-репертуар! Она пела в Мариинке, и никто ею не увлекался. Но у нее был совершенно феноменальный успех в Европе, она снялась в двух-трех фильмах, и это дало фантастический результат.

н: Она участвовала в нескольких постановках, которые были очень нетрадиционны по сценографии, по решению.

лиепа: Думаю, она и певица, и женщина уникальная. Если человек талантлив, его начинают везде использовать.

н: А не думали вы что-то подобное сделать в рамках балетного искусства? Мне кажется, некоторая доля эпатажа соответствовала бы духу Дягилева в наше время.

лиепа: "Русские сезоны 21-го века" начинаются как реставрационный проект, но вовсе не исключают поиска новых форм. Просто для этого надо созреть, подойти к этому хорошо подготовленными. Я бы, например, очень хотел поехать по странам СНГ и показать наши спектакли в Армении, в Азербайджане, в Казахстане. Вдумайтесь, балеты "Жар-птица" и "Шехерезада" в марте 2010 года отметят 100 лет! В истории искусства не существует других спектаклей, которые за 100 лет не изменились - те же декорации, та же хореография, та же музыка, те же костюмы - и при этом остались абсолютно актуальными! Обычно спектакль идет 10 лет. The Cats шли на Бродвее 21 год. И всё - считается, что это лимит. А наши - именно те спектакли, которые Дягилев привез в Париж, - идут по сей день. Мы возобновили даже декорации Головина, которые были якобы утеряны!

н: Расскажите про DVD "Возвращение Жар-птицы" - он вышел в 2002 году и остается главным "документом", рассказывающим о вашей работе. Как он продается?

лиепа: Я отдал его тогда компании "Юниверсал". И мы уже выдержали третье переиздание. Английский "Юниверсал" - фирма Decca дала нам рейтинг priority product: мы стояли на одной полке с новым диском Бочелли и новым Паваротти. Мне один из экспертов DVD-department Decca прислал письмо, такое маленькое резюме, и оно является самым большим для меня комплиментом, который я получал по отношению к этому продукту. Он написал: "Thank you very much. It`s timeless product". И он был абсолютно прав - это вневременной продукт. Его можно продавать через 20, 30, 50, 100 лет.

н: Дягилеву и в общем смысле удался именно вневременной продукт...

лиепа: Мы в прошлом году выезжали вместе с фестивалем "Черешневый лес" в Венецию - там могилы Дягилева и Стравинского. Я каждому положил на могилу по DVD. Цветы, туфли балетные и прочее кладут все, а я положил диски с их спектаклями... И тот, и другой опередили время настолько, что их только начали оценивать по большому счету. Нас Theatre Des Champs-Elysees попросил к 2013 году восстановить спектакль "Весна священная", потому что им открывался сезон в 1913 году в Париже. Тогда спектакль был освистан, прошел всего четыре раза, и его сняли - не поняли. Теперь он считается классикой XX века.

н: Балет иногда пытаются сравнивать со спортом. Как вам это сравнение?

лиепа: Достижения только физические в балете считаются оскорбительными. Представьте - спектакль. Человек сделал десять пируэтов. Это считается хорошо? Ну, хорошо... Но это больше цирк или спорт. У нас, когда говорят - "это спорт", это значит, что это плохо для балета. Потому что есть какие-то вершины, которые достигаются в угоду эффекту, который не влияет на состояние души и на интеллект, и потому они считаются у нас неправомерными.

н: Как относитесь к фигурному катанию?

лиепа: Очень люблю.

н: А к тому, что происходит в телетанцах на льду?

лиепа: Я поражен достижениями, которые есть у артистов, которые там катались. На самом деле это даже несколько принижает достоинство того, что делалось ранее спортсменами! Так, как, например, каталась Чулпан Хаматова... Честно говоря, я ее отправил бы на какие-нибудь соревнования! И я очень рад, что массовое хорошее отношение к фигурному катанию вернулось благодаря этим проектам.

н: Но это все же компромисс искусства и масс-медиа. До какой степени он может доходить? Например, как вы относитесь к дуэту Крутой - Хворостовский? Многие находятся в некотором недоумении...

лиепа: Диму Хворостовского очень люблю. Он сейчас настолько в самом расцвете, что может делать все что хочет! Ну вот Илзе с Крутым делала номер - очень красивый! Я не считаю, что расширять жанры - это плохо. Моего отца (знаменитый танцовщик Марис Лиепа. - "Неделя") долго упрекали за то, что он участвовал в бенефисе Гурченко. Но какое это было счастье для артиста, что он мог сделать то, чего не делал в Большом театре! Я был на съемках и видел его счастливые глаза - он гордился этой работой, и я до сих пор получаю огромное удовольствие от пленки, которая осталась.

н: Есть ли в вашей работе место такому понятию, как корпоратив - когда приглашают, приезжайте к нам тогда-то.

лиепа: Мы делали в прошлом году нечто подобное для одного банка... Но не в офисе банка, а в хорошем театре. Руководство попалось просвещенное, они хотели провести именно интеллектуальный вечер.

"Я - москвич"

н: В перерыве между гастролями вы живете в Москве? Или за пределами России?

лиепа: Я - москвич. Интересную фразу когда-то Барышников сказал: "Андрис, я нахожусь в таком возрасте и таком положении, когда могу себе позволить не делать то, чего я не хочу". Я сегодня могу эту фразу повторить. Если бы я не хотел жить в Москве, я мог бы себе это позволить. Но все, что происходит здесь, мне с творческой точки зрения очень импонирует.

н: На какой вопрос журналистов вы устали отвечать?

лиепа: Часто спрашивают: будет ли Ксюша (дочь. - "Неделя") балериной? Нет, не будет... Возможно, она пойдет по моим стопам и станет режиссером, такие задатки у нее есть.

н: Ваша знаменитая сестра ждет ребенка... Можете ли вы рассказать, как у нее дела? Как ее здоровье?

лиепа: Мне бы не хотелось касаться этой темы. Илзе сейчас нужен комфорт и покой - во всех смыслах. Мы все стремимся оградить ее от ненужных вопросов.

н: В начале века балет был объектом поклонения... Есть ли сейчас у вас, у других звезд фанаты, докучают ли они вам?

лиепа: У нас не фанаты, а балетоманы, которые помнят еще моего отца, дарят программки его спектаклей, а некоторые приезжают на наши концерты из Петербурга, помня мои спектакли в Мариинском театре.

н: То, что приходится совмещать творческую работу с продюсерской, вам не мешает?

лиепа: Просто продюсеров профессиональных мало. Я бы с удовольствием отдал какому-нибудь хорошему человеку всю эту кухню, а сам ходил бы репетировал, занимался декорациями и костюмами. Есть английское слово "destiny". Не могу найти эквивалент в русском языке. Вот я чувствую - потому что вот destiny - и делаю! А почему делаю, не знаю. Романтика во всем этом присутствует, но я делаю все очень конкретно. Спрашивают: "Зачем вы делаете "Русские сезоны", если вам это денег не приносит..." Ну, сказать, что мне просто нравится (а мне нравится!), - ничего не сказать.

 

www.inedelya.ru



Док. 618371
Перв. публик.: 04.12.09
Последн. ред.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Лиепа Андрис Марисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``