В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сергей Роща: О творческом энтузиазме, вдохновении и других около душевных состояниях Назад
Сергей Роща: О творческом энтузиазме, вдохновении и других около душевных состояниях
Казалось бы, детский вопрос, но ответ окажется по-взрослому, со всеми оттенками поэтической палитры красок, только вот точный математически выверенный и понятный для всех пока не дал никто.

Говорить о людях, их внутреннем состоянии, кому дано в себе ощутить этот самый творческий энтузиазм, вдохновение и другие, около душевные состояния человеческого организма представляется маловероятным и неосуществимым действием.
И не потому, что таких людей, кто в себе переживает такие состояния, если и наберется на земле один процент, хотя это и очень мало, в итоге будет очень хорошо.

Еще никто из них не рассказал правду о том, почему каждому из них, кому удалось прикоснуться своим нутром к состоянию под названием "вдохновение", его стихи, картины или проза разительно отличаются от тех творений, сделанных ими же в обычном ремесленном состоянии, основанном на полученных знаниях в школе и других учебных заведениях. А может и нигде.

И не скажут. Нам, простым обывателям и народным ценителям искусства, не дано понять, кого из поэтов или художников посещало вдохновение и как. Для нас их библиографы пишут об их ремесленном трудолюбии. А о том, что трудовой энтузиазм и есть основная часть результативного трудолюбия, вроде вдохновения, например, для поэта или художника, сегодня вообще нигде не говорят и не пишут, по одной причине - нет интереса к труду именно в таком ракурсе.

И не напишут. Потому что в самом процессе, как вдохновения, так и любого энтузиазма, есть очень много личного, о чем не каждый человек захочет рассказать другим.

Здесь вполне резонным встает вопрос: а почему познавшие состояние вдохновения, одни живут и творят до глубокой старости, другие сгорают в тридцать семь и сорок два, а третьи на эту тропу не становятся, по боязни, а может и по разумным причинам, и сознательно сходят с нее?

О творческих муках, неразделенной любви и о несостоявшихся мировых творениях одаренных с детства людей исписаны миллионы страниц. Но настоящую правду, например, молодым мамам и папам, начинающим искать творческие способности у своего младенца и как их найти и сохранить, и что ждет их чад потом, когда найдут, сегодня, кроме общих слов как в гороскопах, так никто и не скажет.
Но сказать когда-то же надо!

Возьмем, для примера, условного мужчину тридцати трех лет, занимающегося живописью, пишущего стихи и излагающего свои мысли в прозе, и попробуем ответить непрофессионально, без базового по этим темам образования, с третьей точки зрения, на требующие по умолчанию темы.

И начнем мы наш разговор о вредных привычках и как от них избавиться. Почему все люди курят табак, сигареты, это медицинский вопрос. А вот почему этим процессом поглощения дыма в свой организм занимаются творческие люди, и в частности, наш условный герой, да еще с таким чувствительным вкусом, это уже вопрос интеллектуальный.

Есть большая разница между выполняемой работой по покраске, например, забора, и написанием картины масляными красками с изображением на холсте того же, тобой покрашенного забора. Конечно, в сюжет и композицию картины войдет еще много компонентов.

По этому поводу достаточно сходить в Третьяковскую галерею и посмотреть картину Василия Поленова "Московский дворик". Там есть забор.

Представьте, что наш условный художник решил написать по репродукции примерно такую картину. И вот работа пошла, уже и небо получилось "поленовское", и купола засверкали, и крыша оттенками отлеглась и засияла, и листва зашевелилась, и внутри от удовольствия легкие начинают распираться, мысль усиленно работает, кисти в руках скачут, краски смешиваются и самое главное, правильно ложатся на холст, и сердце начинает стучать под сотню.

И тут наш герой понимает, что необходимо остановиться и передохнуть. Только сейчас он ощущает, как тяжело стоять за мольбертом, надо присесть в кресло, и с расстояния трех метров посмотреть, а что же получилось.

А здесь рядом, на столике чашечка кофе "Черная карта" и сигареты "Данхилл". Табачный дым окутывает мастерскую, и после трех затяжек внутри организма начинается спокойное осмысление, пусть и ворованного, но твоего творения.
И сразу видны ошибки, имеющие где-то в цвете, а где-то в тенях отличия от оригинала, но есть и новые краски, твои, которые придают больше солнца в траве, чуть больше прохлады под заваливающимся забором.

Погасив сигарету и запив табачный вкус кофейным глотком, можно спокойно приступить к дальнейшему общению с красками и холстом.

И так непрерывно в течение десяти часов, основная работа сделана, в пепельнице больше десятка сигарет и приятное состояние усталости.

В другой день наш условный художник приходит, и делает ту же картину в спокойной обстановке, на заказ. И тут приезжает заказчик и говорит, мол, Федя, я заказывал вот такую картину, а ты что сделал! Когда начинают сравнивать, то все вроде бы одинаково, но, почему-то в первой краски играют и зовут к себе, а во второй - они бездушные и ледяные.

Не зря же говорят, надо учиться на классиках!
И вот решил наш условный герой окунуться в яркий мир лунных дорожек на водной глади, закатов солнца и морских заливов с маяком.

Все всплески радости морской пучины,
Закаты солнца вижу на воде,
Забыть тебя смогу в кончине,
На тихом кладбище любви.

Да, Айвазовский и не на такие мысли свой "девятый вал" надвинет. Но почему бы и не попробовать содрать и окунуться в неприступный мир Ивана Константиновича! Например, провести пробную тренировку на тихой картинке "Морской залив с маяком".
Первый заход на дело, нет, не понравилось, и процесс поиска пошел. Уже испорчены шесть холстов, но желаемого результата нет. Казалось бы, уже все должно делаться автоматически, но вода мертвая!

Говорят же, что клин клином вышибают, нужно сосредоточиться и спокойно все сделать, а точнее, оживить на холсте воду.

На удачу и с расстройства, для закваски рюмочка коньячка от "Старого Кенигсберга", кусочек сальца с чесночком, и дело пошло.

Вот небо пурпурно-розово-лимонное светловато-дымных тонов, а вот и маяк, а тут лодки с рыбаками, водная гладь и тени на тихой морской воде. Чайки пикируют на рыбацкие сети, яхты плавают, лодки в бухте стоят, но до заката солнца на этом участке морского залива наступит тишина, а к вечеру солнце начнет уходить на покой.

И морской закат согреет наши души,
И может бог простит огонь сердец в груди,
Отдайся без остатку, но только сохрани,
Защиту от сердечной боли и тоски.
Слезы жизни не дано тебе простить,
Они волной морской о берег будут бить.
Художник все поймет, не станет торопить,
Взмах кисти над холстом - надо жить!

Вкус коньяка уже забыт, он просто выдавлен расползающимися в грудной клетке легкими и сердцем, три часа не приседая, пора притормозить и посмотреть, что же получается.

Не глядя на холст, глоточек кофе, и хочется приятного табачного дыма и на третьей затяжке наступает успокоение, и взгляд медленно скользит от пепельницы, чашечки с кофе, закрытой бутылки коньяка на холст.

Вода шевелится, ее легкие движения качают рыбацкие сети, тень от маяка зовет к себе, такое ощущение, что маяк тебе машет своей невидимой рукой.

Вода живая!
За это надо выпить!

И надо еще раз повторить "Морской залив с маяком". Через неделю, увы, как все вышло в прошлый раз, какие краски получались, только и остался, что тупой взгляд на засохшую палитру.

Да, в таком темпе, до тридцати семи лет, а если повезет, то и на пять лет дольше, с такими творческими шагами можно не дожить, печень сгорит, не выдержит.

А там и рукой подать до наркотической зависимости, только попробуй это зелье применить для поддержания вдохновения, вместо сигареты или того же коньяка.

Кто спасет, и кто поможет?
Конечно же, женщина!

О любви говорить не будем, потому что она не материальное состояние, а идеалистическое. Любовь такая же человеческая выдумка, как и по утверждению многих, Библия, еврейская сказка о том, как овладеть мировой цивилизацией.
Скорее всего, любовь сокращенное обозначение физиологического состояния близости только между мужчиной и женщиной, и если рассуждать по-современному, то, в первую очередь, обязательно есть оргазм у женщины, во-вторых, не раздражают запахи тел, и, в-третьих, есть психологическая совместимость и понимание о необходимости взаимных уступок.

И встанет плоть моя в разврате,
Чистым помыслом прикрою наготу,
Любовь зажгу во всей растрате,
О Боже, дай мне сил, я все смогу!

Это сколько же надо выпить после доставленных и полученных удовольствий, чтобы написать такие строчки.

Но, увы, такие строчки просто так не рождаются, такие состояния надо уметь получить, пережить и запомнить, и не каждому дано их передать не только словами, но и кистью.

Женщины любят ушами, но многие мужчины забывают о третьем женском ухе. И только оно, одно, это третье ухо может остановить от пагубного влияния вредных привычек. Но захочет ли это сделать!

Прекрасна ночь в порыве страсти,
Тусклый свет мигает на стене,
Я тебя целую, а ты плачешь,
От счастья, радости, любви!
Равнодушие уйдет, по зову сердца
Упругий жезл поднимется во мне,
И стон любви пронзит ночную темень,
Ты останешься со мной. Я и ТЫ!

А теперь, для сравнения и познания, самое время нашему условному герою посмотреть на жизнь кумиров, и его выбор пал на Сальвадора Дали и Владимира Высоцкого.

Что касается Ивана Константиновича, дожившего до глубокой старости, то один критик той эпохи в начале творческого пути назвал его "ремесленником лунных дорожек", и здесь вопрос спорный, можно и согласиться.

Дали и Высоцкий. Высоцкий и Дали.

Это как раз тот случай, когда один не видел, дали впереди, а другой - предела высоты.

Итак, Сальвадор Дали!
Ему повезло, он встретил ту единственную, женщину, которая очень своевременно вошла, и заметим, удачно в его творческую жизнь. Гала, это имя знают во всем мире, и о том, что у нее русские корни, и о том, что она верная жена великого художника. А ведь многие творческие люди мечтают о такой жене, в их числе и наш условный герой. Именно Гала дала возможность Сальвадору Дали проявить свои творческие способности в прекрасном состоянии под названием Вдохновение.

А что же Высоцкий!
Вот ему, если брать за аксиому идею этой публикации, то не повезло как с первой женой, так и со второй. Другие заботы, да и не до его творчества. Может, причиной трудное послевоенное время, дети. И казалось бы, вот он миг удачи, Марина Влади. Жена, и не жена, как-то все на расстоянии. Именно творческий эгоизм Марины Влади этим самым расстоянием и заглушил распирающиеся от вдохновения легкие и сердце Владимира Семеновича, успокоить которые не смогли не сигареты, не спиртное, и, к сожалению, то о чем сегодня не принято говорить. Сгорел в сорок два года. Сегодня, крик его души мы слышим в его же песнях, стихах, и начинаем невольно задумываться, а были бы они в таком формате, если бы у Высоцкого и Влади все сложилось так, как у Сальвадора Дали с Галой. Да, вопрос.

Для Сальвадора Дали сама Гала была той преградой от вредных привычек, которые не уничтожили организм великого художника, а наоборот, понимая, от чего у него наступает вдохновение, Сальвадор Дали занимался физкультурой. Да, так оно и есть, он поддерживал свою физическую форму для долгожданного физиологического состояния близости с любимой женщиной.

О Высоцком и Марине Влади наш условный герой на эту тему говорить не будет, так как предел в сорок два года его не устраивает.

Но не сказать о том, что эти два человека, Сальвадор Дали и Владимир Высоцкий к ремесленникам от искусства не относятся, в жизни стало аксиомой, то есть не требующей доказательства.

Картины Дали и песни Высоцкого, они не повторяют друг друга, у каждого произведения своя особая техника, сюжет, композиция. У них есть вдохновение и творческий энтузиазм.

Нет шаблона!
Для сравнения, и у Айвазовского, и у Поленова, и у Шишкина, и у Галича, перечислять можно бесконечно, шаблон есть, его видно, если внимательно присмотреться, или попробовать написать несколько сюжетов по их основным произведениям, или послушать песни в исполнении других музыкантов такого же "бардовского" жанра.

Кто сможет опровергнуть такую мысль, уже будет другая мысль, а может и третья, и четвертая и так далее.

Но сегодня в России, с профессиональной точки зрения, нет достойных специалистов, умеющих правильно оценить рассматриваемые около душевные состояния человеческого организма, например, на генетическом уровне.

Годы репрессий их уничтожили под корень!
В наши дни, просто, есть обученные люди, которые говорят казенным языком, но их обучение в свое время пошло не тем путем. И не их в этом вина, они поступали учиться, и их так научили в государственном учебном заведении.
Это не теорема, а уже аксиома.

Одно радует, что Президент России Дмитрий Медведев и Премьер-министр Владимир Путин это поняли.

Ведь наштамповали столько специалистов от искусства, умеющих говорить, например, "есть", "никак нет", "так точно" и "занято", что свежих мыслей и не видно. Все по-книжному. А если и есть новая идея, пусть и о давно забытом старом в новом исполнении, то в корпоративный облик заведения не примут, или уволят через полгода.

Да, все по-книжному. Припоминаю начало восьмидесятых годов, когда об интимной жизни и как все надо делать в таком процессе, юноши ходили в читальный зал библиотек и читали книги об "энтом деле".

Но не все ходили, некоторым повезло, так как учителями были девушки постарше, это лучше любой книги. Для девушек главным была сила юношеская в отдельно взятом месте, и чем она дольше держалась, тем считалось престижней, и молодой организм наполнялся силой на новые подвиги.

Тут уж было не до курения сигарет, и не до выпивки. О наркотиках речи, даже малейших намеков не было. Одним словом, сколько "провисишь на лиане", все твое, и только по команде имеешь право спрыгнуть.

И пацаны, чтобы "продержаться на лиане" от трех до семи часов, делали три основных упражнения для "энтого дела": качали пресс, выполняли подъем переворотом на перекладине и поднимали двумя руками перед собой снизу вверх пудовую гирю.

И кто в те годы познал вкус "висеть на лиане", у них до сих пор есть интерес к учащенному женскому сердцебиению и стону удовольствия, есть настоящая практика, и есть свое искусство, узкопрофильное, со своим вдохновением.

Как уже становится понятным, если не будет здоровья на мужскую силу, ни о какой музе женского пола, например, в живописи, речи, быть не может, а значит и вдохновение будет липовое, не настоящее, и все ограничится обычным ремеслом за мольбертом.

Жалко об одном, о том, что о вдохновении теперь чаще говорят только в рекламе на телевидении, неправильно говорят, и что самое обидное, на Первом телевизионном канале.

По всем параметрам видно, что упущена нить творческого отношения не только к искусству, но и к трудовому энтузиазму.

Такое ощущение, что во все сферы искусства, да и не только, скажем прямо, во все сферы деятельности государственного аппарата пришли люди из "одной бочки", но их разлили в разные бутылки с разными этикетками.

До чего дожили! Невозможно читать газеты, журналы, да и Интернет - тексты везде почти одинаковые, и многие из них передираются из старых газет и журналов один в один, даже гитлеровская "Моя борьба" в моде, потому что там, если брать отдельные фразы, есть хорошие мысли для нашего времени.

Забыли о русском языке, его возможностях, красоте звучания и много вариантности сочетания слов, стилистике и литературном редактировании.
Пройдет время, и при таком течении времени наши дети, и внуки будут говорить, и размышлять компьютерными штампами.

Хорошо, если без вредных привычек!
Но уже без творческого энтузиазма и вдохновения, и без настоящего юношеского задора "повисеть на лиане".

        Старухой будешь ты смеяться,
        Сквозь склероз кричать, все нет!
        Когда художник стал в тебя влюбляться,
        А может, он и был своей любви поэт!

P.S. Поздравляю с Новым 2010 годом! Желаю всем творческих успехов, и поймать хоть на миг настоящее вдохновение.

www.viperson.ru
26.12.2009

viperson.ru

viperson.ru

Док. 618293
Перв. публик.: 26.12.09
Последн. ред.: 22.10.10
Число обращений: 0

  • Роща Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``