Росстат сообщил средние зарплаты чиновников в 2016 году
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Спасибо: Недешевая образованщина.
Владимир Спасибо: Недешевая образованщина.
В 2009 г. в РФ насчитывалось 7,47 млн студентов (в 1994 г. - 2,79 млн.).

На 10 тысяч жителей России приходится 522 студентов, из которых 50% учатся заочно. (Наталья Савицкая. Планы на вчера./ НГ, 29.05.2008).

В США - 445, Германии - 240, Великобритании - 276, Японии - 233.

Фактически у нас произошел переход к едва ли ни всеобщему высшему образованию.

Эксперты удивляются - в 2008 г. 35,7% ВВП России было произведено в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, строительстве и сфере ЖКХ; финансовый сектор и госуправление обеспечили 8,3% ВВП. Но профессию инженера, технолога получают 20% студентов. 45% хотят получить дипломы специалистов по общественным наукам, предпринимательству и праву.

В США этот показатель составляет 36%, в Германии - 22,5%.

При этом лишь половина российских выпускников начинает работу по специальности. В США - более 85%. (Владислав Иноземцев. Modernizatsia.ru: Печальное знание. /Ведомости 07.09.2009 167 (2437).

Финансирование высшего образования из средств федерального бюджета с 71,8 млрд рублей в 2004 г. выросло до 161,7 млрд в 2006 г. За счет других источников, главным образом средств семей, в высшую школу пришли сопоставимые средства. 37 млрд рублей в рамках приоритетного национального проекта "Образование" получили 57 вузов.

Согласно исследованиям специалистов ГУ-ВШЭ, совокупные затраты на образование из всех источников составили в 2004 г. 928 млрд.руб. (5,5% ВВП. Расходы на образование в США - 5,7%; Германии - 4,6%. ВВП), в том числе расходы бюджетов всех уровней - 593,2 млрд. руб., расходы населения - 326 млрд.руб., прямые расходы предприятий - 16 млрд.руб. Альтернативные расходы предприятий на фактическое обучение на рабочем месте с выплатой заработной платы - дополнительно еще около 400 млрд. руб.

Гигантские суммы для нашей страны. При том, что качество образования оставляет желать лучшего. Как и репутация наших университетов.

Рейтинг THES-QS World University Rankings - совместный проект THES и QS (Quacquarelli Symonds - занимается международными проблемами образования). Существует с 2004 года.

Цель проекта - оценить академический уровень университетов, делая упор на качество исследовательской и преподавательской работы в них с учетом международного значения вуза. (России нет в рейтинге лучших вузов мира. /НГ, 6.11.2007 10:20).

Оценка THES наполовину состоит из мнений специалистов. Эксперты опрашивают тех, кто имеет представление о положении дел в вузах: членов академического сообщества (вес их мнения - 40%) и работодателей (10%). В 2006 г. опрошены почти четыре тысячи ученых и восемьсот работодателей.

Большое значение придается анализу учебы студентов и работы сотрудников (публикации, индекс цитируемости). Просматривают большое количество газет и журналов из разных стран.

Учитывается количество зарубежных студентов и сотрудников, соотношение количества преподавателей к количеству студентов.

Анкеты рассылаются экспертам из научного сообщества с ограничением - из списка университетов, предлагаемых эксперту для анализа, исключен университет, в котором он трудится.

В рейтинге 2007 г. из 200 вузов мира первое место занял Гарвард, второе - Кембридж с Оксфордом и Йельским университетом. На 5 месте - Лондонский королевский колледж. В первой десятке лидируют американские и английские вузы.

В первых 50 два китайских вуза. Канадские и австралийские вузы.

В число 200 лучших попали новозеландский, тайваньский, сингапурские, бразильские вузы.

И ни один университет из России.

Хотя в 2006 г. в этом рейтинге МГУ занимал 93-е место, а Санкт-Петербургский государственный университет - 164-е.

Рейтинг бизнес-школ газеты Financial Times учитывает средний размер зарплаты выпускников, средний рост зарплаты за последние несколько лет, прогресс в карьере, уровень достижения целей, успешность при приеме на работу, количество выпускников, нашедших работу в первые три месяца после выпуска, и, наконец, рекомендации выпускников. То есть оценивает качество выпускников с точки зрения карьеры.

Первая десятка рейтинга 2005 г.:

1.Университет Пенсильвании, Wharton School (Филадельфия, США)

2.Гарвардский Университет, Harvard Business School (Кембридж, США)

3.Колумбийский Университет, Columbia Business School (Нью-Йорк, США)

4.Стэнфордский Университет, Graduate School of Business (Стэнфорд, США)

5.Чикагский Университет, Graduate School of Business (Чикаго, США)

6.Insead, (школа имеет два отделения: европейское в Фонтенбло Седе, Франция; и азиатское в Сингапуре)

7.Лондонский Университет, London Business School (Лондон, Великобритания)

8.Университет Нью-Йорка, Stern School (Нью-Йорк, США)

9.Северо-западный Университет, Kellog School (Иванстон, США)

10.Массачусетсский Технологический Институт (MIT), Sloan School (Кембридж, США)

Средний уровень зарплат выпускников бизнес-школ первой десятки - $140.000-160.000 в год. В основном в рейтинге бизнес-школы из США, Великобритании, Австралии, Канады. Есть несколько школ из континентальной Европы. Естественно, ни одной из России.

Практически всегда на первых местах во всех рейтингах Гарвард, с которым по количеству известных профессоров не может сравниться ни один другой университет.

Гарвард - первый появившийся в США университет. Много лет возглавляет так называемую "Плющевую лигу", в которую входят несколько наиболее старых и престижных частных университетов США, неофициально объединенных между собой.

Российские ВУЗы, по оценкам работодателей, выпускают специалистов с удовлетворительным уровнем базовых знаний, слегка устаревшими знаниями по специальности и практически отсутствующими способностями практически применять полученные знания, коммуникативными навыками, способностями к самообучению. (Эксперт, N 4, 30.01.2006 г.).

Хотя еще в 1992 г. Министерство образования РФ инициировало программу "Университеты России", основной подпрограммой которой была "Университеты как центры фундаментальных исследований".

В 1997 году программа была преобразована и стала называться "Университеты России - фундаментальные исследования". Принцип - финансовая поддержка сильнейших ВУЗов.

В начале 2000-х гг. статус "ведущего ВУЗа" планировалось присвоить 15-20 ВУЗам федерального значения. 80-85 ВУЗов отнести к категории "ведущего по направлению", успешно развивающие ту или иную область исследований.

В итоге появились модели "инновационного" ВУЗа и "федерального" университета.

Министерство образования и науки поначалу предполагало трехуровневое финансирование высшей школы.

Первая группа вузов включала МГУ, СПбГУ, а также Сибирский (Красноярск), Южный (Ростов-на-Дону) и Дальневосточный национальные университеты, которые созданы в рамках нацпроекта "Образование". Этим университетам федерального значения планировалось значительное государственное финансирование и относительно широкая автономия.

Следующий уровень - 55 вузов, которые получили президентские гранты за победу в конкурсе инновационных проектов с меньшим госфинансированием.

Остальным вузам - минимум господдержки.

Однако позже Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты добились особого статуса, с повышенным госфинансированием, налоговыми льготами. Правом создавать дочерние организации и предприятия для инновационных проектов. Правом выдавать своим выпускникам дипломы "фирменного" образца. Собственные аттестационные комиссии.

Указом Президента за Московским и Санкт-Петербургским университетами закреплен особый статус. Так, их ректоры будут назначаться и увольняться президентом. Можно представить что-нибудь подобное в США, где университеты пользуются правом экстерриториальности, не говоря уже о выборах ректора?

Правительством РФ разработано положение о конкурсе на звание исследовательского университета. Участник конкурса должен доказывать, что в университете не разделены образование и наука. У нас таких учебных заведений, по большому счету, просто нет. (Андрей Колесников. Высшая образованщина. Частный корреспондент./6 августа 2009 года, http://www.chaskor.ru/p.php).

На конференции Общественной палаты РФ "Образование и интеллектуальный потенциал нации", проходившей 21.09.2007 г. были обсуждены и рекомендованы правительству для реализации предложения экспертов ГУ-ВШЭ по реформе образования.

Предложено:

госсодержание сохранить лишь за лидерами, освободив бюджет от расходов на аутсайдеров.

в сфере высшего профессионального образования поддерживать из бюджета порядка 50 ведущих исследовательских университетов, с правом на открытие аспирантур.

бюджет на образование в целом к 2010 году удвоить, увеличив его на 250 млрд. руб. (В 2007 году госбюджет на образование составил 278 млрд руб. Коммерсант, N173, 24.09.2007 г. Правительству повысят цену за обучение).

уйти от массового высшего образования, доступ сохранить лишь для абитуриентов, набравших не менее 40 из 100 баллов на едином госэкзамене. Выделять вузам госфинансирование лишь на студентов, набравших не менее 60 баллов при тестировании.

сохранить поддержку школ в полном объеме.

дошкольное образование сделать платным.

профильные ПТУ передать бизнесу, который уже на треть финансирует эту ступень образования. Обучение в ПТУ при этом сократить до года.

Между тем после принятия 29 государствами подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции в 1999 г. Болонской Декларации в Европе начался переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно - Бакалавр/Магистр).

Квалификация "Бакалавр" с продолжительностью обучения 3-4 года превратилась в основную для рынка труда (80 % специалистов).

Возврат к образованию в магистратуре после практической деятельности осознан соискателем; содержание образования увязано с последующей практической деятельностью; в процессе образования предусмотрено решение конкретных профессиональных или научных задач.

Проведению фундаментальной исследовательской, а также всевозможной консалтинговой деятельности, выходящей за рамки образовательного процесса, в стратегии массовых вузов отводится второстепенная роль. Исследования носят в основном ярко выраженный прикладной характер.

Обществу предлагается модель пожизненного обучения (возврат к той или иной форме образования после нескольких лет практической работы). Большое значение придается развитию дистанционного и непрерывного образования, задача которого - обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни работника.

Современные технологические возможности способствуют возникновению международных высших учебных заведений, не умещающихся в рамках привычных образовательных границ. Например, основывающихся на модели "сетевого взаимодействия", в которой каждый "элемент" вуза является также и элементом более широкой сети университетов, исследовательских центров и т.д. Примером эффективности такой модели может служить успех ученых мексиканского университета Сан-Паулу, воспринявшего американский опыт организации "университетов без стен", по сути виртуальных научно-учебных комплексов. Лаборатория Сан-Паулу объединяет 200 исследователей из 50 университетов мира, соединенных в сеть виртуального Института геномики.

Прогнозируется, что только 16% от сегодняшнего количества студентов высших учебных заведений США в возрасте 18-24 лет в ближайшем будущем будут учиться очно и проживать в кампусах университетов. Свыше половины студентов высших учебных заведений будут учиться по заочной схеме, 80% намерены работать параллельно с получением высшего образования. В университете Феникса из 140 000 студентов 60 000 обучаются дистанционно, из них только 4 000 являются иностранцами.

Итак, массовым типом в развитых странах становится высшее учебное заведение с сугубо практической подготовкой. Это своеобразное начальное высшее образование. Критерии оценки - число студентов, стоимость обучения, непрерывность обучения, распространение дистанционных форм обучения.

Высшая ступень - университеты классического (элитарного) типа с их идеологией "Гумбольдтовской модели", основным принципом которой является "Уединение и Свобода".

Обособленность университета поддерживается в первую очередь централизованным финансированием образования и, особенно, фундаментальной науки. В качества спонсоров, как правило, выступают государство и представители крупного бизнеса, получающие налоговые послабления.

В странах континентальной Европы (в Германии, Голландии, Швейцарии) первичный отбор кандидатов на поступление в "классические университеты", медицинские вузы и некоторые, наиболее престижные факультеты технологических институтов фактически осуществляется в 12 лет. В этом возрасте ребенок после тестов направляется продолжать обучение в том или ином типе школы или по той или иной программе. При этом окончание лишь определенного типа школ (программ обучения) дает право поступать в наиболее престижные вузы.

Элитарные вузы отличает ориентация на научно-исследовательскую деятельность, и подготовку специалистов, способных проводить, фундаментальные и прикладные аналитические исследования.

Главным критерием оценки деятельности элитарных вузов было и остается качество образовательного и исследовательского процесса.

Представляя достаточно широкий спектр дисциплинарных и научных направлений, элитарные вузы занимают в них особую нишу. С одной стороны, элитарные вузы готовят наиболее высококвалифицированных специалистов в каждой области, с другой, именно в исследовательских центрах элитных университетов зарождаются и институционализируются новые дисциплины, по которым и готовятся будущие профессионалы.

Поддержка имиджа элитарного университета, диплом которого является гарантией качественного образования, является важным условием развития университета по элитарному пути. Этим объясняется осторожность, проявляемая элитарными вузами в отношении предоставления дистанционного образования.
Несостоятельности российских "элитарных" университетов проистекает из того, что они представляют собой иерархические хозяйственные структуры, тогда как западные университеты - сетевые. (Балацкий Евгений Всеволодович. Университетские системы: сети vs иерархии http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175617/).

В российской системе устоялось мнение о том, что первичной ячейкой университета (вуза) является кафедра. В англосаксонской университетской системе кафедры вообще отсутствуют.

В американских университетах ректорату передаются самые общие полномочия: поддержание некоторых общих для всех факультетов правил; представительство университета во внешнем мире; роль посредника в контактах университетского сообщества с городом, штатом и т.п.

В российской высшей школе ректор является фактически полноправным хозяином университета.

В американских университетах все научные и учебные вопросы решаются деканом, возглавляющим соответствующий факультет. Декан выбирается из числа профессоров факультета. Факультетская администрация следит за соблюдением всех норм учебного процесса и осуществляет логистику учебных дисциплин.

В России декан курирует, как правило, несколько кафедр, которые образуют его факультет. Декан зависим от ректора и его заместителей (проректоров).

Главной задачей заведующего кафедрой является обеспечение логистики учебного процесса. Такие полномочия не требуют от человека никаких научных достижений. Эти функции может успешно выполнять человек, не имеющий никакого отношения к науке.

Статус профессора российского университета не слишком отличается от статуса наемного работника.

В американских университетах должности ассоциированного профессора соответствует право на неотчуждаемость позиции. Профессор становится пожизненным членом соответствующего факультета.

Именно профессора делают вуз известным, именно к ним едут учиться.

Международный авторитет профессора университета автоматически преломляется в авторитет университета. Вокруг научного лидера возникает коллектив исследователей, которые ведут работу в определенном направлении.

Отсутствие какой-либо иерархии позволяет оперативно и не формально решать все возникающие проблемы.

Оцениваются профессорские кадры по количеству публикаций, вкладу в науку и т.д.

Есть еще оценка со стороны студентов, которые пишут отзывы о профессорах, заполняют анкеты.

В западных университетах большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и их взаимодействию с профессорами. Уже с середины учебы американские студенты начинают исследовательскую работу под руководством своего руководителя.

В Российских вузах исследовательская работа среди студентов практически отсутствует, за некоторыми исключениями. (http://www.ocm.perm.ru/stat/stat_2.htm#as#as).

В хороших американских университетах ежедневная домашняя работа, ежедневный контроль. В результате идет непрерывный процесс развития и совершенствования конкретных навыков.

Первые два курса студент получает широкое, всестороннее образование. И только через два года выбирает направление своей узкой специализации.

В Гарварде профессоров и преподавателей - 2433 человек. Студентов - 20 000. Примерно 8 студентов на 1 преподавателя.

Общий бюджет - $2800 млн. Бюджет НИОКР - $589 млн.

Бюджет из расчета на 1 студента в год - около $140 тыс. То есть оплачивается студентами не более 20% затрат. Остальное - спонсоры.

На 1 преподавателя - около $140 тыс. НИОКР.

Стенфорд - 1754 преподавателей на 15 000 студентов. Примерно 9 студентов на 1 преподавателя.

Общий бюджет - 2300 млн. На 1 студента - порядка $150 тыс.

Бюджет НИОКР - $975 млн. То есть порядка полумиллиона на преподавателя!

Массачусетский технологический - 1650 преподавателей на 10 000 студентов. Один на шестерых!

Общий бюджет - $2100 млн. или $210 тыс. на студента.

Бюджет НИОКР - $567 млн. Или примерно $345 тыс. на 1 преподавателя.

Хельсинкский университет - 4300 преподавателей на 38000 студентов. Один на девятерых. Общий бюджет - 509 млн. евро. Бюджет НИОКР - 189 млн. евро.

Оксфорд - 1100 преподавателей на 18 000 студентов. Один преподаватель на шестнадцать студентов - многовато! Общий бюджет - $1000 млн. Бюджет НИОКР - 334 млн. То есть студенты оплачивают примерно 25% бюджета университета..

Токийский университет - 3000 преподавателей на 28 000 студентов. Один преподаватель на девять студентов.

$400 млн. - бюджет НИОКР. $133 тыс. на преподавателя.

Исследовательский бюджет Мичиганского университета в 2003 г. - $650 млн.

Исследовательский бюджет ГУ-ВШЭ в 2005 г. - 241 млн. рублей; Томского политехнического университета - 357 млн. рублей, обычного регионального университета - от 1 до 45 млн. рублей в год. (Каплиев А.С.заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности, координатор проекта по созданию технопарка Балтийского государственного технического университета "Военмех" им.Д.Ф.Устинова).

В зарубежной практике деятельность по трансферу технологий, создаваемых в университетах, проработана достаточно детально. В структуре большинства зарубежных университетов существуют отделы, ответственные за связь университета и бизнеса с функциями передачи разработок университета с максимальной для него выгодой и при соблюдении законодательства.

Трансфер технологий в некоторых странах (США, Финляндия) законом возведен в статус третьей миссии университетов, неисполнение которой влечет за собой наказание в виде лишения университета прав на созданную им интеллектуальную собственность. (Дмитрий Фиалковский. На ближних подступах./ Эксперт-Северо-Запад, N19 (321), 21 мая 2007 г).

Любой университет заинтересован в получении максимальной прибавочной стоимости от коммерциализации собственных технологий. Чем выше стадия проработки продукта, тем дороже его можно продать. В этом смысле наибольшей потенциальной доходностью обладает собственное производство, например в виде доли в предприятии. Другой высокодоходной формой трансфера может быть выдача лицензий.

По такой схеме - создание дочерних компаний и выдача лицензий - работают многие западные университеты.

В российских вузах основной объем знаний передается в промышленность через договоры заказных НИОКР. А отнюдь не через продажу лицензий или же готовых фирм.

По результатам опроса, проведенного Департаментом интеллектуальной собственности и трансфера технологий Санкт-Петербургского госуниверситета среди профессорско-преподавательского состава, 48% сотрудников предпочитают исследовательскую работу, 42% - учебно-педагогическую и 7% - изобретательскую. Только 3% готовы заняться предпринимательской деятельностью.

Я.Кузьминов полагает важным повышение роли бизнеса в формировании учебных курсов, научных разработок университетов.

При этом бизнес заинтересован вступать соучредителем ВУЗов и вкладывать средства в их развитие. Однако для реализации такого пути необходим ряд изменений в законодательстве, в том числе преобразование госучреждений в автономные некоммерческие организации.

Участие бизнеса возможно в виде создания кафедр компаний в ВУЗах, как это практикуется в США, Японии.

Необходимо формировать ресурсный капитал и предусмотреть участие бизнеса в управлении учебными заведениями. Такой подход необходим с учетом того, что сложившийся в ВУЗах менеджмент не очень эффективен. Т.е. для того, чтобы объединить академические цели и необходимость гораздо более эффективно работать на рынке, нужны попечительские советы, которые возьмут на себя контроль за финансово-экономической деятельностью ВУЗа.

Государство должно делегировать часть своих полномочий бизнесу - наблюдательным советам с большим присутствием бизнеса.

Московская школа экономики МГУ создана в 2004 году по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего и председателя Совета директоров компании "Базовый элемент" Олега Дерипаски. (Бизнес начинает участвовать в финансировании российских ВУЗов. /07.06.2006 21:10:02 // РБК).

К преподаванию в МШЭ МГУ удалось привлечь ведущих ученых РАН, в том числе руководителей академических институтов экономического профиля, а также известных зарубежных экономистов. Правда, кризис наверняка резко ограничил возможности спонсирования данной школы.

А пока смехотворно звучат предложения увеличить долю российских вузов на мировом рынке образования к 2015 г. до 10% (нынешний уровень Германии или Франции и лишь вдвое меньше, чем в США). Чтобы годовой доход от обучения иностранных студентов в российских вузах составил не менее $5 млрд., что почти сравнимо с нынешним бюджетным финансированием этой сферы. (Андрей Волков, Дмитрий Ливанов, Андрей Фурсенко. Высшее образование: повестка 2008-2016. /Эксперт, N32 (573), 3.09.2007 г.).

Сегодня в России численность иностранцев от общего числа студентов менее 1%, что обеспечивает годовой доход порядка $100 млн. Чем мы можем привлечь больше абитуриентов?

Или такой тезис - годовой доход профессоров в ведущих университетах России должен (!) сравняться с доходами коллег в высокоразвитых государствах (средние годовые доходы профессоров в Европе $60-80 тыс., в США - $80-120 тыс.).

Простой расчет - предполагается иметь в стране примерно 50 ведущих ВУЗов. Крупный университет - уж никак не менее 10 тыс. студентов (насчитывается более 1000 ВУЗов на 7 с лишним млн. студентов).

Итак - 50 ВУЗов. В них 500 тыс. студентов и 50 тыс. человек ППС (из расчета 1 профессор, преподаватель на 10 студентов).

Допустим, средняя обещанная годовая зарплата одного преподавателя - $50 тыс. (профессор - $70 тыс., доцент - 50 тыс., ассистент - 30 тыс.). И плюс еще два человека административного и вспомогательного персонала на одного преподавателя со средним заработком за год $25 тыс. Это равносильно тому, что годовой бюджет 50 ведущих ВУЗов должен составлять не менее $15 млрд. (если считать, что ФОТ порядка 30% от бюджета.). И это без учета капитальных затрат.

Можно ли всерьез воспринимать подобную маниловщину? А ведь пишут как никак министр и два ректора солидных учебных заведений. Вот таков уровень понимания проблем. Дайте больше денег, и все наладится!

А пока, по данным профессора Высшей школы экономики (ГУ) Татьяны Клячко зарплата российского профессора в 2008 г. в среднем - 26 тыс. руб., доцента - 17 тыс. руб., преподавателя - 11 тыс.руб.( http://www.ng.ru/education/2008-05-29/12_economy.html).

В 2008/09 учебном году насчитывалось 340 000 профессоров и преподавателей. Соответственно, ФОТ (со вспомогательным и административным персоналом)- порядка 100 млрд.руб. Или треть от бюджета.

По оценкам ВТО, зарабатывает высшая школа США на иностранных студентах в пятнадцать раз больше, чем тратит на нее правительство (около $20 млрд.). На втором месте - Великобритания, которая за последнее десятилетие утроила прием иностранных студентов. Германия и Франция - контролируют примерно по 10% рынка. Австралия, Канада и Испания - по 7-8%.

Год обучения в американских вузах в 2004 г. обходился студентам в $15-25 тысяч. В Англии - $12-20 тысяч Средний мировой уровень цен - $10 тысяч. (Марина Галушкина."Эксперт". 26 июля 2004 г.).

Дополнительный доход учебным заведениям развитых стран приносит платное обучение на языковых курсах, подготовительных курсов для поступления.

Год проживания в Лондоне студенту обходился в 13-15 тысяч долларов. Студенческая жизнь в США требовала 6-14 тысяч долларов в год.

75-80% студентов оплачивают обучение сами или их родители. За 8-10% студентов платят колледжи, университеты или правительства принимающих стран. Доля национальных правительств или университетов отправляющих сторон - 4-5%. Примерно столько же вносят частные спонсоры. Средства международных организаций не превышают 1%.

Расходы американских университетов на магистерское обучение иностранных студентов выросли в пять раз (до 40% всех приходящих средств). До половины выпускников с магистерской степенью из числа иностранных студентов остаются работать в США, удовлетворяя запрос американской экономики.

Платное высшее образование распространено в Канаде, США, Австралии, Австрии, Великобритании, Голландии, Португалии, Японии, ряде стран Восточной Европы. Обсуждается введение платы в ФРГ и странах Центральной Европы. Противостоят идее введения платного обучения Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция.

В КНР законодательно закреплена обязательность и бесплатность 9-летнего базового обучения. Платное высшее образование. Размер оплаты - $500-1500 в год. Еще примерно столько же составляет плата за проживание в общежитии, которую устанавливает администрация провинции.

Странными выглядят призывы президента МГЮА О. Кутафина сделать преподавателей ВУЗов госслужащими. (Олег Кутафин. Негосударевы слуги. /НГ.25.07.07). Когда фактически все (!) государственные ВУЗы - коммерческие наполовину и более. На негосударственные вузы приходится только четверть подготовки специалистов на коммерческой основе.

Обучение на факультете мировой экономики ГУ-ВШЭ обходилось в 2007 г. в 280 тыс. рублей в год. На юридическом факультете МГИМО - в 245 тыс. рублей. (Анна Семенова, Карина Нараевская. Деньги решают все/ Новые известия. 25.07.07).

Сейчас тех, кто обучается на бюджетной основе - 40% всех, получающих высшее образование. На небюджетной - 60%. В госвузах 54% студентов на платной основе и 46% - за счет бюджета.

То есть более половины студентов в России учатся на средства семьи, либо работодателей (последних весьма мало).

www.viperson.ru



Viperson.ru

Док. 618299
Перв. публик.: 28.12.09
Последн. ред.: 11.02.11
Число обращений: 0

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``