Деньги на первенца: кому достанется новое пособие после рождения ребенка
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Андрей Титов: О системе управления развитием социальной сферы
Андрей Титов: О системе управления развитием социальной сферы
Эффективность регулирование социальных процессов в стране зависит, в частности от наличия развитых средств мониторинга значений социальных индикаторов и системы управления, направленной на оптимизацию значений этих индикаторов, что требует развитие средств формализованного описания, как индикаторов социального развития, так и процессов управления их развитием. В статье приводятся основные принципы стратегического управления социальной сферой, формальное описание пространства ситуаций управления и модель отношения предпочтения на нем. Описывается вариант структуры системы управления параметрами социально-экономической сферы.

Ключевые слова: стратегическое управление, планирование, пространство свойств, пространство ситуаций управления, суперструктура, функция эффективности.

Введение.

Среди наиболее важных направлений преодоления кризисных явлений и развития социальной сферы в России можно выделить такие, как:

-разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее актуальных направлений развития социальной сферы;

-концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития социальной сферы;

-совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей эффективное социальной сферы;

-совершенствование правовой базы, обеспечивающей закрепление и развитие социально ориентированных процессов в обществе;

-совершенствование или реформирование отечественной системы управления социальной сферой.

Реализацию этих направлений должно обеспечивать:

-разработка и совершенствование нормативно-правовой базы развития социальной инфраструктуры применительно к условиям рыночной экономики;

-привлечение финансовых средств из государственных и негосударственных источников (собственных средств предприятий, частных инвестиций, средств внебюджетных источников);

-развитие конкурсных принципов распределения финансовых средств на реализацию программ в социальной сфере;

-разработка механизма реализации приоритетных направлений развития социальной сферы, использование программно-целевого планирования социально-ориентированных программ;

-разработка и использование современных информационных технологий на базе эффективного применения современной компьютерной техники, формирование системы информационной поддержки;

-приоритетная поддержка социальных программ в проблемных областях социального развития.

1.    Технологии стратегического управления в регулировании социальных процессов.

Ключевая роль в совершенствовании системы регулирования социальных процессов принадлежит современным технологиям стратегического управления, поэтому большое внимание при совершенствовании системы управления развитием социальной сферы должно уделяется современным технологиям выработки, принятия и реализации стратегических управленческих решений.

Социальная политика государства реализуется исходя из принятой стратегии развития социальной и социально-экономической сферы. Одним из наиболее весомых рычагов управления социальной сферой является распределение финансовых средств.
Если финансирование программ направленных на развитие социальной сферы и оптимизацию индикаторов уровня социального развития, осуществляется за счет бюджета, то его основными составляющими являются: базовое финансирование, программное финансирование и финансирование посредством грантов. По мнению ряда авторов именно программное финансирование является главным элементом активной государственной политики развития социальной сферы.

К числу основных стратегических целей, на достижение которых должна быть направлена политика в области регулирования социальных процессов в России можно отнести:

- увеличение продолжительности жизни населения;

- снижение смертности;

- увеличение темпов роста доходов населения;

- оптимизация распределения доходов (снижение уровня имущественного расслоения);

- повышение уровня медицинского обслуживания (реформа здравоохранения);

- повышение престижа занятости в сфере науки и образования, и т.д.
Общая схема формирования и реализации государственной политики в социальной сфере может быть представлена в виде представленном на рисунке 1. (см. в приложении)


Межотраслевая и межрегиональная координация деятельности по формированию социальной политики России должна быть возложена на органы государственной власти отвечающие за социальную политику.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет управление в социальной сфере. Министерство в процессе своей деятельности осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти, Российской академией наук, отраслевыми академиями, включая Российскую академию сельскохозяйственных наук и Российскую академию медицинских наук, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями.

В стратегическом управлении социальной сферой актуальна проблема решения поставленных задач по управлению параметрами социального развития с максимальным качеством и минимальными затратами бюджетных средств. В работах профессора Б.Г.Литвака показано, что стратегия решения проблем такого класса включает следующие этапы.

1.     Разработка методологии оптимизации деятельности государственной власти по управлению социальной сферой.

2.     Формирование показателей качества, стоимости и комплексного критерия эффективности деятельности органов государственной власти по управлению сферой.

3.     Реализация разработанной методологии в виде комплекса математических моделей, алгоритмов и программ для ЭВМ с учетом как количественной, так и качественной (неколичественной) информации.

4.     Формирование базы данных для расчета показателей качества и стоимости управленческой деятельности в социальной сфере.

5.     Постановка и решение задачи оптимизации эффективности функционирования государственных органов по управлению социальной сферой.

6.     Выработка рекомендаций и предложений по оптимальному функционированию органов государственной власти и ее структурных элементов.

7.     Реализации результатов исследований по обеспечению оптимального управления в социальной сфере.

Структурная схема формирования критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти в социальной сфере имеет вид: (см. в приложении)

Основные требования, предъявляемые к критерию эффективности:

1.     Вычисляемость. Критерий должен иметь вид, позволяющий определять его численное значение.

2.     Представительность. Критерий должен позволять проводить оценку эффекта от решения основной, а не второстепенной задач.

3.     Чувствительность. Критерий должен реагировать на изменение основных параметров.

4.     Максимальная простота. Критерий не должен содержать второстепенные показатели и параметры.

5.     Унифицированность. Критерий должен позволять проводить сравнительный анализ как однотипных объектов, так и разнотипных, но предназначенных для тех же задач.

6.     Возможность использования критерия для выработки основных требований к исследуемому объекту.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ, ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

www.viperson.ru



Док. 618304
Опублик.: 28.12.09
Число обращений: 0

  • Титов Андрей Валентинович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``