Эффективность регулирование социальных процессов в стране зависит, в частности от наличия развитых средств мониторинга значений социальных индикаторов и системы управления, направленной на оптимизацию значений этих индикаторов, что требует развитие средств формализованного описания, как индикаторов социального развития, так и процессов управления их развитием. В статье приводятся основные принципы стратегического управления социальной сферой, формальное описание пространства ситуаций управления и модель отношения предпочтения на нем. Описывается вариант структуры системы управления параметрами социально-экономической сферы.
Ключевые слова: стратегическое управление, планирование, пространство свойств, пространство ситуаций управления, суперструктура, функция эффективности.
Введение.
Среди наиболее важных направлений преодоления кризисных явлений и развития социальной сферы в России можно выделить такие, как:
-разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее актуальных направлений развития социальной сферы;
-концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития социальной сферы;
-совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей эффективное социальной сферы;
-совершенствование правовой базы, обеспечивающей закрепление и развитие социально ориентированных процессов в обществе;
-совершенствование или реформирование отечественной системы управления социальной сферой.
Реализацию этих направлений должно обеспечивать:
-разработка и совершенствование нормативно-правовой базы развития социальной инфраструктуры применительно к условиям рыночной экономики;
-привлечение финансовых средств из государственных и негосударственных источников (собственных средств предприятий, частных инвестиций, средств внебюджетных источников);
-развитие конкурсных принципов распределения финансовых средств на реализацию программ в социальной сфере;
-разработка механизма реализации приоритетных направлений развития социальной сферы, использование программно-целевого планирования социально-ориентированных программ;
-разработка и использование современных информационных технологий на базе эффективного применения современной компьютерной техники, формирование системы информационной поддержки;
-приоритетная поддержка социальных программ в проблемных областях социального развития.
1. Технологии стратегического управления в регулировании социальных процессов.
Ключевая роль в совершенствовании системы регулирования социальных процессов принадлежит современным технологиям стратегического управления, поэтому большое внимание при совершенствовании системы управления развитием социальной сферы должно уделяется современным технологиям выработки, принятия и реализации стратегических управленческих решений.
Социальная политика государства реализуется исходя из принятой стратегии развития социальной и социально-экономической сферы. Одним из наиболее весомых рычагов управления социальной сферой является распределение финансовых средств. Если финансирование программ направленных на развитие социальной сферы и оптимизацию индикаторов уровня социального развития, осуществляется за счет бюджета, то его основными составляющими являются: базовое финансирование, программное финансирование и финансирование посредством грантов. По мнению ряда авторов именно программное финансирование является главным элементом активной государственной политики развития социальной сферы.
К числу основных стратегических целей, на достижение которых должна быть направлена политика в области регулирования социальных процессов в России можно отнести:
- увеличение продолжительности жизни населения;
- снижение смертности;
- увеличение темпов роста доходов населения;
- оптимизация распределения доходов (снижение уровня имущественного расслоения);
- повышение уровня медицинского обслуживания (реформа здравоохранения);
- повышение престижа занятости в сфере науки и образования, и т.д. Общая схема формирования и реализации государственной политики в социальной сфере может быть представлена в виде представленном на рисунке 1. (см. в приложении) Межотраслевая и межрегиональная координация деятельности по формированию социальной политики России должна быть возложена на органы государственной власти отвечающие за социальную политику.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет управление в социальной сфере. Министерство в процессе своей деятельности осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти, Российской академией наук, отраслевыми академиями, включая Российскую академию сельскохозяйственных наук и Российскую академию медицинских наук, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями.
В стратегическом управлении социальной сферой актуальна проблема решения поставленных задач по управлению параметрами социального развития с максимальным качеством и минимальными затратами бюджетных средств. В работах профессора Б.Г.Литвака показано, что стратегия решения проблем такого класса включает следующие этапы.
1. Разработка методологии оптимизации деятельности государственной власти по управлению социальной сферой.
2. Формирование показателей качества, стоимости и комплексного критерия эффективности деятельности органов государственной власти по управлению сферой.
3. Реализация разработанной методологии в виде комплекса математических моделей, алгоритмов и программ для ЭВМ с учетом как количественной, так и качественной (неколичественной) информации.
4. Формирование базы данных для расчета показателей качества и стоимости управленческой деятельности в социальной сфере.
5. Постановка и решение задачи оптимизации эффективности функционирования государственных органов по управлению социальной сферой.
6. Выработка рекомендаций и предложений по оптимальному функционированию органов государственной власти и ее структурных элементов.
7. Реализации результатов исследований по обеспечению оптимального управления в социальной сфере.
Структурная схема формирования критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти в социальной сфере имеет вид: (см. в приложении)
Основные требования, предъявляемые к критерию эффективности:
1. Вычисляемость. Критерий должен иметь вид, позволяющий определять его численное значение.
2. Представительность. Критерий должен позволять проводить оценку эффекта от решения основной, а не второстепенной задач.
3. Чувствительность. Критерий должен реагировать на изменение основных параметров.
4. Максимальная простота. Критерий не должен содержать второстепенные показатели и параметры.
5. Унифицированность. Критерий должен позволять проводить сравнительный анализ как однотипных объектов, так и разнотипных, но предназначенных для тех же задач.
6. Возможность использования критерия для выработки основных требований к исследуемому объекту.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ, ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ
www.viperson.ru
Док. 618304 Опублик.: 28.12.09 Число обращений: 0
Титов Андрей Валентинович
|