В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Партийное строительство в современной России - тенденции и перспективы Назад
Партийное строительство в современной России - тенденции и перспективы
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 24.12.2009

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Тема нашего заседания звучит следующим образом: "Партийное строительство в современной России - тенденции и перспективы". Мы традиционно предоставляем слово представителям политических партий. А потом мы предоставим слово члену Центральной избирательной комиссии Геннадию Ивановичу Райкову и члену Московской городской избирательной комиссии Вячеславу Вячеславовичу Шуленину, и услышим их комментарии. Нет возражений? И у нас есть еще одна приятная процедура, на которую нам потребуется 20 минут. Коллега из ЛДПР, прошу Вас.

Соболев Виктор Васильевич (Либерально-демократическая партия России).
Уважаемые коллеги, тема нашего круглого стола - это партийное строительство в современной России, его тенденции и перспективы. Кто занимается политической деятельностью, разумеется, знает, что партийное строительство - это один из основополагающих элементов любой политической партии. Здесь мы согласны с Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, что политическое поле страны, представительство политических партий фактически сформировано. Эти семь политических партий, которые сейчас представлены, отражают очень большой спектр настроений граждан России. У ЛДПР действуют все 83 региональные отделения. Почти 2 тысячи местных отделений действуют. Сейчас мы очень плотно занимаемся формированием наших первичных организаций. Кадровая молодежная политика в нашей партии стоит на одном из первых мест. Список в Мосгордуму был самый молодой, в среднем 38 лет. Мы делаем упор на то, чтобы все наши члены и кандидаты были с высшим образованием, чтобы они были членами партии, чтобы они занимали активную жизненную позицию, чтобы они к чему-то стремились. И ЛДПР всячески этому содействует. Многие руководители местных и региональных отделений - это молодые и перспективные люди, которые отстаивают свою позицию и стараются сделать так, чтобы наша жизнь стала лучше. Теперь, что касается основных моментов. Сегодня в 12 часов выступал Президент и, отвечая на вопрос о претензиях от оппозиционных партий по выборам 11 октября, он согласился, что часть этих претензий обоснованна. Нас, если мы не согласны, заставляют идти в суды. Вчера мы подали три иска, сегодня еще один. Плюс 89 исков от наших членов комиссий уже находятся в Перовском районном суде. Но вся эта ситуация напоминает один небольшой анекдот, который заключается в следующем. Мы бюллетени вбрасываем, а вы нас поймайте, а если поймали, то заявите, а если заявили, то попробуйте доказать. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что наше избирательное законодательство не совершенно, и мы будем вносить наши предложения на Госсовете по поводу контроля. Но мы призываем только к одному. Не нужно отдельным представителям исполнительной власти, точнее говоря их кланам, так нагло и беспринципно вмешиваться в избирательный процесс. Получается, что оппозиционные партии борются не с "Единой Россией", не с их функционерами, не с их идеологией. Они борются с теми людьми, которые в силу обстоятельств, так как они работают на своих должностях и боятся их потерять, вынуждены делать так, чтобы за "Единую Россию" проголосовало больше. Я вам скажу просто. В Комсомольской Правде была прямая линия, и позвонил молодой человек, студент престижного Московского ВУЗа. Он был наблюдателем на участке, при нём вбросили бюллетени и, разумеется, он сказал о том, что никуда не будет писать, потому, что председатель комиссии дал ему три тысячи рублей. Кем вырастет этот молодой человек, когда каждый день по телевизору ему рассказывают про основы демократии и про наши ценности? Поэтому, дорогие друзья, мы надеемся, что будут сделаны соответствующие выводы. Что в марте 2011 года выборы будут более прозрачными и не получится опять так же, что вы идите в суды, а там попробуйте что-то доказать. Как проходят заседания в судах вам всем известно. 28 числа в Перовском районном суде будут рассматриваться три первых наших иска. Если у вас есть желание, мы вас всех приглашаем, и вы увидите, как нам рассказывают, что это протокол тренировочный, что здесь в верхнем углу нет определенной даты или еще что-то. То есть, коллеги, ЛДПР демократическая партия, которая работает на усиление российской государственности, но мы всем говорим открыто, если нужна в стране модернизация, так давайте её делать. И пора сказать этим чиновникам, которые цепляются за эту власть и вкидывают бюллетени, что так дальше продолжаться не может. В противном случае никакой реальной конкуренции, никакой борьбы с коррупцией, никакого поступательного движения вперед в нашем государстве не будет. Спасибо.

Журавлев Владимир Владимирович (Союз молодежных организаций РФ).
Во-первых, я всех поздравляю с наступающим Новым годом. Наступает год тигра, и я думаю, что наш Комитет будет еще жестче вцепляться в проблемы и решать их. В своем коротком выступлении я хотел бы предложить следующее. Мы говорим о строительстве. У нас в следующем году с 7 по 16 сентября пройдет юбилейная ассамблея поколений "Планета мира и ненасилия", которую мы хотим посвятить местному самоуправлению. Рабочее название: "Молодежь и местное самоуправление". Мы хотим помочь молодым ребятам, чтобы они могли стать депутатами. Речь идет о ребятах, которые по-настоящему активны и хотят заниматься серьезной политикой, решать какие-то вопросы на местном уровне. Мы просим Комитет поддержать эту инициативу и стать одним из организаторов этой ассамблеи. С той же просьбой мы обратимся и в Центральную избирательную комиссию. Я думаю, что это пройдет достаточно серьезно, потому что в этом году мы провели ассамблею под названием: "Вместе мы преодолеем любой кризис", на которой присутствовало более 500 человек из разных регионов страны, и прозвучали действительно интересные предложения, которые мы направили в администрацию Президента. В заключении я хотел бы от имени Центрального совета Союза молодежных организаций наградить почетной грамотой Николая Николаевича Гончара и Сергея Витальевича Бегунова.

Комчатов Владимир Федорович (Российское объединение избирателей).
Я поздравляю всех с наступающим Новым годом. Меня удивила фраза о том, что заставляют идти в суд. Во-первых, никого не заставляют. Во-вторых, хотелось бы сказать, что создан институт гражданского контроля за ходом выборов. Но, как показывают любые выборы, некоторым нашим контролерам, членам избирательных комиссий без права голоса не хватает культуры контроля этих выборов. Вот мы с вами находимся сейчас в Хамовниках. Результат, который прозвучал везде. Здесь живет Митрохин с семьей. При первом подсчете голосов оказалось, что за "Яблоко" никто не проголосовал. Так, извините, значит, тут для оппозиционеров был бы очень хороший информационный повод. Все Митрохина прекрасно знают. Так давайте посмотрим, как вообще проголосовали за "Яблоко" на данном избирательном участке. И, когда выяснится, допустим, что всего три голоса было подано, вот значит результаты голосования за "Яблоко". Я не исключаю и не говорю, что не используется административный ресурс. Он использовался, и будет использоваться. Все зависит опять же от культуры председателей избирательных комиссий и, прежде всего, участковых избирательных комиссий. Но мне кажется, что наш институт гражданского контроля за выборами не получает достаточной поддержки со стороны властей. Необходимо проводить учебу тех представителей, которых мы направляем на избирательные участки. Николай Николаевич, мы с вами сотрудничаем два десятка лет, вы очень активно этим занимаетесь, я думаю, что надо подумать над проблемой организации обучения и представителей политических партий, которые будут следить за ходом избирательных кампаний. Это очень важно. Спасибо. У меня все.

Смирнов Вячеслав Николаевич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Мы к концу этого года подошли с надеждой, что ситуация с выборами в будущем году будет лучше. По нашим данным дана очень жесткая команда на места никакие партии, никаких кандидатов с выборов не снимать и стараться все выборы выигрывать честно, при этом получая, я имею в виду "Единую Россию", не меньше 70%. Как это будет достигаться, мы увидим. Но сам по себе посыл, что никого не снимать, хороший. Возможно, можно уже говорить, что политическая система сложилась, что в ближайшее время кроме семи, может быть еще одной партии, по крайней мере, до выборов в Государственную Думу, новые партии не появятся. Это связано, в первую очередь, с техническими проблемами по регистрации. Возможно, все-таки, реализуется такая ситуация, когда четыре основные парламентские партии лишатся своих монополий на представительство в региональных легислатурах. То есть мартовские выборы, возможно, проведут в какие-то из парламентов представители каких-то других политических партий из семерки. Но это сложно и здесь, возможно, может сработать закон о 5%, когда партия преодолевает 5% барьер, но не преодолевает 7% барьер и ей достается одно место. Мы выступили с инициативой и направили свои предложения Николаю Николаевичу. Если у нас говорят, что политическая система сложилась, что мы идем путем либерализации и демократизации, по крайней мере, правовой и политической системы, возможно, стоит уже обращаться и к Государственной Думе, и к Президенту. Тогда давайте до конца будем либеральными, раз мы такое объявили, давайте снимать проходной барьер в Государственную Думу по той причине, что от этих 12-15 мандатов, которые не достаются или достаются тем партиям, которые не проходят этот барьер кардинально в Государственной Думе расклад сил не меняется. А из-за того, что одна, две партии проходили на грани и им, допустим, не хватило 5% для того, чтобы преодолеть этот барьер у нас возникают очень большие политические трения и резкие заявления лидеров политических партий. В том числе это и на выборах на региональном уровне. Московские выборы показательны. От того, что те, кто не набрал 5%, особенно ЛДПР, ничего бы кардинально не изменилось в Московском парламенте. Нельзя говорить, что изменилась бы правящая партия, нельзя говорить о том, что сильно могли бы повлиять эти депутаты на бюджет, но, у москвичей, у избирателей, осадок-то остался. Видно, что честно там не хватило, не честно не хватило - это уже не волнует наблюдателей. Человек считает, что власть всегда работает не на стороне человека, а в своих собственных интересах. Такое отношение. И поэтому, если мы хотим, чтобы население, избиратели больше доверяли выборам нужно отказываться, может быть постепенно, от 7% барьера, вообще от барьера, если мы говорим, что у нас политическая система сложилась. Если она не сложилась, то вопрос, конечно, другой. По-моему, у нас сейчас не то время, когда было 25 партий и за бюджет приходилось торговаться. И некоторые политические партии, которые сейчас в парламенте, просили за голосование по бюджету с ними делиться. Время изменилось. Я все сказал.

Клычков Андрей Евгеньевич (КПРФ).
Уважаемые коллеги, очень много уже было сказано по существу прошедших выборов. Я думаю, что повторять одно и то же нет смысла. Наш главный вывод о прошедших избирательных кампаниях, что реформа избирательной системы, избирательного законодательства необходима для России. Иначе мы катимся к той ситуации, когда буде 107% за "Единую Россию", и они вынуждены будут добирать по действующему законодательству минимальное представительство других партий в парламент. Прошедшая избирательная кампания показала, что, действительно, огромное количество нарушений, но существуют проблемы, касающиеся недостаточности и квалифицированности представителей партий на избирательных участках. Я думаю, что эта проблема очевидна всем. В том числе это камень в огород КПРФ, что мы не всегда можем обеспечить 100% закрытия избирательных участков, что иногда приводит к невозможности защиты своих голосов на конкретных избирательных участках. Я уже не хочу говорить о том, что в принципе это функция государства - обеспечить защиту голосов избирателей. В нынешней политической картине каждая партия обязана защищать свои голоса сама и идти потом в суды. Мы на сегодняшний день направили более 30 заявлений в суд, 7 уже рассмотрены. Мой коллега более конкретно по судебным делам доложит. Так же направлено обращение в следственный комитет при прокуратуре города Москвы по более 220 жалобам. Однако мы сейчас уже видим, что суды осуществляют определенный подход к рассмотрению дел. Даже по выявленным фактам нарушений используют уже всем известную формулировку: "Не повлияло на волеизъявление избирателей". Самая широкая формулировка нашего избирательного законодательства, которую нужно менять, потому что определяет, повлияло или не повлияло суд. Но, к сожалению, суды не всегда самостоятельны, как мне кажется. То же самое относится и к прокуратуре. Следователь прокуратуры района "Зюзино" по поступившему заявлению увидела фальсификацию, изъяла списки избирателей, изъяла все кроме бюллетеней и с круглыми глазами на это смотрела. Опросила жителей дома, которые внесены в списки избирателей, но не голосовали. Сказала, что все, чуть ли не принимаю решение к мере пресечения руководителей избирательной комиссии. Проходит два дня, она говорит: "Извините, выслала вам по почте постановление об отказе в возбуждении уголовного дела". Вот в такой ситуации мы и живем. Но мы не собираемся опускать руки, мы собираемся дальше продолжать это направление. Как мы ранее заявляли, у нас подготовлено более 800 заявлений в суды, и мы их обязательно направим. Теперь что касается более конкретных дел. Мы считаем, что по каждым выборам необходимо делать выводы, предлагать изменения в законодательство, которое исключит хотя бы в какой-то части возможность фальсификаций, даже в плане государственного строительства. В первую очередь это касается необходимости перехода на пропорциональную систему выборов на территории России. Политическая система сложилась. Сейчас есть семь партий. Может быть, будет больше. И посредством пропорциональной системы выборов мы не допустим борьбы денежных кошельков на отдельных участках. В большей степени это муниципальные и региональные выборы. Тогда будут представлены партии. Есть система заключения соглашений и участия, в том числе, общественных организаций вместе с политическими партиями. Второй момент в плане государственного строительства. Необходимость изменения законодательства в части обязанности предоставления возможности партиям получившим представительство работать на освобожденной основе. Все остальное не дает возможности нормально функционировать. Ну и плюс, безусловно, очень важный момент создание фракций. Мы будем поддерживать эти законопроекты на федеральном уровне, хотя совсем недавно Мосгордума вышла несколько с иной позицией. Следующее - не допускать к участию к выборам депутатов, сложивших с себя полномочия. По органам исполнительной власти этот вопрос урегулирован в законе, однако по депутатам нет. Приведу пример. Последняя ситуация весны этого года в городе Владикавказе, когда депутаты от одной нашей известной партии подошли к реке Терек и выкинули удостоверения в речку. После этого были назначены выборы. Те же самые депутаты, которые выкинули свои удостоверения, пришли вновь в этот же муниципальный орган города Владикавказа. Я считаю, что это недопустимо. Если без достаточных оснований были прекращены полномочия, нечего еще раз участвовать в выборах. Поэтому такое ограничение необходимо ввести и опять-таки Мосгордума отказалась от поддержки данного законопроекта. Необходимо очень подробно и детально урегулировать вопрос об отмене досрочного голосования. Как мне кажется, это лишь дополнительный механизм фальсификаций, а никак не реализации избирательных прав граждан. Так же большая проблема - это открепительные удостоверения. Мы считаем, что от открепительных удостоверений нужно перейти к президентской схеме, когда четкий контроль, кто выдал, кто получил открепительное удостоверение. Тогда будет меньше возможностей для фальсификаций, например таких, которые были использованы на московских выборах октября этого года. Так же необходимо внести изменения в трудовое законодательство, в части невозможности изменения трудового графика на день голосования. У нас обычно всех заставляют работать в воскресенье, и все они по открепительным удостоверениям голосуют по конкретному избирательному участку. А по нынешней пропорциональной системе и смешанной это дает преимущество определенным кандидатам. У нас в Федеральном законодательстве не урегулирован вопрос о предоставлении бесплатного эфирного времени и площадей. Например, московским законом полностью лишили бесплатной площади. Я считаю, что это не допустимо. У кого есть деньги, тогда его могут купить. А если у партии нет достаточных средств для приобретения за баснословные цены площадей. Этот же аспект относится и к предоставлению помещений. В Москве мы столкнулись с огромным противодействием для получения помещений для встречи с избирателями. Мы встречались на улицах, но это не выход. Мы сейчас находимся в том периоде развития государства, когда нужно предоставлять помещения для равных возможностей всех партий. И в целом я думаю, что та работа, которая идет, должна быть максимально направлена на предоставление возможностей всем политическим партиям, участникам избирательного процесса и урегулирование законодательством положений, направлений развития избирательной системы для предоставления больших возможностей политическим партиям, в том числе, и в работе уже в последствие состоявшихся органов законодательной власти. Спасибо.

Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Дело в том, что я задержался по той причине, что получал решение Хорошевского районного суда по семи нашим заявлениям по оспариванию выборов на семи участках. Самое интересное, что отказали нам по той причине, что результаты голосования может оспаривать только избранный кандидат. То есть фактически суд применял нормы по результатам выборов, а не по результатам голосования на участках, поэтому мы будем эти решения обжаловать. У нас готовится порядка 800 заявлений в суды. Большая часть из них туже готова. Я думаю, что мы будем их подавать по возможности одновременно, потому что те суды, которые проходили в данное время показали, что там, где начинают участвовать юристы Московской городской избирательной комиссии суд начинает принимать решения не совсем адекватные, не совсем работающие по закону. Там где она не смогла на начальной стадии участвовать, там территориальные комиссии признаются, как, например, в Хорошевском районе территориальная комиссия в возражениях на иск признала, что она своим решением заменила результаты голосования по участкам вместо того, чтобы обратно отправить группу и провести повторное заседание участковой избирательной комиссии. При этом даже прокурор признала, что, да, имели место серьезные нарушения, но они не повлияли на итоги голосования. При этом и суд, и прокурор изначально согласились с тем, что необходимо затребовать и списки избирателей, и провести повторный подсчет голосов. А после вступления юриста Московской городской избирательной комиссии сразу же это ходатайство, которое с нашей стороны было направлено, осталось без ответа. Его не упомянули ни в протоколе, ни в решении. Поэтому мы будем стараться делать так, чтобы комиссии могли без какой-то подсказки выдать ту позицию, которую они занимали, и как они на самом деле принимали решение. К нам неоднократно обращались с вопросом о том, готовы ли мы сотрудничать с другими партиями по подаче исков. Безусловно, готовы. И, если у каких-то кандидатов из политических партий есть предложения по сотрудничеству, мы с удовольствием готовы их рассмотреть. Самой большой проблемой этих выборов, если не касаться судебного вопроса, явилось то, что те технологии фальсификаций, которые каким-то образом раньше скрывались и вуалировались, на этих выборах стали массовыми. Можно подойти к любому учителю в любой школе, и он вам расскажет кто, когда и как в их школе проводил фальсификацию голосования. В автопарках водители могут рассказать кто, когда и на каких машинах ездил. Только в одном Южном округе ездило 150 машин по участкам, которые вбрасывали бюллетени, и те документы, которые удалось задержать нашим товарищам, прямо об этом свидетельствуют. Хотя были составлены протоколы и милицейские, и прокуратура занялась изначально этим вопросом. Потом все материалы, которые мы передали правоохранительным органам, каким-то чудесным образом растворились в правоохранительной системе. Поэтому самым главным результатом московских выборов стало то, что уже все знают как фальсифицируется, ни для кого не секрет кто конкретно этим занимался. В каждом районе практически любой работник управленческих органов, органов образования все это может рассказать. Поэтому распространение этих массовых технологий привело к тому, что еще сильнее, по крайней мере, в городе Москве, произошел подрыв доверия населения к институтам власти и порядку их формирования. То есть сейчас те изменения, которые должны вноситься в избирательную систему, должны быть радикальными. Никакие косметические изменения ни доверия населения не вернут, не вернут возможность формировать органы власти честно. Всем стало ясно, что выборы в нашей стране просто рисуются. Поэтому следствием всего этого является не только недоверие к органам власти, но и недоверие к партиям, которые участвуют в этом. Причем ко всем партиям. Мы считаем, что обязательно нужно вносить изменения. Нужно публиковать списки тех людей, которые приняли участие в голосовании, потому что все прекрасно знают, что если ты не пошел голосовать, то за тебя проголосуют. Нужно делать прозрачные урны, потому что во многих урнах люди видели пачки бюллетеней даже в прорезь. Если бы урна была прозрачной, было бы прекрасно видно вброшенную пачку бюллетеней. С моей точки зрения, кризис избирательного законодательства и кризис системный назрел, который какими-то простыми косметическими изменениями не переломить. Необходимо серьезное изменение избирательного законодательства, возможно, принятие новых избирательных кодексов, новых избирательных законов, которые будут полностью менять систему подсчетов и систему проведения выборов. Спасибо.

Богданов Игорь Васильевич (Российский Фонд Свободных Выборов).
В большей степени Российский Фонд Свободных Выборов занимается касательно избирательной тематики организацией работы Общественной "Горячей линии" связи с избирателями на выборах, проходящих в Российской Федерации. Как в предыдущие периоды, в октябре мы тоже разворачивали Общественную "Горячую линию". Я хотел бы просто проинформировать участников нашего круглого стола, что по итогам "Горячей линии" выпускается ряд документов. Например, итоговый доклад и свод обращений граждан по социально-бытовым проблемам за 2009 год. Имеются в виду выборы, которые проходили и в марте, и в октябре. Очень интересная картина. Казалось бы, насущные вопросы, которые граждане задают на "Горячей линии", мы их анализируем, подытоживаем, складываем, обобщаем, направляем в органы власти в субъектах, в органы местного самоуправления, в том числе, направляем их в политические партии. Из политических партий, четырех, по крайней мере, активно сотрудничают и активно изучают, что же граждане сообщают на "Горячую линию", КПРФ и "Справедливая Россия". Две оставшиеся партии мы никак не можем упросить, уговорить посмотреть по каким проблемам обращаются граждане. И что касается проблематики нашего круглого стола, я тоже хотел бы высказать ряд предложений или соображений, которые пришли к нам, исходя из итогов работы общественной "Горячей линии". Я абсолютно согласен с тем, что говорили предыдущие выступающие, но мне кажется, что радикально ломать и менять - это слишком. И мы уже в нашей стране знаем, что такое радикально ломать и менять. Я не призываю к тому, чтобы как-то штукатурить, шлифовать, но есть некоторые моменты, над которыми нужно обязательно работать. По крайней мере, выборы, прошедшие в октябре, показали, что необходимо устранить неоднозначность или неточность трактовок некоторых статей избирательного законодательства. Я могу привести пример. В Московской области мы столкнулись с таким фактом, что наблюдателям или кандидатам, обратившимся в избирательные комиссии, не дают копии каких-то документов. Отвечают, что дадут только после письменного заявления, которое рассмотрят в течение пяти дней и потом через пять дней выдадут копии этих документов. По сути дела не нарушается законодательство. Они не отказывают в выдаче копий, но они имеют некую дистанцию в пять дней, которая не противоречит законодательству. Следующий момент. Избирательные комиссии, создаваемые на временной основе. Я не имею в виду избирательные комиссии, которые имеют постоянный состав, а создаваемые на временной основе, то есть люди, которые призываются на работу на временной основе, хотим мы этого или не хотим, очень подвержены давлению со стороны административного ресурса. Более того, хорошо избиркому удалось подготовить этих специалистов, которые раз в полгода призываются на работу в избирательные комиссии, они проводят выборы. Но если бы у избирательных комиссий всех уровней была выстроена какая-то вертикаль. Это были профессионально подготовленные, менее подверженные давлению со стороны административного ресурса люди, которые бы во главе с Центральной избирательной комиссией отвечали в полном объеме за все то, что происходит на избирательных участках. И третий момент. Мне кажется, что Интернет, веб-камеры пришли в нашу жизнь, может быть, в Россию с некоторым опозданием. И, на наш взгляд, наличие в помещении избирательной комиссии веб-камеры и прямой трансляции в Интернет, по крайней мере того места, где происходит опускание избирательного бюллетеня в ящик для голосования, должно осуществляться уже здесь и теперь. По крайней мере, на ближайших предстоящих выборах. Председатель Центральной избирательной комиссии Чуров Владимир Евгеньевич поддерживает эту инициативу. Уже происходит трансляция заседаний ЦИКа и все то, что происходит в ЦИКе уже идет в Интернет. Почему бы не сделать, как информационный стенд на избирательном участке, инвентарем избирательного участка наличие веб-камеры и наличие прямой трансляции в Интернет о том, что происходит на избирательном участке. И последний момент. Я принимал участие в миссии международного наблюдения в Республике Абхазия на выборах президента. Некоторые вещи сначала удивили, вызвали некоторое отторжение, а потом, при детальном и более подробном изучении, они даже вызвали заинтересованность. Например, списки избирателей не являются тайной, которая знает только избирательная комиссия. На входе в помещение избирательной комиссии вывешены все списки избирателей. Избиратели приходят, смотрят себя, видят тех, кто умер, кто по каким-то причинам выехал. Все предано какой-то гласности. И еще один момент. Хотя тоже вызывает к себе неоднозначное отношение. Там в паспорте на 17 странице ставится штамп, что он проголосовал. Я не призываю к тому, что штамп нужно ставить, но, может быть, подумать о введении карточки избирателя или чего-то подобного. Тогда мы сможем устранить эту двойственность голосования. Досрочно здесь, по открепительному удостоверению там, потом пришел еще на один участок проголосовал. Вот мои мысли. Спасибо за внимание.

Константинов Илья Владиславович (политическая партия "Справедливая Россия").
Довольно часто мне приходится последнее время слышать о том, что политическая система в России окончательно сложилась. Это мне напоминает разговоры о том, что социализм в Советском Союзе победил окончательно и бесповоротно. Старшее поколение, наверное, хорошо это помнит. И вот как только прозвучали слова о том, что социализм в Советском Союзе победил окончательно, так ему и пришел конец. Поэтому я бы очень предостерег и присутствующих, и отсутствующих от разговоров об окончательно сложившейся политической системе. Сегодня в телевизионном общении с народом Президенту нашей страны Дмитрию Анатольевичу Медведеву был задан вопрос о внесистемной оппозиции. А почему, собственно, существует внесистемная оппозиция? А почему, собственно говоря, находятся люди, которые, не смотря на сложившуюся представительную политическую систему, однако, идут куда-то, получают дубинкой по голове? Он сказал, что значит есть какие-то группы интересов, которые не учтены. Я хочу повторить его слова. Значит есть какие-то группы интересов, которые не учтены. И в этой связи я бы предложил вновь экспертному сообществу, представителям политических партий, представителям общественных организаций непредвзято посмотреть на закон "О политических партиях". А нужен ли на сегодняшнем этапе нашей стране столь жесткий механизм формирования и контроля за созданием новых политических партий, столь ли необходимо это? Или можно допустить определенную либерализацию в этом отношении? Мне кажется, что политическая ситуация вполне позволяет пойти по пути некоторой либерализации законодательства "О политических партиях". Это расширит палитру политических сил, представленных на политической сцене страны, это вовлечет в электоральные процессы дополнительные группы населения. Мне кажется, что здесь есть над чем работать. Это первый момент. И второе. Здесь сегодня и в прошлый раз говорилось о недостатках сознательных, бессознательных, умышленных, неумышленных в работе избирательных комиссий. А давайте подумаем о механизме формирования избирательных комиссий. Я имею в виду не уважаемый ЦИК, где все выверено, сбалансировано и отточено до нюансов. А давайте мы задумаемся о том, как формируются участковые избирательные комиссии, на какой основе? А из практики мы знаем, что есть школа, принимается решение о том, что там будут нарезаны участки для голосования и коллектив этой школы в полном составе привлекается для работы в участковых избирательных комиссиях. В этой ситуации, конечно, директор и завуч там царь и бог, как они скажут так и будет. А почему избирательные комиссии формируются на такой основе? А почему мы не можем формировать участковые первичные или территориальные избирательные комиссии по другим принципам? Скажем, по тем же принципам, по которым формируются коллегии присяжных в судах с обязательной ротацией их членов через определенный период. Это, что, технически невозможно? Или считается, что, допустим, учитель способен работать в избирательной комиссии, а инженер с соседнего завода, который по случайной выборке получит приглашение принять участие в работе избирательной комиссии с гарантией ему средней заработной платы, обязательно откажется от этого? Или он будет худшим функционером избирательной комиссии, чем молодая учительница? Я в этом очень сильно сомневаюсь. Мне представляется, что механизм формирования низовых, прежде всего участковых и территориальных избирательных комиссий, нуждается в переосмыслении и коренном реформировании. Без этого мы с вами от многочисленных нарушений в работе избирательных комиссий никуда не уйдем. Большое спасибо за внимание.

Мурашко Светлана Николаевна (Общероссийское общественное движение "Женщины во власть").
Тема сегодняшнего заседания касается партийного строительства в современной России. Судя по тому, как КПРФ и другие партии высказывались о том, какие у нас были нарушения на выборах, понятно, что не все гладко. Сегодня и Дмитрий Анатольевич сказал, что нестерильные выборы. Я бы отметила темы, которые в следующем году хорошо было бы рассмотреть на заседаниях Комитета. Это социальный состав, национальный состав, это квотирование женщин. Я думаю, что у нас кризис не только экономический, демографический, но и политический. И по поводу политического строительства у нас есть о чем поговорить, есть конкретные предложения. Это перенесем на следующий год. Спасибо.

Шуленин Вячеслав Вячеславович (член Московской городской избирательной комиссии).
Добрый день, уважаемые друзья. Я бы хотел поддержать коллег от КПРФ. Безусловно, основная задача - это возвращать доверие к выборам. Здесь мы должны прикладывать все свои усилия. И второе, конечно, это горнило законодательства. Я бы хотел остановиться на отдельных аспектах того, о чем было сказано. Андрей Евгеньевич сказал, что не хватает наблюдателей охватить все участки, а представитель "Справедливой России" сказал, что нужно менять систему формирования участковых избирательных комиссий. Я еще раз хочу обратить ваше внимание. Друзья, здесь процессы должны быть равнонаправлены. Партии тоже должны прикладывать максимальные усилия к тому, чтобы не просто наблюдать, а по закону работать в составе участковых избирательных комиссий. Вот вы говорите школы. У нас семь политических партий. Если каждая партия направит в эту участковую комиссию своего представителя, то большинство представителей будет в этой комиссии от партий. У нас от трех до пятнадцати членов участковых избирательных комиссий может быть и соответственно эти люди, которых направляют сами партии, не обязательно должны быть от этой школы. Проблема в чем? Я не хочу обидеть партию "Яблоко". Просто привожу пример. Партия "Яблоко" достаточно уважаемая партия. Из 3200 участков, которые были образованы в Москве на этих выборах, они направили членов комиссии с правом решающего голоса всего в 269. Партии тоже должны поменять психологию. Не только наблюдать, но и работать и самим считать результаты, чтобы потом не было обвинений, что кто-то не так посчитал, что-то не так сделал. Поэтому, Николай Николаевич, можно внести предложение к Комитету? Может быть, взять в качестве функции Комитета, в том числе, подготовку наблюдателей, корректировать подготовку членов комиссий. Здесь присутствуют хорошие юристы от КПРФ, от других партий, которые могли бы помогать, делится опытом с членами комиссий от своей партии, от других, чтобы этот процесс шел и от партий в том числе. Нельзя на кого-то надеяться. Не могут системы избирательных комиссий взять и в один момент все сделать. Нельзя надеяться на госорганы, на органы местного самоуправления, на Президента. Партиям тоже нужно работать. Поэтому, Николай Николаевич, может быть, нужно в рамках Комитета расширять деятельность, вести централизованную подготовку. Это первый момент. Теперь второй вопрос, которой тоже достаточно важный - это отношение к выборам. Я вчера был на круглом столе, где присутствовало очень большое количество политологов. У всех сложилось впечатление, что у нас нет честных выборов. Сейчас мы тоже обсуждаем эту тему и сами партии, говоря о нечестности выборов, подрывают доверие к этому институту. Я приведу пример. Вышла большая статья в Независимой газете, где расписывались всякие аномальные явления с точки зрения авторов на выборах в Московскую городскую Думу на избирательных участках. Мы проверили информацию по каждому участку, написали, что там на самом деле было, и привели реальные данные. Отправили эту статью в Независимую газету. В Независимой газете месяц ответ наш не публикуется. Там нет ни у кого заинтересованности в раскрытии истинной информации. Я не спорю, были нарушения. И по 192 участку Московская комиссия сама обращалась в суд для того, чтобы был пересчет. Бывает много, к сожалению, случаев, когда о чем-то заявляется, но потом эти заявления оказываются беспочвенными. Вот и Геннадий Иванович приводил пример, когда он находился на участке, ему звонили, он предложил разобраться в ситуации, а человек не подошел. Количество таких фактов намного превышает реальное количество нарушений, которое есть на участках. А общее впечатление создается, что у нас там практически ничего честного нет. И здесь, мне кажется, что финал тоже общий. И партии, которые тоже нагнетают иногда излишне. Мы должны подходить аккуратно и выверено к рассмотрению этих фактов. Следующий момент по реформированию избирательного законодательства. Здесь я тоже поддерживаю коллег от КПРФ, которые говорят об отмене досрочного голосования. Я считаю, что нужно даже дальше пойти и отказаться от открепительных удостоверений. У нас столько негатива создается из-за этого института, что это больше вредит имиджу выборов, чем реальной возможности голосованию по открепительным удостоверениям. На московских выборах люди, уезжающие в Московскую область с открепительным удостоверением, проголосовать не могли. Или, допустим, уезжали за рубеж отдыхать. Они получали открепительные удостоверения, а реализовать свое право голоса не могли. Было хорошее предложение представителя Российского Фонда Свободных Выборов вводить карточки избирателей или в паспорт ставить штамп. Нужно находить, может быть, какие-то другие институты, инструменты, чтобы не было этих проблем. Потому что есть проблемы с открепительными удостоверениями, есть проблемы с досрочным голосованием - давайте будем уходить от этого. И система избирательных комиссий только за это, потому что выборы проходят, а потом во всем этом негативе виноватыми становятся избирательные комиссии. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы представление о тех людях, которые проводят выборы, было объективным. Было хорошее предложение проводить ротацию. Поверьте, мы сейчас не добираем членов участковых комиссий, люди не идут туда работать. Не то, что ротация, тех бы уговорить, которые там работали. С каждыми выборами все меньше и меньше людей туда идет, потому что потом начинаются разбирательства, суды, прокуратура. Те же учителя сейчас в Москве имеют достаточно хорошую зарплату. Идти в участковую комиссию, нервы трепать, а потом еще по прокуратуре ходить и по судам у нас никто не хочет. Если бы у нас были очереди, мы бы, конечно, вводили ротацию. Это нереально в нынешних условиях. Так же, мне кажется, нужно по тем проблемам, которые были вскрыты на Комитете, Николай Николаевич, Вам, как депутату, выйти с законодательной инициативой. Была проблема с Андреем Евгеньевичем по поводу удаления. Может быть, отказаться от этого института, потому что здесь присутствует человеческий фактор. Комиссия работает, они все на нервах, кто-то мешает работать, требует грамотного документа. Они мучились, мучились, 3 часа скандалили, через 3 часа приняли решение удалить. Может быть, отказаться от этого института, чтобы избирательные комиссии не могли принимать решение, а могли только правоохранительные органы в случае нарушения общественного порядка. Был случай, когда наблюдатель пришел с пистолетом. Он пришел на участок, органы внутренних дел его развернули и попросили сначала оставить дома огнестрельное оружие, потом вернуться. Такие случаи, конечно, за органами внутренних дел. Или когда у нас бывают драки. Иногда доходит до этого. Тогда органы внутренних дел пускай вмешиваются и по своей компетенции принимают меры. Может быть, этот институт таким образом урегулировать. Так же был вопрос по поводу голосования на дому. Мы, конечно, тоже можем отказаться от этого института, но тогда лежачие больные лишатся одного из моментов социализации. Они хотят в чем-то участвовать. Они и так во всем ограничены. И полностью отказаться от надомного голосования сложно. Может быть, рассмотреть возможность голосование в субботу, когда могут представители всех партий пойти с членами комиссий, которые ходят по домам и с ними наблюдать этот процесс, чтобы потом не было обвинений. Были обвинения по Туле. Потом выяснилось, что это пансионат для пожилых людей, и 300 голосов было оттуда. У нас прокуратура проверяла район Восточное Дегунино. Наблюдатель от одной из партий написал, что в переносной урне, с которой он ходил, был 21 проголосовавший на дому, а во второй урне 27. Он посчитал, что это невозможно. 27 они бы не успели обойти, поэтому там надо результаты выборов признать недействительными. Чтобы уйти от этих моментов нужно искать какие-то пути совершенствования законодательства, в том числе, может быть, в субботу проводить голосование. А в целом этот процесс должен быть обоюдным и со стороны партий должны прикладываться дополнительные усилия, чтобы решать те проблемы, которые у нас возникают. И соответственно система избирательных комиссий всегда готова идти навстречу, помогать во всех вопросах. В частности могу сказать, что Московская городская избирательная комиссия всегда открыта и готова встречаться, участвовать в обсуждениях, подготовке предложений. Спасибо.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Чем отличается Комитет, на котором мы присутствуем? Я на многих Комитетах присутствовал. Опыт у меня довольно богатый. На этом Комитете, как ни на одном комитете, почти все партии присутствуют и высказываются. С другой стороны. 24-25 ноября ЦИК проводил большой семинар, куда были приглашены 8 субъектов, где будут областные выборы, 10 субъектов, где будут выборы в муниципальные центры для того, чтобы разобраться, что было в октябре, для того, чтобы наметить стратегию, чтобы не было недоразумений в марте. Все до одной политические партии были приглашены, а присутствовало три. Если вам это не надо, тогда мы вас и приглашать не будем. Тема партийного строительства, хотя я сам был председателем партии, в данный момент не моя. Я чиновник, который организовывает выборы. Как написано в законе, так мы и будем организовывать. Другим образом не будем, иначе мы ответим по закону. Если мы нарушим закон, нас привлекут самих. Поэтому Президент проводит в январе госсовет по этому вопросу. Все подают туда предложения. Что-то будет принято, что-то будет не принято. Где-то будет изменён закон. Как он изменится, так мы и будем действовать. Вы сказали о либерализации регистрации. Не будет либерализации регистрации, будет регистрация по закону. Если закон будет нарушен, тогда человека не зарегистрируют. По закону, если у человека непогашенная судимость, а он это скрыл, его не зарегистрируют. Если у человека двойное гражданство, то его не зарегистрируют. То есть мы будем поступать, как прописано в законе. По-другому мы просто не можем поступить, иначе нас самих и привлекут. А те предложения, которые прозвучали... Со многими я согласен, со многими не согласен. Но вот вы говорите, что открепительные удостоверения отменить, надомное голосование отменить. А в Конституции есть право гражданина проголосовать. Центральная избирательная комиссия обязана ему это право обеспечить. Что получилось в Туле? Там больница, 250 человек больных плюс медперсонал. По закону они там должны были организовать отдельный участок, как положено в местах временного пребывания граждан. Нет, они взяли четыре урны, поставили на каждом этаже. То есть почти то же самое организовали, но не понятно, что там происходило. Почему они не организовали отдельный участок предусмотренный законом? Мы много делаем фильмов. Какие-то партии смотрят, какие-то не смотрят. Был создан фильм с участием всех партий по наблюдателям. Было показано, как нужно получать протокол, куда его нести. Раздали фильм в партии, в избирательные комиссии. Кто-то обучился. Там вопросов не было. Кто не обучился, там возникают вопросы. Все было детализировано. Даже участковые избирательные комиссии формируются тоже по закону. Если закон по формированию участковых избирательных комиссий изменится... В чем здесь есть опасность? Если мы будем нападать на участковые избирательные комиссии, завтра в них людей не будет. Оплата за эти дни от 1,5 до 2 тысяч рублей. Зачем бы я туда пошел, скажите, пожалуйста? Подработать? Как, например, пенсионерка подработала, когда подписи подделывали. На 400 тысяч штраф наработала, а у нее пенсия 4 тысячи рублей. Когда она штраф отдаст? И мы тоже должны бережно относиться к людям, которые работают в участковых избирательных комиссиях. Но если есть какие-то нарушения, мы жестко их будем пресекать. Поэтому давайте подумаем. В марте будут выборы. Мы сейчас ввели определенный порядок разбора жалоб и обязали избирательные комиссии ему следовать. Этот порядок очень строгий. Мы будем запускать эти жалобы в систему ГАС "Выборы", чтобы они шли под жестким контролем. То есть мы ужесточаем этот контроль. Но мы должны все понимать, что мы в одном обществе живем. Да, надо кому-то выиграть. Но если ты не можешь выиграть, значит, ты не можешь выиграть. Я попросил бы партии больше участвовать в мероприятиях ЦИКа. Мы для вас эти мероприятия делаем. Мы не можем обсуждать партийную систему. Мы чиновники. Но, мы идем вам навстречу, взаимодействуем с вами. Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, больше желающих выступить нет? Вы знаете, почему к нам ходят люди? Потому, что мы даем возможность сказать всем и то, что они считают нужным. Это первое. Теперь второе. Мы приближаемся к точке перегиба. Я очень хотел бы, чтобы она не стала точкой перелома. Но то, что количество начинает переходить в ожидаемое качество, честное слово, к этому идет. Это нельзя не чувствовать. А люди, которые пережили конец 80-х годов, чувствуют это особенно остро. Что я хочу сказать. В нашей стране есть не очень приятная традиция. У нас смена власти всегда превращается в общенациональную трагедию. Она всегда затрагивает интересы собственности. А отношение к угрозе собственности понятно, плюс национальная традиция решения этой угрозы. К сожалению, у нас политические партии вне зависимости от их названия в значительно большей степени ориентируются на местного губернатора, на местного руководителя органа местного самоуправления, и единственная конкуренция возникает тогда, когда в столице области одни экономические интересы, а у области другие интересы. Начинается некая возня, и, что называется, появляется шанс и появляется конкуренция. Совершенно справедливо было сказано, что по-настоящему честные выборы у нас были в 1999 и 2000 году, когда различные представители разных направлений элиты жестко конкурировали между собой. Отечество, Вся Россия и Единство. Вот тогда смотрели друг за другом очень жестко. И, конечно, выборы весны 90-ого года в Москве, когда были все эти бредовые разговоры по поводу того, что Ельцину подбросили. Полностью весь состав избирательных комиссий был сформирован городской партийной организацией КПСС и, будучи одним из доверенных лиц товарища Бракова, я понимаю, что это не правда. Те разговоры, которые мы здесь ведем, начинают вырисовываться и могут быть положены на бумагу. То, что сегодня сказал представитель "Правого Дела", то, что сказали коммунисты, то, что сказал сейчас Вячеслав Вячеславович Шуленин, давайте попытаемся положить на бумагу. Вы должны услышать то, что сейчас прозвучало, то, что сказано по поводу обучения и контроля за деятельностью, в том числе, господа, ваших наблюдателей. Как говорится, торг не уместен, но это есть вопрос. Иногда ты же хочешь опереться на наблюдателя от оппозиционной партии. Но для того, чтобы это сделать его нужно поднять из-под стола. А времени-то всего половина первого. Это тоже ненормальная ситуация. И было бы очень не плохо, чтобы представители всех оппозиционных партий эту ситуацию контролировали. Я нигде и никогда этих примеров не приводил бы. Но это есть предмет для серьезного разговора. Более того, мы найдем, наверное, финансовый ресурс. Любое обучение, любая разработка технологии контроля за наблюдателями не бесплатная. И, я думаю, что мы, обратившись к нашему гражданскому обществу, найдем соответствующие ресурсы строго в соответствии с законодательством. Теперь еще одно. Экзотические вещи типа особых отметок в паспортах. Есть законы о персональных базах данных и захочу ли я, чтобы у меня в паспорте стояла какая-то отметка. А потом мне как-то на работе кто-то из кадровиков сказал: "Покажите, вы были на выборах?" "Какое ваше дело?" - говорит гражданин Иванов. Но, другой вопрос, о котором говорю не первый раз и какая-то вязкая тишина. Списываю ее только на то, что Новый год, а вовсе не на то, что представители наших парламентских политических партий, не "Единой России", ей это не нужно, начинают тихими, партизанскими тропами прорезаться за Кремлевскую стену и там шушукаться. И каждый раз, когда возникает серьезное предложение, думают, а если мы это предложение поддержим, а не закроется ли потаенная тропа и т.д. Поэтому, конечно, не захочу я, чтобы у меня в паспорте стояла эта лиловая штука. А потом на границе кто-то из бдительных китайских таможенников долго выяснял что это такое. Но, почему не предоставить гражданину право узнать, есть он в книгах для голосования или нет. Я пришел с паспортом, я показал документ и попросил показать мне, есть у меня там отметка в голосовании или нет. Я не голосовал, я был в городе Воронеже. У меня был случай, когда ко мне пришли три представителя одной политической партии и пожаловались на то, что соседка им сказала, что они голосовали, а они на самом деле не голосовали. Я их прошу показать паспорта и оказывается, что один живёт на Усачёва, второй на 3-ей Фрунзенской и третий на Алексея Толстого. Каким образом у них оказалась одна общая соседка? Тоже вопрос. И тоже правильная постановка вопроса в такой дурацкой редакции превращается в свою антитезу. Живые люди, повторяю, один действительно был в Воронеже и показал документы, в том числе, справку из гостиницы. Потом в рабочем порядке он попытался поинтересоваться, отмечен он или нет. Нет, он не отмечен. И об истории со 161 и 162 участками тоже много раз говорили. Оба участка рядом. Только на одном из них голосовал Кремлевский полк. И вот этими примерами я вовсе не говорю, что все безоговорочно, честно или нет, а говорю, что нужно четко и внятно работать, разбираться и готовиться к этой части вопроса юридически, точно выверять. Я не знаю, чем закончатся ваши суды, но точно знаю, что у вас будет возможность о результатах этих рассмотрений сказать. Это та норма, которую, в том числе и мы, полтора года назад канючили, ходили этими же самыми партизанскими тропами за ту же самую стену, но получилось же. И сейчас, когда "Единая Россия" откатала временной регламент двумя событиями, перед весенними выборами вы получаете там часы. Вот результат. Все до копейки, вернее, до минуты, до часа и КПРФ, и ЛДПР, и "Справедливая Россия" получат. Это прекрасно, но есть позиции, по которым все-таки нам всем не хватает принципиальности и, может быть, нам в большей степени, но у вас это заметней. Это очень важная вещь. Я на этом хотел закончить. Но, прежде чем это сделать, я хочу выполнить приятную миссию и вручить почетные грамоты.
(Вручение почетных грамот).

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
В нашем Комитете есть Правление и я член этого Правления. И мы на Правлении приняли решение наградить почетной грамотой Межрегиональной общественной организации "Общественный Комитет" За честные выборы!" Гончара Николая Николаевича.
(Аплодисменты)

25.12.2009
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru

Док. 618279
Перв. публик.: 25.12.09
Последн. ред.: 19.01.10
Число обращений: 0

  • Константинов Илья Владиславович
  • Райков Геннадий Иванович
  • Гончар Николай Николаевич
  • Комчатов Владимир Федорович
  • Смирнов Вячеслав Николаевич
  • Клычков Андрей Евгеньевич
  • Чупанов Андрей Сергеевич
  • Шуленин Вячеслав Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``